МАЗ 216: новая "гармошка" из Минска с уникальным узлом сочленения и толкающим приводом (видео)

13402 9

Впервые созданный на Минском автозаводе сочлененный автобус с толкающим приводом МАЗ 216 собран, прошел обкатку и готов к мировому дебюту на Международном автобусном салоне Busworld Russia 2018, который будет проходить в Москве с 23 по 25 октября.

Напомним, что с момента начала выпуска в Минске сочлененных автобусов (первой в серию в 1997 году пошла модель МАЗ 105) двигатель на них размещался в колесной базе тягача - это так называемая "тянущая" схема. У нее были свои плюсы: цена по сравнению с "толкающими" конкурентами ниже, безопасность выше. Но минусы - теснота в салоне, перегрев и загазованность - давали о себе знать.

Особенно много нареканий в этом смысле вызвала "гармошка" второго поколения МАЗ 205 (модель представлена в 2009 году): уж слишком много места в салоне автобуса стал занимать громоздкий шкаф с силовой установкой. Позже завод предложил более совершенный МАЗ 215 (массовые поставки начались с 2014 года), с пятью дверными проемами и уменьшенной в размерах моторной шахтой (часть оборудования разместили на крыше, из-за чего там появился характерный "горбик"). Однако, по мнению многих пассажиров, в час пик в головной части автобуса все равно тесно и неудобно…

Новейший МАЗ 216 просто создан для комфорта пассажиров. Двигатель и коробка передач в этом автобусе размещены в хвостовой части прицепа, ведущим является мост второй секции. Стопроцентная низкопольность в салоне сохранена, при этом высота ступеньки над уровнем дороги - не более 340 мм (при наклоне кузова на остановках - не более 270 мм благодаря системе книлинга).

В тягаче теперь будет просторно: на месте моторного отсека появилась большая накопительная площадка, на которой оборудованы места для крепления сразу двух инвалидных колясок. Значительно ниже теперь будет и уровень шума во время движения.

Как рассказал главный конструктор по пассажирской технике Минского автозавода Юрий Сырокваш, МАЗ 216 получил полностью новый кузов - его пришлось проектировалось "с нуля", но, безусловно, в общей стилистике "двухсотого" семейства и с учетом максимально возможной унификации (например, передняя часть до первой оси - общая с МАЗ 203). 

По сравнению с 215-й моделью новая "гармошка" имеет укороченную колесную базу и уменьшенную на 750 мм общую длину. 18-метровый кузов - это то, что требуют от сочлененной машины европейские перевозчики. Вообще, как мы поняли, МАЗ 216 создавался в первую очередь как экспортный продукт - с прицелом на страны Евросоюза, в том числе на польский рынок, где минские автобусы пользуются спросом у частных перевозчиков, для которых важны доступная цена и кратчайшие сроки поставки техники.

Новая "гармошка" имеет четыре дверных проема (формула дверей 2-2-2-2) и несколько вариантов компоновки салона. Версия МАЗ 216066, которую показали нам и которая будет демонстрироваться на выставке в Москве, рассчитана на перевозку 171 человека, при этом в салоне размещено 40 мест для сидения (24 - в тягаче, 16 - в прицепе). Для сравнения: у МАЗ 215 при большей длине пассажировместимость составляет 176 человек, но мест для сидения меньше - только 35.

Агрегатная база на новом минском автобусе - от ведущих мировых производителей. Модификация МАЗ 216066 комплектуется 326-сильным двигателем Mercedes OM 926 LA.EEV/3 экологического стандарта Евро-5. При этом моторный отсек новой "гармошки" спроектирован так, что в него без проблем поместится и двигатель уровня Евро-6 (жди МАЗ, Европа!). Коробка передач - автоматическая Allison T375w/Ret. Ведущий мост и оси - ZF.

Максимальная полная масса автобуса - 28.000 кг. Распределение нагрузок по осям: 7000+9500+11.500 кг (колеса задней оси первой секции и ведущего моста второй секции - сдвоенные). Автобус оснащен электронными системами торможения (EBS) и управления уровнем пола (ELC). Радиус разворота - 11,5 м. Максимальная скорость - 85 км/ч.

Механизм сочленения секций для новой "гармошки" изготовила фирма Hubner (Германия). Причем данная модель механизма применена впервые именно на МАЗ 216 - в этом его уникальность. Предусмотрены наружное освещение дверных проемов и аварийное открывание дверей снаружи и изнутри с защитной крышкой.

Новый автобус получил кондиционер пассажирского салона Valeo Revo Global 250 с функцией обогрева и блоком микроклимата в кабине водителя. Кроме того, данная модификация комплектуется крышными вентиляторами (четыре - в салоне, один - в кабине водителя). Все окна - со сдвижными форточками.

Рабочее место водителя от салона отделяет сплошная перегородка, разделяющая передний дверной проем на две части. Центральная панель щитка приборов с ЖК-дисплеем, левая и правая панели имеют измененную конфигурацию. Новый автобус оснащается мультиплексной системой управления электрооборудованием, электронно-цифровым тахографом, системой видеонаблюдения, автоматической электронной системой пожаротушения. Информационная система работает совместно с системой информирования пассажиров. Зеркала заднего вида - производства Mekra.

Тот факт, что на дебют МАЗ 216 везут все-таки в Москву, а не в Варшаву, наводит на мысль, что и российским заказам на МАЗе будут рады. А вот спортивный "камуфляж" немного сбивает с толку: вроде бы Минск к II Европейским играм собирался закупить уже привычные МАЗ 215. Впрочем, время еще есть, может, и передумают. Хотя нужно понимать, что новая "гармошка" будет стоить больше - это обусловлено использованием дорогостоящего узла сочленения с системой противоскладывания.

В заключение остается добавить, что с "горбатым" 215-м на Минском автозаводе прощаться не собираются - эта модель будет производиться параллельно. Так что клиент сам сможет выбрать, что ему больше подходит: бюджетный автобус с "тянущим" приводом или более дорогой и комфортабельный - с "толкающим".

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото автора и ОАО "МАЗ"

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое