"ВОЛГА" ДЛЯ БЮРГЕРА

44735

Opel Omega (B-series)

 


 

История модели
Второе поколение Opel Omega было представлено широкой общественности прямо под занавес уходящего 1993 года, а серийный выпуск этого автомобиля был налажен уже в феврале 1994-го. Хоть он и сохранил некоторое внешнее сходство со своим одноименным предшественником, однако различий на самом деле было много. Дизайнеры Adam Opel AG тщательно поработали над стилем нового флагмана марки, а потому Omega B выгодно отличалась хорошо продуманным строгим и гармоничным дизайном. По силуэту машины заметно, что ключевую роль в формировании ее облика сыграли аэродинамические исследования. Однако стилисты постарались сохранить и необходимый автомобилю бизнес-класса здоровый консерватизм. По-прежнему на выбор предлагалось только два типа кузова - четырехдверный седан Omega и пятидверный универсал Omega Caravan. И, как исторически сложилось, "большой Opel" остался заднеприводным. По сравнению с предшественником в штатной комплектации впервые появились подушки безопасности для водителя и переднего пассажира. Был значительно расширен и перечень дополнительного оборудования.
В 1997 году модель была подвергнута небольшому фейслифтингу. И хоть внешне обновленный автомобиль сильно не бросается в глаза дизайнерскими новшествами, однако главное отличие модернизированной Omega - обновленная передняя оптика, которая стала теперь линзованной. Более значительные изменения в облике модели были произведены летом 1999 года, когда автомобиль пережил глубокий рестайлинг. Экстерьер Omega В был кардинально пересмотрен: "прилизанные" формы уступили место некоторой угловатости; появился новый капот, по моде тех лет объединенный с решеткой радиатора; внешне видоизменилась головная оптика, бамперы и передние крылья; появилась хромированная окантовка решетки радиатора и "граненые" задние фонари. Чуть позже (2000 г.) поменялись и силовые агрегаты. В январе 2001 года на Omega стали устанавливать двигатели 3,2V6 (218 л.с.) - окончательно сформировалась новая линейка моторов. Тогда же появились еще две боковые подушки безопасности, предназначенные для защиты водителя и пассажира от боковых столкновений. В ходе рестайлинга в новом стиле был переработан и салон. Модернизированные версии стали именоваться Omega-2000. Однако, несмотря на все 3000 изменений, концептуально автомобиль не изменился.
С 1994 года для рынка США на том же заводе в Рюссельхайме производилась модификация седана Opel Omega в люксовом исполнении, продававшаяся за океаном под наименованием Cadillac Catera. Этот автомобиль оснащался только одним мотором - 3,0-литровым V6, специально доработанным для Штатов.
В 2000 году австралийская фирма Holden начала серийное производство на базе Omega B автомобилей, оснащенных бензиновым мотором V8. Внешне восьмицилиндровый седан Holden-Omega отличается от менее мощных собратьев видоизмененной решеткой радиатора, затемненной задней оптикой и 17-дюймовыми шестилучевыми легкосплавными дисками. Естественно, машина имеет правый руль. Под капотом этой топ-версии - экспрессивная 5,7-литровая "восьмерка" Y57XE от Corvette мощностью 315 л.с. Коробка передач - только автоматическая, четырехступенчатая, производства GM.
Дебют Opel Omega с двигателем V8 в Европе так и не состоялся. Маркетологам компании не приходилось рассчитывать на высокий объем сбыта, ибо даже эта машина не могла на равных конкурировать с аналогичными топ-моделями Audi А6 4.2, Mercedes-Benz Е430 и BMW 540i.
В июне 2003 года производство автомобиля было полностью прекращено. И замену ему компания Adam Opel AG так и не предложила...

Дела подкапотные
Линейка двигателей Omega B по-немецки традиционно широка. Так, за все время выпуска модели существовало 7 основных бензиновых силовых агрегатов и 4 дизеля. Первоначально бензиновых моторов было четыре. Все они оснащались системой распределенного впрыска топлива с микропроцессорным управлением (см. таблицу).
Самым слабым был 8-клапанный 2,0-литровый агрегат X20SE, развивавший мощность 115 л.с. Этот конструктивно простой двигатель ведет свою родословную от схожего агрегата, устанавливавшегося на предшественник серии А. Однако характеристики мотора X20SE не удовлетворяют современным требованиям к динамике автомобиля Е-класса (максимальная скорость седана с таким движком - 195 км/ч, а разгон до "сотни" занимает 13 с). Правда, у нас такие машины скорее редкость, так как эта модификация предназначалась больше для рынка развивающихся стран, а потому в Западной Европе их оставалось мало...
Гораздо выгоднее в данном отношении выглядят многоклапанные двигатели семейства Ecotec, которых первоначально было три: 136-сильный X20XEV объемом 2,0 л, 170-сильный 2,5-литровый X25XE и его 3,0-литровый "собрат" X30XE мощностью 211 "лошадок". Разгон до 100 км/ч седана с этими моторами и МКПП происходит за 11, 9,5 и 9 с соответственно.
В 1999 году после рестайлинга к линейке силовых агрегатов добавился 2,2-литровый 16-клапанный двигатель Z22XE мощностью 144 л.с. Кстати, он единственный изо всех бензиновых моторов этого кузова имеет балансирные валы в приводе ГРМ. А чуть позже дебютировал 2,6-литровый 24-клапанный двигатель V6 (Y26SE) мощностью 170 л.с. и схожий с ним по конструкции 3,2-литровый 24-клапанный Y32SE, развивавший 218 л.с. Приличная динамика этих моторов (9,5 и 9 с до 100 км/ч) позволяет автомобилю бороться за лидерство на стартах со светофора.
Дизельная линейка двигателей изначально была представлена 2,5-литровым 130-сильным вихрекамерным турбодизелем 25DT производства BMW. Этот мотор оснащался системой впрыска с электронно-управляемым распределительным ТНВД Bosch VE6/10E-R515. В 1998 году к 2,5-литровому агрегату добавился первый турбодизель системы прямого впрыска DTI с электронно-управляемым распределительным ТНВД Bosch типа VP44. Этот 2,0-литровый мотор (X20DTH) развивал мощность 101 л.с.
В октябре 2000-го на смену этим двигателям пришел новый турбодизель с системой прямого впрыска DTI - 120-сильный 2,2-литровый Y22DTH, а в 2001 году дебютировал и первый турбодизель, оснащенный системой впрыска Common Rail, - 2,5-литровый 150-сильный Y25DT от концерна BMW. Эти моторы находились в производстве до окончания выпуска модели.
Opel Omega B выпускался только в заднеприводном исполнении. Автомобиль оснащался 5-ступенчатой механической коробкой передач. "Автоматы" были представлены двумя версиями (AR25 и AR35) 4-ступенчатой гидромеханической АКПП с электронным управлением 4L30-E производства завода GM в Страсбурге (Франция). С появлением 2,5-литрового дизельного двигателя Y25DT к линейке "автоматов" добавилась и 5-ступенчатая гидромеханическая АКПП с электронным управлением 5L40-E, также производившаяся на французском заводе General Motors.
Подвеска передних колес машины независимая, собрана на собственном подрамнике на пружинных стойках McPherson и двух треугольных поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска полностью независимая, имеет на одну сторону поперечный и диагональный рычаги. А в качестве упругих элементов использованы разнесенные с амортизаторами витые пружины. Также имеется стабилизатор поперечной устойчивости. На некоторых версиях автомобиля устанавливалась система гидроподкачки задних амортизаторов.
Рулевое управление оснащено гидроусилителем, однако вместо привычной у большинства иномарок рейки представляет собой рулевую трапецию, где применен рулевой редуктор с механизмом типа "винт - шариковая гайка".
Изначально для Opel Omega B было предусмотрено три основных уровня исполнения: "Стандарт", CD и MV6. В соответствии с принятой немецкими автопроизводителями системой комплектации многое "ценное" оборудование - опции. Однако в "базе" помимо подушек имелся гидроусилитель руля, электрозеркала, электростеклоподъемники и даже микролифт водительского сиденья.
А вот топовая версия MV6 (кстати, доступная только с самым мощным в те годы двигателем 3.0i V6) была оснащена, что называется, "под завязку": полный электропакет, кондиционер или климат-контроль, кожаный салон, вставки под дерево на дверях и центральной консоли, передние сиденья с электрорегулировкой, подогрев сидений и бортовой компьютер. После рестайлинга номенклатура комплектаций изменилась. Теперь их стало пять: "Стандарт" (Comfort), Elegance, Sport, Design Edition и Executive. Кроме того, значительно расширился список базового оснащения для каждого уровня комплектации. Например, в списке опций Design Edition и Executive, помимо всего прочего, присутствует ксенон, система контроля тяги и активные подголовники.

Опыт эксплуатации. Дела "сердечные"
Несмотря на устоявшийся стереотип о неприхотливости и надежности моторов Opel, надо отметить, что современные агрегаты Ecotec очень требовательны к качеству топлива и масла. При выборе моторного масла завод-изготовитель предлагал ориентироваться на имеющуюся в РЭ шкалу соответствия вязкости масла по системе SAE с температурой наружного воздуха. А потому, если использовать "полусинтетику" 10W-40, надо помнить, что концерн GM устанавливал в таком случае предельно низкую температуру эксплуатации двигателя минус 18°С. И в случае "холодного старта" при более низких температурах загустевшее моторное масло 10W-40 обуславливает значительную нагрузку на стартер и маховик, которые при этом подвергаются риску поломки.

Пожалуй, наиболее надежным является 2,0-литровый инжекторный 8-клапанный мотор. Самая замечательная его характеристика - отсутствие соударения поршней и клапанов при обрыве ремня ГРМ! Тем не менее к "старости" и этот агрегат может потерзать владельца отказом клапана холостого хода.
Конструктивно далеко не простые двигатели семейства Ecotec требовательны к качеству и срокам замены масла и не "прощают" пренебрежения регламентными работами. Особенно не любят экономии на масле гидрокомпенсаторы клапанов. Характерный стук из-под капота после 100-150 тыс. км заставит раскошелиться на их замену. Даже если застучит несколько, поменять придется все...
Замена ремня ГРМ и его роликов на двигателях Ecotec в наших условиях эксплуатации осуществляется после 60 тыс. км пробега. А если эту процедуру "проспать", то при обрыве ремня можно поздравить поршни и клапаны с "дружеской встречей". Кстати, менять водяную помпу на четырехцилиндровых моторах лучше одновременно с заменой ремня ГРМ, так как она редко служит больше 60-80 тыс. км. Цена запчастей для процедуры замены ремня ГРМ на моторе X20XEV относительно приемлема. Так, ремни и ролики производства GM обойдутся в 120$, а качественная неоригинальная помпа - в 35$. За работу по замене ГРМ гаражные специалисты берут 30-40$.
Основные слабые места двигателей Ecotec - отказы электронных датчиков и клапанов системы управления двигателем. Вероятен выход из строя датчиков положения распредвала и коленвала (стоимость одного может достигать 100$), а также расходомера воздуха. Из-за закоксовывания отложениями масла "умирает" клапан стабилизации холостого хода (150-160$) и клапан рециркуляции отработавших газов (EGR). Промывка узла помогает не всегда, а потому лучше установить дополнительный фирменный маслоотражатель.
Свечи зажигания в большинстве случаев служат до замены 30 тыс. км. А если оттягивать замену свечей зажигания или использовать свечи сомнительного качества, то это может привести к выходу из строя дорогих электронных модулей зажигания (на агрегатах 2.2 и V6 объемом 2,6 л).
Характерными "болезнями" 2,0-литрового 16-клапанного мотора является "только" растрескивание выпускного коллектора, прогорание его прокладок да выход из строя датчиков положения коленвала и распредвала. Если вовремя заварить трещины, коллектор еще послужит, а если затянуть с ремонтом, то деформируется его крепление. В запущенных случаях для высверливания шпильки приходится вывешивать двигатель! Цена нового коллектора - порядка 280$ за "оригинал", а других в природе не существует... Не редкость также отказ клапана холостого хода. Нарушение вентиляции картера проявляется течью масла из-под клапанной крышки. (Чем практически поголовно и страдают моторы с пробегом под 300 тыс. км.) Неприятным откровением может стать и расход масла на угар, который у этих двигателей может достигать 1 л на 1000 км.
"Изюминка" мотора X20XEV - система нагнетания воздуха в выпускной коллектор, которая включается на время прогрева двигателя, чтобы обеспечить полноту сгорания рабочей смеси. (Образующаяся при работе непрогретого двигателя переобогащенная смесь догорает в катализаторе.) Электронасос этой системы не очень надежен. (Размещается около расширительного бачка системы охлаждения.) Если при запуске двигателя он издает характерный гул изношенного подшипника, то это говорит об огромном пробеге автомобиля. Ремонтировать нагнетатель очень трудно и бессмысленно, а потому на многих машинах он уже отсоединен.
В меньшей степени описанные проблемы характерны для 2,2-литрового двигателя Z22XE. Однако и у этого силового агрегата есть свои слабые места. В отличие от своего 2,0-литрового "собрата" мотор Z22XE имеет больше электронных узлов и компонентов. Так, например, вместо тросового привода дроссельной заслонки установлена электронная педаль "газа", а вместо высоковольтных проводов - единая кассета зажигания, имеющая индивидуальный выход на каждую свечу. Но при этом 2,2-литровый мотор оптимален по соотношению мощности и цены обслуживания.
2,5-литровый шестицилиндровый агрегат при хорошем уходе достаточно надежен и способен служить до 500 тыс. км, однако капризен в обслуживании и не прощает небрежного отношения к ТО. Несвоевременная замена антифриза, низкокачественное масло, даже легкий перегрев мотора и забившаяся вентиляция картера приводят к появлению течей масла по всем плоскостям сопряжения. Особенно часто встречаются течи из-под клапанных крышек. Опытные владельцы решают этот вопрос путем замены их на алюминиевые от аналогичного мотора Vectra B. Возможна также течь антифриза из-под крышки теплообменника, установленного в развале блока цилиндров. Слабые места этого узла - уплотнители и патрубки. А к "старости" может наблюдаться также уход в ОЖ масла из корродированного теплообменника. Оригинальная запчасть нового образца чрезвычайно дорога - порядка 1 млн. рублей! В половину этой суммы станет замена дефектного узла на фирменной СТО.
Дорогой процедурой становится также регламентная замена ремня ГРМ (производится через 60 тыс. км). Стоимость комплекта для замены (ремень и 3 ролика) достигает 200-350$ за качественный "неоригинал". Стоимость комплекта ГРМ на оригинальной СТО - 900 тыс. руб., а стоимость самой работы по замене - 300 тысяч. Хорошо, что хотя бы насос системы охлаждения на моторах V6 приводится ремнем генератора.
Характерной проблемой для многих моторов Х25XE становится утренний запуск, который зачастую происходит с 3-4 попыток.
Сложнее дело обстоит с V-образным 2,6-литровым мотором. Учитывая короткий срок его конвейерной "жизни", у нас он встречается редко, а потому опыта его эксплуатации накоплено меньше всего, да и тот не всегда позитивный... В отличие от 2,5-литрового предшественника мотор Y26SE имеет гораздо больше электронных узлов и компонентов. Так, например, вместо тросового привода на дроссельной заслонке установлены компоненты управления электронной педали "газа". Вместо высоковольтных проводов, как на моторе 2,5 л, - единая кассета зажигания, имеющая индивидуальный выход на каждую свечу. Стоимость одной запчасти шокирует - от 200$ за китайский "неоригинал". Неприятным откровением для владельца станет и наличие аж четырех лямбда-зондов, "умирающих" от некачественного бензина...
Так же обстоит дело и с топовой "шестеркой" объемом 3,2 л. Этот движок оснащен той же системой впрыска, что и 2,6-литровый V6, и, естественно, идентичен с ним по ряду узлов и агрегатов. Поэтому сказанное выше касательно двигателя Y26SE справедливо и в отношении его 3,2-литрового "собрата".
Нужно отметить, что все шестицилиндровые двигатели этого кузова достаточно сложны для самостоятельного сервиса и ремонта, в том числе и по причине их плотной компоновки в моторном отсеке даже такого крупного автомобиля, как Omega В. Так что приходится потрудиться и при замене свечей зажигания. Отчасти это объясняет высокую стоимость работ по ремонту и обслуживанию агрегатов V6 на фирменной СТО.
Особой надежностью не отличается и система охлаждения двигателей Omega В. Мало того что радиаторы охлаждения очень быстро забиваются грязью и мошкарой (что способствует перегреву моторов), так вдобавок у них часто лопаются и текут боковые пластмассовые бачки! Стоимость неоригинального тайваньского радиатора - 110-150$. При возникновении течей в системе охлаждения двигателя не стоит пытаться решить вопрос, заливая в нее "герметики", так как может забиться радиатор печки. А по выражению многих механиков, "проще застрелиться, чем поменять его на Omega В". Притчей во языцех для владельцев Omega В стал и конструктивно ненадежный кран отопителя. Стоимость оригинального - 60$. При выходе из строя датчика уровня охлаждающей жидкости замене подлежит целиком расширительный бачок. Цена вопроса - 170 тыс. руб. за новую деталь производства GM.
Досаждает и коррозионная нестойкостьэлементов системы выпуска отработавших газов. Особой недолговечностью отличаются средняя и задняя части глушителя. Стоимость резонатора и глушителя производства Bosal в сумме достигает 180$.

Технические данные и динамические характеристики (ЕСЕ) модификаций Opel Omega B (седан, МКПП) с бензиновыми двигателями
Модификации 2.0i 2.0i 16V 2.2i 16V 2.5i V6 2.6i V6 3.0i V6 3.2i V6
Годы выпуска 1994-1999 1994-2000 1999-2003 1994-2000 2000-2003 1994-2000 2001-2003
Обозначение двигателя X20SE X20XEV Z22XE X25XE Y26SE X30XE Y32SE
Рабочий объем, куб. см 1998 2198 2498 2597 2962 3175
Число, расположение цилиндров/число клапанов, тип ГРМ R4/8, SOHC R4/16, DOHC V6 54?/24, 2xDOHC
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 86x86 86x86 86x94,6 81,6x79,6 83,2x79,6 86x85 87,5x88
Степень сжатия 10:1 10,8:1 10,5:1 10,8:1 10:1 10,8:1 10:1
Привод ГРМ зубчатый ремень
Система впрыска топлива Bosch Motronic M1.5.4 Siemens Simtec 56.1 Siemens Simtec 71 Motronic M2.8.1 Motronic M3.1.1 Motronic M2.8.1 Motronic M3.1.1
Мощность, л.с. при об/мин 115/5400 136/5600 144/5800 170/6000 180/6000 211/6200 218/6000
Крутящий момент, Нм 178/2800 185/4000 205/4000 227/3200 240/3400 270/3600 290/3400
Разгон до 100 км/ч, с 13 11 10,5 9,5 8,8 9
Максимальная скорость, км/ч 195 210 223 229 240
Расход топлива трасса/город, л/100 км (EU) 7,1/13,2 7,3/13,3 7,1/14 7,9/14,7 8,3/14,9 8,4/15,8 8,9/16,8
Тип топлива 95 ROZ
Варианты КПП 5 МКПП/4 АКПП AR 25 5 МКПП/4 АКПП AR 35 4 АКПП AR 35


Геометрические данные Opel Omega B 2.0i 16V, 1996 г.
Тип кузова Limousine Station Wagon/Caravan
седан универсал
Габариты (ДxШxВ), мм 4790х1785х1455 4820х1765х1505
Колесная база, мм 2730
Ширина колеи (перед/зад), мм 1515/1530 1515/1525
Максимальная масса, кг 1955 2085
Объем багажника, л 530-830 540-1800
Объем топливного бака, л 75
Дорожный просвет, мм 140
Диаметр поворота, м 11
Альтернатива Renault Safrane, Peugeot 605, Mitsubishi Sigma, Nissan Maxima (A32), Ford Scorpio II

Егор АЛЕСИН, фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

Основные проблемы популярных у нас дизельных версий Opel Omega B, а также наиболее частые неисправности трансмиссии и ходовой части автомобиля будут рассмотрены в продолжении материала...


 

Популярное за неделю

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое