Лепшы "Сябар". Эволюция самого популярного белорусского троллейбуса

8728

Совершеннолетие - важный этап в жизни не только человека, но и машины. Как-то незаметно пробежали годы, и не такая уж, казалось бы, и старая модель белорусского троллейбуса "празднует" свое 18-летие. По этому случаю вспоминаем биографию троллейбуса "модели 321" завода "Белкоммунмаш", известного как "Сябар".

Мало кто знает, что у самого главного белорусского низкопольного троллейбуса есть имя собственное. Тем не менее это так. А еще "Сябар" - самый массовый низкопольный троллейбус... в мире!

Начиналось все на рубеже тысячелетий. В 2000 году на "Белкоммунмаше" построили первую низкопольную "одиночку", которая появилась на несколько лет позже низкопольной "гармошки". Самый первый экземпляр "модели 321" отправили на экспорт в Ригу. Именно в столице Латвии первая машина проходила обкатку, а впоследствии осталась на постоянную эксплуатацию.

В Минске короткий "321-й" появился в 2004 году. Экземпляр №2 был выкрашен в красивый серебристый цвет и работал в основном на 9-м маршруте. Тогда низкопольные троллейбусы были относительной экзотикой, хотя машины с мазовскими кузовами к тому времени уже перестали быть единичными экземплярами.

В течение следующих трех лет троллейбусный парк Минска очень сильно обновился, высокопольные машины стали стремительно "вымирать", а им на смену пришли низкопольники. И самой массовой моделью стала как раз 321-я.

Существовала интересная версия с необычным внешним оформлением. Круглая линзовая оптика спереди и сзади была установлена на юбилейный троллейбус "Белкоммунмаша". Это был 1500-й троллейбус, изготовленный минским предприятием. Не 1500-й этой модели, конечно, а 1500-й в общей сложности.

Десять лет назад на выставке ComTrans была представлена рестайлинговая версия троллейбуса с так называемыми "руденскими" блок-фарами. Именно тогда впервые появилось и имя "Сябар", которое было написано под ветровым стеклом. Надпись эта только на выставочном экземпляре и была, но имя собственное за семейством закрепилось.

Дизайн рестайлингового "Сябра" оказался довольно удачным и даже сейчас, 10 лет спустя, не выглядит устаревшим. Работают эти троллейбусы в очень большом количестве городов, причем не только белорусских. На фото - брестский экземпляр.

В этом семействе существуют версии с увеличенным автономным ходом. Верный их внешний признак - другое оформление кормовой части. Работают такие машины в Бресте и еще нескольких российских городах.

Была попытка организовать сборку "Сябра" в Украине. Черниговский автозавод собрал как минимум один экземпляр, в Чернигове он и работает. Но особого продолжения проект не получил - партнеры, что называется, не смогли договориться.

Выпускался "Сябар" и под совсем другой маркой - Stadler. Да-да, тот самый Stadler, который поезда делает. Одно время все права на эту модель принадлежали "Штадлеру", партия таких троллейбусов для Самары была сделана именно под его знаменами. В дальнейшем производителем вновь стал "Белкоммунмаш".

В 2016 году "Сябар" был подвергнут очередному рестайлингу. От блок-фар отказались в пользу линз, изменилось ветровое стекло, дизайн кормы. Первая машина с такой внешностью ушла в украинский Краматорск, партию купила Москва.

Но "линзовый" дизайн, с моей точки зрения, уступал классическому в художественной цельности. Видимо, такая мысль посетила не только меня, раз "Белкоммунмаш" выпустил еще один вариант дизайна, где на место линз вернули "руденские" блок-фары, а пластиковые панели оставили от "версии 2016 года". Такой вариант, согласитесь, куда гармоничнее. Первую партию таких машин в Беларуси купил Брест. Есть они уже и в других городах. 

321-я модель очень удачная и является самым главным хитом "Белкоммунмаша". За 18 лет она ничуть не утратила актуальности и будет выпускаться, судя по всему, еще долго. 

Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора и transphoto.ru
ABW.BY

Цитировать
Пожалуйста, подождите...