Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Новейшие электробусы МАЗ и БКМ против российской и немецкой техники на выставке в Санкт-Петербурге

23049 6

Фото SPbTransportFest, Питертранспорт

23049 6
Автобизнес

Фото SPbTransportFest, Питертранспорт

Минский автозавод и "БКМ Холдинг" представили свои новейшие разработки в рамках III Международного транспортного фестиваля SPbTransportFest, который проходил в Санкт-Петербурге с 19 по 21 мая.

Электробусы из Беларуси: МАЗ и БКМ

Санкт-Петербург, в отличие от Москвы, экологичность городского пассажирского транспорта повышает главным образом по двум направлениям – путем замены дизельных автобусов газомоторными моделями, а также за счет закупок троллейбусов, в том числе с увеличенным автономным ходом (правда, в самом городе их называют электробусами с динамической зарядкой). Электробусы с ночной зарядкой (от розетки) в Питере тоже есть, но пока не получили широкого распространения. Тем не менее в перспективе город планирует закупки и такого вида транспорта (к 2024 году планировалось построить депо на 400 электробусов). Контракты могут быть весьма привлекательными – за них готовы бороться два белорусских производителя электрического транспорта, МАЗ и "БКМ Холдинг".

Минский автозавод привез в город на Неве абсолютную новинку – городской электробус большого класса МАЗ-303E20.

Фото FootKos (fotobus.msk.ru) 

Его главное отличие от первенца с индексом 303E10 – тяговые батареи другого типа: вместо литий-железо-фосфатных (LiFePO4) здесь установлены литий-никель-марганец-кобальтовые (Li-NMC). Кроме того, увеличено количество аккумуляторов, благодаря чему суммарная емкость батарей возросла до 400 кВт·ч. Сделано это было для того, что гарантировать запас автономного хода на уровне 300 км с учетом сложных условий эксплуатации в Северной столице России.

Из-за возросшей массы аккумуляторов номинальная пассажировместимость уменьшилась с 90 до 80 пассажиров, при этом число мест для сидения не изменилось – 30 (из них 14 на низком полу). 

Изменения по салону (по сравнению с 303E10 из первой опытно-промышленной партии) небольшие: напольное покрытие другого типа; отсутствуют люки в крыше (возможно, из-за возросшего числа аккумуляторов, хотя на самом первом 303E10 их тоже не было). А вот в кабине водителя сразу бросаются в глаза другие приборная панель и рулевое колесо – попроще, очевидно, какой-то бюджетный вариант под требования заказчика.

Как и предыдущая модель, новый МАЗ-303E20 является электробусом типа ONC (OverNight Charging), то есть с длительной ночной зарядкой в автопарке. Время зарядки – 4-7 часов. Интерфейс зарядки – разъем CCS2 COMBO. Из внешних отличий – большее по размерам электрооборудование на крыше.

Электробус БКМ Е3210Е также впервые демонстрируется в Санкт-Петербурге, но его официальная премьера состоялась в сентябре прошлого года – на празднования Дня машиностроителя в Минске. В отличие от первого электробуса в кузове "Ольгерд", который был оснащен суперконденсаторами и приспособлен к экспресс-зарядке, модель Е3210Е соответствует принятой в Питере для такого транспорта схеме длительной ночной зарядки.

Новый электробус БКМ (так же как и новый МАЗ) оснащен литий-ионными аккумуляторными батареями типа Li-NMC (литий-никель-марганец-кобальтовые), которые размещены в заднем свесе и отделены от салона глухой вертикальной перегородкой. 

Емкость аккумуляторных батарей, по данным самого производителя, составляет 290 кВт·ч. Это меньше, чем у нового МАЗ-303E20. Тем не менее конструкторы "БКМ Холдинга" гарантируют суточный пробег на уровне 300 км. Тип зарядки указан такой же – CCS2 COMBO. Время зарядки – 3 часа.

Важная "фишка" электробуса E3210E – он оснащен электропортальным ведущим мостом, в котором два тяговых электродвигателя мощностью 120кВт каждый интегрированы в колесные модули. Такое конструктивное решение позволило увеличить площадь низкого пола в задней части салона и сделать абсолютно ровный пол в районе арок задних колес. Кроме того, отсутствие центрального электродвигателя, карданной и главной передачи привело к существенному сокращению снаряженной массы электробуса и увеличению дальности пробега без подзарядки. Добавим, что конструкторы предусмотрели возможность использования электропортальных мостов различных производителей, а не только ZF, как на представленной машине.

Общая пассажировместимость нового электробуса БКМ – 86 человек (при этом отопление салона электрическое, предусмотрен кондиционер). Число сидячих мест – 30 (из них на низком полу – 14). Кроме того, имеется большая накопительная площадка напротив средних входных дверей, на которой оборудованы места для детской и инвалидной колясок с удерживающей системой и кнопкой связи с водителем.

Рабочее место водителя оборудовано цифровой панелью приборов, на которой отображается информация о работе всех систем электробуса. Электронное управление с помощью сенсорных панелей (тачскрин) обеспечивает автоматическую диагностику всех бортовых систем. Сиденье водителя – с пневмоподрессориванием.

Остается добавить, что оба белорусских электробуса оснащены всеми современными опциями и функциями, создающими дополнительный комфорт для пассажиров: USB-порты для зарядки гаджетов, Wi-Fi, "теплые" кнопки в дверях, система "книлинга". Оба электробуса соответствует международному экологическому стандарту Zero Emission, который характеризуется полным отсутствием вредных выбросов в атмосферу (отопление салона – электрическое).

Российские электробусы: ГАЗ и "Волгабас"

Свои электробусы на выставке представили "Группа ГАЗ" и холдинг "Волгабас Групп". При этом техника уже известная – машины экспонировались ранее на других выставочных площадках.

Электробус E-CITYMAX 12 (это коммерческое название; модель по VIN-коду – L01R35) дебютировал на выставке "Комтранс-2021" в сентябре прошлого года. Машина принадлежит к линейке нового поколения и значительно отличается от электробусов, поставленных "Группой ГАЗ" в Москву в 2018-2020 годах.

E-CITYMAX 12 оснащен батареями Microwast типа Li-NMC емкостью 350 кВт·ч и имеет запас хода до 200 км на одной зарядке. При этом в данной модели реализована возможность зарядки батарей тремя способами: ультрабыстрая пантографная – за 1,5 часа; быстрая пистолетная – за 2,5 часа; ночная – за 7 часов. Батареи оснащены автономной системой термостатирования, которая в автоматическом режиме охлаждает батареи летом и подогревает зимой до оптимальной рабочей температуры, что позволяет стабилизировать запас хода электробуса на протяжении всего срока службы батарей.

Общая пассажировместимость E-CITYMAX 12 составляет 85 человек, при этом в салоне предусмотрено 36 посадочных мест и одно место для инвалидной коляски, которое расположено непривычно по нашим меркам – с правой стороны между аркой переднего колеса и средними дверями. Еще одна странность – в городском электробусе большого класса нет ни одной накопительной площадки. Впрочем, это пока лишь опытный образец.

Выпускаться новый электробус будет на Ликинском автобусном заводе, который входит в "Группу ГАЗ". Сроки запуска в серию пока не называются.

Фото NeVa (transphoto.org) 

Новейший электробус компании "Волгабас Групп" также имеет два имени: коммерческое – "СитиРитм-12Е"; заводское – Volgabus-5270E0. Интересно, что аналогичное обозначение 5270E0 имела и модель электробуса первого поколения (10 таких машин были поставлены в Санкт-Петербург в 2019 году).

Фото NeVa (transphoto.org) 

"СитиРитм-12Е" отличается от предшественника обновленным дизайном передней и задней масок, новой архитектурой фальшбортов на крыше. Но ключевое его отличие – более высокая энергоэффективность. Емкость установленных батарей выросла на 30 процентов, что позволило уменьшить их количество на треть и на полтонны снизить массу электробуса. Благодаря применению энергосберегающих технологий автономный пробег электробуса после глубокой (до 5 часов) ночной зарядки увеличился с 200 до 240 км.

Фото NeVa (transphoto.org) 

Интерьер машины также обновился. В электробусе установлены более эргономичные сиденья. А для более эффективной шумоизоляции в отделке применены композитные алюминиевые панели. Внутри стало больше места благодаря оптимизации компоновки батарейных отсеков, часть из которых перенесена из салона в унифицированные модули на крыше. Общая пассажировместимость электробуса составляет 75 человек, число посадочных мест – 27.

Фото NeVa (transphoto.org) 

Представленный на выставке экземпляр "СитиРитм-12Е" с февраля нынешнего года работает в ГУП "Пассажиравтотранс".

Электробус MAN – артефакт ушедшей эпохи?

Еще один гость фестиваля SPbTransportFest – электробус MAN Lion’s City E. Он прибыл в Санкт-Петербург еще в прошлом году для прохождения эксплуатационных испытаний в ГУП "Пассажиравтотранс". Это первый электробус европейского производства, который прошел сертификацию в России, но, видимо, еще очень долго будет оставаться единственным. 

Фото New_Wave (transphoto.org) 

Интересно, что немецкий производитель, когда впервые представлял эту модель, заявлял очень высокие показатели автономности: стабильный запас хода на одной зарядке – 350 км, при благоприятных условиях – до 550 км. Но это они еще в Питере не тестировались.

Фото Николая Кармаевского (transphoto.org) 

С начала февраля нынешнего года Lion’s City E начал возить пассажиров на городских маршрутах ГУП "Пассажиравтотранс". Работа в реальных условиях, видимо, поумерила амбиции немцев: на выставке говорилось о том, что запас хода электробуса на одной зарядке при общей пассажировместимости 88 человек и с 35 посадочными местами составляет 200 км, а при благоприятных условиях – до 270 км.

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
6 комментариев
6

На Мазе неосилили установить эмблему на руле ровно. Для этого ведь не нужно быть академиком...

6

На Мазе неосилили установить эмблему на руле ровно. Для этого ведь не нужно быть академиком...

0

По ходу это мазовская "фишка", Судя по другим фото из интернета.

3

На "развале" исправят)

1

А у них вечно то руль стоит криво относительно колес, то эмблема криво наклеена. Видно в погоне за модернизацией денег не хватило на ровную установку руля и эмблемки))))
И еще: "Из-за возросшей массы аккумуляторов номинальная пассажировместимость уменьшилась с 90 до 80 пассажиров" Т.е. получается, что при сохранении внутреннего объема уменьшается пассажировместимость? По факту же все равно люди будут заходить пока есть место, а значит будет паспортный перегруз. Чем не повод потом слететь с гарантии из-за несоблюдения условий эксплуатации (перегруз). Одним словом фикция, не имеющая ничего общего с реальностью

1

По ходу это связано с общей разрешенной массой.
А фикция это заявленный пробег в 500 км, который чудесным образом превратился в 200 км. Но почему то, тут этого решили не замечать.

0

Да какая разница, где 500, там и 200. Хватит на все, всем и для всех! Цифры - это все такие условности..

  • Войти или создать профиль