КрАЗу снова 60. Юбилей знаменитой марки

5624 3

60 лет назад родился Кременчугский автомобильный завод. Как же так, удивитесь вы, ведь три года назад КрАЗ отмечал свое 70-летие?! Так-то оно так, предприятие официально ведет свою историю с 1945 года, но поначалу это был завод мостовых кранов, в 1956 году его реорганизовали в комбайновый. И только в апреле 1958-го он был перепрофилирован в автомобильный и стал КрАЗом.

Своим рождением Кременчугский автомобильный обязан Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 апреля 1958 года, которым предусматривалось создание завода по изготовлению большегрузных автомобилей на базе действовавшего в Кременчуге комбайнового завода и переводе сюда производства тяжелых трехосных грузовиков типа ЯАЗ грузоподъемностью 10-14 тонн с Ярославского автомобильного завода.

Этим же постановлением Ярославский автомобильный завод был переориентирован на выпуск дизельных двигателей и переименован в Ярославский моторный завод.

Данное решение высшего руководства СССР было продиктовано тем, что большегрузной техники, необходимой для развития народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны, катастрофически не хватало. Один ЯАЗ, выпускавший и трехосные грузовики, и моторы, не смог бы удовлетворить возрастающие потребности в большегрузных автомобилях - возникла необходимость в специализации разных видов продукции на разных заводах.

После передачи на Минский автозавод производства двухосных грузовиков семейства ЯАЗ-200 в Ярославле сосредоточились на выпуске трехосников ЯАЗ-210, которое продолжалось до 1959 года…

У Кременчугского автозавода переход на производство нового вида продукции вызвал много трудностей, связанных с освоением, кадрами, оборудованием и пр. Наряду с подготовкой производства автомобилей продолжалось освоение новых сельхозмашин. Партия ставила задачу  "своевременно подготовить производство к выпуску 4000 автомобилей в 1959 году и на выпуск 5,5 тыс. автомобилей в 1960 году". А к 1965 году - нарастить выпуск до 15 тыс. в год. 

Для успешной реконструкции завода предстояло построить свыше 20 тыс. м2 производственных площадей, получить и установить свыше 1100 металлообрабатывающих станков, около 100 единиц прессового оборудования, 20 единиц литейного, до 50 единиц деревообрабатывающего оборудования, смонтировать 167 единиц сварочного оборудования, 50 единиц термического оборудования.

Кроме разработки технологических процессов, приспособлений и оснастки предстояло спроектировать, изготовить и смонтировать целую серию разных конвейеров, несколько комплексов малярных камер, разработать и решить ряд инженерных задач.

Для организации нового автомобильного производства в Кременчуг было направлено более 300 специалистов с других автозаводов СССР. Около 130 работников КрАЗа были откомандированы для прохождения практики на действующие автомобильные заводы, свыше двух тысяч рабочих прошли обучение непосредственно на КрАЗе. 

Несмотря на все трудности, в минимально короткие сроки (практически за 10 месяцев) на КрАЗе было выполнено перевооружение сборочного, механического, сталелитейного цехов, созданы новые  производства: рамно-кузовное, термическое, деревообрабатывающее, экспериментальное. К весне 1959 года реконструкция предприятия была завершена, началось изготовление узлов и деталей для будущих кременчугских грузовиков.

Первыми в Кременчуге стали выпускать самосвалы КрАЗ-222 "Днепр", которые являлись почти точной копией ярославского 10-тонника ЯАЗ-219, оснащенного 180-сильным двухтактным дизельным двигателем ЯАЗ-М206Д (ЯМЗ-206Д). Единственное внешнее отличие - в фирменном стиле, как сказали бы теперь: шагающего ярославского медведя на капоте заменил красно-голубой гребешок (стилизованное изображение государственного флага УССР); вместо эмблемы ЯАЗ на облицовке радиатора появилась новая эмблема КрАЗ; кроме того, на съемных боковинах капота присутствовал шильдик "Днепр" (кстати, именно под этим брендом и планировалось выпускать украинские грузовики, но он так и не прижился).

10 апреля 1959 года общественности были презентованы первые два самосвала КрАЗ-222 "Днепр", изготовленные на предприятии. Поначалу машины в Кременчуге собирались вручную на стапелях из деталей, поступавших с Ярославского автозавода. Но уже к маю был запущен главный сборочный конвейер длиной 259,6 м, началось серийное производство. До конца 1959 года в Кременчуге успели собрать 364 самосвала КрАЗ-222. Кроме того, было освоено производство 12-тонных бортовых грузовиков КрАЗ-219 колесной формулы 6х4 (аналог ЯАЗ-219) и 7-тонных военных автомобилей КрАЗ-214 колесной формулы 6х6 (аналог ЯАЗ-214).

В сентябре 1960 года был изготовлен 10-тысячный автомобиль КрАЗ, в апреле 1963-го - уже 25-тысячный! В обоих случаях юбиляром становился именно самосвал КрАЗ-222 - одна из самых востребованных в тот период моделей. 30 декабря 1968 года в Кременчуге был выпущен 100-тысячный автомобиль. В апреле 1984 года с конвейера сошел 500-тысячный КрАЗ, в марте 1993 - 750-тысячный. В январе 2006 года завод выпустил 800-тысячный грузовик.

Самые массовые модели из Кременчуга советского периода: строительный самосвал КрАЗ-256Б/Б1 и армейский внедорожник КрАЗ-255Б/Б1 (он же "лаптежник")

Долгое время Кременчугский автозавод был одним из флагманов украинского автопрома, входил в первую десятку мировых производителей большегрузных автомобилей. Марку КрАЗ знали и уважали во многих странах мира. Завод освоил выпуск автосамосвалов, седельных тягачей, бортовых автомобилей, лесовозов и сортиментовозов, автомобильных шасси под монтаж всевозможного спецоборудования. За время существования бренда КрАЗ с главного конвейера в Кременчуге сошло около 820 тыс. грузовых автомобилей. Однако в последние годы Кременчугский автозавод работает в кризисных условиях и фактически находится на грани выживания.

Автомобиль-вездеход КрАЗ-5233ВЕ "Спецназ" (4х4) для перевозки личного состава

Четырехосный самосвал КрАЗ-7133С4 (8х4) грузоподъемностью 21.000 кг

С одной стороны, ЧАО "АвтоКрАЗ" остается сегодня единственным в Украине производителем большегрузных автомобилей, имеющим замкнутый технологический цикл производства. Кременчугский автозавод производит широкую гамму грузовых автомобилей и запасных частей к ним, а также прицепы и полуприцепы. В продуктовой линейке предприятия - более 30 базовых моделей, порядка 350 модификаций и свыше 1500 комплектаций двух-, трех- и четырехосных грузовиков с традиционной капотной компоновкой и новой компоновкой "кабина над двигателем".

Автоэкскаватор UDS-114 на шасси КрАЗ-6322 (6х6) с интегральным капотом

Сортиментовоз КрАЗ-6511М4 (6х4) с кабиной Renault грузоподъемностью 21.400 кг

С другой стороны, выпуск грузовиков в Кременчуге за последние несколько лет значительно сократился, и с августа 2016 года ЧАО "АвтоКрАЗ" даже не публикует сведения об объемах производства. Из отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год известно, что доход компании от реализации произведенной продукции составил 1 млрд 48 млн гривен (при этом поставки автомобилей на внутренний рынок составили 81% общего объема выпуска, в страны дальнего зарубежья - 5%, СНГ - 14%; поставки гражданскому сектору Украины выросли в три раза в сравнении с 2016 годом). Однако рост расходов и недостаточные объемы производства в отчетном периоде, постоянный рост валютных курсов, начисленная сумма процентов за пользование кредитными ресурсами сказались на том, что компания по итогам 2017 года понесла значительные убытки. В связи с чем общим собранием акционеров ЧАО "АвтоКрАЗ" было принято решение из-за отсутствия источника не формировать резервный фонд, фонд выплаты дивидендов и фонд развития производства.

Новейший самосвал-зерновоз КрАЗ-5401С2 (4х2) грузоподъемностью 10 тонн

Еще одна новинка: мусоровоз на шасси КрАЗ-5401Н2 грузоподъемностью 5 тонн

Тем не менее ставить крест на производстве грузовых автомобилей акционеры ЧАО "АвтоКрАЗ" пока не собираются. План предприятия на текущий год, помимо всего прочего, предусматривает: наращивание объемов производства и реализации автомобилей за счет удержания позиций на внутреннем рынке и увеличения заказов на экспорт; продолжение работ по адаптации двигателей Евро-6; создание перспективных моделей автомобилей - в первую очередь для нужд украинской армии и компактных грузовиков для коммунального хозяйства; активизацию работ по выходу на новые рынки сбыта; дальнейшее внедрение мероприятий по улучшению качества продукции КрАЗ на всех этапах ее производства; совершенствование технологических процессов и внедрение энергосберегающих технологий на предприятии.

В общем, несмотря на все трудности, Кременчугский автозавод с оптимизмом смотрит в будущее.

ABW.BY
Фото ПАО "Автодизель" и ЧАО "АвтоКрАЗ"

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое