КОГДА МАШИНЫ БЫЛИ НАДЕЖНЫ

45285
КОГДА МАШИНЫ БЫЛИ НАДЕЖНЫ

(полная версия текста статьи)

Ford Escort V-VI-VII (1990-1998) versa Renault 19 (1988-1995)

Когда снимали с производства Renault 19, заканчивалась целая эпоха в автомобилестроении. Французы отметили это, заменив «номерные» названия всех моделей «именными». Начиналась эра «электронных машин» — с «мозгами», бесчисленными блоками управления, многорычажными подвесками и многоклапанными моторами. Но так ли плохи «старички»? 


Ford Focus, конечно, лучше Ford Escort, но «фокус» в том, что цены на обслуживание и запчасти у современных автомобилей «уехали» далеко вверх. Впрочем, покупатели новых машин в Европе об этом не задумывались раньше и не думают сейчас.

Внешний обзор
За восемь лет производства Ford Escort успел пережить две модернизации, настолько серьезные, что в некоторых каталогах Escort 1990-1998 годов разделяют сразу на три поколения: пятое, шестое и седьмое. Наиболее удачный вариант — третий, после модернизации 1995 года. Хотя бы потому, что более старые машины повально «болеют» ржавчиной. Коррозия появляется в кол в колесных нишах, на дверных порогах и на самих дверях, под уплотнителями стекол, на днище. Среди Escort последних лет выпуска найти не тронутую ржавчиной машиной вполне реально. Но дополнительная антикоррозийная обработка все равно входит в список обязательных процедур.
Борьба с коррозией — актуальная тема и для владельца Renault 19. пожалуй, «девятнашка» ржавеет не так быстро, как Escort, но до многих немецких и французских конкурентов ей далеко. Особенно плохи дела у дорестайлинговых машин 1988-1992 годов. Наиболее уязвимые места — дверные пороги, нижние кромки дверей (в местах дренажных отверстий), днище и передний край капота («клюв»), на котором крепится эмблема, металлические детали оконных уплотнителей. Помимо этого, недостаточно долговечна выпускная система, особенно в местах стыка частей: прокладки прогорают очень быстро. Вероятно, из-за особенностей аэродинамики сгнивают и сами «банки».
Характерная проблема почти всех Ford 90-х годов, в том числе Escort — быстрый износ дверных замков и ключей, уже после пробега 150 тысяч км. Они выполнены из мягкого металла и имеют круглую в сечении, а не плоскую форму. Насечка стирается, и ключ начинает «проворачивать» в скважине. Еще одна «фирменная» болячка Ford — хрупкие бамперы.
Зато у Ford очень информативный номер кузова (VIN). По 11-12 позициям можно точно определить год и месяц выпуска (L — 1990-й, дальше по порядку латинского алфавита, кроме гласных и Q). Кстати, в отличие от Renault 19, львиная доля которых выпущена во Франции, Ford Escort встречается и немецкой (VIN начинается с WFO), и английской (седаны, VIN начинается с SFA), и испанской (VS6), и даже белорусской (Y4F) сборки.
Рядовому покупателю подержанных Ford и Renault советуем избегать редких модификаций. Например, у Escort XR3/XR3i/RS2000 и Renault 19 16V есть отличия в экстерьере: оригинальные бамперы (у Renault со встроенными указателями поворотов, поэтому у 16V свои фары), спойлеры и т.д. Искать кузовные запчасти на разборках бесполезно, поэтому кузовной ремонт всегда заканчивается либо установкой деталей от обычных машин, либо покупкой новых под заказ.

Внутренний обзор
Салон Ford Escort достаточно просторен на фоне тогдашних конкурентов по гольф-классу. Но у Renault 19 пространства внутри еще больше. «Девятнашка» крупнее, обладает более выгодным соотношением длины и колесной базы. По объему и удобству использования багажника (спасибо компактной торсионной подвеске) французские хэтчбеки также оставляют Escort позади.
Повальная беда всех Escort 1990-1992 годов — плачевное качество сборки. Пластмассовые детали интерьера бренчат на неровностях, изнашиваются крепления сидений и механизмы их регулировки. Радикально салон улучшился лишь во время модернизации 1995 года. Переднюю панель тогда полностью заменили. Надежность электрооборудования невысока. Особенно под капотом, где много незащищенных разъемов. В наших условиях соединения на стартере и генераторе сгнивают за пару лет (вдобавок сам генератор расположен слишком низко, иногда на него попадает вода), барахлят подрулевые переключатели, указатель уровня топлива, центральный замок, электроприводы стеклоподъемников.
Renault 19 в плане качества сборки и надежности электрики также далек от идеала. Мягкие и короткие кресла быстро просиживаются. Регулярно перегорают лампочки салонного освещения: в приборной панели, в различных кнопках. После двух-трех зим в наших условиях начинаются проблемы со стартером, генератором. Частенько отказывает бензонасос.
На автомобилях с кондиционером (касается и Ford, и Renault) нужно регулярно менять салонный фильтр очистки воздуха. Проспал срок замены фильтра — готовься к тому, что «полетит» «задушенный» старым фильтром электромотор вентилятора.

Под капотом
Двигатели Ford Escort можно разделить на три группы. Первая группа — чугунные верхнеклапанные моторы 1,1 и 1,3 л с нижним расположением распредвала в блоке цилиндров (OHV) и цепным приводом ГРМ. Это моторы серии HCS (High Compression Swirl), они же Endura-E в модернизированном варианте под стандарт выхлопа EEC 96. Недостатки моторов HCS — малая мощность, «подъедание» масла после 100 тысяч км из-за износа поршневых колец и сальников клапанов, коррозия стального поддона картера (у Zetec картер силуминовый). Вдобавок ко всему моторы OHV нуждаются в регулярной регулировке клапанных зазоров, иначе уже к 150-200 тысячам км появляется сильный износ клапанного механизма. Ресурс цепи ГРМ — около 250-300 тысяч км.
Вторая серия — восьмиклапанные двигатели с верхним расположением распредвала (OHC) и полусферическими камерами сгорания. С зубчатым ремнем ГРМ и гидротолкателями клапанов. Эту серию моторов называют CVH (Compound Valve Hemi) или PT-E на последних сериях Escort. Основное слабое место — чувствительная система смазки. Экономия на качестве масла приводит к износу ГРМ уже после 150.000 км. В остальном недостатки те же, что и у моторов OHV.
Третий и самый лучший тип моторов — 16-клапанные двухвальные (DOHC) серии Zetec (в зависимости от систем впрыска различают также Zetec-E и Zetec-SE), которые появились после февраля 1992 года. Моторы Zetec сложнее и гораздо дороже в ремонте, чем агрегаты старого типа, поэтому требуют качественного масла и бензина. «Глюки» системы впрыска не редкость.
Карбюраторы — отдельная тема. Двухкамерные Motorcraft советуем избегать в любом случае. Карбюраторы Weber более надежны, но далеко не беспроблемны, учитывая возраст машин. Износ шагового двигателя — очень частое явление. Оптимальный вариант — моторы с центральным или распределенным впрыском (Weber-Marelli IAW).
Двигатели Renault 19 в целом более неприхотливы. Самые старые агрегаты С-серии аналогичны фордовским HCS — распредвал в блоке (OHV), цепной привод ГРМ. Вдобавок мотор, коробка передач и дифференциал сблокированы.
Карбюраторы (однокамерные Solex (С-серия), двухкамерные Weber (E-серия), двухкамерные Solex на F-серии) старых машин уже исчерпали свой ресурс. поэтому выбирать советуем опять-таки из модификаций с центральным или распределенным впрыском Bendix-Siemens. После 150-200 тысяч км возможны отказы датчиков системы впрыска, например расходомера воздуха. У всех моторов Renault, кроме 1.8 16V, клапанные зазоры регулируются шайбами. Система охлаждения Renault известна течами антифриза из-под патрубков. Распространенное явление — течи масла из-под различных уплотнений.
Вообще, 1,8-литровый 16-клапанный мотор Renault получился более капризным, чем фордовские Zetec и поедает масло чаще 8-клапанных. Удивительно то, что замена ремня ГРМ с двумя роликами на «восьмиклапанниках» обходится почти вдвое дороже, чем на 16V. Поэтому некоторые кулибины покупают ролик для 16-клапанных моторов и, обрезав выступающую деталь, устанавливают его в 8-клапанные.
Дизельные двигатели лучше удались французским инженерам. Предкамерный F8Q очень долговечен и экономичен. А топливный насос Bosch VPE отремонтировать проще, чем ТНВД Lucas на моторе Ford. Впрочем, обслуживание дизельного двигателя лучше доверить опытным специалистам. Бывали случаи, когда из-за недостаточного или чрезмерного натяжения ремня трескается шестерня распредвала.
1,8-литровый вихрекамерный дизель Ford Escort — разработка «грузовой» австрийской фирмы KHD (Kloeсkner-Humboldt-Deutz). Мотор вышел откровенно неудачным — слишком шумный, вибронагруженный, тяжелый (чугунная ГБЦ), гораздо более дорогой в обслуживании, чем бензиновые агрегаты, с очень капризным приводом ГРМ и топливного насоса. К десяти годам дизель начинает «сопливить» маслом из-под всевозможных прокладок, а чтобы завести фордовский мотор зимой, нужно хорошенько «помаслать» стартером, ведь подогрев фильтра не предусмотрен.
Вдобавок ко всему коробка передач на дизельном Escort — такая же, как на 1,3-литровом бензиновом. И оттого долго не живет. Уже к 150 тысячам км изнашивается опорный подшипник первичного вала. Передачи включаются с трудом, при движении появляется сильный гул. Самое неприятное, купить этот подшипник отдельно нельзя — разве что снять с «бэушной». Однако в целом механические коробки передач Ford (бывают четырех- и пятиступенчатые) неплохи, особенно MTX-75, которой комплектовались моторы Zetec. Кроме «механики», на 1,4-1,6-литровые Escort устанавливался вариатор CTX — агрегат весьма редкий, и в случае поломки с его ремонтом будут проблемы.
Механические коробки передач Renault 19 (моторы С-серии кроме пятиступенчатой коробки могли также комплектоваться 4-ступенчатой) страдают частыми течами масла из сальника кулисы. А изношенная втулка кулисы будет заметна по затрудненному включению передач. После 200-250 тысяч км возможны проблемы с дифференциалом. ШРУСы меняются только в сборе с полуосями. Поэтому за пыльниками нужен глаз да глаз. Особое внимание - левой полуоси. Она имеет жесткое крепление в коробке передач. Если поврежден сальник, масло вытекает из коробки.
Renault 19 с автоматической коробкой покупать не советуем (АКП трехступенчатая, с осени 1990 года появилась 4-АКП для моторов 1,7 и 1,8 л), потому как ресурс французских «автоматов» AD4 оценивается примерно в 250 тысяч км.

Дóроги ли дорóги?
Передняя подвеска Ford Escort и Renault 19 конструктивно схожа: стойки McPherson с одним рычагом. На этом сходства заканчиваются, и начинаются сплошные различия. Ресурс сайлент-блоков и шаровых опор — примерно 30-60 тысяч км. Даже оригинальные запчасти у самых аккуратных владельцев не доживают до 80-ти тысяч. Примерно такой же ресурс у передних колесных подшипников (задние «сдаются» еще раньше, на 60 тысячах). Амортизаторы редко доживают до 100 тысяч км.
Сайлент-блоки и шаровые опоры Renault 19 служат вдвое больше, чем у Ford Escort. И к тому же подвеска Renault значительно комфортабельнее. Кроме того, у Renault есть еще одно преимущество: А-образные рычаги (у версии 16V передние рычаги оригинальные) симметричны, и задние сайлент-блоки унифицированы с передними. Кстати, рычаги подвески Renault 19 впоследствии перекочевали на Renault Megane.
Передний стабилизатор поперечной устойчивости есть на всех версиях Ford Escort, а задний — только на двухлитровых. У всех модификаций Renault 19 есть как передний, так и задний стабилизатор. Причем если на Ford Escort передний стабилизатор крепится к рычагу через стойку с двумя шаровыми шарнирами (которая служит 20-40 тысяч км), то у Renault — через простой резиновый сайлент-блок, гораздо более дешевый и долговечный.
Задняя подвеска Renault 19 — торсионная балка на продольных рычагах (у 16V — две балки). Каждые 70-80 тысяч км необходимо менять игольчатые подшипники (ремкомплект подшипников стоит 30-55 долларов). А между заменами — смазывать, это продлит им жизнь. Задняя подвеска Ford Escort — пружинная балка на продольных рычагах. Никаких подшипников здесь нет, зато пружины проседают уже к 100 тысячам км.
Характерная проблема Escort до 1997 года выпуска — неравномерный износ передних тормозных дисков (кстати, вентилируемых на всех версиях).
Каждые 30-40 тысяч км на Ford Escort необходимо менять рулевые наконечники Рулевые тяги 40-60 тысяч км. После 150 тысяч км разбивается втулка рулевой рейки, начинают протекать сальники.
Гидроусилитель Renault заметно надежнее. Французской рейке ремонт обычно не требуется как минимум до 200-250 тысяч км. Ресурс тяг и наконечников примерно равен Ford.

Вердикт «АБw»
Единственный Ford Escort, который можно рассматривать — с бензиновым мотором Zetec после 1995 года выпуска. На более старые даже не заглядывайтесь. Впрочем, когда появились «вменяемые» Escort, все Renault 19 уже сняли с производства. Им на смену пришел Megane, а это уже другая история. Поэтому при выборе из двух вариантов — Ford Escort и Renault 19 — вердикт сформулируем просто: до 1995 года покупайте Renault 19, после — Ford Escort. А если нужен именно дизельный автомобиль — тогда «девятнашка» на безальтернативной основе.

Владимир ГУРЬЯНОВ. Фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

ПЕРВОЕ ТО

Деталь Цена, у.е.*
  Ford Escort 1.6i 16V (90 л.с.), хэтчбек 1995 г.в. Renault 19 1.7i (94 л.с.), хэтчбек 1995 г.в.
Фильтр масляный 4-8 (6**) 3-8 (6**)
Фильтр воздушный 6-12** 6-15 (11**)
Фильтр топливный 5-15** 5-12**
Комплект ремня ГРМ и роликов 11-36 (51**) + 20-40 (61**) + 12-25 (35**) 12-30 (21**) + 15-55 (43**) + 16-45 (68**)
Верхний комплект прокладок двигателя 55-128** 33-104**
Водяной насос 40-70 (79**) 23-72**
Выжимной подшипник сцепления 10-48 (63**) 10-29 (55**)
Диск сцепления 36-141** 27-100 (195**)
Комплект сцепления 170-200 (268**) 74-170 (320**)
Тормозные колодки передние дисковые 11-30 (37**) 10-44 (59**)
Тормозные колодки задние 18-62** (барабанные) 14-40-54** (дисковые)
Диск тормозной передний 21-49** 23-70 (123** комплект)
Передний ступичный подшипник 12-45 (59**) 11-60 (70**)
Задний ступичный подшипник (без/с АБС) 12-58** 17-46**/18-52**
Стойка стабилизатора передняя 8-45 (54**) 1-4** (сайлент-блок)
Поперечный рычаг передней подвески 34-118** 30-115**
Шаровая опора передняя 8-36** 7-29**
Комплект сайлент-блоков переднего рычага 3-5** + 3-16** 3-15 + 3-15
Амортизатор передний 36-100** 45-85**
Амортизатор задний 34-96** 33-58**
Опора передней амортизационной стойки 13-30** 24-67**
Пружина передняя 35-90 (120**) 37-103 (65**)
Наконечник рулевой тяги 7-31** 7-46**
Рулевая тяга 9-43 (54**) 10-45 (70**)
ПЕРВЫЙ УДАР
Фара передняя 64-130** 37-147**
Фонарь задний 22-65 60-95**
Крыло переднее 42-136** 53-136**
Капот 160-315** 185-365**
Бампер передний 95-305** 110-275**
Бампер задний 185-337** 200-315**

* в среднем по г. Минску; ** цена оригинальной детали; на дилерских СТО цены на запчасти могут отличаться
Большой разницы в ценах на запчасти для Ford Escort и Renault 19 нет. Однако в большинстве случаев детали для французского автомобиля оказываются немного дешевле. Исключение - новые кузовные запчасти. Здесь пальму первенства держит Ford.

Параметр Ford Escort (1995) Renault 19 (1995)
Длина/ширина/высота, мм 4140(4290)/1700/1400 4160(4250)/1695/1410
Колесная база, мм 2525 2545
Мин. дорожный просвет, мм н.д. 120
Объем багажника, л: в хэтчбеке 380/1145 465/1350
- в седане 490 385/1310
- в универсале 460/1425 -
Объем топливного бака, л 55 55

КСТАТИ О ТОПЛИВЕ
Все двигатели Ford потребляют много топлива, и современные 16-клапанные Zetec не исключение. Особенно прожорливы моторы последних лет, омологированные под новые европейские нормы токсичности. Renault 19 с двигателем аналогичной мощности потребляет на литр-полтора меньше, чем Ford Escort. Не говоря уже о превосходных французских дизелях.


ПАСПОРТ ОБЪЕКТА
Ford Escort

Дебют: август 1990 одновременно в пяти версиях — два хэтчбека (3, 5 дверей), седан (Ford Orion до 1993 года), универсал и кабриолет. Кроме пассажирских версий, в гамме Escort был также развозной «каблук» Escort Van (не путать с Ford Courier, созданным на базе Fiesta). Февраль 1992 — появление моторов Zetec. Сентябрь 1992 — первая модернизация, овальная решетка радиатора «вырезана» в капоте, белые указатели поворотов. Январь 1995 — вторая модернизация (именно такие автомобили производил печально известный белорусский завод Ford Union.). Решетка радиатора Escort ’95 стала более узкой и снова размещена между капотом и бампером, указатели поворотов интегрированы в фары. Радикально обновлен интерьер. Появилась полноприводная версия 4x4 (с моторами 1.6i 16V, 1.8i 16V и 2.0i 16V). В 1998 году производство Escort в Германии прекращено, но до 2000 года продолжалось в Великобритании и… Беларуси.


ПАСПОРТ ОБЪЕКТА
Renault 19

Дебют: июнь 1988. В 1989-м появился седан (Renault 19 Chamade). Осенью 1990-го стартовала версия 16V, начали устанавливать новую 4-ступенчатую АКП. С лета 1991 года выпускался кабриолет (только моторы 1,7-1,8 л). Апрель 1992 — рестайлинг. Прямоугольные фары заменены каплевидными, между капотом и бампером появился воздухозаборник. Появился 1,9-литровый турбодизель. В 1995-м году выпуск всех модификаций Renault 19, кроме кабриолета, во Франции прекращен. До 2000 года производство продолжалось в Турции — это седаны Renault 19 Europa преимущественно с карбюраторными моторами.

Цитировать
Пожалуйста, подождите...