Старые грузовики ЗИЛ на улицах Минска. Реквием исчезнувшей марке

13048 25

Как, вероятно, известно нашим постоянным читателям, споттинг, или, проще говоря, фотоохота, - одно из моих самых любимых занятий. Сегодня в объективе - марка ЗИЛ, уже ставшая достоянием истории.

Неужели я такой старый? Я еще помню времена, когда Московский завод имени Лихачева (ЗИЛ) вовсю работал, строил планы, его новые машины у нас продавали дилеры. Всего этого уже нет. Но редко нет-нет да и проедет мимо ЗИЛок, с каждым годом их все меньше. Вашему вниманию - фотоподборка грузовых ЗИЛов с улиц Минска. Эти машины еще недавно казались обыденностью, а сейчас экзотика. 

Это фото начала 2000-х годов. На обочине на ул. Одоевского мирно припаркован вполне бодрый и явно рабочий ЗИЛ-157. Кузов целиком сколочен из досок. Сейчас такой фургон, вероятно, и техосмотр бы не прошел, а 10 лет назад на нем возили грузы. Причем любопытный нюанс - грузовик переоборудован на газ. Видите баллоны под кузовом? 

А это вообще легендарный минский ЗИЛ-157 - аварийная "Водоканала". Снимок сделан на перекрестке улиц Одинцова и Якубовского. Яркая окраска, неплохое техническое состояние - прямо рекламный шоу-трак организации. Но эта машина была не рекламным олдтаймером, а самой что ни есть "рабочей лошадкой". Интересно, жива ли "аварийка" сейчас?

В какой части Минска сфотографировал этот "злобный" ЗИЛ-130, уже и не вспомню. Если не сильно ошибаюсь, это "раннее Сухарево". Кузов установлен какой-то жутко военный, в целом вид у машины серьезный-пресерьезный. Вполне себе ездила по Минску. Сейчас такого не увидишь. 

Еще один очень интересный вариант фургона на шасси ЗИЛ-130. Сама надстройка сделана в украинском Луцке, на том самом заводе, где делали "джипики" ЛуАЗ. Настоящий "теплый ламповый" советский рефрижератор. Такие шасси строили в Новоуральске, в филиале ЗИЛа, но "немножко" такие варианты делал и головной ЗИЛ. Это шасси как раз московское, выпуска 1990-х годов. А "будка" явно переставленная. Сейчас на улице 21-ю "Волгу" можно чаще встретить, чем такой фургон.

А вот классический ЗИЛ-131. Причем шасси 100% военное, конверсионное - об этом говорит "полка" для маскировочной сетки на крыше кабины. Шасси выкупили у военных минские дорожники и поставили установку для разогрева асфальтовой смеси. Батарея газовых баллонов предназначена как раз для питания "печки" установки, а не для шасси. 

А вот такая же установка, но уже на шасси ЗИЛ-4331, купленного новым. Интересное сочетание асфальторазогревателя и снегоуборщика. Где сфотографировано - нетрудно определить. Причем еще до того, как там построили подземный торговый центр. Сейчас и такие ЗИЛы - вымирающий вид.

Пару слов о зиловских "Бычках". Это была последняя разработка старейшего автозавода СССР. Когда-то их на улицах было много, а сейчас за месяц можно не увидеть ни одного. Машины страдали не очень хорошим качеством изготовления, век их был короток, кроме... Кроме тех, что служат в МЧС. У минских пожарных по сей день несколько "Бычков" в эксплуатации, каждый в состоянии "как конфетка". Вероятно, только у пожарных "Бычков" и есть шанс сохраниться для следующих поколений в хорошем виде.

А это единственный ЗИЛ-130, попавшийся мне в Минске, в районе метро "Борисовский тракт", в прошлом году. В Беларуси есть хорошая традиция обновлять старые грузовики перед техосмотром. Этот подъемник перед ТО явно "подшаманили" и подкрасили. Раритет, однако, теперь!

И совершенно шикарный "олдтаймер" периодически появляется в районе площади Победы. Седельный тягач ЗИЛ-130В1 с полуприцепом-муковозом сфотографирован в марте нынешнего года. Вот уж не думал, что подловлю такую машину из моего детства в самом центре города!

Вероятно, в провинции ЗИЛов ездит не так уж мало, но в Минске они большая редкость. Особенно старые. А когда-то были абсолютно привычным явлением, никто на них внимания не обращал. Если сейчас увидите старый ЗИЛок - проводите его взглядом. Скоро они совсем исчезнут, как исчез Московский автозавод им. Лихачева, некогда очень крупный производитель с богатой историей.

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора 
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое