МАЗ не смог, КАМАЗ не успел. Сможет ли Ford предложить белорусам достойный тягач для европеревозок?

32838 10

Какое-то время назад три известных в определенных регионах производителя грузовиков - МАЗ, КАМАЗ и Ford Trucks - поставили перед собой цель создать магистральный тягач, который мог бы бросить вызов конкурентам из "большой семерки" и водить фуры по Европе. Кто из них преуспел больше всех на сегодня?

Минск начал первым

Минский автозавод представил опытный образец "европейского" тягача еще летом 2014 года - спроектированный с нуля МАЗ-5440M9 с 475-сильным двигателем Mercedes-Benz OM471 уровня Евро-6 и роботизированной коробкой передач виделся на тот момент настоящим триумфом белорусского автомобилестроения!

Дизайн кабины "ЕвроМАЗа" сравнивали и с Volvo FH, и с Mercedes-Benz Actros, но минчане спроектировали ее самостоятельно, чем еще выше подняли престижность новинки. В новом тягаче была существенно улучшена эргономика рабочего места и места отдыха водителя. Появилась мультиплексная система управления с электронным щитком приборов и встроенным бортовым компьютером, а также климат- и круиз-контроль, мультимедийная система. 

Кабина - в базовой комплектации с высокой крышей и двумя спальными местами (размер нижнего и верхнего - 2200 х 700 мм). Низкий центральный тоннель почти не мешал перемещению внутри кабины. Была предусмотрена холодильная камера объемом 25 л. Тягач планировалось оснащать электронной тормозной системой, системами курсовой устойчивости, контроля полосы движения и экстренного торможения при обнаружении препятствий, GPS-навигатором. По сравнению с серийными МАЗами четвертого поколения это был настоящий прорыв.

Тягач пятого поколения с успехом демонстрировался на различных выставках в Беларуси и за рубежом. В 2017 году МАЗ-5440M9 стал победителем авторитетного конкурса "Лучший коммерческий автомобиль 2017 года в России" в номинации "Перспектива года".

Фото ОАО "МАЗ"

Процесс испытаний и доводки новой модели вместе с подготовкой производства занял более трех лет. Наконец, в апреле 2018 года состоялась торжественная передача заказчику первого серийного МАЗ-5440M9 - тягач в лизинг приобрело ОАО "Автобусный парк" из города Барановичи. На церемонии представители завода отметили, что современный МАЗ по своим параметрам соответствует тягачам ведущих европейских производителей: "Мы рассчитываем, что автомобили будут пользоваться большим успехом в Беларуси, России и других странах мира".

Тогда же было заявлено, что первое время новые тягачи будут выпускаться ограниченными партиями, однако впоследствии на заводе освоят полноценный серийный выпуск грузовиков класса Евро-6.

Тем не менее на сегодня вся серия - это десять тягачей, восемь из которых были собраны в 2019 году. И перспективы у проекта пока неясные. Даже модернизация прессово-кузовного производства с целью освоения выпуска кабины нового образца, по имеющимся в редакции сведениям, пока не завершена. Тот же долгожданный мультируль все еще на стадии подготовки производства…

Правда, стоит отметить, что Минский автозавод создавал не один магистральный тягач, а сразу целое семейство, включающее и бортовые грузовики, и шасси, и строительные самосвалы, - естественно, такой подход потребовал больше времени и ресурсов. В 2017 году были получены ОТТС на пять модификаций бортовой модели и пять - седельного тягача с моторами Mercedes мощностью от 360 до 476 л.с. 

В 2019 году был изготовлен первый серийный МАЗ-5440M7 с 428-сильным двигателем Mercedes-Benz OM470, увеличенной до 3800 мм колесной базой и большим запасом хода (емкость топливных баков возросла до 1300 л). Однако давно обещанный старт полномасштабного производства "ЕвроМАЗов" так и не состоялся. Бросить вызов "большой европейской семерке" и найти массовый спрос на рынке магистральных тягачей "ЕвроМАЗ" пока не смог...

КАМАЗ-54901: цель - премиум-сегмент

Камский автозавод на рынок магистральных тягачей впервые вышел только в конце 2013 года, когда в Набережных Челнах стартовало производство тягача КАМАЗ-5490. Эта модель стала флагманом четвертого поколения камских грузовиков. В топовой комплектации тягач получил 428-сильный двигатель Daimler OM457LA уровня Евро-5. Кабина новому КАМАЗу досталась от Mercedes-Benz Axor (модель выпускалась в 2001-2013 гг.). Ресурс автомобиля - 1 млн км.

КАМАЗ-5490 стал лидером рынка магистральных тягачей в России (в 2018 году было продано 4927 машин; в 2019-м - 5259), оставив далеко позади всех европейских конкурентов (Mercedes-Benz Actros, Volvo FH, MAN TGX). Однако конкурировать с этими же брендами на дорогах самой Европы ни КАМАЗ-5490, ни его модернизированный вариант КАМАЗ-5490 NEO, появившийся в 2017 году, не в состоянии: экологический класс ниже требуемого, да и кабина маловата для настоящего "магистральника" (ее наружная ширина - всего 2300 мм; размер нижнего спального места - 2100 х 685 мм, верхнего - 1865 х 685 мм; высота кабины - 1910 мм).

Однако в 2017 году Камский завод представил магистральный тягач КАМАЗ-54901 новейшего пятого поколения, который по своим характеристикам уже смело можно было поставить в один ряд с автомобилями "большой европейской семерки". На нем установлена кабина нового поколения на каркасе Mercedes-Benz Actros. Ее отличительные особенности: ширина - 2500 мм; сверхвысокая крыша (1980 мм); ровный пол.

Фото ПАО "КАМАЗ"

Кабина по замыслу конструкторов должна предоставлять водителю максимум комфорта как на рабочем месте, так и в зоне отдыха. Панель приборов с цветным дисплеем и мультимедийной системой разрабатывалась конкретно для поколения К5. На рулевое колесо для удобства перенесено управление климат-контролем, навигационной системой, интернетом, мобильным телефоном и мультимедийным центром с 10-дюймовым экраном.

Фото ПАО "КАМАЗ"

Автомобили семейства К5 будут оснащаться двигателями новой линейки КАМАЗ-910. Это рядные 6-цилиндровые моторы рабочим объемом 12 л и мощностью до 550 л.с. Экологический класс - Евро-5 или Евро-6 (правда, моторы Евро-6 только еще предстоит разработать). Ключевая особенность данной модели двигателя - высокий межсервисный интервал (до 150 тыс. км). Что касается ресурса автомобиля КАМАЗ-54901 в целом, то он составляет внушительные 1,2 млн км. Тягач получил два топливных бака общим объемом 1400 л (800+600 л).

Опытно-промышленные партии КАМАЗ-54901 с 450-сильными моторами Евро-5 начали собирать с 2019 года - они передавались в подконтрольную эксплуатацию партнерским транспортным компаниям. Старт серийного производства намечен на нынешний год. Активный переход на серию К5 должен начаться с 2022 года. К белорусским дилерам ПАО "КАМАЗ" новейший магистральный тягач пока не поступал: на сайтах указано, что модель проходит технические испытания и пока недоступна для заказа. Но с характеристиками уже можно ознакомиться.

Фото ПАО "КАМАЗ"

С новым тягачом Камский автозавод намерен войти в премиальный сегмент рынка - в Набережных Челнах уверены, что КАМАЗ-54901 по своим характеристикам и потребительским качествам почти ни в чем не уступает грузовикам "большой семерки". А что касается цены, то он должен быть примерно на 15-18% дешевле аналогичного по характеристикам Mercedes-Benz Actros (оценка Сергея Когогина, генерального директора ПАО "КАМАЗ").

Тем не менее существует проблема, которая ставит под сомнение скорый выход КАМАЗа пятого поколения на рынок Евросоюза. С техническим обслуживанием грузовиков КАМАЗ в Европе пока все обстоит довольно грустно. Сервисные центры есть только в шести странах: Болгарии (1), Венгрии (1), Литве (3), Польше (2), Сербии (1) и Чехии (1). Для транспортных же компаний важно, чтобы сервисная сеть была расположена по всем маршрутам следования грузовиков при международных перевозках как в странах ЕАЭС, так и в Европе.

У Минского автозавода, кстати, ситуация на сегодня не намного лучше. Если верить информации, размещенной на сайте предприятия, у ОАО "МАЗ" только 13 сервисных центров в шести странах Европы: четыре в Сербии (два в Белграде, по одному в Костолаце и Рековаче); три в Польше (Минск Мазовецкий, Остроленка, Пясечно); по два в Латвии (оба в Риге) и Эстонии (Таллин, Тартуский уезд); по одному в Болгарии (София) и Литве (Каунас).

Стремительный взлет турецкого "Макса"

Компания Ford Trucks свой магистральный тягач нового поколения впервые официально представила в 2018 году на Международной выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере.

Фото Ford Trucks

Автомобиль, получивший имя F-MAX, оказался настолько удачным, что с ходу выиграл престижнейший конкурс "Международный грузовик года 2019" (International Truck of the Year), опередив в финале Scania (номинировались городские модели L- и P-серий) и Volvo Trucks (представители семейств FH/FM на сжиженном природном газе). Такого от турецкого производителя никто не ожидал - до этого 36 лет в конкурсе побеждали исключительно грузовики "большой европейской семерки". И только F-MAX сумел повторить успех своего "дедушки" Cargo, отпраздновавшего аналогичную победу в далеком 1982 году.

Фото Ford Trucks

"Магистральник" Ford Trucks F-MAX разработан специалистами компании Ford Otomotiv Sanayi (Ford Otosan) и с 2018 года выпускается на заводе в городе Инёню (Inonu). Производственные мощности основанного в 1982 году предприятия - 15 тыс. тяжелых грузовиков и тягачей Ford Trucks, 11 тыс. двигателей Ecotorq, 65 тыс. двигателей Transit puma, 140 тыс. задних мостов и 300 тыс. передних наконечников для легкого коммерческого автомобиля Transit.

Ford F-MAX можно увидеть и на гоночных трассах Европы: "24 часа Ле-Мана", WRC, кольцевые гонки грузовиков. Фото Ford Trucks

Приступив к выпуску F-MAX, компания Ford Trucks начала планомерное наступление на рынок Евросоюза. Ранее грузовики турецкого производителя продавались в основном в странах Средней Азии, Ближнего Востока, Восточной Европы и Африки, а также в России и Украине. В 2019-м Ford Trucks открыла продажи в Испании, Италии и Португалии. К 2022 году ставится задача выйти на рынок еще 12 стран Западной Европы. Параллельно с открытием дилерских центров будет расти и сервисная сеть, но уже сегодня на Ford Trucks работают 160 сервисных станций в 25 странах.

В Беларуси компания Ford Trucks ранее не была представлена. Первое знакомство состоялось в прошлом году на выставке БАМАП в Минске - турецкий производитель привез тягач F-MAX. Грузовик был встречен с большим интересом. И в Ford Trucks, оценив потенциал нашего рынка, стали вести переговоры с возможными партнерами. В итоге на роль эксклюзивного дистрибьютора Ford Trucks в Беларуси была выбрана компания "Трансконсалт-Сервис", которая уже имела опыт продаж грузовой техники таких брендов, как DAF, Hyundai и JAC, а также прицепной техники Wielton. В конце февраля в Минске Ford Trucks и "Трансконсалт-Сервис" подписали соответствующие документы.

На церемонии подписания (слева направо): Сергей ЖУКОВИЧ (директор ООО "Трансконсалт Сервис"), Серхан ТУРФАН (вице-президент Ford Trucks), Всеволод АРХИПОВ (председатель Совета директоров ООО "Трансконсалт Сервис"), Эмра ДУМАН (директор по развитию на международном рынке Ford Trucks), Бахадир КОЧ (региональный директор по развитию в России и Беларуси Ford Trucks)

Одновременно было объявлено о начале официальных продаж тягачей Ford F-MAX в Беларуси. При этом первые семь тягачей уже пополнили парк международного грузоперевозчика ООО "Трансконсалт Брест". Вот такой мощный старт!

Что касается сервисного обслуживания, то в Беларуси уже сегодня работает две СТО - по одной в Бресте (ООО "Трансконсалт Сервис") и Минске (ОАО "Белмагистральавтотранс"). Все необходимые запчасти, технологическое оборудование и специальные инструменты импортированы и должным образом запущены в производство. В ближайшие годы запланировано дальнейшее развитие сети СТО Ford Trucks и в других городах нашей страны - Витебске, Гомеле и Гродно.

Как рассказали в компании "Трансконсалт Сервис", на белорусский рынок будут поставляться тягачи Ford F-MAX исключительно турецкого производства. Да, как известно, сборка данной модели с 2019 года ведется также на заводе "Автотор" в Калининградской области, но при ввозе в Беларусь эти грузовики подпадали бы под двойной утилизационный сбор, что делает их импорт бессмысленным.

Ford F-MAX: детальное знакомство

Продаваться в Беларуси будет только одна модель 1850T, но с двигателями уровня как Евро-6, так и Евро-5. Двигатель - фирменный турецкий Ford Ecotorq (FHT5): 12,7-литровый, 6-цилиндровый, рядный, дизельный.

Максимальная мощность - 500 л.с. (при 1800 об/мин). Максимальный крутящий момент - 2500 Н·м (при 1000-1200 об/мин). Коробка передач - автоматизированная 12-ступенчатая ZF12TX2620 Traxon с возможностью "ручного" выбора передачи. Предусмотрено три режима работы трансмиссии: стандартный, динамический, раскачка.

Кабина - Extra Comfort на пневматической подвеске, с двумя спальными местами. Нижнее спальное место с поролоновым матрасом, поднятое на 390 мм над тоннелем двигателя (совсем немного выступающий, но он все же сохранился). Верхнее спальное место складывается вертикально в транспортном положении и оснащено страховочной сеткой. Ширина кабины - 2521 мм, внутренняя высота - 2160 мм. В крыше имеется стеклянный люк с электроприводом, ночной шторкой и противомоскитной сеткой.

Управление тягачом конструкторы Ford Trucks постарались сделать максимально комфортным. Приборная панель развернута к водителю. Щиток приборов включает аналоговые спидометр и тахометр, а также 8-дюймовый дисплей. На нем при включении зажигания появляются электронные указатели охлаждающей жидкости двигателя, уровня топлива, уровня мочевины, давления моторного масла/ давления воздуха в тормозной системе и выводится вся остальная информация с маршрутного компьютера. 

Справа от приборного щитка расположен рычаг стояночного тормоза. В передней верхней консоли над торпедо - цифровой тахограф Continental ЕСТР и радиостанция.

На центральной консоли - 7,2-дюймовый дисплей-тачскрин мультимедийной и информационной систем. В комплектацию входят радио AM/FM/Aux In/USB/Bluetooth, четыре колонки. Антенны: AM/FM, GSM and GPS.

Предусмотрен климат-контроль с режимом рециркуляции. В комплектацию входят автономные отопители Eberspaecher сухого (2,2 кВт) и мокрого (9,5 кВт) типа. Блок управления кондиционированием воздуха и отопителями - на центральной консоли. Под ним - электроразъемы на 12 и 24 вольт (прикуриватель).

На мультируле сосредоточено управление маршрутным компьютером, освещением, круиз-контролем, аудисистемой, мобильным телефоном. За рулевым колесом расположены многофункциональные переключатели: слева - управление дальними фарами, поворотными сигналами, стеклоочистителями; справа - переключение передач, выбор функций тормозов двигателя и замедлителя. На консоли с левой стороны от рулевого колеса находится переключатель фар и внутреннего освещения. Рулевая колонка регулируется по углу наклона и высоте руля.

Сиденье водителя имеет восемь регулировок (высоты, наклона сиденья, наклона спинки, подлокотника, жесткости амортизаторов, поясничной и боковой опоры, верхней поясничной опоры, высоты ремня безопасности), а также предусматривает перемещение сиденья вперед/назад, перемещение нижней части вперед/назад, быстрое опускание, быстрый наклон спинки, обогрев. Сиденье пассажира регулируется по высоте, наклону спинки, наклону подлокотника и тоже предусматривает перемещение вперед/назад и быстрый наклон спинки.

Предусмотрены автоматические замки дверей, подсветка ступенек и уплотнительная резинка на двери по контуру верхней ступеньки, защищающая ее от попадания влаги и пыли (здесь удобно оставить уличную обувь).

Лобовое стекло с электрообогревом. Внизу внутри - датчик дождя и камера. Над ветровым стеклом снаружи - прозрачный противосолнечный козырек. В автомобиле имеется четыре типа зеркал с различными характеристиками: зеркало заднего вида, широкоугольное зеркало, зеркало контроля обочины (бордюрное), зеркало переднего обзора. Основные и широкоугольные зеркала - с электрообогревом. Предусмотрен электропривод основных зеркал заднего вида (управление - клавишами на дверях).

В кабине имеются многочисленные вещевые отсеки. В передней верхней консоли над торпедо - три закрытых отсека объемом 225 л и два открытых отсека (в них можно положить ежедневные документы, карты и т.д.). Три отсека для хранения вещей самолетного типа устроены над спальным местом (объем - 105 л).

Имеются отсеки для хранения вещей под спальным местом с доступом через внешние лючки и при поднятом диване. Под нижним спальным местом - выдвижной холодильник объемом 38 л.

Многофункциональная центральная консоль, расположенная между сиденьями водителя и пассажира, имеет отсек для карты, держатель стаканов, бутылочек и других предметов. В средней части консоли расположена пепельница.

В комплектацию Ford F-MAX входят: фары головного света с галогенными лампами; дневные ходовые LED-огни; противотуманные фары; освещение зоны поворота; система автоматического управления освещением. Пластиковый бампер состоит из отдельных элементов, что упрощает и удешевляет ремонт.

Безопасность Ford F-MAX обеспечивают: настраиваемый круиз-контроль MAX Cruise; система экономичного ускорения при разгоне и после замедления; система стабилизации (ESP); система контроля курсовой устойчивости; противобуксовочная система (ASR); система помощи начала движения в гору; система гибридного торможения; контроль полосы движения (LWDS); датчик дождя. Кроме того, тягач комплектуется акустическим сигналом заднего хода и базовым иммобилайзером двигателя с блокировкой подачи топлива и разрывом цепи питания стартера.

Ford F-MAX оснащается моторным тормозом Ecotorq Engine Brake мощностью 400 кВт. Компрессионный моторный тормоз встроен в привод клапанов с гидроприводом. Основная тормозная система - двухконтурная пневматическая с электронным управлением (EBS). На передней и задней осях - вентилируемые дисковые тормоза. Предусмотрен индикатор износа тормозных колодок на дисплее приборной панели. В комплектацию тягача также входят: антиблокировочная система тормозов (ABS); активная аварийная тормозная система (AEBS); стояночный тормоз с положением "тест" и пружинные энергоаккумуляторы на тормозных механизмах задней оси.

Тягач Ford F-MAX рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 42.000 кг. Полная масса тягача - 18.000 кг. Техническая грузоподъемность передней/задней осей - 7100/11.500 кг. Подвеска передней оси - параболические листовые рессоры с амортизаторами и стабилизатором. Задняя ось - типа XSS-470 с регулируемой пневмоподвеской на двух пневмобаллонах с амортизаторами. Пластиковые крылья на задней оси состоят из трех частей. Сцепное оборудование - SAF Holland. Высота ССУ - 1140 мм, смещение - 500 мм. 

Габаритные размеры тягача (длина/ширина/высота): 5925/2540/3915 мм. Колесная база - 3600 мм. Высота сечения лонжерона рамы - 285 мм, толщина профиля рамы - 8 мм. Глушитель расположен с левой стороны шасси. Аккумуляторные батареи - с правой. Выхлоп - по центру. В комплектацию входят алюминиевые топливные баки емкостью 600 и 450 л. Бак AdBlue - 78 л. 

А конкуренты кто? Сравниваем цены

Представляя Ford F-MAX белорусским перевозчикам, компания "Трансконсалт Сервис" анонсировала и свои цели на белорусском рынке: вхождение Ford Trucks в ближайшие два года в топ-7 импортируемых на белорусский рынок брендов и попадание в первую тройку к 2025 году. Для этого, собственно говоря, "Макс" и создавался - чтобы конкурировать с тягачами "большой европейской семерки". Однако уже сейчас очевидно, что Ford F-MAX в первую очередь станет конкурентом для отечественных "ЕвроМАЗов", а позже, вероятно, и для КАМАЗов поколения К5. Дело в том, что Ford F-MAX позиционируется как модель среднего ценового сегмента и предлагаться в Беларуси будет по соответствующим ценам.

Например, сегодня на сайте БАМАП можно найти два специальных предложения "Трансконсалт Сервис" по поставке Ford F-MAX в 2020 году: модель 1850Т Euro-5 АКПП - по цене 86.300 евро (в т.ч. НДС, утилизационный сбор включен); модель 1850Т Euro-6 АКПП - по цене 87.500 евро (в т.ч. НДС, утилизационный сбор не включен).

В то же время в соответствии со специальной программой реализации автотранспортных средств МАЗ, предусмотренной БАМАП для своих членов, топовый МАЗ-5440M9 в 2020 году будет предлагаться по цене 87.000 евро с НДС.

Правда, как вы могли заметить, цена Ford F-MAX Евро-6 приведена без учета утилизационного сбора, но есть большая вероятность того, что он по-прежнему не будет взиматься. Напомним: в прошлом году, согласно Указу Президента Беларуси №141 от 19 апреля 2019 года тягачи седельные экологического класса 6, с момента выпуска которых прошло не более одного года, с полной массой транспортного средства свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, освобождались от уплаты утилизационного сбора. И в настоящее время подготовлены и проходят согласование документы, предусматривающие продление этой нормы в целях "создания условий для развития международных автомобильных перевозок грузов".

Отметим, что, если бы за Ford F-MAX Евро-6 пришлось платить утилизационный сбор, его цена подросла бы примерно на 5500 евро (именно такая разница с моделью Евро-5 в самой Турции). То есть цена на тягач экологического класса 6 составила бы уже 93 тыс. евро. Повысило бы это продажи "ЕвроМАЗов"? Сложно сказать.

Грузовые автомобили в нашей базе объявлений. Больше 7,5 тысяч предложений!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214148_1_350.jpg?v=1583751975
Пожалуйста, подождите...