Разборка ABW.BY: почему не грела печка, и что натворила жидкость в системе охлаждения?

40068
Разборка ABW.BY: почему не грела печка, и что натворила жидкость в системе охлаждения?

Обращения на СТО по поводу неработающего отопителя салона имеют сезонный характер, но в этом нет ничего удивительного. Когда от лета остались одни лишь приятные воспоминания, а столбик термометра опускается все ниже, печка становится предметом едва ли не первой жизненной необходимости, так как отвечает не только за тепловой комфорт в салоне, но и за освобождение стекол автомобиля от изморози и запотевания.

Однако эта история началась именно летом, правда, прошлого года, когда владелец автомобиля обратил внимание на течь жидкости из системы охлаждения. Дело было в дальней поездке. Сначала уровень в системе доводился до нормы доливкой антифриза, купленного по дороге, но когда стало понятно, что при темпах, с которыми уровень уменьшается, благополучно до дома можно не дотянуть, хозяин машины заехал на какую-то встретившуюся по пути СТО. Там проблему решили: подтянули хомут на патрубке, из-под которого вытекала жидкость, и залили для верности герметик. 

Это помогло, но лишь на несколько месяцев, после течь открылась вновь. На этот раз владелец обратился на СТО по месту жительства. Теперь за решение вопроса взялись основательнее. Проблема заключалась не в ослабшем хомуте, а в том, что коррозия проела металлический патрубок. При замене патрубка, учитывая, какой непрезентабельно ржавый вид имело то, что слилось из двигателя, было решено не только поменять антифриз, но и промыть систему охлаждения. Жаль, не способен человеческий глаз видеть сквозь металл и резину, ибо в тот момент только ясновидящий мог бы догадаться, какие сюрпризы поджидают дальше.

Владельца лишь предупредили, что герметик - палка о двух концах. Известны случаи, когда его применение приводило к ухудшению работы отопителя салона. Хорошо, если герметик прочно пристал к поверхностям рубашки охлаждения, а если начнет отслаиваться? Трубки радиатора печки узкие, герметик может закупорить их проходное сечение. На момент проведения ремонта работал отопитель нормально - с этим машину и отпустили. 

Далее события развивались следующим образом. Замена патрубка устранила течь, автомобиль благополучно отъездил нынешнюю весну и лето, но когда пришли холода, вновь появился на СТО. Теперь владелец жаловался на неработающую печку. Поскольку никаких неисправностей в системе отопителя салона не наблюдалось, оставалось предположить, что охлаждающая жидкость не циркулирует через радиатор печки.

Это подтвердилось после того, как радиатор был снят. Его попробовали продуть воздухом - он не продувался. Но если это не было большой неожиданностью, то вид, который имел антифриз, слитый из системы на этот раз, удивил даже видавших виды ремонтников. Жидкость выглядела страшнее, чем когда менялся поврежденный коррозией патрубок, но ведь совсем недавно это был абсолютно свежий и качественный антифриз, а система промывалась.

Такой подвох побудил к дальнейшему снятию всех патрубков и проверке, что делается у них внутри. В патрубках ремонтников ожидали неприятные находки - комки каких-то слипшихся абразивных частичек.

Однако главный сюрприз таился не в патрубках, а в водяном насосе, когда помпа была снята, - на крыльчатке отсутствовали все лопатки, кроме одной.

Да и та держалась на честном слове, будучи сточенной, по всей видимости, тем самым абразивом, из которого состояли найденные в трубопроводах гранулы, до толщины лезвия по сравнению с лопатками на аналогичном новом водяном насосе.

Что привело к такому результату, сказать трудно. О том, что в системе охлаждения происходят коррозийные процессы, свидетельствовало повреждение патрубка, но чтобы представить их масштаб, надо было на самом деле обладать рентгеновским зрением. Вопрос качества антифриза, который использовался в системе охлаждения до замены патрубка и мойки системы, остается открытым. Нынешний владелец у автомобиля не первый, что с машиной делали до него - не знает. Каким антифризом доводился до нормы уровень в системе охлаждения, когда появилась течь, не помнит, кроме какой у жидкости был цвет. Что за герметик залили в систему, опять-таки неизвестно, как непонятно и то, следует ли считать его виноватым в коррозии, если применялся он, когда она уже показала свои "зубы». Ясно лишь одно - в системе охлаждения побывала какая-то агрессивная субстанция, которая вызвала не только обширное ржавление, но и появление большого количества накипи. Ведь не сыпали же, в конце концов, в систему песок - откуда взялось столько абразива?!

Но что же печка? Поскольку деталь была признана непригодной для дальнейшего использования, пользуясь случаем, мы ее распилили с помощью "болгарки".

Результат был получен после первых же пропилов. Бачок радиатора был забит чем-то асфальтоподобным как по цвету, так, впрочем, и по консистенции.

Рыжая жижа находилась лишь в верхней части бачка. Остальное, вероятно, представляло собой твердые инородные частички, скрепленные герметиком. Понятно, что при таком состоянии бачка о циркуляции антифриза через радиатор печки не могло быть и речи.

В бачке с противоположной стороны радиатора такого же количества грязи не наблюдалось - имелась лишь пленка черного цвета. Оно и понятно: радиатор работал как фильтр - инородные включения остались в первом бачке.

Но при более подробном рассмотрении стало заметно, что некоторые трубки радиатора забиты грязью.

Как показывает практика, а недавнее обсуждение на форуме нашего сайта темы "Что случится, если поменять зеленый антифриз на красный" это подтверждает, многие автомобилисты считают охлаждающие жидкости расходным материалом, который если и может повлиять на надежность некоторых узлов и агрегатов, то лишь в весьма далекой перспективе после начала эксплуатации автомобиля. 

Надеемся, что рассмотренный случай изменит легкомысленное отношение таких автовладельцев как к самим антифризам, так и к рекомендациям производителей относительно того, каким требованиям должна отвечать применяемая в двигателе охлаждающая жидкость, с какой периодичностью она должна меняться.

Свою основную задачу охлаждающая жидкость выполняла - как ни странно, несмотря на то, что в наличии на крыльчатке насоса осталась единственная лопатка, мотор не перегревался. Однако лишь охлаждением функции антифриза не исчерпываются. Помимо всего прочего, он не должен вызывать коррозию на деталях, с которыми ему приходится контактировать, не давать накипи.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора


ABW.BY

Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки korea-motors.by

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/186629_1_350.jpg?v=1450792632
Пожалуйста, подождите...