По щучьему велению, по своему хотению, или Как соорудить подогрев в собственном автомобиле

41880
По щучьему велению, по своему хотению, или Как соорудить подогрев в собственном автомобиле

Зима на подходе, а с ней - холода, которые не только усложняют эксплуатацию автомобиля, но и делают поездки в нем некомфортными для тех, кому в машине нужно куда-то ехать. Чем ядренее мороз на улице, тем менее приятно пользоваться транспортным средством. 

Довелось как-то поездить на Tata Nano. В антураж со всесезонно полуголыми йогами и заклинателями змей эта машинка должна вписываться на ура, но у белорусов она вряд ли вызовет какие-то другие чувства, кроме недоумения и иронии. 

Причин несколько, но главное, что белорусским водителя не дано постигнуть, - почему у Nano нет печки? Причем любая попытка доказать ненужность этого атрибута и тем самым оспорить безусловное для нас наличие отопителя салона в автомобиле будет воспринята нами же как факт неадекватности оппонента без скидки на то, что он, например, индус.

Зато поведение сказочного Емели, сызмальства восхищавшего нас поездками в трескучий мороз верхом на натопленной печи, и по мере взросления не перестает казаться нормальным. Подтверждение тому - удовольствие, с которым замечательный образец народного эпоса, героем которого вместе с Емелей является еще и говорящая щука, холодными зимними вечерами перечитывается вслух малолетним отпрыскам.

Как победить дискомфорт 

Однако если вернуться к штатному отопителю салона, то и он далек от идеала для нашей зимы. Печка, разумеется, обогреет салон и в поездке не позволит лобовому стеклу запотевать и даже покрываться инеем, но это максимум, на что она способна, а ведь помимо воздуха в салоне и лобового стекла в подогреве также нуждаются еще кое-какие составляющие автомобиля.

Опыт легендарного Емели подсказывает, что для победы над зимним дискомфортом требуются по меньшей мере две вещи - щучье веление и собственное хотение. Со щучьим велением проблема. Хорошо, если заводской комплектацией предусмотрены подогревы сидений, зеркал и всего другого, что желательно нагревать, но вот беда - такое оборудование, как известно, бывает далеко не в каждом автомобиле. 

Однако что касается хотения, то чем ниже зимой способен опускаться столбик термометра, тем больше хотения становится. И когда оно переполняет чащу терпения, подогревы всего, что в сильные морозы не мешало бы подогревать, сооружаются своими руками. Если руки, конечно, растут откуда надо.

Мягкое место должно быть теплым

Проще всего позаботиться о пятой точке. Потребность в ее подогреве была, по всей видимости, столь велика, что породила целую индустрию по производству закрепляемых поверх сидений накидок со встроенными нагревательными элементами и грелок, монтируемых внутрь самих сидений.

Те и другие при покупке никого не заставят разориться, однако даже в этой ситуации находится немало умельцев, которые не ищут простых путей, а берутся изготовить подогрев своего мягкого места своими же руками. Впрочем, не нам судить, стоит ли "овчинка" выделки с помощью нихромовой проволоки, которую сначала "восьмеркой" обматывают вокруг двух вбитых в доску гвоздей, затем полученную намотку вытягивают в спираль, после чего пришивают ее к ткани и подключают к электропитанию. Главное, как уверяют те, кто за подобную выделку брался, это работает, а в том, как сделанное своими руками способно тешить самолюбие, можно не сомневаться.

Мотоциклистам и скутеристам приходится лично усовершенствовать свое транспортное средство поневоле, ведь таких, кому и в зимний час невтерпеж вывести на дорогу своего двухколесного друга, немного, поэтому промышленность, не увидев для себя выгоды, отдала сферу деятельности по подогреванию мотоциклетных сидений на откуп самодельщикам. Вот и получается: любишь кататься, люби и азы нагревательной электротехники. 

Держаться за теплое 

Если отсутствие дефицита на фабричные приспособления для подогрева автомобильных сидений не останавливает самодельщиков, тогда что им стоит, например, порадовать себя изготовлением подогрева руля, который в отличие от грелок сидений так же просто не пойдешь и не купишь?

Правда, могут ли тешить самолюбие собственноручно нашитые на руль шубки из искусственного меха - большой вопрос, но благодаря теплоизолирующим свойствам меха, уменьшающим теплопередачу от рук к заиндевевшей "баранке", худо-бедно в морозы работает и это.

Однако настоящая эффективность начинается с инсталляции в рулевое колесо электрического подогрева. Что примечательно, на этот раз в большинстве случаев нихромовая проволока в чистом виде забывается, а в ход идут "бэушные" провода, вытянутые из распотрошенных подогревателей сидений промышленного изготовления, по каким-то причинам вышедших из строя. Действительно, не пропадать же добру!

Анализ самостоятельно выполненных подогревов руля позволяет разделить их на две группы. В первом случае провода подогрева просто наматываются на руль, нередко только в зонах, где руки находятся чаще всего. Затем поверх проводов натягивается и сшивается заранее подготовленный чехол из кожзама, кожи или других подобных материалов. "Баранка" в итоге получается ребристой, но на критику, что это некрасиво, у авторов таких подогревов подготовлен симметричный ответ: зато руль держать удобнее.

Ко второй группе относятся подогревы, которые в отсутствии эстетики не упрекнешь, но для этого придется выполнить кропотливую работу по нарезке на "баранке" канавок, в которые затем утапливаются нагревательные провода. Для удобства работы руль снимается либо на "разборке" покупается другой руль от этой же модели автомобиля, который сначала дорабатывается, а затем устанавливается вместо старого.

Некоторые самодельщики упрощают себе задачу нарезания канавок, выполняя их не по спирали вокруг колеса, а по его периметру.

А "дворник"-то тепленький

Еще одна популярная у доморощенных теплотехников тема - обогрев "дворников". Промышленное производство подогреваемых щеток стеклоочистителей также освоено некоторыми фирмами, но по сравнению с грелками для сидений предложение скудное, что делает покупку теплых фабричных "дворников" проблемой. Другими словами, так просто их не пойдешь и не купишь.

Зато боковые канавки на резинках "дворников" будто просятся, чтобы в них запихнули старый добрый нихром. Семь бед - один ответ.

После того как кто-то из производителей "дворников", возможно, не задумываясь о том, какой интерес у самодельщиков это вызовет, выпустил резиновые элементы с внутренним сквозным отверстием на всю длину, появился новый тренд - пропускать нагревательную проволоку не вдоль боковин, а прятать ее внутри щеток.

Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи

Когда мягкому месту и рукам водителя тепло, а "дворники" сами отмерзают от лобового стекла и, не будучи задубевшими из-за мороза, качественно очищают его от появившейся грязи, самое время подумать об обогреве наружных зеркал заднего вида и этим избавить себя от необходимости отдирать с них наледь.

Канонический нихром и тут пользуется популярностью, однако поскольку при размещении обогревателя в корпусе зеркала остро вопрос пространства не стоит, у нихромовой проволоки появился конкурент.

В лампах накаливания лишь 10% энергии преобразуется в свет. Остальное превращается в теплоту. Некоторые самодельщики встраивают лампочки от фонарей в зеркала и используют для обогрева выделившееся при работе лампочки тепло. 

Наш вердикт 

Сказка о Емеле, естественно, ложь, но в ней намек - добрым молодцам урок. Полезная опция, которой нет, но в которой имеется настоятельная потребность, как ни что другое может вдохновить на доработку автомобиля. И пусть говорят, что какие-то из самоделок могли бы претендовать на главный приз в конкурсе "агротюнинга", а некоторые - в состязаниях, как быстрее сжечь свою машину, умельцев, своими руками улучшающих собственную машину, эти разговоры не трогают. Главное - не забывать об электротехнической безопасности. И чтобы результат содеянного грел не только то, для чего сделан, но и душу. 

Сергей БОЯРСКИХ
ABW.BY

Статьи по теме

Техническое творчество масс против замерзания солярки 

Утепляйся, если хочешь быть здоров. Постарайся не забыть про пожар, перегрев и другие напасти

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/185580_1_350.jpg?v=1446621404
Пожалуйста, подождите...