Разборка ABW.BY. Мина замедленного действия от Bosch - когда рванет, не знает никто

34948 41

Трудно возразить против того, что модернизация автомобилей и их узлов и агрегатов направлена на улучшение технических характеристик, ведь иначе какая от этой процедуры может быть польза?

Однако есть проблема, которая заключается в емко сформулированной Ломоносовым и ставшей крылатой фразе: "Ежели где-то что-то прибыло, то где-то что-то убыло".

Примеров, когда обратной стороной достигнутых положительных результатов становилось ухудшение параметров, нередко куда более важных для конечных потребителей, чем преследуемые модернизацией цели, множество. Один из них - представленное в 2007 году новое поколение дизельной системы питания Bosch с топливными насосами типа СР4.

Как утверждают разработчики, модернизация топливной системы, приведшая к появлению варианта с насосами СР4, во-первых, была ответом на ужесточение норм токсичности выхлопных газов. От предшественников в линейке Common Rail Bosch новинку отличала возможность насосов СР4 развивать давление 1800-2000 бар. Столь высокое давление благотворно сказывалось на качестве впрыска и распыливания топлива в цилиндрах форсунками, что действительно обеспечивает лучшее сгорание и, как следствие, уменьшение содержания в отработавших газах вредных компонентов. 

Во-вторых, разрабатывались СР4 в русле стратегии уменьшения размеров топливных насосов высокого давления как одних из самых материалоемких узлов в системе питания. Экономия материалов снижает стоимость производства, делая его более прибыльным для изготовителя.

К плюсам для пользователей, коими являются владельцы автомобилей, можно отнести некоторое уменьшение расхода топлива, обусловленное опять-таки более эффективным сгоранием, однако у выстрела, которым Bosch прихлопнула сразу двух важных для себя зайцев, оказалась весьма чувствительная отдача.

Чтобы понять, где подвох, присмотримся к конструкции ТНВД СР4. Они бывают двух типов - односекционные СР4.1 и двухсекционные СР4.2.

Несмотря на особенности, связанные с наличием одного или двух плунжеров, принцип действия одинаков там и там. Кулачок приводного вала воздействует на толкатель плунжера, заставляя толкатель и плунжер двигаться вверх и создавать необходимое высокое давление в топливной рампе.

Когда при вращении приводного вала вершина кулачка пройдена, пружина возвращает толкатель и плунжер обратно, после чего им предстоит сделать очередной подъем. Чтобы заменить трение скольжения кулачка по толкателю трением качения, в нижнюю часть толкателя встроен ролик.

Остается гадать, по какой причине разработчики не предусмотрели защиту толкателя от проворачивания относительно своей оси.

Зато хорошо известно, чем этот проворот заканчивается, - заменой качения ролика скольжением по кулачку.

Насос при этом продолжает работать так, словно ничего не произошло, поэтому владелец автомобиля и не подозревает, что чека из гранаты уже выдернута. Однако процессы, запущенные после проворачивания толкателя с роликом, развиваются по нарастающей и достаточно быстро уничтожают всю топливную систему.

Ролик останавливается, а стружка, образовавшаяся в месте трения ролика по кулачку, подхватывается топливом и попадает в топливную рампу, форсунки, клапаны и регуляторы, обеспечивающие работу СР4, а также по обратным магистралям проникает в топливный бак.

В результате для восстановления работоспособности системы питания требуется замена большинства ее узлов и тщательная мойка топливных магистралей и бака, что не просто больно, а очень больно бьет по кошельку конечного потребителя.

Версии о том, какая причина заставляет толкатель с роликом проворачиваться, ходят разные: от банального утверждения, что во всем виновато качество топлива, до подозрения, что лучшие в автомобилестроении конструкторские умы сейчас думают только над тем, как сделать, чтобы автомобиль не работал больше 10-15 лет, а ценой ремонта поломки заставлял владельца отправлять его в утиль и покупать следующую машину.

Нам не привыкать валить все на качество топлива. Однако если посмотреть, что обсуждают на дизельных форумах в странах, где к топливу вроде бы не должно быть никаких претензий, выяснится, что тамошним владельцам дизельных машин проблема СР4 тоже знакома. Значит, топливо ни при чем?

Идея вселенского заговора конструкторов наверняка придется по душе тем, кто недоволен надежностью и долговечностью современных автомобилей, но дело в том, что в случае с СР4 никто не может предсказать, на каком пробеге толкатель с роликом провернется. Если бы речь шла о 200-250 тыс. км, что соответствовало бы примерно 10 годам среднестатистической эксплуатации легкового автомобиля, тогда да, хотя по меркам белорусского автовладельца кончина при таком пробеге является явно преждевременной.

Однако казус с роликом может произойти когда угодно - при 15-20 или 80-100 тыс. км и так далее, а может не произойти вовсе. Эксплуатация видела всякое.

В результате вопрос выяснения виновника неисправности до сих пор остается открытым. Возможно, ответ знает компания Bosch, но помалкивает. Независимые специалисты тоже берегут репутацию, разводят руками, ссылаясь на отсутствие полной информации, и лишь сетуют на то, что производитель не предусмотрел на толкателе плунжера направляющих, которые удерживали бы толкатель от проворачивания.

Среди более разговорчивых, чем специалисты, участников форумов автовладельцев кое-кто настаивает на конструктивном просчете, подкрепляя это утверждение фактом отзывной кампании СР4, кто-то предполагает, что всему может быть виной неравномерный износ трущихся деталей, вызывающий перераспределение нагрузок и появление силы, заставляющей ролик повернуться, а кто-то связывает казусы с СР4 с несоответствием их небольших габаритов нагрузкам, которые приходится испытывать деталям насоса, создавая давление 1800-2000 бар.

Но что реально превращает СР4 в бомбу замедленного действия, которая может рвануть в любой момент, по-прежнему загадка. И не исключено, что с этой загадкой придется когда-нибудь столкнуться кому-то из белорусских владельцев дизельных Audi, BMW, Hyundai, KIA, Land Rover, Seat, Skoda, Volkswagen, на которые ставились ТНВД СР4. Если какую-то марку не упомянул - извините. Клиентов у Bosch среди автомобильных компаний много - всех сразу и не вспомнишь.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY

Благодарим ООО "Автотехтрак" за консультации и помощь в организации фотосъемки

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое