КОЛЛЕКЦИЯ ЦВЕТА ПЛАМЕНИ

3759
КОЛЛЕКЦИЯ ЦВЕТА ПЛАМЕНИ

Существует ли в Беларуси автомобильный музей? Не припомните такого? Ничего удивительного - сложно вспомнить то, чего никогда не было. Может быть, в самой "грузовиковостроительной" стране СНГ есть хоть что-то похожее на музей грузовиков? Нет, в стране, обладающей четырьмя крупными автозаводами, выпускающими грузовики, такого музея нет. Казалось бы, можно ли в таком случае говорить о коллекциях исторических спецмашин?


Можно! Уникальное собрание раритетных спецавтомобилей в Беларуси существует - такой коллекцией обладает Министерство по чрезвычайным ситуациям. О некоторых машинах из этого собрания мы и расскажем.

ПМЗ-8
До Великой Отечественной войны основной подвижной пожарно-тактической единицей являлся автонасос, но после 1945 года он начал постепенно сдавать свои позиции автоцистернам. Такие машины были универсальнее автонасосов. Автонасосы работали от постороннего водоисточника, на подключение к которому уходило драгоценное время. Да и не всегда пожарный гидрант располагался в удобном месте.
Этим и объяснялось массовое внедрение цистерны в пожарный автопарк СССР. В 1945-1965 годах было разработано более полутора десятков моделей пожарных автоцистерн. Доля их выпуска составляла почти 80% всех производимых пожарных машин, но первой по-настоящему массовой послевоенной автоцистерной стала именно ПМЗ-8. Кроме того, автоцистерна ПМЗ-8 - первый серийный пожарный автомобиль с закрытым кузовом для всего экипажа.
Конструкция ПМЗ-8 отличалась наличием закрытой кабины для четырех человек боевого расчета, расположенной, как тогда говорили, "между кабиной водителя и водоцистерной". Термина "двухрядная кабина" в то время просто-напросто не знали.
Серийное производство ПМЗ-8 было начато в 1947 году в поселке Варгаши Курганской области на шасси УралЗиС-5. Автоцистерна имела бак для воды емкостью 1500 л и переднее расположение насоса ПН-1200. Выпуск ПМЗ-8 продолжался до 1951 года.
Представленный на снимках экземпляр восстановлен и сохраняется в Витебском городском отделе по чрезвычайным ситуациям.


ПМГ-19М
Пожарная автоцистерна ПМГ-19 выпускалась Варгашинским заводом противопожарного оборудования с 1955 по 1964 год. Используемое для этой автоцистерны полноприводное шасси ГАЗ-63 имело значительно лучшую проходимость в сельской местности, нежели использовавшаяся для абсолютного большинства сельских пожарных автомобилей "прошлых поколений" компоновка 4х2. В кузове размещалась цистерна на 950 л воды и бак для 50 л пенообразователя. В насосном отсеке устанавливался насос ПН-20. Автоцистерна имела деревянный каркас кузова, который при эксплуатации обладал низкими прочностными показателями.
Пожарная автоцистерна ПМГ-19М стала дальнейшей модернизацией автомобиля ПМГ-19 и выпускалась Варгашинским заводом противопожарного оборудования в 1964-1968 годах на шасси автомобиля ГАЗ-63. В отличие от предшественника эта машина имела цельнометаллический каркас кабины и кузова и усовершенствованную помпу ПН-20Л. Кроме того, была увеличена емкость бака для пенообразователя.
Именно ПМГ-19М восстановлена в Ивацевичах и "приписана" к клубу юных спасателей-пожарных "Прометей".


ПМЗ-17А
Пожарная автоцистерна ПМЗ-17 выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования в 1955-1960 годах. Изначально автоцистерна создавалась на шасси ЗиС-150, а после появления нового грузовика ЗиЛ-164 стала выпускаться на новом шасси. На ПМЗ-17 был установлен насос ПН-30, производительность которого составляла 30 л/с. Емкость водобака автоцистерны составляла 2150 л, запас пенообразователя - 150 л.
В МЧС Беларуси сохранилось два экземпляра автоцистерны ПМЗ-17А. Один установлен на постаменте при въезде на территорию Института переподготовки и повышения квалификации МЧС РБ в поселке Светлая Роща под Борисовом, а представленный на снимках "ходовой" экземпляр хранится в Гродненском областном управлении МЧС РБ.


АЛГ-30 (157К) Л20
Эта машина также построена на шасси марки ЗИЛ, однако называется уже не ПМЗ. Дело в том, что в 1960 году Центральный научно-исследовательский институт пожарной охраны (ЦНИИПО) предложил новую, более сложную, но и более информативную систему обозначения пожарных автомобилей.
В соответствии с ней машины обозначались несколькими буквами. Первая буква (чаще всего "А") означала "автомобиль", вторая - его тип: "Ц" - цистерна, "Н" - насос, "Р" - рукавный и т.д. Автомобилям, изготовленным для эксплуатации в условиях Севера, дополнительно присваивалась буква "С", машинам на полноприводных шасси - "П", упрощенным - "У". Через дефис рядом с буквами писались цифры, характеризующие главные параметры автомобиля.
Сохраненный в Горках ныне раритетнейший, а в середине 60-х годов один из самых передовых отечественных пожарных автомобилей назывался АЛГ-30 (157К) Л20 - автолестница гидравлическая с высотой подъема 30 м, на шасси ЗИЛ-157К, модели Л20. Это была первая в СССР автолестница с гидроприводом колен. Применение гидравлического привода обеспечивало возможность плавного реверсирования и регулирования скоростей движения лестницы от нуля до максимума и значительно упрощало управление.


АР-2 (157К) 121
"АР" расшифровывается как "автомобиль рукавный". Число 2 - общая длина вывозимых рукавов, "выраженная" в километрах. Главная задача рукавных автомобилей - транспортировка большого количества рукавов, механизированная прокладка и уборка рукавных линий.
Поначалу Прилукский завод представил серийный рукавный автомобиль ПРМ-43 на шасси ЗиС-151. В цельнометаллическом кузове-фургоне вывозилось 2500 метров рукавов. В процессе эксплуатации некоторые детали ПРМ-43 вызвали нарекания со стороны пожарных частей, и завод разработал новую конструкцию кузова, который начали устанавливать на ЗиЛ-157К.
Так появился АР-2 (157К) 121, представленный на фотографиях и сохраняемый в Крупках. На нем вывозились рукава диаметром 77, 89 и 150 мм. Кузов был разделен обрезиненными роликовыми съемными стойками на 8 отсеков, в которых "гармошкой" укладывались пожарные напорные рукава, соединенные в две линии. Внутри кузова имелся центральный проход. В зависимости от диаметра укладываемых в кузов рукавов предусматривалась возможность перестановки стоек для укладки рукавов различного диаметра или полного съема стоек для погрузки в кузов мокрых рукавов, убранных после пожара. В полу кузова размещались два ящика для комплектующего оборудования. В передней части автомобиля устанавливалось приспособление для механизированной намотки рукавов в скатки после работы с приводом его от лебедки автомобиля. Крышу АР-2 (157К) 121 можно было использовать для перевозки мокрых рукавов, для чего на ней монтировалась откидная решетка.


АТ-2 (157К) ТА
"АТ" "переводится" как "автомобиль технической службы". История подобных автомобилей начинается в конце 20-х годов. И их создание было вызвано проведением так называемых аварийных работ на пожаре, прежде всего связанных с подъемом разного рода тяжестей и перетаскиванием их. Другой вид деятельности - вскрытие проемов конструкций. В 30-х и 40-х годах рационализаторами от пожарной охраны создается масса различного рода комбинированных автомобилей. Компрессорно-осветительный ход - типичный пример.
В 1960 году наступает эпоха ЗИЛ-157К - мощного (109 л.с.) шасси повышенной проходимости. И Торжокского машиностроительного завода, который, начав выпуск автомобилей техслужбы, так и не уступил никому пальму первенства, выпустив все советские модели такого типа.
В 1960 году на базе ЗиЛ-157К Торжокский машиностроительный разработал первый в СССР серийный пожарный автомобиль совершенно нового типа. Это был АТ-2 (157К) ТА - автомобиль технической службы. Помимо дымососа эта машина оборудовалась двумя пневматическими отбойными молотками, двумя пневматическими бетоноломами, двумя бензомоторными пилами "Дружба" и двумя переносными автогенорезательными ранцевыми установками. На автомобиле АТ-2 (157К) ТА имелся также кран-укосина грузоподъемностью 2 тонны. Кран закреплялся на раме, являвшейся одновременно и силовым основанием кузова. Привод стрелы и подвески крюка был ручным.
Поистине уникальный образец такого автомобиля хранится в пожарном аварийно-спасательном отряде Брестского областного управления МЧС.

***
Отрадно, что в МЧС Беларуси понимают всю важность сохранения исторического наследия не только в виде "записей в документах", но и в виде автомобилей прошлых лет. Многим ведомствам и самим автозаводам следовало бы взять с МЧС пример.

Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото автора, Владимира ЧЕХУТЫ и Сергея ЛИПСКОГО.

Популярное за неделю

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое