"На пенсию особо не назаправляешь": стоит ли переводить Toyota RAV4 2015 года выпуска на газ?

24651

"Купил Toyota RAV4 c мотором 2 л. Хочу поставить газ. Установщики газа говорят ставить и ничего не бояться. Друзья и знакомые отговаривают. Как быть? Машина 2015 г.в., расход средний - 8,5 л на "сотню", на пенсию особо не назаправляешь".

Ответ можно разделить на несколько частей. Первая касается целесообразности. При среднем расходе 8,5 л и стоимости бензина 1,24 руб. за литр 100 км пробега обходятся в 10,54 рубля. При переходе на сжиженный нефтяной газ пропан-бутан (скорее всего, именно его имеет в виду автор вопроса) можно прогнозировать снижение стоимости данного пробега до 6 руб. (при стоимости LPG 0,64 руб. за литр и расходе порядка 9,4 л, так как в силу физических свойств газа расходуется на 10-15% больше). Итого получаем экономию 4,54 руб. на каждые 100 км. 

Если ежегодный пробег будет составлять 30 тыс. км, это уже 1362 рубля. Допустим, за несколько лет суммарный пробег составит 100 тыс. км - за это время удастся сэкономить порядка 4540 рублей. Но около 1/3 этой суммы уйдет на установку ГБО (в зависимости от производителя и выбранной спецификации стоимость составит порядка 1500-1900 руб.), потребуются пусть небольшие, но все же расходы на его обслуживание. Стоит ли овчинка выделки, решать автору вопроса. Не будем также забывать, что совсем от бензина нельзя отказаться: периодически придется и его заправлять. Само собой, расчеты чисто теоретические, со временем цифры могут меняться, особенно при условии повышения цен на топливо.

Итак, сколько можно сэкономить при тех или иных пробегах, более-менее понятно. Так что переходим ко второй части ответа - укажем наиболее важные преимущества и недостатки использования ГБО.

Преимущества:

  • экономия на стоимости топлива. Однако следует учитывать, что расход пропан-бутана на 10-15% больше, чем бензина;
  • экологичность;
  • в силу более высокого октанового числа двигатель работает мягче, снижается риск детонации;
  • при использовании газа снижается смывание масляной пленки со стенок цилиндров, что продлевает жизнь цилиндропоршневой группы;
  • использование ГБО дополнительно к базовому топливу увеличивает общую автономность от одной заправки.

Недостатки использования ГБО:

  • в силу физических качеств пропан-бутана детали ГБЦ работают в термонагруженном режиме, что при неправильной работе системы может быть чревато прогаром клапанов и седел;
  • ГБО за счет своей массы снижает грузоподъемность автомобиля, изменяет развесовку, отнимает полезное пространство в багажнике или нише под "запаску";
  • мощность двигателя, как правило, немного снижается, масса автомобиля возрастает - ухудшается динамика;
  • установка ГБО усложняет конструкцию автомобиля, потенциально затрудняет диагностику и ремонт штатных систем и узлов;
  • при установлении причинно-следственной связи между поломкой и работой ГБО теряется гарантия автопроизводителя; 
  • ГБО требует планового обслуживания, что снижает общий экономический эффект;
  • заправленный автомобиль с ГБО запрещено хранить в закрытом непроветриваемом боксе.

Сопоставляя плюсы и минусы, автор вопроса опять же сам для себя может решить, что перевешивает. А мы переходим к третьей, пожалуй, наиболее интересной части ответа - технических аспектах установки ГБО и оценке рисков этой операции для автомобиля. 

Для начала вспомним, что собой представляет 2,0-литровый двигатель, устанавливаемый на Toyota RAV4. Это представитель семейства 3ZR - атмосферный мотор с распределенным впрыском топлива и "двойной" системой изменения фаз газораспределения на впуске и выпуске Dual VVTi. Кроме того, в зависимости от рынка двигатель может иметь систему изменения подъема клапанов Valvematic, а может и не иметь. Так, для нашего региона предложен как раз "упрощенный" вариант 3ZR-FE мощностью 143 л.с., для европейского и американского - 3ZR-FAE на 155 л.с. с Valvematic. Также следует указать, что в данном моторе используются гидрокомпенсаторы, что в нашем случае несомненный плюс, поскольку тепловые зазоры клапанов будут регулироваться автоматически.

Мы специально обращаем внимание на технические особенности системы газораспределения двигателя, так как именно она наиболее чувствительна к использованию газа в качестве моторного топлива. При этом надо понимать: наличие Dual VVTi и Valvematic не является противопоказанием к применению LPG, однако оно накладывает дополнительную ответственность за качество установки и настройки оборудования. 

Собственно говоря, это и есть ключевой момент. Установка ГБО является доработкой, которая усложняет конструкцию, вносит коррективы в эксплуатацию и накладывает свои требования на установку и настройку системы. Если комплект ГБО подобран и установлен правильно, настроен корректно, вредного воздействия на двигатель газ оказывать не будет. А вот отход от "регламента" чреват последствиями.

Так, в силу физических качеств расход пропан-бутана на 10-15% больше, нежели бензина. Но ведь автовладельцы устанавливают ГБО, чтобы экономить! Поэтому не так уж редки попытки обеднить смесь - к топливной экономии такая настройка не приводит, а вот нанести вред двигателю может. Некорректная подача топлива может наблюдаться и в других случаях, начиная с неправильного подбора газового редуктора и заканчивая "кривой" настройкой системы. Опять же далеко не все автовладельцы утруждают себя плановым техобслуживанием ГБО, а ведь в зависимости от системы может требоваться слив конденсата или замена фильтра, возможно, корректировка настроек и т.д.

Ну и в который раз можно вспомнить о том, что при переводе на газ система зажигания должна работать без замечаний, важен правильный подбор свечей по калильному числу и зазору, необходима регулировка тепловых зазоров клапанов (если предусмотрена) и выставление более раннего зажигания (если предусмотрено).

"Стойкость" мотора также будет зависеть от его конструктивных особенностей и материалов, из которых изготовлены наиболее "уязвимые" детали (ГБЦ, клапаны). А ведь двигатели, изначально созданные для работы на бензине, строго говоря, не рассчитаны на газ. Вовсе не случайно автопроизводители, предлагая заводские газовые версии, дорабатывают двигатели с учетом физических качеств газа, в том числе используя иные детали и материалы, изменяя степень сжатия и т.д. Между тем, 3ZR не заявлен производителем как агрегат, разработанный с учетом работы на LPG. 

Итак, подытожим. Прежде чем решиться на установку ГБО, владелец должен представлять себе плюсы и минусы использования газа в качестве моторного топлива. Он должен понимать, сколько в конечном счете может сэкономить, стоит ли оно того при существующих пробегах. И понимать, что риск возникновения проблем напрямую зависит от правильного выбора оборудования, качества его установки и настройки, а также дальнейшего соблюдения правил его эксплуатации. Если все условия соблюдены и все ответы положительные, то почему бы и нет? Ну а если пробеги невелики, недостатки смущают больше, чем прельщают преимущества, нет уверенности в квалификации установщиков, тогда, ей-богу, лучше ездить на бензине. 

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY 

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Оставляйте вопросы на форуме или воспользуйтесь кнопкой "Написать в редакцию"

Цитировать
ABW.BY
Пожалуйста, подождите...