"Все, кто работает в сервисе, самоучки". Как проходила "Битва автодиагностов"

16762

Самая худшая неисправность - неявная: что-то работает не так, как надо, но явных признаков нет. А если таких проблем 6, а на все про все лишь 20 минут? Это - условия практического задания, которое получили участники "Битвы автодиагностов". О том, как проходил конкурс и кто в нем победил, - наш специальный репортаж. 

Теория и практика

Соревнование среди диагностов проходило в рамках бизнес-форума "Сервис Мастер 2017" - специализированного мероприятия, посвященного сфере автомобильного сервиса. И пока одни участники слушали выступления коллег, другие имели возможность проверить свои силы в области автодиагностики. 

Конкурс проводился в два этапа. Первый - теоретический тест, к которому допускались все 28 заявленных участников. В течение часа им предстояло ответить на 30 вопросов. Заметим, что в этом задании не было четких технических вопросов и определений - это же не экзаменационный тест, проверяющий усвоение знаний после обучения. Вопросы были составлены таким образом, чтобы определить, насколько специалист понимает суть процесса.

При равном количестве верных ответов преимущество имели те, кто решил задачи быстрее, и многие действительно вписались в 20-30 минут. Правда, верно на все 30 вопросов так никто и не ответил, а большинство даже не преодолело 50-процентный рубеж… Впрочем, дальше проходила лишь десятка сильнейших. Им-то и предстояло показать свой уровень в практическом задании. 

А это действительно интересно! Пять минут на ознакомление с заданием и двадцать на его решение. А суть такова: три автомобиля, в каждом - по две неисправности, одна попроще (чисто по электрике) и одна посложнее (по системе управления двигателем). Чем больше задач решено, тем лучше, но "стоимость"  сложных предсказуемо выше. 

В распоряжении конкурсантов - инструмент, диагностический сканер и ноутбук с технической информацией по представленным автомобилям. Как показали дальнейшие события, к помощи компьютера обращались немногие. И совершенно напрасно! 

Техническим партнером мероприятия выступил "Lifan Центр Минск", который предоставил и помещения, и автомобили, выступившие в качестве тестовых заданий. И не просто предоставил, а разрешил устроить в них "диверсии" - рукотворные неисправности.

"Задача была не в том, чтобы имитировать неисправность, а в том, чтобы она была в чем-то очевидная, но не явная. Не слишком сложная, потому что время на диагностику ограничено, но и не слишком простая, - рассказывает один из членов экзаменационной группы Михаил Орехов. - Кроме того, надо, чтобы эту неисправность можно было достаточно просто сделать и так же просто устранить. Используя для этих целей автомобили марки Lifan, мы создали равные условия для участников, для всех это одинаково неизвестная техника. 

Почему мы дали пять минут на подготовку? Для участников это новая техника, им нужно подготовиться или хотя бы сосредоточиться, собраться с мыслями, чтобы определить стратегию. Ты прочитал заказ-наряд - он тебе уже дал часть информации, ты представляешь, где более сложная задача, а где - менее. 

Поскольку на решение задач времени дается немного, нет тестовой поездки, приходится опираться на ту информацию, что есть, и на собственные представления о том, как работает двигатель. Нужно обращать внимание на конструкцию автомобиля, возможно, на диагностические коды неисправностей". 

Как показали дальнейшие события, к решению задач диагносты подходили по-разному. Одни больше работали руками (отключая разъемы и датчики, проверяя тестерами электрические цепи, доставая фильтры и т.д.), другие делали ставку на работу с диагностическим сканером. 

Кто-то даже использовал свое диагностическое оборудование. В общем, действительно разные стратегии, тактики и техники, дававшие различные результаты… 

Попробуй найти!

Читаем заказ-наряд на Lifan Solano: "Тускло горит индикатор поворотов на панели, долго заводится и плохо работает мотор". Причину первой неисправности правильно указали далеко не все. Некоторые диагносты решили, что во всем виновата сама панель, кто-то предположил, что дело в реле поворотов, еще несколько человек грешили на неисправную лампу накаливания в правом заднем фонаре… 

И лишь несколько человек довольно точно указали на истинную причину - нештатное замыкание в правом заднем фонаре. "Поломку" же устроили следующим образом: просто сделали скрутку из двух проводов. 

Ну а как насчет второй проблемы? Почему мотор "долго заводится и плохо работает"? Стартер крутится чуть дольше, при нажатии на "газ" двигатель слегка подтраивает - и многие посчитали, что дело в системе зажигания, кто-то конкретизировал до "проверить свечи", "проверить катушки зажигания". Часть участников сделала ставку на топливную систему вообще и давление топлива в частности. 

На самом деле причина крылась в другом. Да, двигатель подтраивал, но из-за неправильной (слишком богатой) топливно-воздушной смеси. Так бывает, когда "умирает" расходомер. Но в данном случае блок управления ориентируется на показания другого датчика - МАР-сенсора. Именно он и показывал искаженную картину! 

Чтобы обмануть датчик, его залепили целлофаном: показания стали отличаться от истинных, но не настолько, чтобы появилась ошибка. А для определения причины неправильного поведения двигателя было достаточно войти в диагностическое меню и проверить параметр по разряжению во впускном коллекторе. 

В заказе-наряде на Lifan X50 указаны следующее неисправности: "Не работает свет в салоне. Увеличился расход топлива. Динамика до средних оборотов, после "тупит". 

Со светом все просто, и многие причину определили верно. Это точно не концевик двери и маловероятно, что лампочки (как раз потому, что не работают все). Легко предположить, что дело в предохранителе. Многие этим и ограничились. А в идеале следовало указать точный номер предохранителя, что сделали считаные единицы диагностов. Для этого кто-то "прошелся" по всей колодке, а кто-то просто воспользовался технической информацией в ноутбуке…

А вот со вторым вопросом не совладал никто! "Увеличился расход топлива. Динамика до средних оборотов, после "тупит". Кто-то предположил, что виноват расходомер, кто-то указал на лямбда-зонд, а кто-то - на датчик температуры. 

Но проблема не в лямбда-регулировании и не в топливной системе. А что еще влияет на мощность? Зажигание! Если бы кто-то догадался проверить датчик детонации (точнее, учел бы этот вариант, имея общее представление о том, как работает двигатель), то нашел бы виновника проблемы, который вовсе был откручен от блока!

Но, пожалуй, самые интересные вопросы были заготовлены для Lifan X60. Даже простая задачка "Часто моргает правый поворот" оказалась с подвохом. Проверяя машину, некоторые диагносты в недоумении перечитывали заказ-наряд: и на "аварийке", и при включении правого поворота частота сигналов была обычной… Но стоило включить левый поворот, и все становилось понятно: "заказчик" "перепутал" сторону! Но на этом терялись драгоценные минуты. Поэтому многие ограничивались предположением, что неисправно реле выключателя поворотов, - и были правы!

А вот вторая задачка была куда сложнее: "При разгоне наступает пауза". Большинство ограничилось ответами "неисправна топливная система", "система зажигания", "датчик коленвала" и т.д. Но разгадка крылась в другом. Следовало учитывать, что двигатель Х60 оснащен системой изменения фаз газораспределения, - ее неправильная работа будет влиять на "характер" мотора. Здесь помочь в решении задачи могло понимание того, как работает система. 

А чтобы выявить причину, следовало при работе двигателя в определенных режимах смотреть на угол опережения зажигания и положение клапана системы изменения фаз газораспределения. К слову, один из диагностов двигался в правильном направлении, подозревая датчик распредвала. Возможно, если бы было больше времени, вышел бы и на фазорегулятор. 

Дополнительный интерес представляет то, как была "организована" неисправность. Надев на клапан управления фазами газораспределительного механизма пластиковую стяжку, ограничили движение масла в системе изменения фаз - вот вам и "пауза"!

Время и знания

Но хорошо обо всем этом рассуждать, когда знаешь, как все устроено. Участникам конкурса предстояло до всего докапываться самостоятельно, причем в условиях жесткого цейтнота. В том числе и поэтому точные "диагнозы" были поставлены по более простой "электрической" части. 

А вот по "моторным" вопросам были преимущественно общие ответы, причем в большинстве своем неверные. Поэтому в лидерах оказались те, кто смог разгадать (или хотя бы нащупать верное направление) задачи по системе управления двигателем. Именно по такому принципу и расставляла места экзаменационная комиссия, установившая для сложных задач повышающий коэффициент.

"Все, кто работает в сервисе, самоучки. У многих нет крепкой теоретической базы. В основном диагносты, большинство из них, это бывшие радиоэлектронщики или электронщики, базовое образование у многих  - "радиотех" или "физмат". При этом надо понимать, что диагност - это сложная профессия, подразумевающая серьезные знания и в электрике, и в механике, в понимании того, как работает мотор, коробка и так далее, - замечает Михаил Орехов. - Я видел, что кто-то силен в электрике, кто-то - в диагностике, а кто-то "плавает" между двумя этими категориями. Кроме того, кого-то подвел тайм-менеджмент: они не смогли в условиях сжатого времени организоваться и расставить приоритеты. Многие сильно волновались. И очень многие пренебрегли возможностью изучить техническую информацию, хотя она была предоставлена".

"Сегодня участники конкурса попали в далеко не комфортные для себя условия: неизвестные им автомобили, новые инструменты, ограничения по времени выполнения диагностики. Это урок нам и другим специалистам, которые не приехали сюда: есть где развиваться и куда стремиться, - комментирует итоги руководитель проекта Андрей Бракоренко. - Автопром работает с ускорением, автомобили становятся сложнее, появляется новое оборудование. Специалистам, находясь в рамках сервиса, сложно за этим угнаться. Многие привязываются к каким-то маркам и специализируются на них. Но чтобы развиваться, надо совершенствоваться. 

Надеюсь, в следующем году участников будет больше. В этом году мы разыграли одну номинацию, в следующем надеемся осилить уже четыре, планируем включить и грузовой транспорт. Это во-первых. Во-вторых, мало кто понимает формат мероприятия, не до конца все воспринимают, зачем оно проводилось. А основная задача - улучшить качество сервиса, поделиться информацией, устроить обмен опытом. Мы хотим пожелать всем сервисам, частным специалистам, мастерским, чтобы они не останавливались на достигнутых результатах, развивались, делились информацией. Только общими усилиями мы сможем улучшить качество сервиса в стране".

Ну и в заключение - о победителе практической части конкурса. Им стал индивидуальный предприниматель из Солигорского района Сергей Бебко

"Честно говоря, такого результата не ожидал. Просто приехал с целью проверить себя, пообщаться с другими диагностами. Что попаду в десятку в теоретической части и что стану лучшим в практической части - тем более! Самое сложное, с чем пришлось столкнуться? Недостаток времени. В такой профессии не нужно спешить,  - признается Сергей. - В этой сфере работаю 7 лет, занимаюсь электрикой без привязки к какой-то конкретной марке. В принципе я самоучка и продолжаю обучаться самостоятельно: читаю литературу, ищу информацию в интернете. Кроме этого, проходил курсы в SENSYS (автоэлектрик-диагност, ЭСУД - электронные системы управления двигателем). Последнее время приезжают уже достаточно свежие автомобили со сложной электрикой, и задачки они тоже подкидывают. Но я дотошный: лучше потрачу побольше времени, но разберусь".

Иван КРИШКЕВИЧ 
Фото автора
ABW.BY

Цитировать
ABW.BY
Пожалуйста, подождите...