Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Парад новинок-2018. Грузовики Беларуси. Нам есть чем гордиться?

21062
21062

Какими новинками в уходящем году порадовали отечественные автозаводы - БЕЛАЗ, МОАЗ, МАЗ, "Зумлион-МАЗ", "Могилевтрансмаш", МАЗ-МАН, МЗКТ? Как сложился 2018 год для белорусских производителей грузовой техники? Давайте посмотрим.

Белорусский автомобильный завод

Для Белорусского автомобильного завода 2018 год прошел под знаком 70-летнего юбилея. История ОАО "БЕЛАЗ" началась в 1948 году, когда в районе железнодорожной станции Жодино открылось строительство машиностроительного завода по выпуску торфяного оборудования - "Торфмаш". В мае 1950 года предприятие выпустило свою первую продукцию: контейнеры для перевозки торфа, ворошилки для его сушки и др. В ноябре 1951 года "Торфмаш" был перепрофилирован в завод дорожных и мелиоративных машин "Дормаш" и занялся выпуском снегоочистителей, кусторезов и другой техники. А в 1958 году было принято решение о переносе производства самосвалов большой грузоподъемности из Минска в Жодино, и "Дормаш" преобразовали в Белорусский автомобильный завод. В ноябре из ворот предприятия вышел первый 25-тонный самосвал МАЗ-525.

Сегодня ОАО "БЕЛАЗ" - один из крупнейших мировых производителей карьерной техники. По объему выпуска карьерных самосвалов - второй в мире! При этом БЕЛАЗ удерживает треть мирового рынка большегрузных карьерных самосвалов.

Предприятие динамично развивается, наращивая производство год от года. По итогам 2018 года БЕЛАЗ планирует выйти на рекордные для себя показатели: по объему отгрузки - превысить один миллиард долларов, по объему экспорта - достичь миллиарда, а по объему продаж самосвалов грузоподъемностью 90 тонн и выше выйти на показатель не менее 800 единиц!

Эффективная работа позволяет БЕЛАЗу постоянно повышать зарплату своим работникам. Так, если среднемесячная зарплата на одного работающего по ОАО "БЕЛАЗ" (с филиалами) в 2016 году составляла 865 рублей, в 2017 году - 1220 рублей, то в 2018 году - 1551 рубль. Среднемесячная зарплата по головному предприятию на сегодняшний день превышает 1667 рублей. В полном объеме выполняется социальный пакет. Кроме того, БЕЛАЗ продолжает вести жилищное строительство.

Один из секретов такого успеха ОАО "БЕЛАЗ" - постоянная работа над обновлением и совершенствованием выпускаемой техники. Например, в этом году в модельной линейке предприятия появился карьерный самосвал нового класса грузоподъемности - БЕЛАЗ-75320, способный принять в свой гигантский кузов 290 тонн руды или горной породы. 

Автомобиль оснащен 60-литровым двигателем Cummins QSK 60-C мощностью 2850 лошадиных сил и трансмиссией переменного тока нового поколения General Electric, которая позволяет реализовывать функции противоюзовой и противобуксовочной систем, системы стабилизации скорости на спуске, автоматического ограничения скорости, системы контроля и диагностики. Новый 290-тонник займет промежуточное место в продуктовой линейке предприятия между моделями БЕЛАЗ-7531 (грузоподъемность 240 тонн) и БЕЛАЗ-7560 (грузоподъемность 360 тонн).

Одним из приоритетных направлений совершенствования карьерной техники БЕЛАЗ является роботизация самосвалов грузоподъемностью от 90 до 450 тонн. Первый беспилотный карьерный самосвал БЕЛАЗ-7513R грузоподъемностью 130 тонн прошел в этом году цикл всех необходимых заводских испытаний и готов к коммерческой эксплуатации. Для работы в паре с самосвалом-беспилотником в Жодино разработали колесный погрузчик БЕЛАЗ-78250 с функцией дистанционного управления.

Два роботизированных самосвала БЕЛАЗ-7513R минувшей осенью были отгружены в Сибирскую угольно-энергетическую компанию (СУЭК), крупнейшему добытчику угля в Российской Федерации, сообщили в пресс-службе ОАО "БЕЛАЗ". Самосвалы-роботы из Жодино будут работать на Абаканском разрезе (Хакасия, РФ) в связке с роботизированным экскаватором производства "Уралмаш". Робототехника пока не может быть встроена в обычный рабочий процесс, поэтому для беспилотных БЕЛАЗов и экскаватора создан специальный экспериментальный участок, чтобы оценить эффективность подобного комплекса.

Следующий прорывной проект БЕЛАЗа - разработка самосвалов с двигателями на альтернативных источниках энергии. Один из вариантов его реализации - перевод моторов на газовое топливо. Новейшая разработка в этом направлении - самосвал БЕЛАЗ-75476 грузоподъемностью 45 тонн с газопоршневым двигателем "Кунгур-550", работающим на сжиженном природном газе (LNG), запас которого размещен в специальных криобаках на раме с левой и правой стороны (емкость каждого - 360 л).

Мотор разработала уральская компания "Технология 1604" на базе дизеля ЯМЗ-240. Новый двигатель имеет газотурбинный наддув и развивает мощность 550 лошадиных сил. Снаряженная масса и грузоподъемность БЕЛАЗ-75476 остались такими же, как у хорошо известного дизельного БЕЛАЗ-7547 - соответственно 33.100 и 45.000 кг. Но газовый самосвал мощнее (на 10%), экономичнее (правда, никаких данных на этот счет производитель пока не приводит) и обеспечивает низкий уровень выбросов вредных веществ, что особенно актуально при работе в глубоких карьерах. В настоящее время эта машина успешно проходит эксплуатационные испытания.

Расширяет БЕЛАЗ модельный ряд и за счет использования двигателей новых (или "хорошо забытых старых") поставщиков. Например, модель БЕЛАЗ-75319 грузоподъемностью 240 тонн появилась в этом году благодаря возобновлению сотрудничества с Уральским дизель-моторным заводом, который наконец предоставил белорусам свой двигатель 12ДМ-185А мощностью 2536 л.с. Российского производства на этом самосвале также и тяговый электропривод.

А вот двигатели китайской компании Weichai Power на карьерной технике из Жодино еще никогда не использовались. "Первая ласточка" совместного проекта - самосвал БЕЛАЗ-75589 грузоподъемностью 90 тонн, который был представлен на заводе в минувшем сентябре.

А вообще Weichai Power предложила в этом году БЕЛАЗу целую линейку своих дизельных моторов мощностью от 550 до 2900 лошадиных сил - они могут закрыть практически весь модельный ряд!

Дизельный двигатель Weichai Power WP17 - это V-образная "восьмерка" с рабочим объемом 16,72 л. Номинальная мощность - 550-700 л.с. Максимальный крутящий момент - 3000 Н·м (при 1200-1500 об/мин). Нормы токсичности - Euro V, Stage IIIB

Мотор 12M55 (V12) носит эмблему Baudouin - эта французская компания стала частью корпорации Weichai Power в 2009 году. Вес двигателя - 9500 кг. Размеры: 3000х1800х2500 мм. Рабочий объем - 65,7 л. Номинальная мощность - от 2300 до 2900 л.с. Максимальный крутящий момент - 12.600 Н·м (при 1500 об/мин). Норма токсичности - Stage IIIB

В конце сентября четыре двигателя китайского производителя демонстрировались в Жодино, в рамках проходившей там международной научно-практической конференции "БЕЛАЗ: прогресс, инновации, будущее". Тогда же было объявлено, что сразу несколько разных моторов Weichai Power готовятся к установке на белорусские самосвалы. Как рассказали на заводе, потенциальные заказы на технику с китайскими двигателями уже есть…

Могилевский автомобильный завод

Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова (МОАЗ) остается крупнейшим в СНГ производителем строительно-дорожной, подземной и специальной техники. Предприятие основано в 1935 году. В 2006 году МОАЗ стал филиалом ОАО "БЕЛАЗ"; с 2012 года является филиалом ОАО "БЕЛАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАЗ-Холдинг". В 2018 году под брендом МОАЗ появилось несколько новинок.

Одна из самых интересных премьер - автомобиль-самосвал повышенной проходимости МОАЗ-75050 (4х4) грузоподъемностью 25 тонн с новой пластиковой кабиной, дизайн которой разработали в Научно-техническом центре ОАО "БЕЛАЗ".

Комплектуется МОАЗ-75050 двигателем Scania DC09 076A мощностью 350 л.с., трансмиссия - гидромеханическая передача (6+1). Вместимость платформы - 15,5 м3. Полная масса - 45 тонн. Максимальная скорость - 50 км/ч.

Новый шахтный самосвал МОАЗ-75851 грузоподъемностью 50 тонн имеет колесную формулу 4х4 и шарнирно-сочлененную раму. Полная масса - 85,5 тонны. Комплектуется 535-сильным мотором Cummins QSX-15 и ГМП. Максимальная скорость - 40 км/ч.

Еще одна новинка - МОАЗ-69021. Это машина для торкретирования - нанесения на поверхность бетонных или железобетонных конструкций слоя бетона или других строительных растворов под давлением сжатого воздуха. Оснащается двигателем ЯМЗ-238БНЭ мощностью 260 л.с. и гидромеханической передачей. Эксплуатационная масса машины - 24 тонны. Объем смесительного барабана по выходу готовой смеси - 3 м3. Максимальная скорость - 40 км/ч.

Минский автомобильный завод

Для Минского автомобильного завода уходящий год оказался богатым как на события, так и на новинки. С начала 2018 года МАЗ перешел на изготовление автомобилей с двигателями экологического стандарта Евро-5 для своих основных рынков в странах ЕАЭС - обновления коснулись всего модельного ряда. В индексах моделей на 5-6-й позициях появились новые буквы, цифры и их сочетания, обозначающие применяемый мотор: C - ЯМЗ, N - ММЗ, Y - Cummins, 2 - Weichai Power, E8 - Mercedes-Benz (на магистральных тягачах начали устанавливать новую рядную "шестерку" OM 457LA).

Седельный тягач МАЗ-544028 "Простор" с двигателем Weichai Power WP12.430E50 (Евро-5) мощностью 430 лошадиных сил и коробкой передач ZF 16S2520TO

Автомобиль-сортиментовоз МАЗ-631228-528-012 грузоподъемностью 20.970 кг также оснащается 430-сильным мотором Weichai Power WP12.430E50 и 16-ступенчатой МКПП ZF 16S2520TO

2018 год - это также начало массового оснащения грузовиков МАЗ моторами Weichai Power (пока китайского производства). Наибольший спрос ощущался на самые мощные автомобили - магистральные тягачи, тяжелые самосвалы, сортиментовозы. Как отмечают специалисты Минского автозавода, двигатели Weichai обладают большим ресурсом (1 млн км) и запасом прочности. К тому же они отличаются высокой ремонтопригодностью. И даже если двигатель исчерпает нормативный ресурс, при необходимости можно будет сделать его перегильзовку и продлить срок службы еще на некоторый срок.

В апреле Минский автозавод объявил о начале серийного производства грузовиков новейшего поколения, которые отличаются современными двигателями уровня Евро-6 и кабинами совершенно нового дизайна. Первым в серию пошел магистральный тягач МАЗ-5440M9 с 475-сильным двигателем Mercedes-Benz и роботизированной коробкой передач того же производителя.

МАЗ-5440M9 получил полностью обновленный интерьер. Кабина отличается повышенной шумоизоляцией и оснащена новой панелью приборов, полками и двумя багажными отсеками по 200 литров каждый. Внутри установлен холодильник и два увеличенных спальных места. В базовый комплект входят мультиплексная система управления с электронным щитком приборов и встроенным бортовым компьютером,  климат-контроль, круиз-контроль и мультимедийная система. Места для водителя и пассажира стали просторнее, а управлять автомобилем предлагается в сиденьях европейской компании ISRI.

Весной также стало известно еще об одной новинке в перспективном модельном ряду Евро-6 - был представлен самосвал МАЗ-6501M7. Он получил новейший двигатель Mercedes-Benz OM 470 мощностью 428 л.с. и 16-ступенчатую механическую КПП Daimler G230-16 с водяным ретардером SWR. Технически допустимая общая масса самосвала МАЗ-6501M7 - 35.000 кг. Грузоподъемность - 20.900 кг. U-образная платформа имеет объем 20 м3. Впереди у этой модели - испытания и сертификация.

Вообще в 2018 году Минский автозавод представил сразу несколько новинок для строительного сектора. Например, вот такой самосвальный автопоезд МАЗ-6516С9-521-005+МАЗ-856102-020, создававшийся в первую очередь по заказу российских потребителей. Его технически допустимая общая масса составляет 74.800 кг. Грузоподъемность - 48.500 кг.

Автомобиль-тягач МАЗ-6516С9-521-005 - новое предложение рынку в связи с переходом на экологический стандарт Евро-5. Самосвал оснащается 420-сильным двигателем ЯМЗ-653.10 и 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF 16S2525T. Технически допустимая общая масса - 44.800 кг (распределение нагрузки по осям: 9000+9000+13.400+13.400 кг). Максимальная грузоподъемность - 28.500 кг. Объем самосвальной платформы с задней разгрузкой - 21 м3.

Трехосный прицеп МАЗ-856102-020 с задней разгрузкой имеет грузоподъемность 20.000 кг. Объем платформы - 21 м3. Прицеп оснащен 10-тонными "мазовскими" осями на двускатной ошиновке. Благодаря заниженной высоте дышла и скосу платформы в задней части автомобиль-тягач может поднимать кузов и разгружаться без риска повредить сцепное устройство.

Еще один новый самосвальный автопоезд - это сцепка из седельного тягача МАЗ-643028-520-012 и полуприцепа МАЗ-953003-030-010. Тягач может работать в составе автопоезда полной массой до 65.0000 кг. Он комплектуется 430-сильным мотором Weichai WP12.430E50, оснащен гидроотбором и 26-тонной задней подвеской. Нагрузка на ССУ - 22.600 кг.

Полуприцеп МАЗ-953003-030-010 изготовлен с применением высокопрочных сталей (днище кузова - Hardex, борта - низколегированная сталь), что обеспечивает низкую снаряженную массу - всего 8050 кг. Благодаря этому грузоподъемность полуприцепа при использовании 9-тонных импортных осей SAF (можно применять BPW) составляет 30.950 кг.

Впрочем, самой "крутой" новинкой 2018 года в ряду минских самосвалов, вероятно, можно назвать МАЗ-6516Y9-7521-000 с 25-кубовой платформой, впервые засветившийся летом на выставке Bauma CTT RUSSIA 2018 в Москве. Этот автомобиль рассчитан на полную массу 50 тонн. Благодаря усиленным мостам (впереди - 9-тонные, сзади - 16-тонные) он имеет грузоподъемность 33 тонны. Двигатель здесь установлен самый мощный во всей "мазовской" линейке - 460-сильный Cummins ISG12 (Евро-5) с максимальным крутящим моментом 2200 Н·м. Коробка передач - ZF 16S2520TO. Интересная особенность этой модели - шины разной размерности: на первой и второй управляемые осях - 385/65R22.5; на задней тележке - 315/80R22.5. Максимальная скорость самосвала при полной массе - 85 км/ч.

Кроме того, в 2018 году появилась и новая модель автокрана - 25-тонный КС-55727-С-25, изготовленный на заводе "Могилевтрансмаш". Это первый автокран ОАО "МАЗ" такой грузоподъемности со стрелой овоидного профиля. Стрела-"телескоп" состоит из 4 секций. Длина в основном положении - 10,3 м; в полностью выдвинутом - 33,0 м. Стрела может быть дополнительно удлинена за счет установки 9-метрового решетчатого гуська. Максимальная грузоподъемность достигается при сложенной стреле на вылете 1 м. Грузоподъемность при полностью выдвинутой стреле на минимальном вылете составляет 6,0 тонн; на максимальном вылете 30 м - 1 тонна.

Стоит отметить, что для данного автокрана использовано специальное шасси с уменьшенной габаритной высотой МАЗ-6312C3-529-001 (6х4) и усиленной передней осью. Оно оснащается 273-сильным двигателем ЯМЗ-53623.10 (Евро-5) и механической коробкой передач ZF 9S1310 TO. Полная масса автокрана - 24.000 кг (распределение нагрузки на дорогу: через шины передних колес - 8000 кг; через шины колес тележки - 16.000 кг).

На том же заводе "Могилевтрансмаш" находится сборочная площадка СП "Зумлион-МАЗ". И в этом году она заработала по-настоящему: в январе здесь начался серийный выпуск "премиального" 25-тонного автокрана ZMC-25-1С на шасси МАЗ-6312C3-529-001.

А в августе СП "Зумлион-МАЗ" запустило в серийное производство и свою топовую модель - ZMC-60-1С1 грузоподъемностью 60 тонн на шасси МАЗ-6516C9 с 420-сильным мотором ЯМЗ-653. Таких мощных автокранов в Беларуси еще не выпускали! Производитель отмечает, что новинка по соотношению цены и качества практически не имеет аналогов в ЕАЭС, так что перспективы у нее в данном регионе многообещающие.

Интересная новинка в линейке грузовиков Евро-5 Минского автозавода - полноприводный МАЗ-4372C0-521-000. Он оснащен 170-сильной рядной "четверкой" ЯМЗ-53423 и 6-ступенчатой МКПП Fast Gear 6J70TA. Полная масса автомобиля - 11.000 кг. Грузоподъемность - 4050 кг. Объем тентованной платформы - 23 м3. Кабина - со спальным местом. Данная модель имеет клиренс 280 мм, короткую колесную базу 3860 мм и небольшие габариты (длина 7320 мм). Есть вариант как со сдвоенными колесами сзади, так и с односкатной ошиновкой и внедорожным протектором. 

В ноябре состоялось историческое для МАЗа событие: в индустриальном парке "Великий камень" в тестовом режиме начал работать моторный завод СП "МАЗ-Вейчай". Предприятие было построено с нуля и запущено в строй в рекордные сроки - всего за семь с половиной месяцев!

Завод ООО "Маз-Вейчай" будет выпускать двигатели для грузовых автомобилей, спецмашин и автобусов. Речь идет о полной мелкоузловой сборке двигателей стандартов Евро-5 и Евро-6. На начальном этапе объем производства составит 10 тыс. двигателей в год. К 2026 году предприятие выйдет на полную производственную мощность, выпуская до 20 тыс. двигателей в год. Продукция обеспечит потребности белорусских автопроизводителей, а также будет поставляться на экспорт.

В декабре на заводе "Брестмаш" началась тестовая сборка новой для МАЗа продукции - легких коммерческих автомобилей. По сути, это пока китайские JAC Sunray в чистом виде - их собирают из поставленных JAC Motors машинокомплектов. По факту - это прошедшие сертификацию и готовые к выходу на рынок ЕАЭС цельнометаллический фургон МАЗ 365022 и микроавтобус МАЗ 281040. С началом серийного выпуска начнется локализация производства: уже определен перечень комплектующих, которые будут поставлять белорусские производители. Машины получат, в том числе, и собственный мотор - марки "МАЗ-Вейчай", разумеется. Проектная мощность предприятия - две тысячи машин в год. 

На Минском автозаводе нам сообщили, что официально производство малотоннажных грузовых фургонов и микроавтобусов марки МАЗ будет открыто в конце января 2019 года.

Яркий финальный штрих в уходящем году - премьера уникального спортивного грузовика МАЗ-6440RR. Это первый в истории заводской команды "МАЗ-СПОРТавто" автомобиль капотной компоновки и первый - оснащенный автоматической коробкой передач. Весной для "капотника" начнется серия испытаний в условиях бездорожья. После этого его опробуют на ралли-рейдах, и если он себя проявит - отправят на "Дакар-2020".

СП ЗАО "МАЗ-МАН"

СП ЗАО "МАЗ-МАН" также завершило переход на массовый выпуск автомобилей экологического стандарта Евро-5. В продуктовой линейке появились новые модели самосвалов и сортиментовозов.

Компания вывела на рынок новый строительный самосвал МАЗ-МАН 752559 с колесной формулой 6х4. Он оснащается 440-сильным двигателем MAN D2066LF44 и 16-ступенчатой МКПП ZF 16S1220 TO. Ведущие мосты - с 5-саттелитными бортовыми передачами, межколесными и межмостовыми механизмами блокировки. Передняя ось - усиленная.

Автомобиль рассчитан на полную массу 41.000 кг. Допустимая нагрузка на переднюю ось - 9000 кг, на заднюю тележку - 32.000 кг. Грузоподъемность самосвала - не менее 26.000 кг. Объем платформы - 16 м3. Максимальная скорость с полной нагрузкой - 88 км/ч (ограничена электроникой).

Другая новинка - автопоезд с допустимой полной массой 75 тонн в составе автомобиля-сортиментовоза МАЗ-МАН 732559 и прицепа-сортиментовоза МАЗ-МАН 890001. Автомобиль отличают увеличенные грузоподъемность (допустимая полная масса - 41.000 кг) и дорожный просвет (при максимальной нагрузке - не менее 350 мм). Новый сортиментовоз так же комплектуется 440-сильным мотором МАN D2066LF44 и 16-ступенчатой МКПП ZF. Лесовозная надстройка - с выдвижной вилкой установки манипулятора. Примененный КМУ - Palfinger Epsilon M100L97N. Геометрический объем перевозимого груза - до 32 м3. Максимальная скорость - 85 км/ч.

Минский завод колесных тягачей

Минский завод колесных тягачей по заказу Галичского автокранового завода (ГАКЗ) разработал и представил в 2018 году новое специальное крановое шасси МЗКТ-750001 с колесной формулой 10х10, которое обладает большой несущей способностью, повышенной проходимостью и улучшенной маневренностью.

Новое шасси оснащено 420-сильным двигателем ЯМЗ-653-05 (Евро-5) и 9-ступенчатой МКПП Fast Gear 9JS220TA. Полная масса шасси - 59.000 кг (распределение по осям: 2х10.000 + 3х13.000 кг). Масса монтируемого оборудования - 43.000 кг. Максимальная скорость - 50 км/ч. Кабина - трехместная цельнометаллическая.

В июне на выставке bauma СТТ 2018, которая проходила в Москве, ГАКЗ продемонстрировал автокран "Галичанин" КС-84713-6 грузоподъемностью 100 тонн, базой для которого и послужило новое шасси МЗКТ-750001.

Кроме того, в этом году был модернизирован многоцелевой армейский грузовик МЗКТ-500200: он получил обновленную кабину с измененным экстерьером в передней части и еще ряд небольших усовершенствований. Теперь все тактические автомобили семейства Volat-6001 выглядят на одно лицо.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото автора, ОАО "БЕЛАЗ", ОАО "МАЗ", ЗАО "МАЗ-МАН", ОАО "МЗКТ"

Смотрите, какие грузовые автомобили есть в нашей базе объявлений
Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль