"Метелица" снова в Минске. Нужен ли столице такой трамвай?

15062

"Трамвай-мечта", "трамвай будущего" - самый первый трамвай, изготовленный на заводе "Штадлер Минск", - вернулся в Минск и как минимум все предстоящее лето будет работать на столичных маршрутах. А потом, как говорят "знающие люди", может остаться в Минске навсегда. Стоит ли верить этим слухам?

Ты помнишь, как все начиналось...

Судьба этого трамвая необычна. Трехсекционный полностью низкопольный трамвайный вагон модели B85300М, первенец компании "Штадлер Минск", был изготовлен на заводе в Фаниполе в 2014 году. Он стал тогда настоящей сенсацией: современный внешний вид; 100-процентно низкий пол в каждой из трех секций; повышенная вместимость (258 пассажиров при норме 8 чел./кв.м); четыре широкие двери для входа/выхода с каждой стороны и две кабины управления (такому "челноку" не нужны разворотные кольца); высокий уровень комфорта в салоне (климат-контроль; меньшая шумность; розетки для подзарядки ноутбуков и телефонов); высокая мощность тяговых электродвигателей и соответственно высокая (до 75 км/ч) максимальная скорость движения; интуитивно понятное и компактное размещение органов управления и улучшенная обзорность в кабине водителя; уникальные системы пассивной безопасности и комплексная информационная система безопасности - ничего подобного на просторах СНГ еще не производилось! И это была отечественная разработка!

Напомним: дизайн экстерьера и интерьера этого трамвая был полностью разработан специалистами Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП), который является структурным подразделением Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси. 

Впервые трамвай B85300М показали в Минске в мае 2014-го: во время проведения чемпионата мира по хоккею вагон демонстрировался на площадке у "Минск-Арены". А в сентябре состоялась его мировая премьера в рамках престижной выставки Inno Trans 2014 в Берлине - там трамвай из Беларуси представили уже под именем "Метелица".

Российские смотрины

Планировалось, что запущенные в серийное производство "Метелицы" будут поставляться в российские города в рамках увеличения подвижного состава к чемпионату мира по футболу 2018 года. В связи с этим трамвай B85300М проходил тестовые испытания в Москве (февраль - июнь 2015 года), Самаре (июнь 2015-го - апрель 2016-го), Краснодаре (июль 2016-го - март 2017 года). 

В 2016 году компания "Штадлер Минск" заявила "Метелицу" к участию в московском тендере. Однако контракт на поставку в российскую столицу 300 трамваев в течение 2017-2019 годов выиграл консорциум российских компаний ООО "ПК Транспортные системы" и "Метровагонмаш". Модель-победитель - трамвайный вагон 71-931М "Витязь-М".

После испытаний в Краснодаре трамвай B85300М вернулся на завод, а в июле 2017 года был передан в опытную эксплуатацию в филиал "Трамвайный парк" ГП "Минсктранс". Три месяца "Метелица" восхищала пассажиров белорусской столицы, а затем вновь отправилась на завод - насчет развития трамвая у Минска тогда не было никаких конкретных планов...

Питерская командировка

В июле прошлого года "Метелица" прибыла в Санкт-Петербург - вагон был передан для опытной эксплуатации в Совмещенный трамвайно-троллейбусный парк СПб ГУП "Горэлектротранс".

Перед отправкой в Санкт-Петербург "Метелица" прошла техническое обслуживание на заводе в Фаниполе и сменила окрас: ярко-желтый уступил место бело-голубому (это фирменные цвета Stadler), а на бортах расположились приветственные слоганы петербургского "Горэлектротранса" - "Всем по пути" и "GET the city".

В течение почти девяти месяцев - с августа прошлого по апрель нынешнего года - возила "Метелица" пассажиров в Северной столице России. Расчет, впрочем, был вполне меркантильный: власти Петербурга планируют масштабное обновление трамвайного парка - по последним данным правительство собирается выделить из городского бюджета средства на закупку 500 новых трамваев до 2025 года. Компания "Штадлер Минск" не прочь побороться за питерский контракт!

Снова в Минске

После возвращения из Питера "Метелица" прошла очередное техническое обслуживание и ребрендинг: борта трамвая были украшены символикой II Европейских игр.

В течение трех месяцев "Метелица" будет работать в Минске. Пока не завершатся Евроигры - на первом маршруте ДС ''Зеленый Луг'' - пл. Мясникова.

Вчера мы проехались на "Метелице" от ж/д вокзала до Зеленого Луга и обратно. Впечатления? Конечно, за пять лет технический прогресс ушел вперед, но для Минска "Метелица" по-прежнему остается "трамваем мечты": легкий вход/выход, кнопочное открывание дверей, мягкий ход, меньше шума, много света, больше вместимость и мест для сидения, предусмотрены места для инвалидных колясок. Опять же дизайн, за который не стыдно...

Из "минусов" - узкие проходы между сиденьями в районе тележек (но это проблема, пожалуй, всех низкопольных трамваев) и отсутствие больших накопительных площадок с удобными горизонтальными поручнями, так как данная модель выполнена по челночной схеме, двери у нее сделаны с двух сторон (для Минска ненужная опция).

Что касается жалоб на якобы "неэффективную" работу климат-контроля, которые поступают от пассажиров, то проблема здесь кроется в несознательности части пассажиров. Над каждой форточкой в салоне нанесена надпись: "При работе кондиционера в салоне трамвая просьба форточки не открывать". Тем не менее находятся пассажиры, которые открывают форточки, наивно полагая, что поступающий с улицы горячий воздух сможет их охладить, а потом жалуются: кондиционер не работает!

Иногда доходит до скандалов. Свидетелями одного из них мы и стали вчера. Умудренный опытом мужчина требовал открыть форточку, потому что ему было жарко. Молодой парень форточку упорно закрывал, доказывая, что при работающем кондиционере открывать ее нельзя. К счастью, победили молодость и здравый смысл, а до рукоприкладства дело не дошло. После того как эксперименты с форточкой были завершены, в салоне действительно стало прохладней.

Еще один "минус" - несмотря на всю продвинутость амортизирующей системы, "Метелицу" на отдельных участках первого маршрута начинает ощутимо бросать из стороны в стороны. Но это претензии скорее к рельсовому полотну...

Минчане, конечно, рады возвращению "Метелицы" - побольше бы таких вместительных и комфортных вагонов. Гости столицы смотрят на трамвай с восхищением. "Метелицу" активно фотографируют и делают на ее фоне селфи - трамвай стал настоящей достопримечательностью Минска.

Хочется верить, что будущее у "Метелицы" в Беларуси есть. Недавно стало известно, что власти столицы всерьез рассматривают проект организации скоростного трамвая в Сухарево. Город, по словам нового мэра Анатолия Сивака, в ближайшей перспективе собирается модернизировать и инфраструктуру, и подвижной состав минского трамвая.

Останется ли в столице конкретный трамвайный вагон, который вновь получил 168-й парковый номер? В пресс-службе ЗАО "Штадлер Минск" это предположение не подтвердили, но и не опровергли. Ясность в этом вопросе появится ближе к осени…

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото автора, РКЦМП ОИМ НАН РБ, ГУП "Мосгортранс", СПб ГУП "Горэлектротранс"

Пожалуйста, подождите...