С оттяжечкой! Что нужно знать о правильной буксировке, чтобы не получилось как в курьезных роликах

23525 7

Оказывается, даже достаточно опытные водители не всегда умеют ездить на гибкой сцепке. Ни в качестве "тягача", ни в качестве "прицепа". Оно и понятно: специально этому не учат, а необходимость буксировки случается нечасто. Попробуем восполнить этот пробел и разобраться, как таскать машину на тросе правильно, чтобы и нервы с деньгами сохранить, и на Youtube не попасть.

С точки зрения закона

Для начал вспомним, какие требования предъявляют ПДД к буксировке на гибкой сцепке, - данной теме посвящена гл.26 Правил:

- буксировка на гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого автомобиля;

- на буксирующем автомобиле должен быть включен ближний свет фар, на буксируемом - аварийная световая сигнализация, а если она не работает, сзади должен быть закреплен знак аварийной остановки;

- расстояние между машинами должно быть в пределах 4-6 м, трос при этом должен быть обозначен предупреждающими флажками или щитками (не менее двух) размерами 20 х 20 см с нанесенными на них по диагонали красными и белыми чередующимися полосами;

- скорость при буксировке должна быть не более 50 км/ч;

- в гололедицу буксировка на гибкой сцепке запрещена;

- нельзя одновременно "тянуть" два автомобиля и более, запрещена буксировка автопоездами, мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и собственно буксировка таких мотоциклов, мопедов. 

- буксируемый автомобиль должен иметь рабочую тормозную систему и исправное рулевое управление.

Особо отметим п.193.5 ПДД, который запрещает буксировку механических транспортных средств на гибкой сцепке, "если работа их рабочих тормозных и (или) рулевых систем связана с работой двигателя, который остановлен". Усилитель тормозов и рулевого управления практически любого автомобиля (за малым исключением) функционирует лишь при работающем двигателе - выходит, согласно ПДД буксировка автомобиля с заглушенным мотором запрещена?

Технический аспект

Что помимо требований ПДД должен еще учитывать водитель? Автомобиль с АКПП буксировать можно, но желательно на небольшое расстояние, на скорости до 50 км/ч и при включенной нейтральной передаче. Если буксир используется для запуска мотора "с толкача", то следует помнить о том, что для некоторых двигателей такой способ чреват обрывом или перескоком ремня/цепи ГРМ и другими менее приятными последствиями. Поэтому следует придерживаться некоторых правил. Прежде всего - пытаться завести мотор, двигаясь на высоких передачах (3-4-й), при этом плавно работать сцеплением, а не бросать его. Как только двигатель заведется, сцепление следует выжать, а если обороты падают, снова плавно его отпустить. Именно плавная работа сцеплением предотвратит возникновение опасных нагрузок на детали двигателя. 

О правильной буксировке наглядно 

С первого взгляда трос между машинами можно и не увидеть, а он есть! Специально для съемок мы использовали новенький "шнурок", но никаких флажков или щитков в комплекте, разумеется, не было. Так что совет №1: укомплектуйте автомобиль не только тросом, но и сигнальными устройствами - это в ваших же интересах. Случаи, когда кто-то пытался проскочить между двумя машинами "на привязи", не такая уж редкость. 

Если используется съемная буксирная проушина, обязательно вверните ее до упора - в противном случае существует риск ее облома в районе резьбы. Ввернуть проушину до конца может быть проблематично, особенно если она используется нечасто. В этом случае примените рычаг - тот же баллонный ключ, например. 

Если трос заканчивается петлей, его можно закрепить на проушине при помощи ключа. Чтобы последний не повредил бампер, сделайте дополнительный узел с возможностью его последующего развязывания. 

Очевидный совет, но все же: при наличии фаркопа на "тягаче" проще использовать его, особенно если буксирная проушина закрыта заглушкой или используется вворачиваемая петля. 

Главное правило: не допускать провисания троса ни во время движения, ни при остановке на светофоре. Тем самым снижается вероятность сильных рывков и риск наезда на лежащий трос колесом буксируемого автомобиля. И этого правила следует придерживаться на всех этапах буксировки, начиная с момента старта с места и заканчивая торможением и остановкой!

Старт с места осторожный. Водитель буксирующего автомобиля должен плавно натянуть трос и только после этого начать движение. Не забываем про требование ПДД включить ближний свет фар на буксирующем автомобиле и "аварийку" на буксируемом.

Наезд на трос - одна из причин его обрыва. Держите дистанцию и не подъезжайте близко к ведущему авто, а если трос провис, старайтесь пропустить его между колесами.

Снижение скорости также очень важный момент. Если ситуация штатная, водитель первого автомобиля только обозначает необходимость снижения скорости стоп-сигналами, а основное торможение всего "состава" обеспечивает водитель буксируемой машины. 

Само собой, учитывая небольшую дистанцию между автомобилями, водитель "тягача" все маневры должен делать плавно, заранее обозначая свои действия. 

Если из-за габаритов первого автомобиля дорога не просматривается, следует немного сместиться влево. Соответственно буксировщик изначально должен держаться чуть правее. 

При прохождении поворотов, в первую очередь малого радиуса и "тесных", следует учитывать, что траектория "режется", особенно если трос имеет большую длину. Поворачивайте с большим радиусом!

Наш вердикт

Итак, главные правила таковы. Для водителя "тягача" - не спешить, заранее обозначать все свои действия и при всех маневрах помнить о том, что за ним в связке идет "хвост". Водителю буксируемого автомобиля необходимо следить за тем, чтобы трос всегда оставался в натянутом состоянии, быть готовым выдерживать дистанцию и своевременно тормозить всю сцепку. Само собой, оба должны помнить о требованиях ПДД и в своих действиях оставаться в правовом поле, дабы не пополнить список курьезных происшествий. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото и видео автора
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...