СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

2935
СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Накануне празднования Дня Победы в Холдинговую компанию "АвтоКрАЗ" обратился руководитель Полтавской облгосадминистрации с просьбой о помощи в реставрации памятника советским воинам в селе Диканька. КрАЗ такую помощь оказал, и вот что из этого получилось...


По замыслу своих создателей памятник представлял собой постамент с установленным на нем легендарным оружием Великой Отечественной войны - реактивной пусковой установкой БМ-13 "Катюша".
Впрочем, "Катюша" - это неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм).
Однозначного ответа на вопрос, почему легендарный гвардейский миномет, кстати, впервые примененный в бою 14 июля 1941 года на территории Беларуси, под Оршей, назвали "Катюшей", нет. Существует как минимум шесть версий происхождения этого названия. Впрочем, речь сейчас не об этом. Столь же собирательным, как название, стал уже в послевоенные годы и внешний облик самой "Катюши".
В 1950-1970-е годы во многих населенных пунктах Советского Союза как грибы после дождя стали появляться памятники "реликвиям" военных лет. Слово "реликвии" взято в кавычки отнюдь не случайно: из десятков таких памятников историческому оригиналу не соответствовал... ни один! Подлинным был только экземпляр, представленный в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде. Но машину, хранящуюся внутри музейного зала, памятником назвать нельзя. Это - экспонат из музейного фонда, а с подлинностью памятников, установленных на постаментах, дела обстояли совсем плохо... Почему?
Установка БМ-13 после войны еще долго состояла на вооружении Советской Армии. Самые поздние версии миномета монтировались даже на шасси ЗИЛ-131, не говоря уже о ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Словом, самих пусковых установок, особенно в период их снятия с вооружения, одно время высвободилось огромное количество. 
Вот и стали "ответственные работники", выполняя и перевыполняя планы "проведения мероприятий по сохранению памяти" к очередному юбилею, на постаменты в городах и весях устанавливать "фантазмы", представляющие собой, как правило, списанные послевоенные пусковые установки, "переброшенные" на найденное в ближайшем колхозе двухосное шасси УралЗИС-5, нередко послевоенного выпуска. А потом были пламенные речи о "сохранении боевых реликвий"...
Наверняка такую же историю происхождения имеет и экземпляр из Диканьки на шасси двухосного УралЗИС-5 с переваренной, даже близко не родной кабиной. Реальные же "Катюши" времен ВОВ монтировались на трехосных шасси ЗИС-6! Да и то в количественном выражении их было меньше, чем, допустим аналогичных минометов, установленных позже на более подходящие по характеристикам лендлизовские шасси Studebaker US6.

Именно "фантазм" и привезли на реставрацию в Кременчуг. В середине апреля машина была демонтирована с постамента в Диканьке и доставлена на Кременчугский автомобильный завод.
Кразовцы постарались. Специалистами экспериментального цеха автозавода был проделан довольно большой объем восстановительных работ. Была изготовлена и установлена новая кабина и "оперение": крылья, боковины капота, капот, облицовка радиатора, заменены колеса и произведены окрасочные работы.
Все это хорошо и похвально, но вот последовавшая затем официальная информация о том, что "боевая машина реставрировалась в полном соответствии с технической документацией и с учетом облика "Катюши" на фотографиях военных лет", заслуживает серьезной критики! "Соответствием облика" кременчужане себе явно польстили. Такое утверждение непростительно заводу, действительно весьма трепетно относящемуся к истории. Ведь на КрАЗе великолепно отреставрировали четыре собственных исторических грузовика - опыт профессиональной реставрации есть! А с "Катюшей" вышел явный "идеологический промах". Тем более что посоветоваться было с кем! По-настоящему великолепно отреставрированный экземпляр достоверной "Катюши" есть у друзей КрАЗа - автомотоклуба "Фаэтон" из Запорожья. Свою "Катюшу" запорожцы привозили на прошлогодний заводской праздник - автошоу "КрАЗ-2008".
Впрочем, засилье "Катюш"-репликаров настолько мощно повлияло на сознание нескольких послевоенных поколений людей, что почти все выдуманный образ легендарного миномета воспринимают как истинный. Не их в том вина. Жаль, что КрАЗ тоже в спешке попался на эту удочку.
Будем считать, что бес попутал. Так сказать, влияние известного "потустороннего" литературного образа Диканьки, созданного Гоголем. При всем при этом сам факт желания КрАЗа сберегать и восстанавливать, затрачивая на такие работы средства и силы даже в период кризиса, достоин уважения. Так держать, КрАЗ, только будь внимательнее!

Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото автора.


Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое