Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Утильсбору 5 лет. Почему сбор есть, а утилизации нет, или За что мы платим деньги?

35962

Взимать утилизационный сбор за автомобили в Беларуси начали еще 5 лет назад. Но организаций, чьей профильной деятельностью являлась бы утилизация автомобилей, так и не появилось. Брошенные во дворах и на стоянках гипермаркетов автомобили по-прежнему не редкость...

В странах Западной Европы, где борются за экологию, механизм утилизации авто отработан. И в утиль все чаще попадают шикарные по белорусским меркам автомобили. Причина - "низкий" экологический класс. Но у нас, как говорится, все не так... Разбираемся, куда идут деньги от утилизационного сбора, как работает система утилизации и почему трехлетний автомобиль из ЕС экологичнее нового из России.

Сбор есть - утилизации нет

Впервые об утилизационном сборе белорусы узнали 5 лет назад. Когда в соответствии с Указом Президента РБ от 4 февраля 2014 г. №64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств" с 1 марта 2014 года всех, кто импортирует автомобиль в страну, обязали оплачивать новый сбор. 

Изначально утильсбор исчислялся базовыми ставками и был зафиксирован в иностранной валюте - российских рублях. При ввозе авто старше 3 лет в 2014 году физлицо платило прядка 100$. "Полученные средства поступают в государственный бюджет и направляются на утилизацию неэксплуатируемых автомобилей", - поясняли авторы указа. Это звучало логично и доступно: средства, полученные от утилизационного сбора, должны идти на утилизацию автомобилей.

Цель изменилась - название нет

В феврале 2016 года ставки утилизационного сбора значительно выросли: в 1,65 раза - для юридических лиц, в 8,25 раза - для физических. Ставки сбора зафиксировали в белорусских рублях. Но, как выяснилось, никакой связи между увеличением размера утилизационного сбора, утилизацией авто и заботой об окружающей среде нет. Истинные мотивы правительство не скрывало: "Как сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского правительства, подобное решение является мерой по урегулированию ввоза транспортных средств из государств - членов Евразийского экономического союза".

Основными же мотивами для изменения ставок стало уменьшение оттока валюты за рубеж, а также помощь белорусским дилерам. 

Простые же люди просто были поставлены перед фактом: с февраля 2016-го физическим лицам при первичном ввозе легкового авто в Беларусь пришлось платить уже 495 рублей за машину моложе трех лет и 742 рубля 25 копеек за ТС старше трех лет.

Суммы, уплачиваемые юридическими лицами, в частности при ввозе грузовой техники, куда более внушительные и могут исчисляться несколькими тысячами долларов.

Учитывая тот факт, что сбор распространяется на весь ввозимый в страну транспорт, поступления в государственный бюджет по этой статье должны быть более чем внушительными.

Так, только в ажиотажный период конца 2014 года белорусы ввезли из России порядка 70 тысяч авто, а всего за тот год к нам приехало около 90 тысяч машин только из России, еще 40 тысяч авто было ввезено из третьих стран. По старым ставкам это как минимум 13 млн долларов в виде утильсбора. Конечно, такой покупательской активности белорусы больше не проявляли, но машины отовсюду пригоняли исправно.

Тем не менее, несмотря введение сбора, а потом и на его повышение, как выяснилось, организаций, которые занимаются утилизацией авто, так и не появилось. 

Европейский опыт

Начнем с изучения ситуации, как это должно быть. 

Например, в Германии давно существуют площадки, которые занимаются утилизацией авто. Причем после "дизельгейта" на свалки стало попадать все больше шикарных по белорусским меркам машин. Виной этому их экологический класс (дизели класса Евро-4 и ниже). Государство со своей стороны всячески стимулирует владельцев "неэкологичных авто" сдавать их на свалку. Так, в Германии за сдачу "старой" машины немцы могут получить бонус на покупку новой в размере до 10.000 евро. В итоге "неэкологичный" дизельный Passat B6 в Германии отправляется под пресс, в то время как по Беларуси вовсю разъезжают дизельные Passat третьего-пятого поколений. Которые к тому же благодаря действующим высоким таможенным пошлинам и утильсбору являются ликвидным товаром внутри страны.

Обсуждая тему утилизационного сбора, мы не могли обойти стороной вопросы экологии. 

В Беларуси, по всей видимости, об экологичности транспорта пока не задумываются. И это притом что по статистике автомобильные выхлопы являются основным загрязнителем воздуха в нашей стране. Так, например, в самом автомобилизированном городе Беларуси (кстати, это не Минск, а Гродно) вредные выбросы в атмосферу на 70% состоят из выхлопных газов. 

Несмотря на такие показатели, никаких ограничений на ввоз транспорта по экологическим стандартам нет. Единственным ограничителем от ввоза "хлама" являются высокие таможенные пошлины и фактический запрет на ввоз авто старше 5 лет из стран, не входящих в ТС. Получается, из России в Беларусь можно привезти автомобиль любого года выпуска независимо от экологического класса. В то же время с 1 января 2016 года в соответствии с Техническим регламентом №609 на территорию Российской Федерации запрещен ввоз авто экологического класса ниже Евро-5. 

В ответ на это оптимист скажет: зато новые автомобили из России, составляющие бОльшую часть белорусского рынка, наверняка будут иметь экологический класс не ниже Евро-5. И будет наполовину прав. Ведь любой автомобиль, выпущенный для стран ЕС, начиная с 2015 года соответствует экологическому стандарту Евро-6, на который Европа перешла на год раньше, чем Россия на Евро-5. А стандарт Евро-5 был введен в Европе еще в 2009 году. 

В итоге, если рассматривать транспорт с точки зрения экологичности, получается, что любая 4-летняя машина из Европы экологичнее новой, приобретенной в странах Таможенного союза. А "десятилетки", ввоз которых под "жэстачайшым" запретом единых пошлин Таможенного союза, с точки зрения экологии ничуть не хуже продаваемых в наших салонах новых автомобилей. 


Белорусские реалии

Относительно беспроблемно утилизировать авто в Беларуси все-таки можно. Ведь вопрос брошенных машин встал задолго до 2014-го. 

Помочь бороться с бесхозными автомобилями должен был Указ Президента РБ №348 от 09.08.2011 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации", который вступил в силу 1 января 2012 года. Но направлен он был все-таки на борьбу с бесхозными транспортными средствами.

Указ подробно описывает всю длительную процедуру очистки дворов и разъясняет, что является хламом. Если вкратце, то под категорию автохлама попадают неэксплуатируемые транспортные средства с видимыми повреждениями или на которых отсутствуют детали, что делает их участие в дорожном движении невозможным. Также автохламом признается транспорт, который не используется более шести месяцев со дня окончания срока техосмотра и не поддерживается в состоянии, допускающем участие в дорожном движении. 

Тут вроде бы все понятно, но кто и как именно утилизирует авто, предстоит разобраться.

Если же владелец автохлама не станет дожидаться, пока его транспортом заинтересуются соответствующие органы, вопросом утилизации можно заняться самостоятельно. Но как?

В извещении владельцу автохлама указана организация, которая осуществляет утилизацию транспортных средств. В нашем случае это "Гродновторчермет". Информация о том, что "Вторчермет" занимается утилизацией автомобилей, нас очень заинтересовала и вызвала подозрение. Поэтому мы решили разузнать все подробнее.

Однако, как выяснилось, никакой утилизацией автомобилей в прямом понимании этого слова "Вторчермет" не занимается. Сюда нельзя просто привезти ненужный автомобиль. Организация может только принять у вас кузов и прочие детали, изготовленные из железа, за исключением амортизаторов. На автомобиле не должно быть стекол, резины и т.д. 

Получается, что к "утилизации" автомобиль еще необходимо подготовить. И "Вторчермет" не утилизирует автомобили, как сказано в извещении, а всего лишь принимает лом металлов. За который, кстати, платит деньги. Примерно так же "утилизировать" автомобиль можно в любом заготовительном ларьке после того, как вы снимете авто с учета в ГАИ. При выборе такого способа вам придется изрядно потрудиться, разобрав и доставив "автомобиль", зато удастся получить деньги за металл, которых после оплаты услуг эвакуатора останется совсем немного. 

Но есть вариант, позволяющий еще проще избавиться от ненужного автомобиля. Для этого после снятия его с учета в ГАИ вам необходимо в произвольной форме написать заявление в УЖРЭП на имя директора и ожидать, когда ненужное вам ТС заберут и утилизируют совершенно бесплатно. 

Однако по факту так или иначе автомобиль будет разобран и сдан на металлолом в соответствующие организации, а за сданный металл организация получит деньги. 

Говорить же о полноценной утилизации автомобиля ни в первом, ни во втором случаях не приходится.

Вывод: ситуация с утильсбором отчасти напоминает ситуацию со сбором дорожным: когда сбор появился, а дороги лучше не стали. Так и утильсбор: платеж есть, а организация, занимающаяся утилизацией авто, не появилась даже спустя 5 лет после его введения. И наверное, самое интересное: если брошенный вами автомобиль принудительно эвакуируют и с соблюдением всех норм утилизируют, с вас взыщут все расходы, связанные с его транспортировкой и хранением, даже несмотря на то, что при ввозе авто вы уже заплатили определенную сумму за его утилизацию. Вопрос: за что мы все-таки платим?

Владимир АПЛЕВИЧ
ABW.BY

Более 77.000 предложений о продаже новых и подержанных авто в нашей базе объявлений.

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль