Разборка ABW.BY. Не видно ни зги, или Куда пропал ксеноновый свет в Mercedes-Benz R-класса?

13596 26

Фары, как известно, предназначены не только для освещения дороги, по которой движется автомобиль, но и для того, чтобы водители встречных машин и другие участники движения могли издали обнаружить и позиционировать на дороге само транспортное средство, которому фары принадлежат. 

Все это слагаемые безопасного движения в темное время суток, однако с фарами Mercedes-Benz R-класса, побывавшего на нашей "Разборке", произошла странная история. Если смотреть на них со стороны, светили они вроде бы нормально и, несомненно, должны были указывать на местоположение упомянутой машины на проезжей части.

Однако любой, кто решил из "потустороннего" наблюдателя примерить на себя роль водителя R-класса, для чего устроился бы за рулем машины, тут же воскликнул бы: не видно ни зги! Почему - в этом нам предстояло разобраться вместе со специалистом по регулировке и ремонту автомобильной светотехники Юрием Борисенком, к которому обратился владелец R-класса для выяснения причины проблемы и ее устранения.

У Юрия были свои соображения, почему фары не светят как надо. Все-таки опыт - большое дело. Поэтому, несмотря на то что даже с расстояния 30 см трудно было распознать наличие в фарах "криминала", они были сняты с автомобиля и разобраны.

По классификации Юрия фары R-класса относятся к разряду легкоразборных. Вклейка с помощью мягкого бутилового герметика позволяла извлечь стекла из фар после небольшого подогрева клеевого шва строительным феном.

Грязевые разводы на снятых стеклах стали заметны гораздо лучше, но стекло по-прежнему выглядело прозрачным.

Вернее, таковым оно казалось до тех пор, пока Юрий для наглядности не почистил изнутри от пыли и грязи на поверхности нижней правой части одного из стекол небольшой квадрат. По словам Юрия, из-за слоя грязи стекло превратилось в светофильтр, который вместо того, чтобы пропускать световой поток неискаженным, рассеивал свет и затруднял его пропускание.

Свою лепту в рассеивание света вносили и многочисленные царапины, которые после очистки стекол также стали гораздо более заметными, чем раньше.

В барьеры для света превратились и линзы, что выяснилось, когда правую половину одной из них мы почистили с внешней стороны…

… а затем повторили эту же процедуру с внутренней стороны линзы на верхней ее части.

В технической литературе есть информация, что загрязнение поверхностей, через которые предстоит проходить свету, по причине рассеивания и трудности для светопропускания может привести к 3-4-кратному ухудшению освещенности перед автомобилем. Это, кстати, объясняет, почему ксеноновые фары, вырабатывающие коротковолновый газоразрядный свет, который согласно закону Рэлея рассеивается сильнее, чем свет от галогенных ламп накаливания, обязаны оснащаться омывателями. Ксенон создает в 2-2,5 раза более мощный световой поток, рассеивание которого - предпосылка для ослепления встречных. 

Однако, как заверил Юрий, налет - это только половина проблемы, причем, возможно, меньшая ее часть. Ксеноновым лампам свойственно деградировать в процессе эксплуатации. Деградация заключается в том, что хотя ксеноновые лампы способны разжигаться и функционировать 8-10 лет до полного выхода из строя, работая на остаточном ресурсе, на исходе "карьеры" они обеспечивают световой поток примерно лишь в 5-10% по сравнению с новой лампой. 

В то же время многие владельцы автомобилей с ксеноновым головным освещением ошибочно считают, что лампочки нужно менять только после того, как они перегорели. Юрий рекомендует менять ксеноновые лампы через 3-4 года, несмотря на их дороговизну.

К слову, срок службы ламп накаливания в фарах тоже нередко заканчивается еще до того, как в лампе перегорит нить. Показанием для замены лампы служит потемнение колбы из-за налета, образовавшегося в результате испарения вольфрама с нити накаливания. Собственно галогенные пары и вводятся в колбы ламп, чтобы снизить интенсивность испарения вольфрама.

Но вернемся к нашему R-классу. Понятно, что процессы, происходившие в фарах, должны были также сказаться на состоянии отражателей. 

Выяснилось, что они не только покрыты налетом, но и частично выгорели. По всей видимости, продукты выгорания отражателей оседали на элементах фар.

Чтобы продемонстрировать, как закоптились поверхности отражателей, мы почистили один из них. Поверхность вновь стала зеркальной, но из-за выгорания отражателям, увы, требовалось восстановление либо замена.

Итак, причины практически полного отсутствия освещения дороги перед автомобилем были установлены: деградация ламп, выгорание отражателей, загрязнение отражателей, стекол и линз, царапины на стеклах. Осталось выполнить действия, которые должны были вернуть головному свету требуемую для безопасного вождения эффективность.

С восстановлением отражателей было решено не связываться по причине низкого качества восстановительных работ. В свое время мы уже сталкивались с восстановлением элементов фар, о чем рассказывали в статье "Восстанавливаем отражатели и "выпекаем" стекла фар - результат отрицательный". Из названия статьи понятно, что мы получили в итоге.

В тот раз к восстановлению подтолкнуло безвыходное положение, вызванное невозможностью купить фары к Pontiac Trans Sport 1995 года выпуска. В случае фар для R-класса вопрос решился проще. Были найдены и за 50 у.е. куплены два "бэушных" оригинальных линзованных модуля, состояние которых Юрий назвал идеальным для бывших в употреблении. Как выглядели отражатели в купленных модулях, можно оценить по приведенному снимку.

За исключением лампочек, остальные элементы фар после очистки были признаны годными для дальнейшего использования. По словам Юрия, для фар выгорание отражателей является типичным дефектом. Фары можно сравнить с любыми другими деталями автомобиля, подверженными износу. Однако, например, подшипник ступицы, рулевая тяга или сальник не всегда разваливаются сразу. Часто с ними ездят, не подозревая, что они уже неисправны. Нередко продолжают ездить даже с хорошо видимыми признаками неисправности, прежде чем заменят деталь, которая вышла из строя. Так и с фарами - они "устали", но пока целые и светят, никто их не трогает, тем более что мало кто из водителей имеет понятие, на что похож настоящий качественный свет фар.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото Юрия БОРИСЕНКА 
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...