Tesla Semi: "вынос" состоялся, на месте ли "мозг"?

11456 30

Премьерный показ электрического седельного тягача Tesla Semi на этот раз состоялся, как и было запланировано, 16 ноября. Анонсируя дебют своего первого грузовика, Илон Маск, основатель и генеральный директор компании Tesla, пообещал, что это будет нечто невероятное - практически "вынос мозга"! Сдержал ли слово эксцентричный миллиардер-изобретатель?

Американские СМИ сообщают, что явление народу Tesla Semi - прототипа магистрального полностью электрического тягача тяжелого 8-го класса - вызвало настоящий фурор. Чем же Tesla Semi (кстати, далеко не первый в ряду электрогрузовиков) так завел публику? Техническими решениями? Футуристичным дизайном? Или громкими обещаниями?

Tesla Semi построен вокруг огромной электрической "батарейки" - встроенный в центральную часть мощной рамы пакет аккумуляторов (тип неизвестен) имеет размеры 2,0 х 1,5 х 0,5 м (примерно, потому что официальных данных просто нет). Шасси имеет "классическую" для магистральных тягачей колесную формулу 6х4. Но каждое ведущее колесо приводится в действие индивидуальным электромотором от Tesla Model 3 (его мощность - 192 кВт, или 258 л.с.). Еще одна особенность шасси - передняя подвеска сделана независимой.

Над аккумуляторным отсеком установлена кабина по типу самолетной: место водителя выдвинуто вперед и находится по центру. Позади пилотского кресла - просторная центральная зона с высотой около 220 сантиметров. Здесь располагаются откидное кресло пассажира и двери по бокам, на высоту от подножек до верхней линии окон. Есть еще задний отсек - там, очевидно, может быть устроена зона отдыха, - но его пока не показали.

Рабочее место водителя напоминает скорее кабину пилота космического корабля из какого-нибудь фантастического фильма, хотя и очень минималистичную по оснащению - все управление Tesla Semi состоит из рулевого колеса с подрулевыми рычажками, двух сенсорных 15-дюймовых экранов по бокам (на них в том числе выводится картинка с миниатюрных видеокамер, которые заменили боковые зеркала заднего вида) и двух педалей ("газ" и тормоз). Справа от кресла класса "люкс" имеется панель-подставка для напитков. В общем, комфорт по высшему разряду.

На таком же уровне, видимо, и безопасность. Сообщается, что Tesla Semi оснащен продвинутым автопилотом, который помогает избегать столкновений (движение в своей полосе, поддержание безопасного расстояния до едущих впереди автомобилей и функция автоматического экстренного торможения). Место водителя находится по центру кабины, что обеспечивает максимальный обзор. Низкий центр тяжести тягача сводит практически к нулю вероятность опрокидывания. В числе электронных помощников имеется система, предотвращающая складывание автопоезда. Стекла кабины изготовлены по специальной технологии и считаются небьющимися.

Дизайн экстерьера Tesla Semi получился, мягко говоря, не слишком впечатляющим (например, представленный в декабре прошлого года американский электро-водородный концепт Nikola One выглядит куда эффектнее). Зато коэффициент аэродинамического сопротивления у Semi равен 0,36 - это почти в два раза меньше, чем у "обычных дизельных тягачей" (0,65-0,70), и даже немного меньше, чем у Bugatti Chiron (0,38).

"Пулеобразный" (определение самого Илона Маска) дизайн вкупе с продвинутой электрической схемой обеспечивают рекордно низкое для автопоезда полной массой 36 тонн потребление энергии: всего 2квт·ч на 1 милю (1,609 км) пробега. 

Что касается эксплуатационных расходов, Tesla приводит такие цифры. При пробеге по маршруту длиной 100 миль (160,9 км) со средней скоростью 60 миль/ч (96 км/ч) автопоезда полной массой 36 тонн расходы для дизельного тягача составят $1,51 на милю (при цене топлива $2,5 за галлон) и $1,26 на милю для электрического Semi (при цене 7 центов за 1квт·ч). Экономия не такая уж большая - всего 16,5%. Гораздо выгоднее эксплуатировать Semi в конвоях, собирая в колонны по несколько грузовиков (автопилот поддерживает такую функцию). При движении трех Semi в конвое расходы уменьшаются уже до $0,85 на милю.

Цена Semi во время презентации озвучена не была, но Tesla обещает экономию $200.000 на топливе и окупаемость за 2 года.

Полную мощность своего электрогрузовика компания не называет, но если за привод отвечают действительно моторы от Model 3, то расчет можно произвести самостоятельно: 4 х 192 = 768 кВт (или 1032 л.с.). Впечатляет? Не то слово! Отсюда и такие выдающиеся динамические характеристики: в одиночку тягач Semi разгоняется от 0 до 96 км/ч за 5 секунд; в составе автопоезда полной массой 36 тонн - за 20 секунд! На подъеме 5% автопоезд с электротягачом может двигаться со скоростью 65 миль/ч (дизельный автопоезд - не более 45 миль/ч).

Заявленный Tesla пробег Semi на одной зарядке аккумуляторных батарей в составе автопоезда с полной нагрузкой и при максимально разрешенной скорости составляет фантастические 500 миль (804,5 км). При этом всего за 30 минут с помощью фирменного зарядного устройства тягач можно подзарядить для пробега еще на 400 миль (643 км). В Tesla считают, что этого вполне достаточно, т.к. протяженность 80% маршрутов в Штатах не превышает 250 миль. Кроме того, Илон Маск собирается построить собственную мировую сеть зарядных станций с гарантированно низкими расценками на электричество для автомобилей Tesla.

Наконец, последний аргумент: Tesla готова дать фантастическую гарантию на электропривод Semi - 1 миллион миль (1 млн 609 тыс. км)!

Илон Маск обещает, что производство тягачей Semi начнется уже в 2019 году. А уже сегодня электрогрузовик можно зарезервировать за собой (правда, под залог $5000).

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото Tesla

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое