То ли МАЗ, то ли не МАЗ. Кто покупает кабины автозавода для своих нужд

23151 6

Использование кабин других изготовителей не такая уж редкая практика у производителей грузовиков, особенно небольших. А уж у "штучных" изготовителей такое встречается вообще сплошь и рядом. Сегодня говорим о том, какие независимые производители покупают у Минского автозавода кабины для применения на грузовиках своих марок.

"Заимствование" кабин подразделяется на два типа - с приданием собственной стилистики и без. Первый вариант встречается реже. Мы рассмотрим оба. 

Бьюсь о заклад, мало кто сможет с ходу определить марку и производителя этого грузовика с мазовской кабиной. Марка - БЗСА, производитель - Бакинский завод спецавтомобилей. В начале 1990-х в столице Азербайджана очень малыми партиями делали такие среднетоннажники на агрегатах... автобуса ПАЗ-672. А кабины закупали в Минске.

Здесь похожая история. Если бы не эмблема, даже с пяти метров этот грузовик можно принять за чистокровный МАЗ. Однако это абсолютно не МАЗ - это АМУР. Данная марка никакого отношения к великой дальневосточной реке не имеет - аббревиатура расшифровывается как "Автомобили и Моторы УРала". Такую марку присваивал своим грузовикам Уральский автомоторный завод, бывший филиал московского ЗИЛа в Новоуральске. В 1990-х он стал независимым предприятием, в основе его шасси оставались зиловские агрегаты, наряду с зиловскими кабинами (которые там же и производили) использовались и покупные мазовские, позже - китайские. Сейчас АМУР не функционирует.

А марка этого "особо внедорожного" грузовика - "Ельня". Не помните такую? Неудивительно, так как было изготовлено всего два экземпляра. А сделали их на заводе МАЗ-МАН в Минске. В дальнейшем тему снегоболотоходов производитель успешно развил, но уже совсем других. К тематике тяжелых вездеходов МАЗ-МАН после "Ельни" не возвращался, но начинался отдельный проект с нее. Любопытно, что "старую" мазовскую кабину, которую применили на "Ельне", МАЗ-МАН для грузовиков своей основной линейки никогда не использовал.

Крупнейший внешний потребитель мазовских кабин практически всех вариантов - это, конечно, Минский завод колесных тягачей. Для грузовиков "Волат" использовались и используются "старые" мазовские кабины, как короткие, так и со спальником. 

Использовать кабины "нового" семейства МЗКТ начал примерно пять лет назад. Интересно, что сам МАЗ к тому моменту серийно выпускал их более чем полтора десятилетия, уже существовал рестайлинговый вариант. Но МЗКТ предпочел "олдовую" версию. Как позже оказалось, МЗКТ работал над собственным вариантом дизайна. 

А это первый "пробный шар" по "перелицовке" мазовской кабины дизайнерами МЗКТ. Вариант можно назвать переходным, так как к тому моменту МЗКТ уже очень серьезно работал над новой стилистикой, машин именно с таким вариантом "маски" сделали относительно немного - несколько десятков.

Так выглядит мазовская кабина в стиле Volat Line - это новый фирменный стиль МЗКТ. На мой взгляд, очень удачный вариант. Несмотря на то что кабина заимствованная, за счет серьезной переработки дизайна передней облицовки получилось очень стильно и, главное, ни на кого не похоже.

Очень крупным потребителем мазовских кабин наряду с МЗКТ является СП ЗАО "МАЗ-МАН". Был период, когда МАЗ-МАН использовал "новые" мазовские кабины без изменения дизайна, из-за чего продукцию совершенно отдельного предприятия почти все принимали за мазовскую. Проблему осознавали, потому над собственным "лицом" работали. В сотрудничестве с независимыми дизайнерами родился такой вариант. Очень даже неплохо. С МАЗом теперь не спутаешь.

Мазовскую кабину с собственным дизайном передка теперь уже у МАЗ-МАН покупают несколько производителей нестандартных штучных шасси. Тяжелый вездеход "Ямал" тому пример. Его изготовителем является компания "Ямалспецмаш", но различные спецнадстройки поставляют самые разные производители. Примечательно, что тяжелые "Ямалы" уже не единичные образцы. Около десятка их точно построили, что для машин такого типа немало.

А вот еще один пример использования мазовской кабины с облицовкой МАЗ-МАН. Марка этого шасси - ХАНТ, изготовитель - ООО "Завод тяжелых машин" из Миасса. Продукция этого предприятия - специальные шасси для монтажа оборудования для нефтегазодобычи. Агрегаты - уральского автозавода, кабины тоже в основном те, что изготавливает АЗ "Урал", но есть варианты и с белорусскими кабинами.

А с декабря прошлого года на мазовской кабине появилась эмблема КРАЗ. Об этой машине мы подробно рассказывали.

Конечно, продажа кабин другим производителям для МАЗа далеко не основной бизнес, но в качестве "копеечки к копеечке" вполне себе имеет место. 

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора и из свободных источников
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое