Картонка перед радиатором, езда в "натяг", масло в топливо, фирменная марка топлива - нужно ли это дизелю?

88240 85

"Имею небольшие водительский стаж и опыт эксплуатации автомобиля. Также имею Fiat Croma 2007 г.в. с мотором 1.9 jtd. Вопросы касаются дизелей и дизтоплива. Может, они и наивные для хорошего специалиста, но различные знакомые "специалисты" на один и тот же вопрос давали разброс ответов в диапазоне от "так надо делать всегда" до "никогда так не надо делать". Собственно поэтому решила написать на ABW.BY, чтобы попытаться расставить все точки над "i". Итак:

1. Двигатель во время мороза не выходит на рабочую температуру, сколько бы ни работал хоть на холостых оборотах при стоянке, хоть во время езды. От знакомого было предложение закрыть радиатор чем-то, но ведь и производитель что-то думал, он и свечи накала предусмотрел (которые, кстати, отлично отрабатывают - за эту зиму не было ни разу проблем с запуском двигателя, хотя ездила на машине каждый день в любой мороз). Может, в таком случае пониженная температура двигателя - норма для этого авто? Или все же закрыть радиатор? А может, это говорит о неисправности системы охлаждения (советовали проверить патрубки радиатора при холодном, но заведенном авто - они тоже холодные, вроде так и должно быть)?

2. Прочитала, что езда на холостых хоть немного и экономит топливо, но при этом уменьшает ресурс двигателя. Так ли это? Возможно, есть какие-то особенности применительно к дизельным двигателям с системой MultiJet? В целом стоит ли практиковать долгую езду на большой скорости на холостых оборотах, имея авто с современным двигателем и современной топливной системой?

3. Слышала, что некоторые автовладельцы в дизтопливо зимой добавляют машинное масло, мол, так двигателю легче работать. У моих знакомых мнения на этот счет противоречивые. Имеет ли смысл так делать в принципе и эксплуатируя такой автомобиль, как у меня, в частности? И если да, то сколько должно быть этого масла и какого именно?

4. Напоследок: не примите за рекламу или антирекламу, но прежний владелец моего автомобиля утверждал, что заправлял его исключительно дизтопливом "ЭКТА" от одной известной компании. Пыталась честно разобраться, что это за топливо такое, но каких-либо лабораторных исследований или другой конкретики в интернете не обнаружила. Все отзывы очень субъективные и разнятся с точностью до наоборот. Я вроде особой разницы от "ЭКТА" не ощутила, хотя честно пыталась ездить только на нем по 2000-3000 км. Но может, эффект просто не заметен неспециалисту? Вопрос: есть ли реальная польза для дизельных авто от этого вида топлива, как это утверждает производитель, или не стоит особо "заморачиваться" и ездить на конкретные заправки, когда это не особо удобно?" 

Свечи накаливания предназначены не для прогрева двигателя, а для облегчения запуска холодного мотора при невысоких температурах окружающей среды.

В двигателях с самовоспламенением от сжатия, коими являются дизели, свечи накаливания обеспечивают условия, необходимые для качественного испарения топлива, впрыскиваемого в камеры сгорания, ведь воспламеняется не само топливо, а его пары, смешанные с воздухом. В бензиновых моторах благодаря намного лучшей испаряемости топлива и принудительному поджиганию горючей смеси с помощью свечей зажигания необходимости в помощниках запуску нет.

Правда, хотя свечи накаливания являются основными элементами системы предпускового подогрева дизелей, некоторое время после запуска они продолжают работать. Делается это не для ускорения прогрева мотора, а для обеспечения устойчивой работы непрогретого дизеля после запуска, а также для снижения токсичности выхлопных газов. Через некоторое время после запуска и прогрева, когда необходимость в работе свечей накаливания исчезнет, они автоматически выключаются.

Закрыть радиатор чем-то, конечно, можно, но ведь, как справедливо подмечено, производитель тоже что-то думал. В этой связи хотелось бы обратить внимание на совет проверить патрубки радиатора.

Это способ убедиться в работоспособности термостата, а он и есть то самое устройство, от которого зависит прогрев двигателя и поддержание температуры охлаждающей жидкости в пределах нормы.

Отводящий шланг радиатора должен начать нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигла примерно 80-85°С. Более ранний нагрев патрубка означает, что термостат неисправен. И без того холодная охлаждающая жидкость в этом случае циркулирует через радиатор, что не позволяет ей нагреваться до рабочих температур.

Гораздо реже повинным в долгом прогреве может оказаться вентилятор радиатора, если он из-за неисправности в управлении включается сразу с запуском двигателя и работает не выключаясь. Когда двигатель дизельный, то, что вентилятор работает, можно не услышать из-за шума мотора.

Пониженная температура охлаждающей жидкости не может быть нормой ни для какого двигателя, ведь в недостаточно прогретом моторе ухудшается смесеобразование, а моторное масло остается излишне вязким. Отсюда потери мощности и перерасход топлива. Кроме того, поскольку в холодном двигателе топливо не только неважно испаряется, но и, испарившись, может вновь конденсироваться на стенках цилиндров, после чего разжижает и смывает масляную пленку на этих стенках, появляется предпосылка для ускоренного износа и стенок, и деталей, которые по ним трутся, - поршней и поршневых колец.

Чтобы справиться с проблемами прогрева в условиях низких температур окружающей среды, в некоторых моделях дизельных автомобилей предусмотрена установка дополнительных устройств - "вебасто", электронагревателей охлаждающей жидкости, циркулирующей через отопитель салона. Если эти устройства неисправны, возможен долгий прогрев двигателя, а также недогрев при сильных морозах. Чего производитель не может предусмотреть, так это того, что автомобиль, предназначенный для продажи на рынках стран, где морозов не бывает по определению, из-за чего в оснащении "вебасто" и электронагревателями нет необходимости, в разряде second hand был пригнан и продан в Беларуси.

Ездить на холостых оборотах невозможно в принципе, кроме случая, когда автомобиль с работающим двигателем и включенной нейтральной передачей катится накатом. Даже режим так называемого принудительного холостого хода, когда происходит торможение автомобиля двигателем, обычным холостым ходом не является. Во всех остальных случаях, что бы там ни говорили про езду на холостых оборотах, или, как ее еще иногда называют, в "натяг", в действительности мотор работает под нагрузкой с частотой вращения, близкой по величине к частоте вращения на холостом ходу.

Для дизеля работа под нагрузкой с минимально возможной частотой вращения коленвала опасна образованием сажи, являющейся результатом неполного сгорания топлива. Частички сажи загрязняют масло, а также образуют отложения нагара, которые отрицательно влияют на работу многих узлов.

В числе страдающих от сажи и нагара можно назвать, например, поршневые кольца, залегающие в канавках поршня, механизм изменения геометрии турбокомпрессора, лопатки которого теряют подвижность, заедающий клапан EGR, засоряющиеся каталитический нейтрализатор выхлопных газов и сажевый фильтр.

К слову, работа двигателя в непрогретом состоянии также относится к режимам, способствующим увеличенному появлению сажи. Рекомендуем не откладывать в долгий ящик выяснение причины, почему мотор не прогревается.

Единого мнения о добавлении в дизельное топливо машинного, а на наш взгляд, вернее было бы сказать - моторного, масла нет ни среди специалистов, ни среди владельцев автомобилей. По большому счету это вопрос веры, а точнее - недоверия к смазывающим свойствам топлива, которое топливом является для двигателя, но для трущихся деталей топливной аппаратуры выступает в качестве смазки. 

Кто не верит, что топливо, которое продают на АЗС, отвечает требованиям европейского стандарта EN590, из-за чего его смазывающие свойства не должны нуждаться в каких-либо улучшениях, - добавляет в бак масло. Кто верит, что любое масло содержит тяжелые углеводороды и смолистые вещества, образующие нагар, загрязняющий распылители форсунок и отрицательно влияющий на все узлы, расположенные со стороны выхлопного тракта - турбокомпрессор, клапан EGR, каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр, - тот от добавления масла в топливо, скорее всего, воздержится.

И это же сделает тот, кто прислушивается ко мнению автопроизводителей, которые не рекомендуют добавлять в топливо для современных дизельных моторов какие-либо добавки или присадки, кроме одобренных производителем автомобиля. А мы не знаем производителей, одобряющих добавление масла в топливо.

Наконец, если идея добавления масла все-таки не отвергается, то для этого, как правило, используется масло, предназначенное для двухтактных двигателей. Однако и в данном случае необходимо верить, что между автомобильным дизелем и двухтактным мотоциклетным мотором (как правило, с воздушным охлаждением) нет разницы в температурных режимах работы, которая не может не сказываться на интенсивности образования и выгорания нагара. Поскольку себя мы относим к сомневающимся в полезности добавления масла в топливо, то, естественно, понятия не имеем, в каких количествах его надо добавлять.

Что касается упомянутой в присланных вопросах марки топлива, то, по всей видимости, называться она должна немного иначе. А если не ошибаемся и мы, тогда это топливо отличают улучшенные моющие свойства, что подтверждается надписями на заправочных колонках, в которых заявлены очищающие свойства. Скорее всего, свойства эти слабые, ибо не в интересах производителя и одновременно продавца топлива, чтобы после посещения его фирменных АЗС у клиентов возникали какие-то проблемы. А они возможны, если накопившиеся в топливном баке смолистые вещества под влиянием сильнодействующей моющей добавки сгустками отслоятся от стенок бака и забьют грязью узлы топливной аппаратуры. Отсюда можно сделать вывод, что рассматриваемое топливо больше предназначено для профилактики, или, другими словами, поддержания чистоты, в системе питания, нежели для мойки.

Не исключаем, что ощутить какой-то эффект от его длительного применения смог бы тот, кто столкнулся с симптомами засорения топливной системы, каковыми являются проблемы с запуском, неустойчивая работа на холостом ходу, недостаточная тяга, а также увеличение расхода топлива, появление рывков и провалов при резком нажатии на педаль "газа". Однако если бывший владелец Croma сказал правду про постоянные заправки рассматриваемым топливом, итогом которых была очистка системы питания, то почувствовать, что теперь у применения есть эффект, вряд ли смог бы даже ясновидящий. 

Это во-первых, а во-вторых, проверять эффективность чего-либо лучше при стендовых моторных испытаниях, а не в условиях реальной эксплуатации. В лабораториях не бывает резких перепадов температур окружающего воздуха, которые сказываются на показателях двигателя, к тому же результаты измерений приводятся к определенным стандартным параметрам испытаний по температуре и атмосферному давлению с помощью поправочных коэффициентов. Это позволяет объективно сравнивать показатели, полученные в различные дни проведения испытаний, и делать какие-то выводы.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Оставляйте вопросы на форуме или воспользуйтесь кнопкой "Написать в редакцию"

Пожалуйста, подождите...