Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Постановка на учет – 3400 долларов, столько же за утильсбор. Как живут автомобилисты в Казахстане

34542 34
34542 34

На улицах Алматы – много свежих и дорогих машин, дороги хорошего качества, а бензин почти в два раза дешевле, чем у нас! Впрочем, не все так просто...

Старые грузовики и поклонение "японцам"

Первое, что бросается в глаза, – на городских улицах и пригородных дорогах полно старых, даже древних грузовиков. Потрепанные жизнью КамАЗы, МАЗы и ЗИЛы нещадно дымят и с трудом везут свою тяжкую ношу.

Если же говорить про легковой транспорт, то это преимущественно "японцы". Много машин из 1990-х, особенно на периферии.

В тех же горах на каждом шагу – полноприводные микроавтобусы Mitsubishi Delica разных поколений. В городах – легковушки самого разного возраста и состояния. Есть, конечно, и европейские модели. 

В крупных городах – много новых и просто свежих машин. Плюс каршеринг, прокатные электросамокаты. В общем, все как у всех.

Ну а народная марка это… Toyota! Camry, Land Cruiser, Land Cruiser Prado. Они буквально на каждом шагу, их преимущество над всеми остальными марками (пусть и субъективно) очевидно. Причем неважно, говорим про старые машины или про очень свежие, все равно везде Toyota.

Что такое автомобиль для казахстанцев? – спрашиваю у человека в теме – журналиста и блогера Елены Никитенко, которая составляла нам компанию в нашем путешествии по стране и практически выступала в роли гида.

– Автомобиль для казахстанцев – это все! Желательно при этом, чтобы он был "понтовым". Если уж берут, то в максимальной комплектации – когда есть деньги. Если вы заметили, есть или дорогие машины, или очень дешевые. Очень небольшая средняя прослойка. Если человек решается на кредит, он уже готов брать "на все". Ну как это, "Крузак" без кожи?

– На улицах вижу много дешевых свежих машин – тоже берут?

– Да, у нас полно Lada Granta и Vesta, Ravon разных моделей, Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo. Эти машины берут таксопарки, каршеринг, вообще на предприятия. Но их покупают и частники, потому что это ликвидные машины, их легко продать.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2020 году жители республики приобрели 93 тысячи новых автомобилей. При этом на долю машин местного производства пришлось 73% продаж. В топ-3 брендов вошли Hyundai (17.856 шт.), Lada (17.453) и Toyota (10.081).

– Покупают за свои или берут в кредит?

– По-разному. Обычный кредит – это 18-20 процентов годовых. Но если машина производится в Казахстане, то предоставляется льготная программа – до 7 процентов годовых: сама ставка 4 процента, но с учетом всех дополнительных платежей получается примерно столько. Раньше кредиты оформляли массово, теперь стали подходить дифференцированно, потому что было много тех, кто кредит брал, а потом понимал, что не может его тянуть, и возвращал автомобиль. Хотя кредит оформляют на большой срок, 5-6 лет, тогда ежемесячный платеж всего около 60.000 тенге, или порядка 140 долларов.

Кстати, собеседница говорит, что в кредит покупают и подержанные автомобили. И это тоже выход: при отсутствии денег казахстанцы вместо купли-продажи частенько совершают обмен. А еще последнее время популярны компании, которые предлагают услуги по Trade-in, комиссии и выкупу. В общем, все то же, что и у нас.

- А как обстоит дело с обслуживанием?

- Сервис в мегаполисах эволюционировал от "дяди Васи" в соседнем гараже до нормальных СТО с обслуживанием, зоной ожидания и, порой, бесплатным кофе. Это удобно, хоть и чуть дороже. Но ты не стоишь по колено в масле, пока ждёшь машину. Однако расстояния у нас большие, и где - то за городом таких сервисов мало - там делают все по старинке. Но и автомобили там соответствующие. Им не нужен большой сервис и кофе. Им нужно починиться и ехать дальше.

- А чинить вообще умеют? Без агрегатной замены?

- Умеют. Есть очень хорошие специализированные сто, например, по BMW. И я не про официальный сервис. Ребята знают машины, любят их, разбираются и могут убрать любую поломку. Есть конечно много таких, кто только поменять и может.

Дороги, водители и штрафы

– Мне показалось, что дороги у вас хорошие…

– Это мы просто по хорошим ездили. Например, дорога в Нурсултан – это ужас. А ведь это трасса, соединяющая две столицы. 1200 километров приходится ехать два дня. Дорога узкая, с колейностью, там бесконечный ремонт. Ехать по ней страшно и долго. Пробиваются колеса, поддоны. Суровая трасса. 

– Как ездят казахстанцы?

– А вы за эти несколько дней не оценили? – смеется Лена. – В разных городах по-разному. Если бы вы попали в Шымкент, то, возможно, просто поставили бы машину на обочине и сказали, что лучше пойдете пешком. Там очень все быстро, хаотично, все "подрезают", ПДД не соблюдают. Точнее, у них свои правила. И когда ты туда приезжаешь, то или ездишь как они, или вообще не ездишь.

В крупных городах сейчас ездят относительно нормально. На самом деле в Алматы достаточно высокая культура вождения, но лет 10-15 назад здесь было примерно так же, как в Шымкенте. Теперь же стали ездить намного культурнее. Нас научили останавливаться на пешеходных переходах – была отработка, очень много штрафов.

– Кстати о штрафах: как с ними обстоит дело?

– Штрафы очень высокие. Превышение скорости от 10 до 20 километров в час "стоит" 7000 тенге (16$), а более чем на 20 – 14.000 тенге (32$). Если превышение выше, штрафуют с большим штрафом, до 50.000 тенге (116$), причем второй раз и штраф будет выше, и грозит лишение "прав" с последующей пересдачей.

По состоянию на февраль 2021 года средняя зарплата в Казахстане составила 223.213 тенге (порядка 537$ на тот момент).

Полиции у нас довольно много. Они на скорость "ловят" обычно на трассах, прямо в лоб "стреляют". А в городах с радарами не стоят: сейчас на улицах поставили "Сергеки" – автоматические камеры. Зато активно пробивают водителя по базе. Если едешь без "прав" или техосмотра, без страховки, если у тебя куча неоплаченных штрафов.

А как насчет налогов?

Ежегодный налог в Казахстане зависит не от массы автомобиля, как у нас, и не от мощности, как в России, а от объема двигателя. И если за малолитражки надо платить сущие копейки, то хороший литраж обойдется дорого. Как вам без малого 800$ каждый год за двигатель объемом более 4 литров? 

Объем двигателя, л

Сумма, тг. ($)

До 1,1

2917 (6,8)

1,1-1,5

5834 (13,6)

1,5-2

8751 (20,3)

2-2,5

17.502 (40,8)

2,5-3

26.253 (61,2)

3-4

43.755 (102)

Более 4

341.289 (795,8)

А из Европы и США машины пригоняют? – спрашиваю Лену. 

– Нет. Сейчас это невыгодно что из Европы, что из России, потому что у нас очень большой платеж при первоначальной постановке на учет плюс утильсбор. Там более трех тысяч долларов сверху получается, и это не считая таможенной пошлины! Что нивелирует всю привлекательность цены "там". Эти меры ввели, чтобы машины не ввозили извне. Когда в России рубль обвалился, казахстанцы выкупили там все: мебель, технику, даже квартиры в Омске... 

После нашего разговора я изучил тему. Действительно, при постановке на учет импортируемого автомобиля платеж может оказаться весьма внушительным. Так, первичная регистрация машины старше 3-х лет обойдется в 1.458.000 тенге, или 3400$! Столько же придется заплатить еще и за утильсбор, если объем двигателя от 2,0 до 3,0 л. Можно сэкономить, если взять двигатель меньшего объема. Например, если он до 2,0 л, платеж составит 1793$.

Зато дешевое топливо. Но есть нюансы

Цены на заправках вызывают зависть. Судите сами: 92-й бензин в переводе на наши деньги стоит 1,02 руб.,  95-й – 1,21 руб., а дизельное топливо – 1,13 рубля. Почти в два раза дешевле! Правда, собеседница говорит, что топливо периодически дорожает, поэтому многие переходят на газ. А вот дизель в Казахстане не очень популярен.

– У нас само дизтопливо плохое. Его еще "переваривают" старые моторы, а вот современные к качеству гораздо более чувствительны. Например, когда первое поколение Touareg завезли с дизельными моторами, они потом все на сервисе стояли. Duster дизельный стали завозить только два года назад, да и то при продаже предупреждают, что ответственности не несут, если причиной отказа будет плохое топливо. Так что если заправляться, то только на проверенных заправках. А если ты едешь в глубинку и видишь старые заправки, то должен понимать, что будешь заправляться неизвестно чем.

Если едешь на большое расстояние, 500-1000 километров, лучше брать с собой канистру. Если закончится топливо, заправки может не быть. Не то что хорошей, вообще никакой. Может быть вообще степь, где нет ни населенных пунктов, ни связи, вообще ничего.

Соответственно об электромобилях можно только мечтать. Как далеко на них уедешь от розетки? Поэтому электромобили можно увидеть в крупных городах. 

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
34 комментариев
3

Как говорится, не нужно путать туризм и постоянное место жительства.
-У Вас тут так много дорогих машин. -Но часто они в кредит, под дурной процент, а средней прослойки вообще практически нет
-У Вас хорошие дороги. -Так Вас не возили по плохим.
-Цены на топливо низкие. -Качество такое же.
Про пригон бушки из других стран, я и раньше говорил, что у Беларуси далеко не самые худшие условия в ТС. Вот пожалуйста, в Казахстане, вроде и не запретили, но сделали все, чтобы это было нерентабельным.

3

Как говорится, не нужно путать туризм и постоянное место жительства.
-У Вас тут так много дорогих машин. -Но часто они в кредит, под дурной процент, а средней прослойки вообще практически нет
-У Вас хорошие дороги. -Так Вас не возили по плохим.
-Цены на топливо низкие. -Качество такое же.
Про пригон бушки из других стран, я и раньше говорил, что у Беларуси далеко не самые худшие условия в ТС. Вот пожалуйста, в Казахстане, вроде и не запретили, но сделали все, чтобы это было нерентабельным.

4

хммм... а у нас сейчас Казахстан - идеал? то, чем мы стремимся стать?

5

Ну да, в общем унитазе ТС, наша фикалина воняет чуть меньше, охренительный повод для гордости

14

Я понимаю, что всегда нужно стремиться к лучшему, но в очередном порыве нытья, не стоит забывать, что бывает и хуже.

2

А если у всех всё же лучше, то сразу вспоминают войну с немцами.

1

А чем , кроме войны и немцев проклятых , можно все это объяснить , с точки зрения современности?
Странно , что еще про Наполеона редко вспоминают ))))

0

Для некоторых, Наполеон- это коньяк или на худой конец торт))

1

Napoleon - гэта не назва, а тэрмін (срок).

0

Какой срок у торта?

4

А почему Вы решили, что у вас воняет меньше? Казахи к вам на поклон не ездят, а скорее наоборот.
Кстати, не японцы первые в рейтинге:
ТОП-10 самых популярных моделей в мае 2021 года: Chevrolet Nexia – (1 522 ед.), Chevrolet Cobalt – (1 015 ед.) и Hyundai Accent - (747 ед.). Далее по списку: Kia Rio (617 ед.), Toyota Camry (584 ед.), Toyota RAV4 (425 ед.), Volkswagen Polo (362 ед.), Hyundai Santa Fe (304 ед.)и т. д.
Годовые продажи по маркам примерно такие же.

4

Ключевое слово :
"не самые худшие условия в ТС")))
Такой это и ТС, Карл )))

1

ну не знаю, надо иметь ввиду контекст: кругом сплошная азия, застарелая диктатура, рядом Раша и Китай, а самодурства примерно столько же и даже меньше, чем "у цэнтры явропы". Равняемся на туркменистан.

1

На Африку намекаете и Зимбабву с Мьянмой ?))))

0

Уважаемая редакция. Напишите, пожалуйста, про автомобильную жизнь в Армении. В Минске вижу автомобили на армянских номерах, которые эксплуатируются нашими соотечественниками.

15

А чего писать? Что армяне, что грузины стали автобизнесменами скупающими битки в США. Зачем что-то изобретать? Пошлины занижаются, тянется хлам с другого конца света, ремонтируется абы как и вперёд на продажу.

0

Гы. Дааа, что за жизнь . без ПТСа и без "истории" )))))))))

1

Нормальный подход к дорожному налогу. Не то что у нас- При одинвковых автомобилях если форточек в багажнике нет - то в 2 раза больше налог.

0

А что Вы хотели? Все для Вас.
"Страна для жизни!"©

15

Тема электронного ПТСа, введённого в Казахстане не раскрыта. Зря ездили.....
Шутка.
Введя ПТС, граждане надеются на цивилизованный рынок, но многие рисуют удивительную проблему:
За внесение сведений надо заплатить 7 долларов, а это любителям япошатины многим не по карману. Пытаются саботировать.
Союзник наконец-то ввел ПТС, а белорусы то что? Будут кричать, что кругом мошенники, а у самих анархия, истории нет, понять кто владел авто невозможно. Уголовки за операции с пробегом нет. Рай для перекупов-мошенников.

1

Палио...да достал ты уже со своим ПТСом...как дите малое ..вернее как мамка с дитем малым носишся...поверь...этот "аусвайс"...абсолютно не панацея...да же если сравнивать с тем же Карфаксом....

1

Мне кажется , что он это спецом пишет ))))
Так сказать , вброс для смеха)))))))

7

Конечно спецом, Змей запускает процесс вхождения в цивилизованную жизнь.

3

Циливизованная это когда тракторами харчи давят ?))) Или когда вакцинируются непонятным "Спутником")))) (Некоторые просто за 150 Б берут себе КюАр код и вуа ля без вакцинации )))
Цивилизация у нас с Востока походу нескоро придет .

6

Так это же чужие харчи. Это у халявщиков сердце кровью обливается, можно съесть или продать. Конфискованное надо уничтожать на виду у всех, это честно. А иначе смахивает на грабёж.

6

Вот как можно было введение электронного ПТСа в Казахстане не включить в статью? Это же самая автомобильная новость в Республике!
Отзывы казахов, случайно выхваченных на улице, были бы интересны. Как люди ждали его, надеясь на цивилизованный рынок.
Как так?
Петрович, вы искажаете действительность, что ПТС не нужен, ведь он есть у всех, о имеющие его не дураки, скорее наоборот.

18

кредит у казахов под 7%, бензин в 2 раза дешевле, ресурсы есть... есть повод задуматься змагаркам о вхождении РБ в состав РК, ведь без спонсора ноги протянете, РФ по любому больше дотировать не будет за "вместе в окопах сидели", "войны не наши были"

2

А мы зараз да ЕС ды НАТО лепей прыгарнемся, каб маскавіты потым казалі, што мы, як палякі, добра жывем на нямецкія грошы. ;)

0

Про спонсоров рассказывает тот, чей хозяин по два раза в месяц кредиты клянчить ездит.

3

РК НАТО не боится, в отличии от РФ. Поэтому: башлять, грозить, терпеть, и снова башлять, чтобы избушка к лесу задом не повернулась))

1

Ехали мы в 2018 году по А27 Актобе(Актюбинск) - Атырау. Вещь! Ралли-рейд в натуре. А это, между прочим, 2 областных центра. Машины круизер 80 и патрол 61., по подготовке обычные экспедционнике, по спортивной классификации, ТР1. Прошли 450 км за 9 часов. Местные джиперы сказали, что мы еп@нутые,мол её сутки ехать надо. Но, в то же время от Уральска до Байконура отличная дорога, ну,правда, две полосы, но с широкими обочинами, ровным асфальтом и разметкой. Правда, на заправках, в основном, там философия такая-на заправке покупают топливо. Хотите че пожрать-валите в кафе)))а ещё есть один прикол. Топливо дешевле, чем в России, но в 95литровый бак, который ещё не совсем пустой, влазит 105 литров

0

Про преимущество Тойоты так и не понял)

  • Войти или создать профиль