Внедорожник за $5000: ржавый, но на подиуме

31475 22
Внедорожник за $5000: ржавый, но на подиуме

Постоянные читатели abw.by уже знают о грустной судьбе этого Mitsubishi Pajero II. Купленный как дачный вариант, он ввиду удручающего состояния кузова и рамы после некоторого восстановления перешел в категорию "Спорт" - решено было оставить его для участия во внедорожных соревнованиях. А конкретно - в джип-триале и трофи-рейдах.

С чего начать внедорожную подготовку? В нашем случае - с основательного ремонта рамы, дабы вернуть ей первоначальную прочность. Иначе трещины, появившиеся после первых "покатушек", грозят превратиться в разломы… Итак, пара дней ожиданий плюс $800 - и рама в некоторых местах стала круче чем новая!

Честно говоря, поначалу прайс за ремонт сильно озадачил, но увиденный результат впечатлил еще сильнее - местами рама действительно стала новой! Мастер аккуратнейшим образом вварил "в стык" новые фрагменты, причем их площадь оказалась в разы большей, нежели рассчитывали. Если мы видели лишь трещины и фрагменты коррозии, то наш специалист увидел, что менять нужно чуть ли не метровые куски. Впрочем, на фото вы и сами видите, какого размера фрагменты заменены. И тщательно промазаны каким-то составом - мастер сказал его не смывать и обещал регулярно бесплатно обновлять, чтобы избежать дальнейшего развития коррозии.

В общем, теперь за раму мы спокойны: ударные и скручивающие нагрузки выдержать должна! Что дальше? С чего начать подготовку к бездорожью? Конечно же, с колес! Но какие брать - универсальные A/T или внедорожные Mud Terrain? Ведь машина будет ездить не только по грязи, но и по асфальту - возникли опасения, как бы не "спилить" протектор на асфальте.

После долгих раздумий, поисков информации в Интернете и совещаний с более опытными джиперами пришли к следующим выводам. Первое - брать нужно в любом случае Mud Terrain. Второе - брать нужно в любом случае BFGoodrich Mud Terrain T/A KM2. Почему? Потому что это, может быть, не самая "проходимая" резина - есть и более экстремальные варианты, но при этом самая универсальная. Она практически не изнашивается на асфальте, сильно не гудит, обеспечивает "нормальную" управляемость и при этом стабильно едет на любом покрытии, начиная от рыхлого песка и заканчивая коварной глиной. Обновленный рисунок протектора версии КМ2 обеспечивает отличную самоочистку, а это один из важнейших параметров - сами понимаете, что на "замылившейся" резине в грязи делать нечего… В общем, именно таким образом к нам на длительный тест попали два комплекта покрышек BFGoodrich Mud Terrain Т/А KM2: один - для нашего Pajero II, размерности 33/12,5 R15, второй - для Opel Frontera Дмитрия Новицкого. О своих впечатлениях Дмитрий поведает ниже, а мы же пока расскажем о нюансах установки покрышек большого размера на стандартный внедорожник.

Итак, как "впихнуть невпихуемое" в стандартный внедорожник? Максимальная заводская размерность для Pajero II - 265/70 R15. Если же перевести нашу новую размерность 33х12,5 R15 из дюймов в метрическую систему, получится… 318/72! Непривычно, необычно, но главное - в стандартный Pajero II не вмещается. Такая резина будет тереться о кузов и крылья. Причем, что самое интересное, если бы был рестайлинговый Pajero II с расширенными крыльями, то, подобрав диски с правильным вылетом, можно было бы без проблем установить "тридцать третьи" колеса. Но у нас - только после лифта. Какого лифта? Лифта кузова!

Почему именно кузова? Да потому что у Pajero II спереди стоят торсионы, поэтому если сзади пружины можно заменить на более длинные, то впереди - только подкрутить торсионы. Что одобряют не все джиперы: и подвеска иначе работает, и сам торсион со временем проседает от повышенной нагрузки. Поэтому решили делать так называемый "нелинейный бодик": сзади ставятся более длинные пружины, а спереди кузов поднимается на проставках. В итоге рама слегка наклонена вперед, но благодаря передним и средним проставкам разной длины кузов визуально стоит ровно.

Стоит-то он ровно, вот только передний бампер крепится к раме, а не к кузову - после лифта между ними появилась 5-сантиметровая (на высоту передней проставки) щель. Из которой - кто бы сомневался! - тут же "засветилась" ржавчина. Но искусство требует жертв: закрыв глаза на ржавчину и сняв "клыки" переднего бампера, дабы они не зацепились за агрессивный протектор BFGoodrich, мы получили-таки Pajero II на "тридцать третьих" колесах!

И это кардинально преобразило автомобиль! Во-первых, сам по себе он стал выше на несколько сантиметров: если раньше в кресло садился, то теперь приходится слегка подпрыгивать. Во-вторых, внешне он заметно "возмужал" и стал выглядеть… гармоничнее, что ли. Даже без "клыков" переднего бампера и с проглядывающей со всех ракурсов ржавчиной!

И мы сразу отправились в грязь! Скажу честно: до этого я видел и водил всякие внедорожники, но прочувствовать весь эффект от смены покрышек с обычных на "муды" удалось впервые. Это невероятно!

Если раньше нужно было помнить кучу джиперских правил, начиная от "застрял - не "газуй" и "по глине ехать ходом, но в натяг", то на BFGoodrich Mud Terrain Т/А KM2 нужно запомнить только одно: не повисни на днище. А во всех остальных ситуациях "гудричи" вывезут!

Это настолько впечатляет и расслабляет, что на видео в первых проездах мы гоняем по разъезженному танками полигону на заднем приводе! "Газ" до отказа, руль прямо - и наслаждаешься тем, как великолепно "гудричи" разгребают грязь, совершенно не "замыливаясь" и уверенно толкая машину вперед. Впечатленные такими результатами испытаний, мы отправились… Правильно, на джип-триал!

Песок, глина, мокрая трава, крутые подъемы и сложный рельеф - в двух словах не описать, что пришлось выдержать нашему Pajero II и BFGoodrich Mud Terrain Т/А KM2! Однако поведение и того, и другого безоговорочно признаю безупречным: Pajero II с жесткой блокировкой заднего моста оказался просто "подарком" на триале, ну а "зацеп" наших покрышек привел в восторг. Многие участники жаловались на глубокие колеи, скользкую после дождя глину, "непроходимые" ворота… Не знаю, не знаю, мы не почувствовали. Больше "газу" - меньше ям, и главной моей задачей было успевать вращать руль, чтобы попадать в ворота, - все остальное Pajero II и BFGoodrich Mud Terrain Т/А KM2 делали сами. И без особого "напряга"… Результат? С первой же попытки участия во "взрослом" триале мы взошли на подиум! По результатам прохождения 10 секций совместный экипаж Павла Козловского, Mitsubishi Pajero 2 3.0 V6, Алексея Хвощинского и BFGoodrich Mud Terrain Т/А KM2 занял третье место! Среди более чем двадцати участников в категории "Стандарт"!

Скажу честно: сейчас, проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что реально были шансы добиться результата и получше - с таким-то "набором". Но сказалось отсутствие тренировок именно на этом автомобиле и этой резине - мы просто не ощущали всех возможностей, поэтому изначально излишне осторожничали во многих секциях. А зря: как выяснилось, BFGoodrich Mud Terrain Т/А KM2 "везут" везде и всегда, пока автомобилю хватает "геометрии". Вот яркий пример: на холме, куда мы забираемся со второй попытки, до этого, похоже, вообще никто не бывал - по крайней мере в следующих воротах, куда мы "сваливаемся", не было ни одного следа.

В общем, ржавчина нашего Mitsubishi Pajero II нас уже сильно не беспокоит - теперь это "титулованная" машина. И есть уверенность, что это не последний достойный результат - с таким автомобилем и такими покрышками просто грех проигрывать!

Впрочем, что это мы все про экстрим? Ведь далеко не все наши читатели собираются участвовать во внедорожных соревнованиях - многие хотят установить на свой стандартный внедорожник покрышки "позлее", чтобы иметь лучшую проходимость. Однако, как и нас, их наверняка смущает куча факторов. Стоит ли переплачивать за хорошие "мудовые" покрышки? Не будут ли они сильно изнашиваться? Гудеть? Ответы на все эти вопросы можно найти у Дмитрия Новицкого - у него и внедорожник стандартный, и к соревнованиям на бездорожье он относится с прохладцей. А значит, есть возможность узнать мнение "нормального" водителя, а не джипера…

Павел КОЗЛОВСКИЙ
ABW.BY


BFGoogrich и асфальт - на удивление тихо

Мне BFGoodrich Mud Terrain KM2 достался, в общем-то, случайно, заодно вместе со "спортивным" комплектом для Павла Козловского. Я не джипер, езжу на внедорожнике, чтобы тягать прицеп-дачу, поэтому никогда не думал о "мудах". Я не выступаю в джип-триале, не люблю трофи - я люблю личные экспедиции, свои маршруты, а для повышения проходимости использую цепи. Именно цепи рекомендую попробовать всем желающим улучшить "гражданскую" проходимость внедорожника. Места они занимают мало, в багажнике лежат тихо. Подъехал к "засадному" месту, обулся - проехал. Снял, помыл - снова лежат, ждут своего часа.

Но при этом найти толковую резину для Frontera я не мог - всегда хотелось чуть большего зацепа на бездорожье.

На этом видео: в Карпатах не успел надеть цепи - и все, приехали, букс, жестокий и беспощадный.

Изучая ассортимент шин, я понял, что сейчас не только перестали делать "правильные" внедорожники - для них перестали выпускать "правильные" шины.

Сейчас почти все шины для внедорожников копируют легковые по рисунку протектора: внимание уделяется управляемости, поведению на сухом асфальте, поведению во время дождя.

А мне это все зачем?

Все это абсолютно не важно для владельца Frontera с 2,2-литровым турбодизелем. Мне нужен "зацеп" на бездорожье и приемлемые характеристики на асфальте. Я если на асфальте больше 100 км/ч разгонюсь - уже в семье праздник и ужин при свечах.

Но "мудов" я все равно побаивался, ведь очевидно, что шумно, тряско, неэкономично.

Взяв в руки комплект "гудричей", я все равно их боялся: слишком "тракторные", слишком большие. Но отбалансировались на удивление неплохо - по 100 г грузиков на колесо.

Единственное но - пришлось снять развитые передние брызговики, потому что шины начали цепляться за них в колесных арках. Размер "мудов" чуть больше штатного: 245/75 R16 вместо положенного 245/70 R16.

Первые впечатления на асфальте? "Гудричи" оказались на редкость "дружелюбными": характерный шум слышен только при открытых окнах на скорости около 60 км/ч. Во всех остальных вариантах в старой дизельной Frontera и так есть чему шуметь. Повышенных вибраций, ухудшения управляемости и увеличения тормозного пути в штатных режимах тоже не заметно. Наоборот, реакции автомобиля стали даже "острее" - думаю, за счет жестких боковин, рассчитанных на езду с минимальным давлением воздуха.

Расход топлива я пока не замерял, но на глаз примерно то же самое - около 10 л в городском цикле.

Поэтому на асфальте очень хорошо.

Наконец, самое важное - грязь. Как едет? Едет интересно: чтобы ехать, нужна постоянная пробуксовка, чтобы очищался протектор. То есть рефлексы внедорожной езды нужно немного корректировать: не стесняться добавлять "газ" и не бояться пробуксовки. Протектор ведь работает! Очищается, цепляется - и толкает машину вперед.

Можно посетовать лишь на слабые возможности по "выпрыгиванию" из колеи. По прямой "гудрич" работает отлично, но выбраться из колеи сложновато.

В общем и целом Frontera на этих колесах превратилась из посмешища джиперов в очень неплохой внедорожник. Мне иногда смешно читать рассуждения на форумах о рамах и блокировках: поверьте, Renault Duster на "правильной" резине заедет куда дальше Toyota Land Cruiser на стандартных белорусских "полусликах".

Хотите ездить по бездорожью - ставьте достойную резину. Или используйте цепи.

В этом кадре есть одна интересная деталь - подножки. Машина продолжает движение, но подножек не видно - они вспарывают грязь. Мешают, конечно, но машина едет. На обычной дорожной резине давно бы остановилась.

Еще один важный момент - в любой, даже самой сложной, ситуации машина может вернуться по своим следам обратно или вырваться враскачку. Буксуя, кряхтя, медленно, с трудом, насилуя сцепление и мотор, но вырваться. Это важное качество для тех, кто устал ходить за трактором.

Хотя понятно, что возможности отнюдь не безграничны, в приключения лучше ездить с лебедкой или вдвоем, чтобы был верный трос и верный друг.

Подытоживая по BF Goodrich: очень сложно искать в хорошем продукте недостатки, особенно если "пересел" на него с дорожной резины. Больше всего я переживал за поведение на асфальте, но в этой номинации к "гудричам" претензий нет. По крайней мере в ситуации с маломощной Frontera. На бездорожье все ожидаемо хорошо.

Поэтому сейчас я, в общем-то, пришел к золотой середине: без доработки подвески, без проставок между кузовом и рамой проходимость автомобиля значительно улучшилась. Немаловажный фактор - внешняя стоимость автомобиля тоже выросла раза в два. Комплект этих колес стоит около тысячи долларов, но внешне Frontera подорожала на все пять. И я не могу назвать BFGoodrich дорогой резиной: в Минске одно колесо 245/75 R16 стоит около $240, Nokian дороже, а экстремально дешевая Lassa - около $160 за колесо. Переплата за комплект "гудрича" по сравнению с "безродной" дешевой резиной - $320. По моим ощущениям вовсе не критично для владельца внедорожника, конечно, если он не куплен на последние деньги.

Итого: лично для меня самым интересным остается вопрос ресурса. Пробеги у меня в любом случае на 80% по асфальту. Как надолго хватит "гудрича"? Поездим - посмотрим.

Дмитрий НОВИЦКИЙ
ABW.BY

 

Пожалуйста, подождите...