Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Криворукого мастера никакой 3D-стенд не спасет. Что нужно знать про развал-схождение

39106 27
39106 27

На стенд развала-схождения обычно ездят после ремонта ходовой части или если машину вдруг начало "вести" в сторону. А может, стоит проверять углы установки колес чаще? Если да, то почему? И что нужно знать, выбирая СТО или мастера для этой процедуры?

Зачем это нужно?

Начнем с того, что вообще проверяется на стенде. Основные параметры, которые измеряются, а при необходимости (и технической возможности) регулируются, - это схождение, развал и кастер. Схождением называется угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Развал - угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Ну а кастер - это продольный наклон оси поворота, то есть угол между вертикалью и осью поворота управляемого колеса в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля.

Углы установки колес измеряются в градусах и минутах (в одном градусе 60 минут). Параметры и допуски, а также дополнительные условия, которые необходимо соблюдать при проверке, определяет производитель. Углы установки колес в значительной степени влияют на поведение автомобиля на дороге, во многом определяя характер управляемости, а также курсовую устойчивость.

Соответственно нарушение параметров приводит к ухудшению заданного баланса: автомобиль начинает хуже слушаться руля, становится слишком "нервным" или, наоборот, не желает ехать в поворот. Нарушенный развал в долгосрочной перспективе приводит к неравномерному износу шин, а "сбитое" схождение способно уничтожить шины всего за несколько сот километров.

Между тем далеко не все из озвученных параметров могут быть регулируемыми - это зависит от конструкции. Так, схождение передних колес можно выставить на всех машинах, а вот изменить развал, а уж тем более углы установки задних колес можно далеко не на всех моделях, особенно если сзади - простая полунезависимая подвеска. Кастер тоже, как правило, не регулируется.

Шайбы между ступицей и балкой позволяют изменить углы развала и схождения

Другими словами, заданные производителем параметры обеспечиваются взаимным расположением деталей ходовой части и не меняются. Скажем, если колеса вдруг стали "домиком", а развал не регулируется, причина наверняка кроется в деформации рычага или поворотного кулака. По-хорошему эта проблема решается заменой детали. Хотя заметим, что существуют технические решения (вовсе не "заводские"), которые позволяют выставлять и данные параметры, но это уже ближе к тюнингу и автоспорту.

Частота обращения

На развал-схождение принято обращаться после ремонта ходовой части. Конечно, далеко не все работы приводят к нарушению углов установки колес. Но, например, после замены рулевых тяг и наконечников, ремонта рулевой рейки, даже просто после снятия/установки этих деталей проверить схождение не будет лишним, даже если в ходе ремонта делались контрольные метки.

Углы могут "уйти" и после снятия/установки рычагов, замены шаровых опор, сайлент-блоков, пружин передней подвески. Мастера приводят пример, когда снятие/установка шаровой опоры с креплением на несколько болтов может приводить к изменению схождения на 30 минут с одной стороны при суммарном допуске 10 минут.

С задней подвеской все проще, хотя многое зависит от ее конструкции. Если это обычная балка, в ней ничего не регулируется, а менять по большому счету нечего. Но сложная "многорычажка" наверняка имеет "развальные" рычаги (тяги), да и вообще за позиционирование колеса в ней отвечает гораздо больше деталей. Деформация одного из рычагов или просевшие пружины уже могут нарушить углы установки колес. Соответственно после "пересыпки" такой подвески требуется как минимум проверка параметров развала и схождения.

Понятно, что на стенд вы поедете и после сильных ударов по подвеске, из-за чего машину стало тянуть в сторону. Но по-хорошему проверять углы установки колес следует и без этого, просто с определенной периодичностью. Какой именно - зависит не только от интенсивности эксплуатации и ее тяжести (по каким дорогам приходится ездить, хорошим или разбитым), но также и от конструктивных особенностей автомобиля.

Если производитель заложил большие допуски по углам (например, суммарное схождение колес на оси от -10 до +40 минут), то вполне достаточно проверять развал-схождение раз в год-полтора или через 20-30 тысяч км. А если допустимая разбежка всего плюс-минус три минуты, это как раз тот случай, когда углы установки колес стоит проверять в два раза чаще, например, после каждой сезонной смены резины.

Кстати, не будет лишним заехать на развал-схождение и перед покупкой подержанного автомобиля, особенно если есть сомнения по поводу геометрии кузова. По расположению колес и углам их установки уже можно судить, есть ли проблема, а если да, то насколько она критична. Например, можно ли выставить развал, схождение и кастер в заводские допуски.

Также можно проверить, не нарушена ли соосность (это когда одно колесо "обгоняет" второе - тут уже регулировки не помогут). Справедливости ради заметим: показания стенда лишь укажут на проблему, но не скажут, возникла она по причине повреждения элементов подвески, смещения или деформации подрамника либо это собственно нарушение геометрии кузова. Здесь уже развала-схождения недостаточно - машину придется "промерить".

Главное - исполнитель

Опытный и ответственный мастер может обеспечить высокую точность измерений и на старом оборудовании, просто времени на это уйдет больше, чем на современном 3D-стенде. Но последний хоть и повышает скорость работы, снижая влияние человеческого фактора на итоговый результат, все равно не гарантирует правильности измерений без следования регламенту. Другими словами, точность измерений зависит не столько от оборудования (разумеется, оно в любом случае должно быть исправно), сколько от правильности проведения процедуры проверки и регулировки, то есть от умения и дотошности мастера.

В свое время мы проводили эксперимент: загоняли на стенд автомобиль и проводили измерения без разгрузки подвески и проверки давления в шинах (а одно из колес было специально приспущено). В результате измерения хоть и вписались в допуски, но оказались некорректными. И это показательно!

Опытный мастер уточнит, а лучше проверит сам состояние сайлент-блоков, шаровых опор, рулевых тяг и наконечников. Если имеются люфты, то проводить измерение углов установки колес бессмысленно. Также необходимо проверять давление в шинах (хотя некоторые 3D-стенды могут "видеть" отличное по внешнему диаметру колесо).

Также нужно разгрузить подвеску, правильно установить датчики на колеса и обязательно произвести компенсацию биения: в компьютер стенда необходимо ввести корректировки по возможному несовпадению измерительной плоскости датчиков и плоскости вращения колес, что обычно происходит из-за неровных колесных дисков.

Следует также учитывать, что автомобили некоторых марок устанавливаются на стенд с дополнительной загрузкой, то есть с учетом массы водителя и пассажира, а, например, в BMW нужно загружать еще и заднее сиденье по центру. Так что технологии технологиями, но от педантичности оператора стенда по-прежнему зависит многое.

Ну и не забудем про саму поверку сложного и точного оборудования, которая должна проводиться с регулярностью раз в год. Сама плоскость, на которой измеряется автомобиль, должна быть идеально ровной. Это к вопросу о качестве монтажа стенда, а также о том, что выбирать развал-схождение стоит не по цене или расположению, а исходя из репутации мастера/СТО. Благо сейчас источников для поиска адекватных отзывов предостаточно.

Гаражи в нашей базе объявлений - больше 1000 предложений!

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
27 комментариев
1

Так мастер правильно говорит)) Развал не регулируется , он лишь может быть равномерно сбалансирован сдвигом подрамника -это разные вещи .Смешно, когда после дтп (а оно на 15-20 летней машине с очень большой вероятностью было ) пытаются подрамником развал регулировать , начитавшись интернета , а про замену кулаков(рычагов) и слышать не хотят. А затем еще и все шаровые опоры позаливают и сайлентблоки из "танковой" резины вытачивают ....а через 2 месяца рейку в ремонт , ну Вы поняли ... Так что тут до "кривой " как до луны , а еще esp адаптировать

0

а надо ли сидеть в авто при этом?

0

В некоторых моделях должен быть водитель (в некоторых - и пассажир) - или же дополнительный вес

3

Статью писал далёкий далёкий от мат.части .... (фото с шайбой под ступицу)
Еще бы написал на 3 болтах ездить.... , ни в одном авто шайбы не подкладываются , их площадь слишком мала (потом колёса отрывает ) . В таких случаях есть спец. пластины , для увеличения площади соприкосновения .

1

Тема не раскрыта.
1. Даже если сзади обычная балка (пассат Б5, А6С5 и т.д.) - её можно двигать и тем самым менять схождение задних колёс. Там даже дырки овальные для этого предусмотрены.
2. Раз уж речь зашла о профессионализме мастеров, то спросите, кому из них знакомо понятие "кривая схождения" и кто из них знает, что на всём этом семействе ваговской многорычажки (всё тот же Бэ-пятый, ауди А4, А6) из-за очень коротких рулевых тяг, схождение необходимо регулировать в двух положениях: в стандартном и в приподнятом.

ps когда "мастер" говорит, что на этой подвеске даже развал не регулируется, а на мой вопрос: "для чего тогда в подрамнике овальные дырки?" впадает в ступор - я прекращаю разговор.

pps предлагал в своё время затронуть эту тему Сергею Боярских, но, видимо, не заинтересовало.

1

Так мастер правильно говорит)) Развал не регулируется , он лишь может быть равномерно сбалансирован сдвигом подрамника -это разные вещи .Смешно, когда после дтп (а оно на 15-20 летней машине с очень большой вероятностью было ) пытаются подрамником развал регулировать , начитавшись интернета , а про замену кулаков(рычагов) и слышать не хотят. А затем еще и все шаровые опоры позаливают и сайлентблоки из "танковой" резины вытачивают ....а через 2 месяца рейку в ремонт , ну Вы поняли ... Так что тут до "кривой " как до луны , а еще esp адаптировать

2

Факт в том, что возможность повлиять на развал - есть! Точно так же можно и произвести взаимную компенсацию схождения задней оси. Рычаги-дтп-опоры - это всё нюансы. Я говорю о мастерах, которые соплями забрызгают, доказывая, что развал установлен с завода раз и на всегда, а про "кривую" даже не слышали. И возраст машины и дтп здесь не при чём. Когда ему говоришь, что снимал коробку, т.е. подрамник тоже снимался, а в ответ:"ну и что?" - о чём говорить с таким мастером?
Попробуйте обзвонить с десяток СТО. Сомневаюсь, что найдёте того, кто хотя бы знает об этом, не говоря чтоб ещё и умел делать.

0

В тех описаниях по ремонту сдвиг подрамника предусмотрен как процедура? Описан в автодате? Описан в ельзе? Или вы путаете как положено с можно и возможно?

0

Описан. Предусмотрен. Является стандартной процедурой.
В эльзе называется "уравновешивание развала передних колёс".
Точно так же для задней балки: "уравновешивание схождения задних колёс"

0

Да на самом деле есть такая процедура

0

(Даже если сзади обычная балка (пассат Б5, А6С5 и т.д.) - её можно двигать и тем самым менять схождение задних колёс. Там даже дырки овальные для этого предусмотрены)....Господи , что за бред. Если стоит балка , то в принципе схождение не регулируется!!!! Простыми словами ,регулировка схождения , это регулировка одного колеса , относительно другого...Хоть ты балку поперёк автомобиля поставь , колеса своего положения относительно друг друга не поменяют.

0

Бред - это то, что вы цепляетесь к словам, не желая видеть очевидного. Колёса относительно друг друга не регулируются, но относительно оси движения - да. И в эльзе эта процедура называется "уравновешивание схождения задних колёс". Мой посыл такой, что заднее схождение и передний развал может меняться и мастер-развальщик обязан это знать и уметь делать. Но он не знает и не умеет. И ни какой стенд тут не поможет. Точно так же это касается настройки "константы схождения "S"". Это ярчайший пример, подтверждающий название статьи: стенд выдаёт распечатку, в которой есть графа "схождение в приподнятом состоянии", но там везде стоят прочерки. Т.е. стенд про эту регулировку знает, в нём заложены такие возможности, а вот мастер - не в курсе.

0

На б5-том ниразу не делал развал, магина всегда идеально едет прямо. Можно отпустить руль и ехать спокойно пол минуты.

0

Может подскажете где можно качественно отрегулировать углы установки колес на A4 в B5 кузове (чтобы и кривую схождения правильно выставили)?

0

В Минске я не нашёл таких.

0

а где-нибудь в другом городе нашли?

0

В любой профессии , если техника в руках дикаря, то это груда металлолома.

0

Лучше бы написали, где нормальную станцию по развалу можно найти. Вечно лоботрясы попадаются какие-то. А переделывают не очень охотно и быстро.

0

В Борисове мастер на обычном старом стенде смонтированном в гараже сразу все определил, растусовал, что можно было с моей бедой(варили лонжерон, проблема возникла с соосностью) сделать, а что нет. По итогу машину продолжало немного уводить в сторону, нос резиной все норм было 2 года пока не продал.

0

Я один такой, кто может и раз, и два возвращаться на развал-схождение по поводу не ровно установленного руля?

0

Пока сам не выставишь никто в идеал делать не будет!!!! С помощью обычного шнурка за 5 минут можно посмотреть эти схождения и развалы ...

1

Точно сказано. Если машина в годах, то суммарные люфты подвески ,рулевого, опоры сводят на нет всякие суперстенды. Поэтому веревка и уровень самый бюджетный вариант для понимающего автовладельца.

0

Вы правы! Так решил свою проблему!

0

Три станции проехал, не на одной схождение сделать не смогли чтобы машину в калее не бросало в стороны , при выставлении схода-развала не учитывают ширину колёс, диаметр дисков , одним словом ( заработать на вас). Проблему с машиной своей решил сам!

0

Станций понастроили, а слесарей нету, одни индейцы с копьями, смотрят на машину и ищут знакомые гайки с болтами!))))

0

Откуда им взяться за такие зарплаты, разве что с ПТУ сразу.

0

Спуститесь на землю. По кривым дорогам нужна кривая подвеска!!! А вы... идеально ровный пол, колеса...

0

Пока развал будет стоить дешево, хорошего специалиста на работу не загонишь !

  • Войти или создать профиль