Показывает "Штадлер Минск": как создавали уникальный трамвай "Чижик" для Питера

8036
Показывает

Самый длинный, самый вместительный и самый мощный на просторах СНГ; удобный, комфортный, красивый и достаточно дружелюбный в общении - таким оказался новейший трамвайный вагон "Метелица" модели B85600M, спроектированный и изготовленный на заводе "Штадлер Минск" для частной Транспортной концессионной компании (ТКК) и трамвайной сети "Чижик" из Санкт-Петербурга. 

ТКК реализует в Северной Пальмире уникальный проект: впервые в России объектом концессионного соглашения (это когда государство передает что-то в эксплуатацию "частникам") стали городские трамвайные сети. ТКК является концессионером по проекту строительства и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга и будет эксплуатировать трамвайные вагоны на линиях после окончания строительных работ. Новая трамвайная сеть получила название "Чижик" (также будут называться и трамваи). Подвижной состав для нее - 23 трехсекционных трамвая со 100-процентно низким уровнем пола - заказывался через тендер, победителем которого стало ЗАО "Штадлер Минск".

Контракт на поставку трамвайных вагонов был подписан в августе 2016 года. Сразу после этого компания "Штадлер Минск" приступила к проектированию нового трамвайного вагона из семейства "Метелица", который получил индекс B85600M.

Прошел почти целый год, и вот в первый день августа заводская площадка "Штадлер Минск" в Фаниполе принимает большой пресс-тур из столицы. Повод - начало производственной приемки первых шести трамвайных вагонов, изготовленных по контракту с ТКК.

Какой получилась питерская "Чижик"/"Метелица"? Длина B85600M составляет 33.450 мм - это самый большой трамвайный вагон, изготовленный в СНГ. Соответственно и вместимость у него рекордная - трамвай может перевозить сразу 376 пассажиров! При этом в салоне предусмотрено 66 сидячих мест (они размещены по схеме 2+2 и расположены как по ходу движения, так и против - выбор заказчика). 

Салон "Метелицы" - это единое пространство, обеспечивающее равномерное распределение пассажиров. Сочленения секций оформлены аккуратными герметичными "гармошками".

Трамвай B85600M выполнен по схеме "челнок" - имеет две кабины управления, что дает возможность эксплуатировать его на маршрутах без разворотного кольца. Соответственно двери расположены симметрично по обоим бортам - по пять с каждой стороны. Двери двустворчатые (створки открываются наружу) с электроприводом и системой, препятствующей зажатию. Проемы очень широкие (1300 мм). Трамвай оборудован системой подсчета пассажиров.

Вагоны имеют полностью пониженный пол, что обеспечивает легкость посадки и выхода, а также доступность трамвая для маломобильных групп населения. Возле дверей (кроме первой и пятой) предусмотрены накопительные площадки.

Для облегчения доступа пассажиров с ограниченной способностью передвижения установлены: место для инвалидной коляски с системой фиксации и системой оповещения водителя (в одном из головных вагонов - также выбор заказчика); аппарель с ручным управлением; сидячие места для пассажиров с ограниченной мобильностью.

Салон трамвая оснащен современными системами обогрева и кондиционирования с функцией автоматического контроля температуры.

Трамвай оборудован информационными табло и аудиоинформаторами, которые сообщают о маршруте движения и следующих остановках. Для пассажиров предусмотрены розетки USB, имеется возможность подключения Wi-Fi.

Позаботились конструкторы и о безопасности. В салоне установлены видеокамеры. Предусмотрена система передачи сигнала тревоги от водителя трамвая. Диспетчер в любой момент времени по сигналу тревоги или в случае необходимости может связаться с водителем трамвая, получить видеоизображение от камер внутри трамвая и действовать в соответствии с ситуацией.

Кабину водителя от пассажирского салона отделяет остекленная перегородка (для наших городов - довольно необычное решение) с дверью и форточкой для продажи билетов. Водителю поначалу, видимо, придется привыкать "жить в аквариуме", но для пассажиров так гораздо удобнее и интереснее.

А вообще рабочее место водителя организовано с максимальным комфортом. Вся необходимая информация выводится на монитор. Все элементы управления находятся под рукой. Кабина оборудована системами видеонаблюдения, сохранения и считывания информации. Сиденье имеет электроподогрев и множество регулировок. Установлен кондиционер.

"Метелица" B85600M - это очень мощный и скоростной трамвай. На четырех моторных тележках установлено восемь электродвигателей, мощностью 80 кВт каждый. Суммарно - 560 кВт, или почти 760 лошадиных сил! Благодаря этому трамвайный вагон разгоняется с ускорением более 1,3 м/с2. Максимальная скорость - 75 км/ч.

Внешняя обшивка трамвайного вагона выполнена из алюминиевых панелей, которые в случае их повреждения могут быть легко заменены. Внутренняя обшивка - пластик и алюминиевые панели, композиционные материалы.

Отметим, что первый трамвайный вагон из партии, предназначенный для концессионного проекта в Санкт-Петербурге, в июле успешно прошел полный цикл приемочных испытаний в городе Минске. В процессе испытаний была проведена комплексная проверка "Метелицы/Чижика" на соответствие действующим стандартам. В том числе оценивались: уровень шума, работа тормозных систем, отопление и кондиционирование, скоростные качества и плавность хода. Никаких нареканий трамвай не получил.

"Реализация данного проекта - это настоящий прорыв, который позволил увеличить производственную активность завода "Штадлер Минск" и усилить наше положение в рамках группы компаний Stadler, - заявил директор ЗАО "Штадлер Минск" Филипп Бруннер в ходе общения с журналистами. - Сегодня мы с гордостью презентуем нашему клиенту и представителям СМИ первую партию трамваев, которые были спроектированы и изготовлены в срок и в соответствии с высокими стандартами качества".

Трамвайный вагон "Метелица"/"Чижик" для колеи 1524 с точки зрения своих технических характеристик - это уникальный продукт не только среди стран СНГ, но и среди подразделений группы Stadler. Однако важно знать, что это не просто трамвай Stadler - это трамвай компании "Штадлер Минск".

"Разработка и проектирование - на 85% это все работа конструкторов "Штадлер Минск", - подчеркнул Филипп Бруннер. - И все остальное, не считая тележек, мы делали здесь, на этом предприятии. Сварка кузова, окрасочные работы, сборка, запуск, даже подсборочные работы (преобразователи, сам привод, жгуты, электрокабели) - это все делалось на нашем предприятии. Кроме того, не в ущерб качеству, конечно, мы постарались задействовать максимальное число поставщиков комплектующих из Беларуси и Евразийского экономического союза".

Сообщается, что до 1 ноября 2017 года все шесть трамваев из первой партии будут доставлены в Санкт-Петербург для проведения тестовых испытаний и последующей коммерческой эксплуатации.

Производство и поставка остальных трамвайных вагонов для ТКК будут выполняться в соответствии с графиком, утвержденным контрактом. В настоящее время в цехах "Штадлер Минск" уже ведется изготовление второй партии трамваев "Метелица"/"Чижик".

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото автора

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/198807_1_350.jpg?v=1501753079
Пожалуйста, подождите...