Верный Конек-Горбунок по прозвищу "Призрак коммунизма". Мнение владельца ВАЗ-2107

22366 28
Верный Конек-Горбунок по прозвищу

Все мы в детстве читали сказку про Конька-Горбунка - неказистого летающего ослика, который, несмотря на внешний вид, оказался настоящим другом и верным боевым товарищем для своего хозяина. И после сказки всегда были строчка: "Сказка - ложь, да в ней намек". Ну а для меня сказка про Конька-Горбунка стала былью, потому что я до сих пор владею ВАЗ-2107.

Шел 1991 год. Некогда великую страну лихорадило, над вкладами советских граждан, которые были собраны на сберегательных книжках из сэкономленных трудовых рублей, нависли серые тучи. Мой отец решил вложить все собранные деньги в покупку нового автомобиля и отправился за ним на некогда легендарный рынок "Жигули" в город Куйбышев, ныне Самару. 27 ноября 1991 года им был приобретен совершенно новый, еще пахнущий свежей краской ВАЗ-2107 престижного и красивого цвета "спелая вишня". И уже 1 декабря этот автомобиль встал на учет в городе Минске. 

Только недавно я узнал, что в машину, которая сейчас стоит от силы 600$, были вложены все деньги не только моего отца и матери, которые они собрали за годы своей трудовой деятельности, но и деньги обеих бабушек и обоих дедушек. Таким образом, этот небольшой кусок железа стал результатом труда всего моего рода на благо некогда великой страны...

Новый автомобиль как-то сразу стал моей любимой игрушкой. Нет, его нельзя было таскать за собой на веревочке или носить в школу, чтобы похвастаться перед одноклассниками. Зато каждые выходные он мог выполнять роль чего угодно: от рыцарского замка до пиратского корабля, от раллийного болида до истребителя, от трансформера до звездолета - он был всем, на что хватало моей богатой детской фантазии. И именно этот автомобиль привил мне тягу к технике и невероятное увлечение автомобилями.

Время шло, и вскоре этот автомобиль стал моим "секретным местом". Местом, куда всегда можно было убежать от проблем, где время останавливалось и замирало. И порой возникало жгучее желание повернуть ключ зажигания самому, тем более что отец с 10 лет учил меня водить, с этого же возраста у меня в кармане всегда был запасной комплект ключей. Но тогда еще страх пересиливал сиюминутные желания.

Когда мне исполнилось 12, я с родителями уехал на временное проживание в Россию. Любимый железный "мишка" был слишком большим и тяжелым, чтобы запихать его в чемодан, поэтому он остался ждать меня в Минске. А на память я взял с собой ключи, которые стали настоящим талисманом: ими можно было и консервы открывать, и в драках использовать.

Как правило, на летние каникулы я приезжал в Минск. И однажды, когда мне уже исполнилось 15 лет, гормоны пересилили страх - я пришел в гараж, где стоял мой верный товарищ, о котором в семье уже почти забыли. Собственно так у меня появилась первая машина. У кого-то из друзей были "Явы", мотоциклы "Иж", а у меня были "жигули". Мне казалось, что фонарь кабины скрывает мой возраст, поэтому я смело ездил на машине везде, даже в центр Минска выбирался. И теперь моим талисманом стал сам автомобиль - в каких передрягах мы только не побывали! И не было такого случая, чтобы "жигули" меня подвели. Была только одна проблема - бензин. И я думаю, будет справедливо сказать, что именно "жигули" научили меня зарабатывать. Уезжая в конце лета в Россию, я весь учебный год откладывал деньги с завтраков, делал за небольшую плату контрольные, чертежи и программирование школьникам и студентам младших курсов с одной лишь целью - чтобы очередным летом в родном Минске у меня было на чем ездить по его улицам, не отказывая себе в желании "притопить".

Когда я окончил школу, то уже навсегда вернулся в родной Минск, где поступил в БГУИР. Одногруппники покупали себе ноутбуки, чтобы играть в только что вышедшую Need For Speed: Pro Street, а у меня были "жигули", стоимость которых не превышала стоимости ноутбука. Зато драйва они дарили намного больше, чем виртуальные "цивики" да "эволюшены".

Долгое время мне удавалось скрывать свои похождения на забытом автомобиле (в семье к тому времени появились две иномарки), но тайное всегда становится явным. Вскоре мне пришлось дать честное слово отцу, что я не прикоснусь к машине, пока мне не исполнится 18 лет и я не сдам на "права". А когда заветная "корочка" у меня появилась, я получил доступ ко всему семейному автопарку, но с одним условием: на бензин для личных поездок я по-прежнему должен зарабатывать сам. И тут вскрылась одна особенность "жигулей": они были резвее более экономичного Volkswagen Vento, но при этом экономичнее более резвой Hyundai Sonata. Это свойство золотой середины вкупе с той привязанностью, которая только крепла с годами, делали ВАЗ-2107 моим любимым автомобилем для "покатушек". И мне было совершенно наплевать, что на тот же Vento девчонки "клевали" намного охотнее.

Вскоре появилась первая настоящая работа. Правда, было два нюанса. Первый - я тогда был студентом-четверокурсником дневного отделения, а работал на полную ставку. Второй - офис арендовался у одного из белорусских заводов, расположенных в промзоне. А ездить с учебы на работу и обратно приходилось много и почти всегда несколько раз в день. И старый "жигуленок" ни разу меня не подвел, подтвердив звание самого лучшего друга и боевого товарища.

Потом у меня появилась первая иномарка, купленная за собственные деньги (старенький Ford Scorpio), собственная семья. Казалось, что настал момент отправиться моему Коньку-Горбунку на покой и стать автомобилем выходного дня. Но в реальности для машины это обернулось очередным забвением. Вспомнить о старом автомобиле меня заставили обстоятельства. А было это так.

Я тогда уже ездил на дизельном Ford Mondeo 2007 года выпуска, и надо было такому случиться, что в тот момент, когда машина мне была нужна как воздух, у нее "накрылась" турбина. Вот тогда я и вспомнил о старом друге, который ждал меня в гараже и, наконец, дождался. И "жигули" снова не подвели. Тот случай лишний раз подтвердил, что этот автомобиль не просто кусок железа, а настоящий друг, готовый всегда прийти на помощь.

И сегодня этот автомобиль хоть и "второй номер" в моем гараже, но им я все равно пользуюсь. Пользуюсь в тех случаях, когда от машины требуется риск. И я верю: мой Конек-Горбунок меня всегда выручит.

Оглядываясь назад, я не могу вспомнить каких-либо крупных ремонтов. Больше всего доставалось кузову - за свою жизнь машина побывала в трех ДТП, два из которых произошли по моей вине. Последнее было особенно сильным: на скорости около 80 км/ч я влетел в отбойник, разделявший встречные потоки. То ДТП стало очередным уроком, который преподал мне автомобиль, именно после него я перестал грубо нарушать Правила дорожного движения. Но что примечательно, геометрия силовых элементов кузова и геометрия подвески у этого автомобиля до сих пор как у нового, благодаря чему проблем с развалом-схождением нет.

Любопытный момент - коррозийная стойкость. Укатанное битумной мастикой днище, "замовиленные" пороги и крылья, обильно смазанные изнутри пушечным салом, капот, крышка багажника и крыша проблем практически не доставляют. А вот "рубашки" дверей, а также передняя и задняя стенки кузова, даже несмотря на обильную обработку консервантами, "жукам" противостоять не в состоянии.

"Жигули" - невероятно многогранная и во многом "живая" машина. И из-за этой многохарактерности и непредсказуемости вокруг нее разворачиваются невероятные споры: "да она не едет", "постоянно ломается" и т.д. и т.п. Я все-таки попробую быть более объективным. 

Итак, за более чем 20-летнюю эксплуатацию в автомобиле:

* пять раз менялись свечи. Первые три комплекта "Искр" пробивало спустя буквально пару десятков километров. Первый комплект Bosch отслужил десять лет, второй комплект Bosch служит без нареканий до сих пор. Состояние свечей не хуже чем у большинства иномарок;

* один раз менялись задние амортизаторы;

* три раза менялся реле-регулятор напряжения;

* один раз менялась катушка зажигания;

* автомобиль сменил около четырех главных тормозных цилиндров. Причина - после замены первого ГТЦ два раза нам попадались бракованные узлы;

* два раза менялся бензонасос;

* один раз менялся "колдун", он же регулятор тормозных усилий. Вместе с ним я заменил все задние тормоза, включая "ручник" (из старого остались только барабаны);

* два раза менялись задние тормозные цилиндры. Причина та же, что и с ГТЦ, - после первой замены цилиндры продержались всего 300 км;

* один раз менялись рулевые тяги (после ДТП);

* один раз менялся рабочий цилиндр сцепления (здесь мне хочется снова вспомнить тех, кто делает запчасти, так как рабочий цилиндр пришлось не заменять, а буквально собирать из старого и нового, купленного в сборе, а также ремкомплекта);

* один раз дефектовался карбюратор с помощью ремкомплекта. И если дефектовка и чистка проблем не вызвали, то с последующей настройкой пришлось изрядно помучиться;

* один раз менялись патрубки печки. Для меня это было самое страшное, что случилось с машиной, так как это был единственный раз, когда на ней действительно нельзя было ехать;

* бессчетное число раз менялись повторители указателей поворота на крыльях (порой их замена меня утомляла, и тогда я ездил без них).

Само собой, что замену технических жидкостей, лампочек, предохранителей, резины и тормозных колодок мы не считаем - это расходные материалы.

С одной стороны, этот список реально большой. Да и выглядит он не очень презентабельно, потому что "жигули" не намного сложнее велосипеда "Аист", а чем проще механизм, тем он должен быть надежнее. Ну и, конечно же, огорчает качество многих запчастей, ведь очень часто брак запчасти определяется лишь после установки.

С другой стороны, это перечень деталей, которые менялись в течение двадцати лет. При этом, несмотря на достаточно жесткую эксплуатацию и иногда откровенно наплевательское отношение с моей стороны, двадцатилетние "жигули" до сих пор безо всяких лишних стуков ездят на "родных" сайлент-блоках. А компрессия двигателя до сих пор почти как у новенькой иномарки - 13 кгс/см2, что позволяет мне не чувствовать себя в потоке медленнее остальных участников дорожного движения.

Также в защиту "жигулей" играет стоимость запчастей и их ремонтопригодность. Например, мне запомнился ответ продавщицы на Некрасова, когда я попросил "колдун": "Вы знаете, "колдун2 дорогой - он 380 тысяч стоит". Да вы не видели заказы-наряды на мои другие машины!

А взять замену бензонасоса. Для любого обладателя иномарки замена бензонасоса звучит как приговор. Во-первых, современные бензонасосы очень дорогие, во-вторых, сама процедура замены, как правило, стоит немалых денег. А "жигули"? Самое сложное здесь - какой бензонасос купить, ДААЗ или "Пекар". Я, не мудрствуя лукаво, купил оба, а поставил тот, который первым достал из пакета. Замена бензонасоса занимает 30 минут, из которых 20 - это подбор оптимального хода штока.

Или, например, замена генератора. Чтобы снять генератор на "жигулях", нужно снять АКБ, открутить две гайки и вынуть один болт. Для замены генератора на третьем поколении Ford Mondeo необходимо разобрать половину передней подвески и вывесить двигатель.

И тем не менее у меня и у моего отца к этому автомобилю выработалось диаметрально противоположное отношение, и на это есть свои причины. Когда мой отец вспоминает свой опыт эксплуатации, он всегда в сердцах произносит: "Только кровь из меня пила!" Но на все есть свои объяснения.

Мой отец - человек из того поколения людей, которые на машине ездят только на дачу и в максимально "экономичной" манере езды. Хотя надо отдать должное - на "расходниках" он не экономил никогда. Что такое экономичная манера езды? Это, во-первых, низкие обороты. А двигатель "жигулей" их очень не любит: на оборотах ниже 3000 у него не работает вторая камера карбюратора, а процесс самоочистки клапанов начинается вообще с 4000 об/мин. Само собой, что от "экономичной" езды двигатель "хандрил": на клапанах образовывался нагар, пневмопривод второй камеры карбюратора закоревал и закоксовывался, отчего переставал открывать большую дроссельную заслонку.

Я же, будучи из поколения "Форсажа" и игры Need for Speed: Underground, хотел познать свой первый автомобиль полностью - стрелка тахометра у меня частенько уходила в красную зону. Сам того не зная, я помог двигателю очиститься и задышать полной грудью. И автомобиль отблагодарил меня за это уверенным запуском и не такой уж плохой тягой.

Резюмируя, могу сказать следующее. "Жигули" - это простая, дешевая и ремонтопригодная машина, "стать колом" посреди поля на ней достаточно тяжело. С другой стороны, несмотря на всю простоту, это очень нежный механизм, который требует постоянной эксплуатации в самых разных режимах. Это та машина, которая может сломаться, если будет стоять в гараже, но при этом никогда не подведет, если ездит каждый день. Это та машина, которая может начать "хандрить" подобно живому существу и так же неожиданно "самоисцеляется".

Я уже давно не подросток, за спиной у меня опыт вождения самых разных машин. И с высоты этого опыта я могу с уверенностью сказать, что ВАЗ-2107 не самая плохая машина. Да, у "жигулей" есть свои недостатки, но есть и достоинства. Что касается моего "Призрака коммунизма", то он для меня как старый радиохит, песня под упорной иглой и "флешка" памяти, глядя на которую я вспоминаю всю свою жизнь. А еще эта "семерка" - хороший друг, в которого я могу, если разозлюсь, и тапком запустить, но при этом ни за что его не брошу.

Григорий ЗУБКЕВИЧ 
Фото автора
Специально для ABW.BY

Пожалуйста, подождите...