Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Самовозгорание машин: почему происходит и как бороться?

27268 1
Самовозгорание машин: почему происходит и как бороться?

С наступлением морозов то и дело появляются сообщения об автомобильных пожарах. Причем речь идет о самовозгорании техники. В чем причина и как избежать участи стать "погорельцем"? Мы пообщались с автомобильными механиками, изучили рекомендации МЧС - и готовы поделиться с вами кое-какой информацией. Итак…

Почему горят машины?

Самовозгорание автомобиля может происходить по разным причинам, причем вовсе не обязательно при работающем двигателе. Зимой, в мороз, в яркий факел обычно превращается припаркованный на ночь транспорт. Как же так получается?

Если отбросить умышленные поджоги и нарушение техники безопасности (например, использование открытого огня при попытке завести двигатель, обогреть салон или приготовить пищу, что далеко не редкость для тех же дальнобойщиков), то обычно мирно стоящий автомобиль начинает вдруг полыхать из-за "коротнувшей" проводки.

Возьмите любую машину, в которой метры проводов, проложенных по всему кузову. Конечно, скрученный жгут в отдельных местах зафиксирован, обернут в дополнительную защитную оболочку. Но все равно постоянные вибронагрузки, работа на изгиб, перепады температур и просто годы берут свое: провода в местах изгиба могут переламываться, изоляция со временем теряет эластичность и прочность.

Добавим к этому возрастающие нагрузки на бортовую сеть в зимний период: "холодные" пуски, включение обогревателей всего и вся, "печки" на полную - это все приводит к тому, что в тонком месте в самый ответственный момент может и порваться. И не всегда в движении! Как раз наоборот, часто самовозгорание происходит, когда двигатель заглушен, автомобиль остыл. Дело в том, что в условиях низких температур изоляция становится хрупкой и может разрушаться. Не забывайте, что даже при выключенном зажигании силовые провода все равно запитаны. Неслучайно пожар часто начинается рядом с блоком реле и предохранителей. 

Причем проблема самовозгорания из-за проводки касается не только старых машин с "дряблой" изоляцией! Вспыхивать сами собой могут и свежие автомобили с ранее поврежденной электропроводкой (кузов после ДТП сделали, а на провода внимания не обратили), неправильно установленным дополнительным оборудованием (вспомним про автономные обогреватели, сигнализацию, автозапуск и т.д.), окислившимися или ослабшими контактами. 

Само собой, "пыхнуть" машина может и в движении. Одна из причин - все та же электрика. Но кроме нее еще и попадание топлива на горячие детали двигателя и системы выпуска из-за повреждения (саморазрушения) шланга или разгерметизации топливной системы. Сценарий развития катастрофы другой (попавший на горячий выпускной коллектор бензин вспыхивает, огонь быстро перебирается на резиновые и пластиковые детали в подкапотном пространстве), но суть та же: в считаные минуты автомобиль сгорает.

Как спасать?

Да-да, все происходит стремительно: сначала едкий дым и запах, затем открытый огонь, который быстро распространяется по всему подкапотному пространству и салону. Машина полностью выгорает всего за 5-15 минут, так что спасти ее от полного уничтожения можно только в первые минуты, особенно если возможности для тушения ограничены одним-двумя огнетушителями да подручными средствами. Чем позже начнется борьба с огнем, тем больше усилий придется прикладывать. 

Именно поэтому, если машина загорается в движении или просто в присутствии владельца, шансов спасти ее больше. Уже появление дыма и характерного запаха - повод заглушить двигатель, вынуть ключ из замка зажигания, снять клемму с аккумулятора. Если же имеются признаки возгорания, мешкать нельзя: переводим коробку на нейтральную передачу (с "коротящей" проводкой машина может начать самопроизвольное движение даже с выключенным зажиганием), покидаем салон и эвакуируем пассажиров. 

Обычно возгорание начинается в моторном отсеке. Но если имеются признаки открытого горения, не спешите поднимать крышку капота - в этом случае вы лишь "подкормите" огонь свежей порцией воздуха. Сначала наденьте на руки защитные плотные хлопчатобумажные перчатки (они защитят от ожогов, когда будете браться за горячие детали) и подготовьте для работы огнетушитель (правильно возьмите его в руки, выдерните страховочную чеку). 

Затем откройте замок капота, чуть приподнимите крышку - и через образовавшиеся щели сбейте пламя в моторном отсеке. Только после этого можно поднимать крышку выше, полностью гасить возгорание и снимать клеммы с аккумулятора. Звучит складно, но на практике человеку без специальной подготовки сложно справиться даже с тренировочной имитацией пожара, не говоря уже о реальной ситуации, когда вероятность паники и ошибочных действий выше. 

Даже при оперативных и квалифицированных действиях "декоративных" килограммовых огнетушителей "для ТО" недостаточно. Куда больше шансов справиться с огнем, если вы не поскупились на 4-килограммовый огнетушитель. Но и он не поможет, если начать действовать слишком поздно или пользоваться им неправильно. 

Если, несмотря на предпринятые усилия, автомобиль уже серьезно охвачен огнем, сами вы уже ничего не сделаете, пламя удастся сбить лишь мощными средствами. Не стоит рисковать жизнью и здоровьем ради железа или оставленного внутри смартфона. А вот стоящую по соседству технику лучше отогнать подальше: случаев, когда от одной машины загорались другие, предостаточно. 

Как предотвратить?

Гарантированно защитить себя от возгорания автомобиля невозможно. Ну а что следует предпринять, чтобы снизить этот риск? Для начала убедитесь в том, что топливная система исправна, герметична, топливопроводы находятся в хорошем состоянии и защищены от случайных повреждений. Также следует держать в чистоте подкапотное пространство, не допуская течей и следов масла из двигателя, коробки, усилителя руля.

С электрикой сложнее. Проверить состояние всех проводов и их изоляции непросто, так как по большей части они скрыты от глаз под внутренней обшивкой. Но как минимум можно устроить хорошую инспекцию легкодоступных участков жгута, проверить надежность соединений, особенно в районе замка зажигания и блока предохранителей. И не забудьте проверить сами предохранители на предмет "жуков"!

Тревожные симптомы - пропадающие время от времени контакты или утечки тока. Факторы риска - большой возраст автомобиля и его аварийное прошлое. Это же можно сказать и про машины, которые затапливались или уже страдали от огня. В таких случаях специалисты рекомендуют перестраховаться и проложить новую проводку. Да, это трудоемкая и недешевая процедура, но, если что, пожар обойдется дороже. 

Дополнительные меры безопасности могут показаться чрезмерными, но они как раз подойдут владельцам старых машин. Так, можно оснастить автомобиль центральным выключателем массы, как это делается в спортивной технике. Ну а при длительных стоянках, особенно в мороз, можно снимать клеммы с аккумулятора. 

И не забудем про противопожарное оснащение. Рабочий огнетушитель (желательно массой не менее 4 кг) должен быть ЗАКРЕПЛЕН в легкодоступном месте, а под рукой (например, в кармашке двери) неплохо бы иметь защитные перчатки. И не синтетические, а именно хлопчатобумажные. Также не забудем про инструмент, необходимый для быстрого снятия клемм с АКБ. Как правило, это ключ "на 10". Его тоже можно держать в дверном кармане. 

Ну а решающее значение все же имеют своевременные и грамотные действия при возникновении пожара. При этом отсутствие паники и "холодная голова" будут важнее самих знаний. Так что, если есть такая возможность, сходите на тренинг или используйте свой старый огнетушитель с истекающим сроком действия в тренировочных целях. 

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора, МЧС и из открытых источников
ABW.BY

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/194748_1_350.jpg?v=1484663713
Пожалуйста, подождите...