Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Он, как самурай, психованный немного". Секрет скорости Mazda RX8 из белорусской джимханы

21938

Видим Mazda RX8 - тут же вспоминаем "подколки" о низком ресурсе ее роторного двигателя. Похлеще издеваются разве что над владельцами Volkswagen c TSI и DSG. Но на роторе, оказывается, можно успешно гоняться! Юрий Бычек - один из таких рисковых парней. Он участвует в Time-Attack и джимхане. График соревнований максимально плотный: в минувшее воскресенье он выиграл в Смоленске, а уже в эту субботу выступит на первом этапе чемпионата Gymkhana Belarus.

Между двумя гонками мы поймали Юру и попросили рассказать о машине и соревнованиях. "Сходите за чаем с печеньками", - владелец этой Mazda RX8 не только хороший гонщик, но и рассказчик неплохой. Особенно когда спрашивают о любимом деле. Кстати, в автоспорт он пришел с подачи отца - того самого пилота бешеной Audi 200 из драгрейсинга.

- Mazda RX8 я купил в очень хорошем состоянии. Проблемы если и были, то несерьезные. Ходовая часть у RX8 крепкая в принципе. Коробка передач на "вторичке" стоит около 5000-6000 российских рублей. Это косвенный признак того, что она достаточно надежна.

Что касается проблем с автомобилем при спортивной эксплуатации, то однажды на гонке машина начала неровно работать и дымить, возникли проблемы с зажиганием. Собрал хорошую связку системы зажигания - проблема решилась и больше о себе не напоминала. На мой взгляд, единственное место, действительно требующее внимания в этом автомобиле, - двигатель.

Очень важно купить такой автомобиль с хорошим мотором, следить за показателями его работы, соблюдать интервалы замены "расходников" и технических жидкостей, не покупать автомобиль наобум, без диагностики на специализированном сервисе. Мне с двигателем, как и в целом с автомобилем, повезло. До меня на этой машине в Штатах ездила девушка, а потом очень "продвинутый" в роторной теме владелец из Гомеля. К слову, он тоже участвует в соревнованиях Time-Attack.

Я поездил на разных типах привода, на разных моторах. Последней машиной перед Mazda была полноприводная турбированная Audi S3. После нее мне захотелось попробовать что-то особенное, что будет в корне отличаться от других автомобилей. Зачем покупать после одной полноприводной турбомашины другую такую же? Я решил попробовать нечто кардинально иное.

Мотор здесь 1,3-литровый, сейчас он развивает 260 сил. Сразу по поводу ресурса, который в роторных двигателях ограниченный. Мой мотор за три года в гонках пережил очень много обычных поршневых, которые установлены на машинах соперников. Все эти "подколки" про ресурс - это предвзятое отношение к таким двигателям. Когда у тебя поршневой мотор сломался, на это никто не обращает внимания, мол, бывает. Но если роторный мотор стукнул - все, тут же бубнят: "Я же говорил, эти роторы ломаются, они ненадежные".

Басни про 100 тысяч километров ресурса? Да, в дорестайлинговых машинах двигатель действительно "живет" около того. Но 100 тысяч еще попробуй выкатать - это приличный пробег. Такой машине все-таки не в такси работать и не на дачу ездить.

В рестайлинговой версии R3, как у меня, Mazda сильно изменила систему смазки путем установки дополнительных масло-форсунок. В роторном двигателе масло подается в камеру сгорания, стоят масляные форсунки, топливо горит вместе с маслом как в двухтактном двигателе, но мотор при этом четырехтактный. В рестайлинговом автомобиле также присутствует ряд других доработок, которые делают эту машину надежнее старых версий. Основная проблема имиджа RX8 в том, что она была выпущена сырой. У нее был ряд недочетов по системе зажигания, произведено большое количество ревизий комплектующих, которые со временем выводили двигатель из строя. А попробуй в 2003 году почини роторный мотор - кто тебе его сделает в то время? В настоящее время такой проблемы нет. В Беларуси есть опытный человек, который профильно занимается такими двигателями. Я обслуживаю и готовлю автомобиль к спорту у него.

У моей машины пробег чуть больше 80 тысяч, она 2009 года выпуска. Считаю, что для рестайла нормальный ресурс - 150-200 тысяч километров. Если она столько выедет и потребует каких-либо вмешательств - меня это устроит. Показатели жизнеспособности мотора сейчас хорошие, я регулярно за ними слежу.

Материал по теме:

О проблемах и стоимости обслуживания роторных моторов Mazda RX8 ABW.BY писал несколько лет назад. Есть ли смысл в покупке машины с таким двигателем и с какими нюансами в первую очередь столкнется владелец? Подробнее читайте здесь.

"Не хочу выпячиваться, мол, кроме ротора, моторов нет"

Почему я все-таки выбрал ротор, в чем его преимущество? Он резче и более отзывчив, нежели поршневой, при этом дает линейную тягу как у мотоцикла. Главное - сравнивать роторный мотор с его одноклассниками. Например, с Honda, у которой отличные поршневые двигатели. Моторы S2000 или Civic Type-R выполнены по технологии VTEC. "Низов" у этих двигателей очень мало, а мощностный приход резкий, после 5000 оборотов. У роторного двигателя "низов" нет только в случае изношенного мотора. Конечно, далеко не V8, но тяга внизу уверенная. У RX8 двигатель очень дерзкий, очень отзывчивый. Он, как самурай, психованный немного. Чтобы грамотно управлять такой машиной, нужно много тренироваться. К тому же роторный двигатель имеет небольшой вес и размер. Он очень маленький, что помогает расположить его так, как требует шасси автомобиля.

Но я не хочу выпячиваться, мол, кроме ротора, моторов нет. Расход топлива - это основной недостаток, главная причина вымирания таких двигателей. Здоровый автомобиль потребляет около 13-15 литров в городе и 10-11 по трассе. Это без гонок, в спокойной манере вождения. В спортивном режиме за 10-минутную сессию я выкатываю 8 литров топлива. Получается около 35-40 литров бензина на 100 километров. В городе, конечно, такой расход повторить невозможно. Как ты машину ни насилуй, больше 20-25  литров мотор "есть" не будет.

Mazda разработала специальную линейку масел для роторных двигателей. Обычное масло в эту машину я залить не могу. Фирменное стоит 45 долларов за канистру, заливочный объем - около 4,5 литра. Естественно, у роторного мотора есть расход масла. Он должен быть - если его нет, мотор "умирает". С учетом жесткой эксплуатации RX8 съедает литр-полтора на пять тысяч километров. Многие "поршневики" потребляют больше.

Свечи для ротора тоже нужны специальные. Комплект стоит около 100 долларов, но меняется он раз в 20 тысяч километров. На обычной поршневой машине я менял свечи раз в 10 тысяч и отдавал за комплект в два раза меньше. То на то и выходит, какого-то космического обслуживания ротора нет. Просто он не терпит, когда на его сервис начинают "забивать". Если ты с ним так обращаешься, то он начнет так же обращаться с тобой.

Сам двигатель спрятан под "торпедо". Расположение мотора глубоко в базе и, следовательно, хорошая развесовка, низкий центр тяжести - сила этой машины. Впуск AutoExe, чисто JDM-тема. Открытый короб с двумя термоэкранами стоит под углом и увеличивает пространство впускной коробки. На RX8 заводской впуск очень крут. По своему опыту не вижу смысла в сильном его изменении.

Выхлоп в этой машине - предмет моей гордости. Он от компании R-Magic, которая специализируется на доработках только роторных RX8 и RX7. Такие детали в основном можно купить лишь в Японии. В моем случае используется титановый выхлоп на одну сторону. Не знаю, можно ли официально купить такую деталь не в Японии. Мне повезло - этот выхлоп достался от кольцевой машины из Японии, через Владивосток, благодаря одному энтузиасту. Это, наверное, самая редкая деталь в моем автомобиле. Вся трасса, начиная от конечной части и заканчивая коллектором, у меня от R-Magic. Она отличается очень легким весом и грамотно рассчитана для достижения высокой мощности.

На таких машинах небрендовые вещи только отнимают мощность. Подобное встречается довольно часто: ставят на машину тюнинговый выхлоп - получают только минус. Заводом скомпоновано все настолько четко, что быстро ничего толкового взамен не придумаешь. Поэтому самые лучшие тюнинговые детали делают профильные компании, занимающиеся только роторными двигателями. Например, у меня задняя распорка - фирмы GReddy. Она занимается всеми японскими "тачками", запчасти можно купить почти для любой спортивной машины. Но выхлоп GReddy на Mazda не дает практически ничего, только отнимает два-три килограмма веса.

Вся подвеска этой машины хороша по заводу. Спереди и сзади - легкая "многорычажка" с минимальным количеством резиновых соединений. При этом за все время эксплуатации, почти четыре года плюс три в гонках, у меня не было вопросов по подвеске. Конечно, я в итоге поменял ее на спортивную - заводская в багажнике лежит, - но менял просто потому, что нужно было ускоряться.

Базируется все на койловерах Blitz. Они со всеми регулировками. Можно настроить преднатяг пружины, высоту и жесткость. В машине максимальное количество распорок: сзади - GReddy, спереди - заводская четырехточечная. По низу идут клетки Mazdaspeed. Жесткость кузова очень важна - машина не разваливается от перегрузок в поворотах и чувствуется более собранной.

На весах машина показала около 1270 килограммов без меня и салона. По сравнению с заводом - почти 100 кило разницы. Бампер у меня такой, получавший "люлей"… Просто иногда сильно высокие поребрики задеваю, бампер из-за этого подламывается. Но это "коцки", которыми можно гордиться, на мой взгляд.

Спойлер здесь регулируемый Mazdaspeed. Есть три положения угла атаки. Я постоянно использую их на гонках. Но для "Смоленского кольца", например, спойлер не особо нужен - там одни прямые. Зато для трасс ходовых, но с кучей поворотов использую максимально агрессивные настройки. Сейчас спойлер в самом "лайтовом" положении, потому что в городе прижимная сила не нужна. Но на гоночной трассе польза от антикрыла чувствуется. Вплоть до того, что в зависимости от настроек использую разные передачи в повороте.

Если говорить о дисках, то у меня их два комплекта. Первые - 19-е заводские кованые BBS. Они красивые, легкие. Но так как 19-я покрышка стоит дорого, я перешел на 17-й размер. Он еще и легче, и машине его крутить проще - ехать получается быстрее. Колеса эти "боевые", о состоянии лакокрасочного покрытия дисков я не сильно забочусь. Есть и сколы, и потертости - это все от ключей. Я меняю колеса на машине за сезон раз 30, и это, конечно, их "коцает". Но стиля придерживаться надо. Эти диски японские, с простым рисунком, но агрессивные с точки зрения технических параметров.

Покрышки здесь Hankook RS3. Индекс износостойкости - 200, они проходят во все белорусские и российские чемпионаты, в том числе в непрофессиональные классы "кольца". Они дают оптимальное соотношение износостойкости, способны ездить каждый день и нормально держат в дождь. С ними реально иметь с собой один комплект, а не возить 16 колес, как некоторые делают. Если бы не 19-е заводские колеса, то на этих я бы ездил и в городе, и на гонки. На штатных дисках у меня какая-то полная недержащая ерунда, а не резина. На ней можно разве что на парковках подрифтить.

Бытует мнение, что езда в Time-Attack или джимхане "ест" покрышки с диким "аппетитом". Это заблуждение. Если ты правильно ездишь, а машина не какой-нибудь незаводской переднеприводный турбоагрегат, то хватит и одного комплекта на сезон. Это я на личном примере говорю. Мой комплект резины стоит около 500 долларов.

Тормоза - одна из самых важных частей машины в Time-Attack. В джимхане, например, нагрузка на этот узел не слишком высока. Тормозные механизмы на моей машине заводские. Mazda славится хорошими тормозами. Они отлично работают, в том числе на самой требовательной трассе, на "Смоленском кольце". Единственное, что в них заменены все сопутствующие гонкам вещи. Например, колодки, которые очень громко скрипят. Это потому, что в них добавляется металл, чтобы они хоть как-то тормозили "на холодную". По-настоящему они замедлять машину начинают только после того, как их прогреешь.

Плюс еще спортивные армированные шланги, которые всегда обеспечивают отличную информативность при нажатии на педаль тормоза. Заливаю я Motul RBF - эта тормозная жидкость не закипает, меньше шансов остаться без тормозов в середине гонки. На одном комплекте спортивных колодок езжу почти три года. Заканчиваться они начали только сейчас.

Салон в комплектации R3 подготовлен для спорта, не вижу смысла в нем что-то дорабатывать. Здесь два ковшеобразных сиденья с жесткой боковой поддержкой, хорошая "музыка" Bose, кондиционер, электрические стеклоподъемники, круиз-контроль и система стабилизации. "Лакшери-фишки" мне не нужны - я сильно слежу за весом машины.

Этот приборчик показывает все жизненно важные показатели мотора: температуру антифриза, температуру на впуске, откат по детонации - если залил плохое топливо, это сразу увидишь. В спортивном режиме он отражает положение педали "газа" и еще много чего. Прибор записывает логи, потом на компьютере можно посмотреть, как работал мотор во время гонки.

"После первой джимханы из машины вышел иссушенный"

В скоростном маневрировании я не гонялся. Было время, когда там ездила вся банда на быстрых машинах. А потом появился Time-Attack, возросли скорости. Все-таки "фишки" на парковке - это первая передача, это скучно. В джимхане ребята стараются сохранять "ход" по трассе. Там и мысли не возникает где-нибудь воткнуть первую передачу. Нужно постоянно "попадать" в трассу и при этом сохранять скорость.

Джимхана интересна тем, что соревнования достаточны бюджетные. Стартовый взнос - всего 85 рублей, эту сумму можно потянуть. Ну, литров 20 бензина еще можно посчитать. В эту субботу джимхана планируется на парковке у "Глобус Парка". Там хорошее покрытие, но маловато места. По опыту уверен, что организаторы проложат отличные трассы. Они будут интересные и техничные, можно будет показать мастерство.

В Time-Attack ты едешь по трассе один и борешься со временем круга. Ты гораздо спокойнее, холоднее. А в джимхане параллельный старт и две зеркальные трассы. Краем глаза замечаешь, как идет соперник. Это, конечно, накаляет обстановку. Прямое соперничество - это круто, это то, за что люди любят стритрейсинг. Помню, после первой джимханы, которая прошла в Гомеле, из машины я вышел иссушенный. В финале была очень жесткая борьба двух RX8, я тогда выиграл.

Траты на гонки? Я не имею большого запаса денежных средств и езжу на соревнования максимально бюджетно. На гонках могу спать в палатке, не всегда ставлю самые лучшие покрышки, а те, что есть, стараюсь выкатывать до конца.

Львиная доля расходов - топливо и стартовый взнос. Я езжу на гонки своим ходом, не на лафете - так дешевле, да и лишний раз повод прокатиться на любимой машине. С учетом всех-всех расходов выезд на "Смоленское кольцо" обходится в 300-350 долларов, прокатиться на других российских трассах дороже в основном из-за более длинной дороги.

Я знаю, что делать с этой машиной дальше, но мне мешает городская составляющая  автомобиля. "Корчевать" его особо не хочется. Но вождение - это такая сфера, в которой постоянно накапливаются знания и опыт. Уверен, что меня ждет еще немало открытий.

Слушал и записывал Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY

Увидеть эту и другие быстрые машины в деле можно будет в ближайшую субботу на первом этапе чемпионата Gymkhana Belarus. Гонки состоятся на площадке ТЛЦ "Глобус Парк", что в 3 км по трассе Р1 в направлении Бреста. Начало в 13.00.

ТОП объявлений о продаже Mazda RX-8

10 048 BYN ≈ 3 950 $
17 552 BYN ≈ 6 900 $
Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль