Поиграем мышцами. "Бодибилдерная" стезя МАЗа

14029 24
Поиграем мышцами.

"Бодибилдерами" в профессиональных транспортных кругах называют фирмы, которые занимаются либо изготовлением, либо монтажом на шасси грузовиков специальных надстроек - мусоровозных и самосвальных кузовов, автокранов, цистерн и прочих многочисленных наименований специального оборудования.

Как правило, сами автомобильные заводы занимаются этим крайне редко, отдавая "специализацию" небольшим компаниям. В этом случае спецгрузовику присваивается другой VIN-код, в который "зашифровывается" наименование фирмы-"бодибилдера", и конечным изготовителем транспортного средства считается уже она, а не головной автозавод, изготовивший шасси. 

Долгое время так было заведено и на МАЗе, пока с развитием могилевского, а позже и гродненского филиалов сам автозавод активно не включился в тему спецнадстроек, став конечным изготовителем многочисленных вариантов спецмашин. О спецтехнике марки МАЗ, даже в "спецнадстроечных" вариантах несущей именно мазовский VIN-код, расскажем сегодня.

Самый массовый тип спецнадстройки в мире - это самосвальный кузов. Мало кто задумается, что, например, ни Volvo, ни MAN, ни IVECO сами самосвалов не строят. Это делают фирмы-партнеры. Но у МАЗа - своя тактика. Самосвалами МАЗ занимается со времен основания, и сегодня в гамме завода сотни модификаций самосвалов. Сейчас все они собираются в филиале в Могилеве.

Исторически "Могилевтрансмаш" еще до присоединения к МАЗу был довольно известным производителем автокранов. После того как предприятие присоединили к МАЗу, уже сам автозавод стал изготовителем автокранов. Смех смехом, но, пожалуй, это первый прецедент в мире. Ни один другой "головной автозавод" автокраны не строит, а для МАЗа это одна из важных тем и десятки вариантов. На фото показан автокран КС-5571BY-A "Машека".

Та же история и со строительными коленчатыми подъемниками. Этой темой "Могилевтрансмаш" занимался еще в "домазовскую эпоху". Подъемники строили почти штучно, а теперь это массовый продукт. На фото показан 20-метровый вариант АГП-20-2/ПСС-141.20Э.

Экспериментировал "Могилевтрансмаш" с мусоровозными надстройками тоже давно, но массовый выпуск тогда так и не наладил. "Под крылом" МАЗа мусоровозная тема расцвела пышным цветом. Теперь МАЗ изготавливает целую гамму спецнадстроек для утилизации бытовых отходов. Какие-то версии строят на основе российских машинокомплектов, а есть и целиком самостоятельные модели. Открывают мусоровозную гамму "малогабаритки", например, такие, как этот МАЗ-4903A2.

МАЗ-5903А2 с задней загрузкой - представитель условного "среднего класса" в мусоровозной гамме Минского автозавода. Существуют еще версии с боковой загрузкой. Эти спецмашины делают на основе машинокомлектов мценского завода "Коммаш", но конечным изготовителем считается именно МАЗ. 

Мусоровозы с газовыми двигателями - перспективное направление. Индекс машины на фото - МАЗ-590423-010. Но есть у нее и имя собственное - "Сапфир-Эко". Надстройка здесь полностью своя и выглядит, кстати, аккуратнее мценской.

МАЗ-690214 "Сапфир" - это топовый и самый большой мазовский мусоровоз. Надстройка тоже полностью собственная, вмещает внушительные 24 "куба" отходов, а комплектация у шасси на зависть богатая - 86-сильный турбодизель Mercedes-Benz OM 906 и 6-ступенчатая автоматическая коробка передач Allison 3000.

Благодаря сотрудничеству с мценским "Коммашем" в гамме МАЗа появились и поливомоечные машины. Открывает их линейку "малыш" МАЗ-490843 с запасом воды 5,5 куб.м.

А так выглядит мценско-могилевская поливомоечная классика КО-806. Поливомоечная машина КО-806 дополнительно оснащена кондиционером, а "под брюхом" установлена цилиндрическая щетка для подметания улиц.

Новое направление деятельности - установка краново-манипуляторных установок на шасси МАЗ. Между ОАО "МАЗ" и итальянской фирмой Fassi подписан меморандум о сотрудничестве. На фото - один из первых результатов этого сотрудничества МАЗ-6941А9 с 5,8-тонной КМУ Fassi F135A.022, смонтированной на заднем свесе.

Еще один вариант монтажа краново-манипуляторной установки - МАЗ-6941А9 с КМУ Fassi F165A.022 за кабиной. МАЗ стал первым автозаводом в СНГ, который сам занялся монтажом КМУ на свои грузовики. Прежде этим занимались сторонние фирмы. 

Утверждать наверняка нельзя, но, похоже, именно посмотрев на мазовский опыт, свою краново-манипуляторную "дочку" открыл и КАМАЗ. Правда, там другое юрлицо, соответственно другой VIN-код. В нашем же случае это именно МАЗ по "конечному" VIN-коду.

С лесовозами немножко другая история. Во всем мире этой темой занимаются сторонние фирмы, но в СССР почти все грузовые автозаводы, кроме ЗИЛа и ГАЗа, лесовозы строили сами, в том числе и МАЗ с 1950-х годов. Лесовозной тематикой МАЗ занимается и сейчас. Производство лесовозных спецнадстроек, как и большинства прочих, сейчас сосредоточено в Могилеве.

Мценский "Коммаш" и итальянская Fassi не единственные партнеры МАЗа по спецнадстройкам. Есть еще южнокорейский партнер - компания Everdigm. Первым плодом сотрудничества стал бетононасос Everdigm 43CX-5, который "Могилевтрансмаш" смонтировал на длиннобазном МАЗ-6516. Такому спецварианту присвоили собственный индекс МАЗ-693269. Однако сотрудничество с компанией Everdigm у МАЗа сложилось весьма интересно.

Пожарные четырехосные МАЗы пусть в небольшом количестве, но все же увидели серию, причем с двумя вариантами спецнадстроек, поставщиком которых выступил Everdigm. Речь о пожарных коленчатых подъемниках и автолестницах. Здесь показана автолестница, опять же южнокорейская Everdigm ERL52, смонтированная в Могилеве. Отечественный индекс - АЛ-52. Этот экземпляр несет службу в Гродно.

Много лет "кузовным" ателье МАЗа был "Могилевтрансмаш", однако теперь появилась и гродненская площадка. В состав холдинга "БелавтоМАЗ" включили Гродненский опытно-механический завод. Так в гамме МАЗа появились молоковозы, бензовозы и топливозаправщики. Здесь показан топливозаправщик АТЗ-17/2 на шасси МАЗ-690214 в "богатой" комплектации с импортными коммуникациями.

Пусть это звучит довольно пафосно, но факт - нет другого такого машиностроительного предприятия, которое выпускало бы автобусы, грузовики, трассовые и не только трассовые полуприцепы, самосвальные кузова, а также коммунальную технику, автокраны, бетононасосы и коленчатые подъемники одновременно. Нет не только в СНГ, но и, пожалуй, в мире. А наш МАЗ все это производит, причем под своим VIN-кодом. 

В нынешние непростые времена собственная спецтехника - это весьма неплохое подспорье для продуктового портфеля. 

Дмитрий ГЛАДКИЙ 
Фото автора 
ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое