"Вокруг очень много идиотов". Денис Блищ – о жизни без автомобиля

17835 63
17835 63

Многие минчане сегодня не представляют своей жизни без автомобиля. Но практика показывает, что даже активный человек способен обходиться без него, перемещаясь на общественном транспорте. Наш герой Денис Блищ, ныне блогер, а в прошлом шеф-редактор Onliner.by, умудряется не только передвигаться по столице, но и много путешествовать по стране, не имея при этом машины. Об этом опыте – в диалоге с журналистом Автобизнеса.

"Машины не вызывают интереса"

– Ты наверняка можешь в любой момент пойти и купить машину – почему до сих пор этого не сделал?

– Конечно, я могу купить себе машину. И когда-нибудь куплю. Я не отрицаю, что автомобиль улучшает качество жизни и что лучше, когда он есть, чем когда его нет. Но без него можно жить. Почему не покупаю? Да потому, что мне это не нравится, меня не "торкает" процесс вождения.

Я учился на "права", но не доучился. Хотя собираюсь завершить этот процесс. Опять же мне это не интересно, а то, что мне не интересно, я делаю спустя рукава.

Машины у меня ни при каких условиях не вызывают интереса. Бывает, что людям нравится сидеть за рулем, нравится процесс вождения автомобиля. Мне не нравится ничего.

– Как ты существуешь в городе без машины? Такси, маршрутки, общественный транспорт? Сколько денег на все это уходит?

– Я не знаю точно, сколько тратится на проезд. Пару лет назад считал расходы на Uber, и тогда оказалось, что это около 150 рублей в месяц. Я не всегда езжу на такси, спокойно пользуюсь общественным транспортом, маршрутками. Я совершенно универсален, мне абсолютно все равно на чем ехать. Пользуюсь такси, когда это оправдано временем, сложностью маршрута, значительным ускорением перемещения из точки А в точку Б.

Последний год я работаю дома, и это заметно сократило количество поездок. Конечно, все равно приходится перемещаться по городу. Поэтому очень приблизительно могу сказать, что на транспортные расходы в месяц уходит рублей 200.

– Грубо говоря, около 1000 долларов в год – явно дешевле содержания машины.

– Это не считая, конечно, междугородных поездок. Но они на общественном транспорте сильно дешевле, чем на автомобиле.

Я понимаю людей, которые работают курьерами или их работа связана с постоянными разъездами. Но если ты работаешь в офисе, который находится в границах МКАД, то я не знаю, что тебе дает машина в этом городе. Когда твой дом около метро или, как у меня в Веснянке, рядом с быстрой дорогой в центр, то смысла в автомобиле не очень много. Понятно, что он есть. Конечно, если ты едешь летом в электробусе и в нем жарко, это менее комфортно, чем если бы ехал на машине. С этим я не спорю. Но в целом в нашем городе жизнь абсолютно реальна без машины. За исключением частностей, когда на автомобиле намного проще и быстрее, чем на общественном транспорте. Хотя есть такси.

Еще один важный момент. Когда начинаются подсчеты стоимости владения автомобилем и сравнения с расходами на ОТ, у меня возникает вопрос: а машина из воздуха взялась? Вы ее откуда-то из тумбочки достали? Почему ее цена не учитывается в этих расчетах? Более-менее приличная машина стоит 10 тысяч долларов, которые нужно откуда-то взять. За эти деньги ты будешь 10 лет ездить на транспорте в моем режиме.

– А если еще учесть расходы на топливо, обслуживание, потерю стоимости, то и все 20.

– Да, но при этом я не считаю, что в чем-то выигрываю. Я так не размышляю и не считаю, что экономлю. Вопрос в данном случае не в экономии. Сравнивать расходы на транспорт и на личный автомобиль несколько некорректно. Машина в любом случае будет обходиться дороже.

"Знаю, где искать расписание из любой деревни"

– Как ты путешествуешь по стране без машины?

– Путешествия по стране без машины значительно сложнее, чем с ней, спора нет. Во-первых, надо сказать, что я очень сильно поднаторел в логистике. Знаю многое про организацию движения маршруток, где искать расписание из любой деревни. Умею ходить пешком далеко, то есть пройти 15-20 километров не проблема. Во-вторых, большинство точек в стране достижимо без машины. Но, пользуясь общественным транспортом, ты за день можешь увидеть меньше, чем увидел бы, перемещаясь на машине.

Иногда мы путешествуем с другом, у которого есть автомобиль. Происходит это примерно раз в месяц, и в таких поездках мы смотрим более труднодоступные места.

– С учетом твоей любви к железнодорожному транспорту в таких путешествиях есть свой "фан"?

– Да, есть. У нас в стране более-менее неплохо сохраняется железнодорожное движение. Вокруг крупных городов вроде Минска и областных центров все в принципе ок. Железная дорога исторически являлась местом притяжения жизни. Большинство интересного расположено либо около крупных автотрасс, либо вдоль железных дорог.

А вот с автобусным движением у нас все плохо. Вообще. На самом деле в стране есть места, это могут быть даже райцентры, куда добраться проблематично. Классический пример – поселок городского типа Копаткевичи в Петриковском районе. До него доехать реально сложно. Есть какая-то полулегальная маршрутка с неудобным расписанием, которую непонятно как искать. Прямого автобуса из Минска нет давным-давно, а с пересадками неудобно. И в стране появились такие "мертвые пятна", куда доезжать стало тяжело. Но еще пока не очень страшно, более-менее сносно.

Иногда для загородных перемещений я пользуюсь такси. Например, когда из райцентра надо поехать в какую-то деревню. Тогда я вызываю такси, а возвращаюсь на рейсовом автобусе. Такое бывает. Конечно, это не очень большие расстояния.

"Идиотов, которые о своей жизни не думают, вокруг очень много"

– Давай вернемся в Минск. А каково возить детей на кружки-секции без машины?

– Я не понимаю этих разговоров о том, кто куда возит детей. Блин, мы живем в мегаполисе, где все кружки и секции есть в твоем районе. К каким-то профессорам детей надо возить? Это личный выбор каждого, но мне кажется, что у людей есть желание дать своим детям непонятно что. Будь у меня такая необходимость, пользовался бы такси.

– А еще можно получить "права" и ездить на каршеринге.

– Да, если бы каршерингом было позволено пользоваться со свежими "правами", а не через два года. Но мне сама по себе услуга каршеринга кажется какой-то непонятной. Во-первых, разница в цене с такси минимальна. Во-вторых, допустим, я хочу поехать на каршеринге, чтобы сэкономить два рубля. А ближайшая машина в двух километрах. Это 20 минут пешком. За это время ты уже на такси приедешь туда, куда собирался. Время дороже. И вся ответственность при использовании каршеринга на тебе.

Еще один момент, касающийся личного автомобиля, неочевидный, но важный. Мне кажется, что это дополнительный риск попадания в неуправляемые ситуации. Я имею в виду истории про пьяных, выбегающих на дорогу, или что-то в этом роде. Конечно, я об этом не думаю целыми днями, но регулярно приходится читать новости, как люди попадают в беду не по своей воле. Вероятность такого развития событий маленькая, тем не менее она есть.

Когда стою на светофоре и вижу, как люди переходят дорогу на красный или как иногда ездят велосипедисты, я понимаю, что идиотов, которые о своей жизни не думают, вокруг очень много. И получается, что я могу попасть в очень неприятную ситуацию с тюремным заключением, в которую совсем не хочу попадать.

Кроме того, я сижу в чате со своими друзьями, где время от времени они обсуждают что-то связанное с ремонтами машин. И вижу, что это проблема, которая отнимает много времени, вынуждает в чем-то разбираться. Мне это не нравится. Конечно, если купить новую машину, она долго не будет доставлять головную боль. Но из рассказов друзей я понимаю, что время от времени им приходится заниматься просто какой-то "байдой".

Опять же, если бы мне это все нравилось или как минимум не напрягало, ладно. А когда это тебе вообще "не упало", сидишь и думаешь: зачем? Поэтому, если я дозрею до покупки машины, она будет новой.

– А насколько ты привередлив к комфорту? Представлял себе хотя бы примерно, что это будет за автомобиль?

– Вообще по барабану. Я езжу на такси в "экономе", потому что мне абсолютно все равно, на чем еду. Конечно, разницу между машинами я ощущаю, но для меня это не принципиальный момент. Хотя, когда учился водить и мне выдали "убитый" Renault Logan, я понял, что такую машину себе не куплю никогда. Он во многом убил мое микрожелание получить "права".

Давай резюмируем: жить можно без машины, особенно если ты нормально относишься к общественному транспорту. Я в принципе его люблю, мне интересно ездить на поездах, автобусах, летать на самолете. Это первое. Второе: я довольно прохладно отношусь к комфорту.

Третий момент: существует масса ситуаций, когда машины не хватает и она была бы в тему. С другой стороны, представим, что я купил автомобиль и мне надо его ставить во дворе. У меня двор более или менее ок, в нем есть парковка. Плюс не ленюсь пройтись. Но, например, на Ангарской, где я вырос, парковка просто была бы жизненной проблемой. Там машину ставить негде вообще. Люди паркуются в два-три ряда в этом советском дворе. Это не жизнь, так не должно быть. Это какая-то бредятина.

Также я вижу, как меняется поведение людей с появлением машины. Она сразу входит в базовые расходы, на которые ты всегда будешь тратить деньги, потому что не захочешь вернуться в прошлое и ходить пешком. Начинается "сосалово" денег. Небольшая проблема, но я прекрасно обхожусь без этого.

Пассажирские перевозки в базе Автобизнеса

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/221652_1_350.jpg?v=1626453820
Пожалуйста, подождите...