ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НЕ ВНЕДОРОЖНИК

10481
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НЕ ВНЕДОРОЖНИК

Зайдите на интернет-форум почти любого джиперского клуба. Наверняка там найдется ветка, посвященная этим украинским внедорожникам. Форумчане, в большинстве случаев даже марку машин называя не совсем правильно, до хрипоты будут спорить друг с другом и о самих автомобилях, и об отдельных их составляющих, а к единому мнению так и не придут...



Речь об украинских "суперпроходимцах" ВЕПР из Кременчуга. Один из них, под названием Commander, два года назад стал без преувеличения суперзвездой русскоязычного Интернета. Редкий автомобильный или многопрофильный новостной портал не разместил у себя новость об "украинском конкуренте Hummer".
Однако практически у всех тех публикаций была общая проблема, даже совокупность проблем, - собственные домыслы не до конца разобравшихся в теме журналистов, с лихвой подпитанные "скомкано-сжато-перемешанной" и отнюдь не полной, да еще и недостаточно доходчиво поданной исходной информацией. Нередки были случаи, когда в тексте приводились характеристики одной машины, а на иллюстрациях была совсем другая.
Разобраться в теме ВЕПРей и выяснить истину - именно такую задачу мы поставили перед собой. Вариант только один - "следственные действия" на месте событий. Наш путь лежит в Кременчуг.
Кременчугское АТП-15356, к которому ведут все следы ВЕПРей, расположено на той же улице Киевской, что и центральная проходная КрАЗа. Минут 15 пешком от одной проходной до другой, и вот вывеска АТП-15356 перед нами.
Обычная автобаза советского образца, точно такая же, как все автобазы во всех городах 1/6 части суши. И здесь производят супервнедорожники? Как выяснилось, все так, да не совсем...

От идеи до воплощения
Когда-то на КрАЗе работал человек по имени Владимир Пилипенко. Работал инженером-испытателем. Экспериментальные КрАЗы "гонял" как по Дмитровскому полигону, так и по полям и весям некогда необъятной общей родины. А за КрАЗами ездил уазик сопровождения, в котором все "вещевое хозяйство" испытательское возили и самих испытателей, ждавших своей очереди сесть за руль грузовика. Несложно представить, что все и всех в уазик "впихнуть" было непросто. Плюс в кразовскую колею уазику вписаться было невозможно, приходилось "прыгать сбоку". Доходило до того, что уазик просто загружали в кузов КрАЗа, чтобы "не путался под ногами".
"Вот было бы хорошо иметь такой автомобиль, чтобы команда и оборудование в него помещались, и в колею тяжелого грузовика чтобы он вписывался, и комфортом при этом обладал человеческим", - думал тогда Володя Пилипенко.
С тех пор прошли годы, Пилипенко ушел с КрАЗа, Володю стали называть Владимиром Ивановичем, поскольку к тому времени он защитил ученую степень кандидата технических наук и возглавил автотранспортное предприятие. Однако мечта об особом внедорожнике не покидала инженера Пилипенко. В итоге им была разработана концепция колесного вездеходного транспортного средства, которая включала в себя целый ряд требований к перспективной машине обязательно в определенном сочетании. К таким требованиям относились самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения, независимая подвеска всех колес, разнесенная главная передача, передний мост с отключаемым приводом, система централизованного управления давлением воздуха в шинах, равная колея передних и задних колес, отношение колеи и колесной базы 3/4 и ряд других параметров. Естественно, не Пилипенко придумал самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения или систему централизованного управления давлением воздуха в шинах. Его идея, а точнее - концепция, заключалась как раз в определенном взаимодействии этих решений.
Свою концепцию Пилипенко назвал "Высокоэффективная проходимость" - по-украински это звучало как "ВисокоЕфективна ПРохiднiсть".
Когда стали позволять средства и мечту начали воплощать в материально осязаемый объект, проблем с названием "марки" для будущего автомобиля не было. Конечно, ВЕПР! Таким образом, аббревиатура ВЕПР стала брендом новых украинских внедорожников. Произносится это слово как [вэпр], жестко, без мягкого знака на конце и со словом "вепрь", обозначающим дикого кабана, ничего общего не имеет. Первенцем марки ВЕПР стал автомобиль, который назвали ВЕПР-М.

ВЕПР-М "Мисливець"
М - намек на слово "Мисливець", которым тоже называют эту машину. "Мисливець" переводится с украинского как "охотник". ВЕПР-М "Мисливець" был глубоко видоизмененной "шишигой". ГАЗ-66 переделали весьма и весьма основательно. По сравнению с "донором" колею расширили с 1800 до 2150 мм, базу сократили с 3300 до 2880 мм, высоту и центр тяжести понизили, клиренс повысили с 315 до 500 мм, а кабину вынесли вперед. Вместо штатного бензинового мотора установили дизельный 4-цилиндровый 3,9-литровый 136-сильный двигатель серии 8040 фирмы IVECO, который в то время собирали на СП "IVECO-Мотор-Сич" в Запорожье. В Италии этим мотором комплектовали "начальные" версии среднетоннажников IVECO EuroCargo предыдущего поколения, а на Украине приспособили для автомобилей ВЕПР.
По сути, с ГАЗ-66 ВЕПР-М роднила только кабина. В остальном это был уже совсем другой автомобиль. Подвеска стала торсионной независимой. Радиус разворота сократился, 6-ступенчатая коробка передач в паре с двухступенчатой раздаточной коробкой позволяла отключать передний мост при движении по асфальту. Кузов у машины был полностью оригинальным, объединенным в единый блок с кабиной.
Впервые на публике ВЕПР-М показали 12 марта 2002 года на одной из военных выставок в Киеве. Предполагалось, что ВЕПР-М должен был заинтересовать военных в качестве автомобиля "для перевозки личного состава и групп быстрого реагирования в количестве до 20 человек".
Особой чертой помимо "высокоэффективной проходимости", которая должна была привлечь военных, создатели считали низкую высоту машины, позволявшую маскировать ее даже в неглубоких оврагах. Заметный акцент делали и на две распашные створки в крыше кузова, которые в открытом положении образовывали прямоугольный люк шириной 1,2 м и длиной почти в весь автомобиль. Даже сняли видеоролик, где курсанты военного училища как бы "ведут огонь" всем взводом из этого большого люка. Отмечалась и "ранее невиданная" ремонтопригодность машины, так как двигатель и агрегаты трансмиссии можно было обслужить, не выходя из кузова.
Однако военные без энтузиазма отнеслись к "Мисливецу", и в мае следующего года ВЕПР-М появился на сугубо гражданском автосалоне SIA"2003 уже как "многоцелевое транспортное средство высокой проходимости общего назначения", или по-украински "багатоцiльовий транспортний засiб".
"Засiб" 2003 года отличался от автомобиля 2002 года. Среди нововведений во внешности - "кенгурятник" с шестью дополнительными фарами, две из которых были противотуманными, а также основные фары, которые объединили по две в два единых блока. Изменилась и конфигурация боковых окон в кузове: на смену трем маленьким окошкам пришло одно большое.
На этом выставочная карьера "Охотника" закончилась. Одну машину купили кременчугские связисты, судьба второй нам неизвестна. Однако, как бы там ни было, ВЕПР-М стал первенцем в своем жанре, а для создателей послужил воплощенным в металле идееносителем, на котором отработали саму концепцию ВЕПР и двинулись дальше.

ВЕПР-С Специальный
Не "взяв" ВЕПР-М, военные все же не забыли о небольшом кременчугском предприятии, заказав ему постройку нескольких броневиков для размещения в них оборудования системы радиоэлектронного подавления "Мандат-В1Е".
2004 год стал, пожалуй, своего рода триумфальным для АТП-15356. Воодушевленные престижным контрактом кременчужане разработали совершенно новый бронеавтомобиль ВЕПР-С. Буква С означала "Специальный".
Заказы на изготовление различных составных частей "Специалиста" (так тоже называли ВЕПР-С) разместили на нескольких промышленных предприятиях Украины. Оригинальную раму изготовил концерн "Владимир", колесные диски - Кременчугский колесный завод, карданные валы - Херсонский завод карданных валов, радиаторами занимался завод "Кронид". Мосты взяли от БТР-70. Сборку шасси осуществляли в Николаеве, на 346-м бронетанковом ремонтном заводе Минобороны Украины, а бронекузова делали в Мариуполе, на "Азовмаше". Двигатели поставило запорожское СП "IVECO-Мотор-Сич". А вот окончательную сборку автомобиля осуществляло уже АТП-15356 в Кременчуге.
Совершенно грамотный, современный логистический подход! По такому принципу производят свою продукцию многие компании в Европе и мире.
По контракту с военными было изготовлено как минимум три броневика ВЕПР-С, которые были "начинены" спецоборудованием для радиоэлектронной борьбы и после демонстрации на выставке IDEX"2005 в Абу-Даби по каналам украинской программы экспорта вооружений поставлены в Грецию и Грузию.
"В теории" существуют и другие варианты броневика ВЕПР-С - инкассаторский, медицинский, но пока это просто компьютерные проекты.

ВЕПР-К Commander
Судя по всему, средства, заработанные на военном контракте, и позволили кременчугскому АТП-15356 "выстрелить" своим третьим проектом, получившим наибольшую известность.
В сентябре 2005 года на свет появился ВЕПР-К, он же "Командир", он же VEPR Commander. На то же самое шасси установили совершенно другой по идеологии пассажирский кузов в джип-стиле.
Абсолютно оригинальный агрессивный дизайн вызывал совершенно разную реакцию у публики. Кто-то ворчал: "О ужас! Что за уродство?", а кто-то восторгался воинственным обликом и "влюблялся" в Commander с первого взгляда.
На кузове, пожалуй, стоит остановиться подробнее. Ничего подобного в советском и постсоветском автомобилестроении до "Командира" не было. Был "хаммероподобный" "Бархан" из Бишкека, кузов которого строили из панелей кабин ГАЗ-66, был "рубленый" "Комбат" из Питера, есть самый, на наш взгляд, гармоничный газовский "Тигр", а вот тяжелого джипоподобного внедорожника на агрегатах БТРа с плавными обводами корпуса до кременчугского "Командира" не было.
Commander чем-то напоминает акулу: "злой взгляд" фар, хищная "пасть" фальшрешетки радиатора и размер! Рядом с "Командиром" даже Hummer H2 выглядит каким-то "скукоженным".
Сами создатели неохотно говорят о том, где изготавливали сей в высшей степени нестандартный корпус. Совершенно точно известно, что делали его на Украине. Скорее всего, не обошлось здесь без "Азовмаша". Однако некоторые "концы" ведут в Запорожье, на "Мотор-Сич", а некоторые - в Киев, на "Авиант". Впрочем, где бы ни был изготовлен кузов "Командира", харизматичности это ему не убавляет.

Особенно эффектно Commander смотрится сбоку, спереди и "в три четверти". Это если смотреть на машину в целом, не обращая внимания на детали... При более пристальном осмотре некоторые элементы от массовых автомобилей, на наш взгляд, все-таки портят общую картину:
Например, задние распашные двери от сугубо утилитарного фургона Volkswagen Transporter T4 ни к лицу имиджевому автомобилю, которым является VEPR Commander. Можно было бы подыскать что-то более стильное...
Передние фары аналогичны таковым у Peugeot 206. Но Peugeot 206 - маленькая женская машинка. И она дала свои фары сугубо мужскому супервнедорожнику полной массой свыше 5 тонн? Не вяжется это как-то друг с другом... Простая линзовая оптика в духе, допустим, туристического автобуса Neoplan Starliner смотрелась бы более стильно и, что немаловажно, еще более "злобно".
Есть вопросы и к задним фонарям. Здесь мы также видим Peugeot-style. Однако это даже не родные "пыжиковские" фары, а, похоже, китайский тюнинговый комплект... Подчеркнуто стритрейсерский элемент королю "проходимцев"? Это же разные кланы! Тоже не то... Сюда явно "просится" более строгая светотехника.
А вот слегка видоизмененные боковые двери от вазовской "десятки" как раз не "бьют по глазам". Удивительно, но факт!
Однако повторимся: в совокупности автомобиль выглядит гармонично и, главное, совершенно необычно и нестандартно. Дизайн у "Командира" запоминающийся, что от машины и требовалось. Настолько неординарный, что сам Виталий Кличко не постеснялся быть лицом презентационной кампании автомобиля VEPR Commander.
Собственно с той самой презентации в Киеве, устроенной в марте 2006 года, и пошла широкая интернет-слава этой машины. Присутствие Кличко на презентации дало свой эффект: количество эпизодических публикаций по всему Интернету превысило все мыслимые и немыслимые пределы. Но мало кто из авторов, выслушав рассказ о семействе абсолютно разных автомобилей, вникал в смысл. В итоге отрывистые сведения, касающиеся ВЕПРя-М и ВЕПРя-С, приписывали "Командиру", не говоря уже о том, что саму марку автомобилей обозначали словом "Вепрь" вместо аббревиатуры ВЕПР. Какой только чуши не писали о VEPR Commander! "Автомобиль конструктивно лежит в основе радиорелейных комплексов", "Вепрь" построен на базе военного комплекса "Кольчуга" ("Кольчуга" на самом деле базируется на КрАЗ-6322), "Этот броневик способен вмещать в свой салон до 20 человек" (20 человек вмещает "Охотник", а броневик - это "Специалист") и так далее...
Сама фигура Кличко породила несколько мифов вокруг автомобиля. "Машина строилась под личным патронатом боксера", "Кличко выпустил свой джип", "Кличко купил партию внедорожников"... На самом деле факт заключается в том, что Кличко просто презентовал машины и перед прессой выказывал намерение "может быть, приобрести себе такой". Приобрел ли в итоге - история умалчивает...
Сколько всего построили Commander"ов? Это тайна, покрытая мраком. Как минимум два - это точно. Первый, черный, показывали на презентации. Скорее всего, машину продали частному лицу, вполне возможно, что и впрямь Виталию Кличко. Второй Commander, окрашенный в золотистый цвет, переоборудованный под спортивный прототип, принадлежит самим создателям, и на нем они периодически участвуют в джиперских "покатушках", собирая вокруг машины толпы зевак.
Были предложения организовать сборку VEPR Commander в Белгороде, в России, да что-то не срослось... В любом случае ВЕПР-К войдет в историю как родоначальник нового класса транспортных средств. Для "Командира" в украинской сертификационной системе УкрСЕПРО официально утвердили новый термин "вантажiвка пасажирська", то бишь "пассажирский грузовик".
И еще одна мысль, которую хотелось бы донести. Вопреки распространенному на интернет-форумах мнению о том, что Commander - это "картонный кузов, насаженный на шасси ГАЗ-66", авторитетно заявляем: это не так. Commander - автомобиль на абсолютно оригинальном шасси, ничего общего с ГАЗ-66 уже не имеющем, а кузов у машины из настоящего металла, причем изготовленный качественно и в заводских условиях.

Перспективы
Что дальше? У АТП-15356, именуемого теперь и "кременчугским автомобильным производством ВЕПР", уже разработан проект автомобиля ВЕПР-КС, "предназначенного для выполнения оперативных задач, патрулирования, разведки, использования в зоне локальных конфликтов". ВЕПР-КС - это бронированный пикап с двухрядной кабиной, базирующийся на уже отработанном шасси. Появится ли машина в металле? Призрачный шанс на это существует. Найдется ли заказчик? Но на ВЕПР-С ведь нашелся! Почему бы и нет?
Кроме того, модульная концепция оригинального базового шасси позволяет не только устанавливать на него совершенно разные кузова, но и создавать из его составляющих элементов трех- и даже четырехосные машины. Такие идеи тоже есть. Очень хотелось бы надеяться, что они не останутся только идеями.

***
Главный вывод, к которому мы пришли, посетив кременчугскую фирму: пропитанной духом здорового авантюризма украинской команде энтузиастов-частников все-таки удалось создать жизнеспособную концепцию семейства интереснейших внедорожных автомобилей, которые вполне могли бы стать товаром. Не штучным товаром, каким ВЕПР пока является, а хотя бы мелкосерийным.
ВЕПР - это не "кустарное изделие украинских народных умельцев", как любят писать блоггеры-теоретики. ВЕПР - это семейство спецавтомобилей с профессиональным инженерным уровнем проработки многих конструктивных решений и промышленным подходом к концепции производства отдельных узлов силами ведущих профильных предприятий и окончательной сборки на материнской фирме. Идея хорошая и нестандартная!
Только с воплощением пока "пробуксовки". Автомобили ВЕПР так и не стали сколь-либо заметными игроками рынка эксклюзивных машин. А ведь тот же Commander вполне мог им быть! На наш взгляд, основные просчеты заложены в слабой PR-стратегии и недостаточном охвате потенциальных рынков сбыта. Россия и, например, Арабские Эмираты - вот где тот же Commander мог бы "прижиться"!

Объединенные именем
Видимо, все-таки есть что-то притягательное в созвучном аббревиатуре ВЕПР слове "вепрь"! Иначе не было бы сразу нескольких автомобилей, нареченных этим именем.
Вепрь, он же нерезь, он же порос, он же килун, он же боров, он же кнур, он же хряк, он же нохрок А, проще говоря, самец дикой свиньи - сильное, умное и опасное животное. "На медведя идешь - соломки бери, на кабана идешь - гроб теши", - писал Даль. Видимо, поэтому именем "Вепрь" называют внедорожные автомобили, которым суждено "бегать", как и вепрям-животным, по труднопроходимым местам.
Первым с именем "Вепрь" засветился Горьковский автозавод. Газовский "Вепрь" делают на укороченной базе ГАЗ-3308 "Садко". В результате получается "спецавтобус для силовых структур", находящийся в мелкосерийном производстве на подшефном ГАЗу заводе ЗАМС.
Самый нестандартный автомобиль, тоже названный "Вепрем", в 2002-2003 гг. на выставках в Бронницах показывало питерское СКБ "Кайман". Военный транспортер с "космической" внешностью, рекордным клиренсом (590 мм), каркасно-панельной структурой кузова из алюминиевого сплава и силовым агрегатом, установленным перед задней осью, безусловно, был интересен технически, но так и остался опытной разработкой.
"Вепрями" называются и два самодельных внедорожных автомобиля, построенные самыми что ни на есть народными умельцами.

Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото из архива автора.






Популярное за неделю

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое