Расследование ABW.BY. Негарантийный случай? Кузов двухлетней Skoda Rapid покрылся "жуками"

97483 181

"Дзень добры, паважаная рэдакцыя. Кузаў маёй Skoda Rapid пасля дзвюх зім пакрыўся "жучкамі", а дылер адмаўляе ў гарантыйным рамонце. Кажа, што гэта механічнае пашкоджанне. Падкажыце: нармальна гэта ці не?"

Обычно к таким сообщениям мы подходим с осторожностью, потому что нередки случаи потребительского экстремизма, когда из-за какого-нибудь скрипа владельцы нового автомобиля хотят вернуть его продавцу. Как кузов двухлетнего Rapid мог так быстро покрыться "жуками" - загадка, почти новая ведь машина. Но едем изучать "насекомых" вживую.

Владелец автомобиля - редактор ток-шоу "Кожны з нас" Евгений Валошин. По его словам, "жуки" случайно обнаружились месяц назад, до этого никаких проблем с автомобилем не было. Разговаривает он по-белорусски, в стране двуязычие, поэтому оставляем его прямую речь без изменений:

"Я хлопец просты, таму у 2016 годзе набыў Skoda Rapid расійскай зборкі. Машына простая, як я сам. Новая, на гарантыі, выпуску жніўня 2016 года. Аднак пасля зімы на кузаве з’явілася каля 13 кропак з уздыбліваннем фарбы. З’явілася іржа на вакуумным узмацняльніку пад капотам. Прабег зараз складае 43 тысячы кiламетраў пераважна гарадской эксплуатацыі".

Приезжаем изучить проблему. Издалека с машиной все в порядке.

Даже на капоте, который наиболее подвержен механическим повреждениям, вспучиваний краски нет, только один скол. Евгений говорит, что скол его не волнует, так как это негарантийный случай.

Но начинаем осматривать крышку багажника - и появляются вопросы. Нюансы сложно сфотографировать, получается не с первого раза: обнаруживаем сразу несколько мест вспучивания краски с черной точкой посередине.


"Жучок" расположился возле значка. При этом всего за неделю он значительно вырос в размерах - на фото видна разница.

Еще один - под надписью Skoda. Сложно фотографируется, но он отлично виден вживую, чувствуется бугорок, когда проводишь пальцем. 

Четвертый - возле подсветки "номера". Без каких-либо точек, просто небольшое вспучивание краски. Оно появилось через неделю после первой встречи с Евгением. 

Большой пятый и небольшой шестой - внизу крышки багажника с внешней стороны. Большой "жук" был вскрыт владельцем специально. Ржавчины под ним не было, лишь желтый налет, но спустя считаные дни она появилась.

Итого имеем шесть точек со вспучиванием краски на крышке багажника.

Еще около семи небольших точек расположились на крыльях и дверях, преимущественно по низам дверей. Состояние ЛКП заднего правого крыла и задней правой двери не вызывает нареканий, так как эти элементы были перекрашены по КАСКО из-за небольшой притертости после легкого ДТП. Капот, кроме одного скола, также не имеет вспучиваний краски. Крыша в порядке.

"Год таму майстры "ФелОкт-Сервіса" зафарбавалі драпіну ў раёне задняй правай дзверкі і задняга крыла. І сёння тут чамусьці вылезла грунтоўка. Я звязваю гэта з няякаснай пафарбоўкай. Дарэчы праца каштавала нешта каля 400 даляраў. Але гэта так, нататкі на палях…" 

Вакуумный усилитель действительно покрылся ржавчиной: "Выявілася адразу пасля першай зімы. На "ФелОкт-Сервісе" мне яе зачысцілі наждаком да голага металу і аддалі машыну. Калі я зладзіў скандал, то прыйшоў чалавек з кузаўнога цэху і нечым замазаў месца карозіі пры мне. Выпраўляць праблему мне адмаўляюць. Матывіроўка - на якасць працы тармазоў карозія не ўплывае".

Недавно Евгений обратился к официальному дилеру для решения проблем с лакокрасочным покрытием.

"Машына гарантыйная, на КАСКА. Я быў перакананы, што застрахаваны ад любых праблем. Лагічна, што паехаў у "ФелОкт-Сервіс" і паведаміў аб усім. На гэта ветлівы спецыяліст па гарантыі сфатаграфаваў "жучкі" і сказаў чакаць. А назаўтра ператэлефанаваў і гэтак жа ветліва вынес вердыкт: гэта не гарантыйны выпадак, таму што па цэнтры "жучкоў" - чорненькія кропачкі, якія сведчаць пра механічнае пашкоджанне. Лічу, што я не мог пазбегнуць гэтых пашкоджанняў, таму што з’яўляюся сярэднестатыстычным кіроўцам, які пераважна ездзіць па Мінску, як і сотні тысяч іншых аўтааматараў. Інжынер па гарантыі спаслаўся на нейкія новыя фарбы на воднай аснове, на клопат пра экалогію".

Не согласившись с инженером по гарантии, Евгений обратился руководству "ФелОкт-Сервиса".

"Адна са службовых асоб, набліжаная да кіраўніцтва, у прыватнай размове сказала, што яны не могуць перафарбаваць ці замяніць мне машыну, таму што не могуць пайсці насуперак заводу. Чалавек палічыў, што нават ржаўчына на вакуумным узмацняльніку, які знаходзіцца пад капотам, - гэта механічнае пашкоджанне. Гэтая ж асоба паспрабавала мяне супакоіць, маўляў, сам трапіў у такую ж сітуацыю з іншым аўтамабілем кампаніі VAG. Давялося самому перафарбоўваць машыну. І добра, што яе ўдалося выгадна прадаць".

Дальнейшие переговоры с дилером ни к чему не привели. В официальном письме пришел ответ, что случай не является гарантийным.

"Будучы абураным, я паехаў з "інспекцыяй" у салон "ФелОкт-Сервіса" на Лагойскім тракце. І наўпрост задаў пытанне: "Тое, што вы прадаеце, - гэта тая ж самая легендарная "Шкода"? Мне адказалі, што тыя ж "Рапіды" расійскай зборкі пафарбаваныя нават лепш, чым гэта робяць у Чэхіі. Яшчэ адна службовая асоба сказала мне, што кампанія "ФелОкт-Сервіс" настолькі клапоціцца пра кліентаў, што яны гатовыя пайсці мне насустрач. У вуснай размове была прызначаная дата - 7 траўня, перад Днём Перамогі. Але мне так ніхто і не патэлефанаваў. Я так да канца і не разабраўся ў пытанні: гэта "Шкода-Рапід" - ганебная тарабайка ці мае месца разавы брак? Калі гэта адзінкавы выпадак, то VAG павінен забраць гэты аўтамабіль у музей жахаў і мутацый. А мне выдаць "Кадзіяк", са скрураной аплёткай рулявога кола. Жартую. Але пагаджуся і на перафарбоўку. Ці каб яны забралі гэты аўтамабіль па выгадным кошце, а мне са зніжкай прадалі новы".

Как мы уточнили, у всех Skoda Rapid, как российских, так и европейских, краска на водной основе.

По словам владельца, эксплуатируется автомобиль бережно: стоит только во дворе, ездит чаще по городу, на грунтовке был пару раз в жизни. По состоянию салона в чехлах виден аккуратный владелец. В чем причина таких "мутаций"? Быть может, машина была перекрашена? 

Берем качественный толщиномер, предварительно его калибруем.

Проверяем кузов - толщина краски варьируется от 94 до 145 мкм. Разница немаленькая, но машина не перекрашена. Причем и толщина краски нормальная, не 60 мкм. Правда, в местах, где вылезли "жучки", краски меньше всего.

У Volkswagen Polo толщина краски тоже в среднем примерно около 120-130 мкм. Правда, с калибровочной пленкой толщиномера все равно есть вопрос. Возможно, толщины ЛКП меньше. Все это примерные показатели.

Нас больше интересует, это единственный случай или нет? Мы решили поездить по городу и посмотреть другие машины.

Skoda Rapid 2017 г.в. российской сборки - с кузовом проблем нет.

Толщина краски варьируется в тех же пределах, разницы тоже нет. 

Рядом с красной Skoda стоял 15-летний Peugeot c точно такими же "жуками" на крышке багажника. Но машине 15 лет, а не два года…

Осматриваем Skoda Rapid 2014 года европейской сборки с пробегом 55.000 км. На вид шагрень не отличается от российской.

Однако две мелкие точки со вспучиванием краски на капоте все же обнаружились! Точно такие же, как на дверях и крыльях проблемного Rapid. И это на машине европейской сборки! 

Еще один российский Rapid, но на этот раз 2014 г.в., пробег 91.000 км. Частично перекрашен из-за царапин по КАСКО. А вот капот перекрашивался именно из-за сколов. Рекомендуем владельцам защищать его пленкой.

Этот Rapid российской сборки стоит в том же дворе, что и машина Евгения. И тут нет таких проблем с кузовом, лишь один скол на капоте. Пробег 33.000 км, выпущен в мае 2016-го.

Две машины рядом. Один цвет, один год выпуска, один двор, российская сборка и преимущественно городская эксплуатация. Одна со вспучиванием краски, вторая - без.

"Ужо некалькі кампетэнтных экспертаў сказалі мне, што мае уздыбліванні фарбы – гэта механічныя пашкоджанні, але пазбегнуць гэтага я не мог, бо аўтамабіль з нейкай прычыны пафарбаваны няякасна. Па мне гэта сітуацыя не нанесла нейкага сакрушальнага ўдару. Аўтамабіль быў набыты ў часы пікава нізкіх коштаў. Але як быць іншым беларусам, якія, купляючы бюджэтнік сёння, вераць у казкі дылера, а потым не могуць абараніць свае правы? Хочацца ўсіх папярэдзіць".

Мы обратились и ко второй стороне конфликта. Официальный ответ начальника техотдела "ФелОкт-Сервис" не заставил долго ждать:

1. Российская сборка и лакокрасочные материалы.

Технологические стандарты, материалы, оборудование, стандарты качества и процессы контроля качества на всех заводах Skoda Auto a.s., независимо от того, где они расположены, в Чехии, России или Китае, абсолютно одинаковые.

Просто у нас сейчас большинство продаваемых автомобилей (не только "Шкода") - росийской сборки, поэтому создается впечатление, что это только на автомобилях из РФ могут быть сколы от камней. В действительности такие повреждения ЛКП могут быть обнаружены на любом автомобиле любого производителя.

И не стоит сравнивать со старыми машинами 90-х годов, их мало кто покупал новыми, поэтому никто никогда и не обращал внимания на сколы на краске, все счастливые обладатели "ресурсных иномарок" были озабочены совершенно другими проблемами – поиском б/у запчастей, шин и т.д. Иными словами, требования к автомобилям предъявлялись другие, но сколы от камней возникали точно так же.

О красках: в настоящее время при покраске 90% всех европейских современных легковых автомобилей используется краска на водной основе. Ее основное отличие от красок на основе растворителей – это отсутствие этих самых вредных для здоровья и природы химически активных растворителей. При этом водорастворимые краски не менее прочные и долговечные.

2. Сколы от камней.

Причина образования сколов на ЛКП кроется не в качестве краски или ее износостойкости, причина не в "Шкоде" и вообще причина проблемы не в автомобиле, а в наших дорогах:

  • зимние противоледные смеси содержат обычный песок,
  • грузовики со стройплощадок выезжают без мойки колес,
  • гравийные обочины на трассах устроены без бетонных преград грязи, которая находится выше уровня дорожного покрытия, в результате чего во время дождя и таяния снега все стекает на дорогу, поднимается в воздух проезжающими автомобилями и бомбардирует покрытие кузова.

Так что образование сколов на краске – это следствие условий эксплуатации, причем не всегда зависящих от владельца автомобиля, как, впрочем, и изготовителя.

3. Частный случай п.2 - сколы на крышке багажника.

Дело в том, что, двигаясь, автомобиль сжимает находящиеся перед ним воздушные массы, создавая область повышенного давления. Потоки воздуха обтекают кузов, а там, где он заканчивается, происходит отрыв воздушного потока, создаются завихрения и область пониженного давления. Размер области пониженного давления, сила завихрений, величина падения давления определяются не только формой задней части кузова автомобиля, но и скоростью движения, направлением и скоростью ветра и т.д. Кроме того, посторонние предметы, например, дорожный гравий или камни, могут попасть в зону пониженного давления, будучи поднятыми в воздух проезжающими встречными автомобилями, то есть скорость удара камня (и, как следствие, его кинетическая энергия) о крышку багажника могла быть даже выше скорости движения Вашего автомобиля в момент повреждения ЛКП, что, в свою очередь, и могло послужить причиной повреждения ЛКП. После попадания камня образуется т.н. "кратер", через который внутрь слоя ЛКП при дальнейшей эксплуатации автомобиля попадает вода, пыль и другие мелкодисперсные взвеси (в т.ч. и металлические, способные окисляться при воздействии влаги), содержащиеся в воздухе. Далее проникновение этих частиц распространяется по всем направлениям, вызывая вздутие слоя краски.

4. Как предотвратить?

  • не парковаться вдоль проезжей части дорог,
  • регулярно осматривать и мыть кузов автомобиля,
  • стараться не ездить по гравийкам,
  • страховать по КАСКО,
  • использовать оклейку защитной пленкой.

Страховая компания, к слову, тоже отказалась устранять эти проблемы. Завихрения - это, конечно, очень интересно. Но все равно непонятно, почему машина всего после двух лет эксплуатации покрылась точками со вздутием краски, особенно крышка багажника, при этом дилер не признает это гарантийным случаем. Евгений будет пытаться дальше требовать гарантийного ремонта. Возможно, через суд. Будем следить за ситуацией. 

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY

Если у вас есть Skoda Rapid с такими же проблемами, ждем ваших писем на hladchuk@abw.by

 
Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое