Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Путешествуем на M1NSK SCR 250. Часть 1. От шахт ядерных ракет под Сморгонью до призраков Гольшанского замка

28553 9 1
28553 9 1

"Дзе мой край? Там, дзе вечную песню пяе Белавежа..." Пока границы не до конца открыты, белорусы начали изучать свой край. А тем, кто еще не в пути, мы решили показать интересные места недалеко от Минска. Поэтому седлаем M1NSK SCR 250 - и под песни Войтюшкевича мчим в путь-дорожку. 

Формат такой: два мотоцикла, дрон для красивых кадров и разведки путей на местах и интересные окрестности столицы. Причем будем искать места, где можно поплавать, а также из разных эпох.

В этот раз плаваем на Ислочи, погружаемся в эпоху ВКЛ в Крево и Гольшанах, а также в эпоху холодной войны - посмотрим на шахты ядерных ракет под Сморгонью. Поехали!

Мы взяли M1NSK SCR 250 на ресурсный тест на лето, о нем подробнее расскажем чуть позже. Второй мотоцикл - Suzuki V-Strom 1000. Первый байк легкий, вполне подходит для бездорожья. Второй - тяжелый, идеально стоит на трассе, но может ехать только по легкому бездорожью. Впрочем, нам грязь не сильно нужна - нам нужна красота, до которой вполне можно добраться тропинками и грунтовками. 

"Дзе мой край? Там, дзе сэрца маё з першым крокам, як молат, заб’ецца"... Как молот бьется одноцилиндровое "сердце" SCR250. Нет лучше транспорта для путешествий, чем мотоцикл. Нет - и все.  Ты полностью, максимально включен в дорогу, нет никакого посредника в виде кузова автомобиля. Akute гремит в наушниках, мотор басовито ревет глушителем, а ты летишь по трассе, чувствуя прохладу ветра. Это очень сложно передать словами - это надо испытать. Кто знает, тот поймет. 

А мы пролетаем Раков и за деревней Михалово сворачиваем на большую поляну. В выходной людей хватает, но места много, поэтому никто друг другу не мешает. Речка мелкая, ледяная, но вокруг очень красиво. Если не плавать, можно развести костер и наслаждаться видами.

Казалось бы, совершенно банальное для минчан место для отдыха, но о нем не все знают. Когда мы тестировали здесь Audi Q8, "личку" нашего Instagram буквально разорвали, спрашивая геолокацию. Поэтому съездили сюда еще.

А мы дальше едем вдоль реки. Если отъехать от поляны возле Михалово в сторону деревни Междуречье, людей становится меньше, места - глуше.


Поднимаем дрон в небо и изучаем окрестности.

Кстати, очень удобная вещь в эндуро-путешествиях. С его помощью можно не только снимать красивые кадры, но и находить интересные места в окрестностях, а также пути подъезда к ним.

Не все есть на карте, не все есть в интернете и на специализированных картах. Можно ездить долго и находить много интересного. 

Немного о технике. Если "бегемотику" V-Strom в лесах тяжеловато из-за веса, то легкий M1NSK здесь в своей стихии. Он весит по ощущениям как велосипед. Шины не самые "зубастые", но для легкого бездорожья их хватает. Главное - веса нет, передачи короткие, а мотор тяговитый. Это позволяет проезжать везде. И в стойке вполне можно ездить, хотя руль не самый высокий. 

Покатавшись вдоль реки, выезжаем на трассу. И здесь уже стихия Suzuki: мощный литровый мотор, высокая скорость, много веса. Едет стабильно и быстро.

У 223-кубового "минскача" максималка в районе 120 км/ч, даже несмотря на 6 передач и инжектор. На том же M1NSK Х250 с похожим мотором на трассе ехать еще сложнее. На этом еще куда ни шло, передвигаться можно вполне. Но притом что ты едешь на высоких оборотах, вибраций не так уж и много. И звук басовитый, нет ощущения "бензопилы", нет чувства, что от высоких оборотов поршень вылетит из цилиндра. В общем, вроде едешь на "максималке", но в отличие от предыдущих "минскачей" такого же объема ехать вполне комфортно и с полностью открученной ручкой "газа". Поэтому мотоцикл для путешествий вполне годится. 

Заводчане еще обещают поставить на скремблер 300-кубовый мотор с водяным охлаждением. Вот с ним по трассе будете еще лучше. Надеемся и ждем!

А пока мчим по грунтовкам между деревнями Киевец и Маньковщина. Дорога широкая, ровная, извилистая. Тут можно ралли-спринты проводить. 

Агрогородок Крево нас встретил аистом на стенах замка. Очень символично!

Находится это место всего в 100 км от Минска, и тут есть что посмотреть. В первую очередь, разумеется, это знаменитый замок. На рубеже XIII и XIV столетий по решению великого князя Гедемина здесь было начато строительство Кревского замка, в том время входившего в состав целой цепочки оборонительных сооружений на границах Великого княжества Литовского. 

В 1338 году Крево перешло во владение сыну и преемнику Гедимина Ольгерду, затем к Ягайло. В 1382 году Кейстут, отец великого князя Витовта, был заключен здесь в тюрьму и убит. А 14 августа 1385 года между Великим княжеством Литовским и Польшей в замке была подписана Кревская уния, по которой литовский великий князь Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой и был провозглашен польским королем.

Сейчас замок реконструируют, попасть в него нельзя. Возможно падение камней, даже нас туда не пустили. Но мы нашли "залаз" и аккуратненько подошли к стенам замка. Как раз к месту, где стоял... дот Первой мировой войны. Дело в том, что в этих местах были бои, именно в этот период замок был значительно разрушен. В Сморгонском районе еще немало таких дотов, но этот примечателен тем, что "интегрирован" прямо в стены древнего замка. 

Когда подняли дрон, увидели несколько интересных озер. Так что в этих окрестностях тоже можно поискать места, где поплавать, охладиться в летнюю жару. 

За замком есть Юрова гора, откуда и без дрона можно изучить окрестности. 

А мы мчим дальше - на бывшую секретную советскую базу под Сморгонью, где сохранились пусковые шахты ядерных ракет.

Едем грунтовками через деревни Олешишки, Базары, Голешонки, Белковщину. К слову, здесь тоже очень много мест, связанных с Первой мировой войной, но эту тему затронем в следующем путешествии. Очень понравилась деревенька Базары. Во-первых, древней мощеной дорогой.

Во-вторых, заброшенными домами. Ощущение - словно в радиоактивную зону попали, глухие места.

В-третьих, очень красивым искусственным водоемом прямо у края небольшого обрыва. Очень красивая деревня.


Под вечер доехали до ракетной базы. Спасибо местным на BMW 3-series, провели.

Здесь располагался 3-й дивизион 428-го ракетного полка (в/ч 44197), вооруженный шахтными пусковыми установками с ракетами Р-14У. Сама шахтная установка, или ШПУ, получила название "Чусовая". Комплекс заступил на дежурство в 1964 году и проработал до 1978-го. Под землей находился пункт управления и три ракетные шахты. Между ними - сеть подземных коммуникаций и комнат с оборудованием.

Стоявшие в каждой шахте ракеты P-14 имели дальность стрельбы с легким блоком (мощность 1 Мт) порядка 4500 км, с тяжелым (мощность 2-2,3 Мт) - 3200-3700 км. Этого хватало, чтобы уничтожить любые военные объекты блока НАТО в Европе. К счастью, из своих шахт эти ракеты никогда не взлетали.

Сверху каждая из трех шахт защищена такой бетонной плитой весом 460 тонн. Такая масса и форма плиты обусловлены ее защитной функцией - при точечном ядерном ударе недалеко от шахт плита должна была защитить пусковой комплекс от ударной волны. Открывалась такая "крышка" двумя путями. Во-первых, с помощью домкратов и рельсов - это в обычных случаях. Во-вторых, плита могла откидываться с помощью небольшого направленного взрыва в случае отказа основного оборудования. В общем, открылась бы, как ни крути.


Заглянули внутрь - все затоплено водой. В командный пункт и подземные коммуникации тоже не попадешь - "залаз" засыпали в целях безопасности. Но сталкеры находят пути и попадают внутрь. Мы же не рекомендуем рисковать - сверху вполне атмосферно.

Поэтому берем ветки, разжигаем костер и устраиваем ужин на закате у мотоциклов.


Не передать словами, какое удовольствие после долгой поездки сидеть у костра и слушать, как булькает еда в консервах, которые ты кинул в огонь. Обычная гречка с говядиной, но по вкусу после такого дня даем три мишленовские "звезды" и 10 кокобаев. 

На часах 23.00, вроде бы пора по домам, но внезапно не по плану захотелось заехать в Гольшаны, где ночами блуждают призраки Черного Монаха и Белой Панны. По прогнозам вот-вот обещают дождь, что-то сверху даже капает, сильно похолодало, но решено - едем в Гольшаны.

Приезжаем на точку, куда указала карта - нет замка. Сплошная темень, ни одного фонаря, людей тоже нет. Включаем дальний свет - есть замок. Выключаем - нет замка. Берем фонарики, идем внутрь - вдруг покажется Белая Панна?

Гольшаны - старинный и тихий городок, который ассоциируется со знаменитым произведением Владимира Короткевича "Черный замок Ольшанский". По легенде, описанной Короткевичем, простой парень Гремислав Валюжинич влюбился в красавицу из знатного рода Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Для тайных встреч с замужней дамой он переодевался в монаха. Супруг, узнавший про измену жены, убил любовников и замуровал в стене замка.

По другой версии красавица была не замужней дамой, а юной дочкой князя, и расправу над безродным возлюбленным дочки учинил ее отец. Как там было на самом деле, мы уже не узнаем, но в Гольшанах с тех пор завелись призраки. Поговаривают, что в 1990-х в стене действительно нашли скелет женщины. Поэтому вполне возможно, что легенда имеет под собой какое-то реальное основание. 

Снимали замок внутри, упала плитка, вздрогнули. Белая Панна? Может, и она... В этот момент вспомнились строки Короткевича:

Чорны замак Альшанскi. Месяц нырае ў хмарах.
Вежы туманныя ў змроку сны аб мiнулым мараць.
Слухаюць вецер золкi, вой далекi ваўчыны,
Слухаюць, як на мурах са страху трасуцца асiны:
У, як цiха i мёртва! У, якi змрок глыбокi!
Цiха! Ты чуеш здалёку ў аркадах бязгучныя крокi!
Кожную поўнач такую ў замку, што стыгне ад жаху,
Па галерэях праходзяць дама з чорным манахам.

Если вы не были ночью в Гольшанском замке, обязательно побывайте. И Короткевича рекомендуем почитать.

Мотоцикл, ночь и дорога домой. Дрожишь от холода на байке, энергетиками подзаряжаясь на заправках. Открываешь ручку "газа", музыку на полную - летишь. Нет лучше транспорта для путешествий, чем мотоцикл. Нет и быть не может.

На этом у нас все. В следующий раз полетим вдоль реки Вилии. Следите за сайтом!

Не мечтай, а катай! Мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
9 комментариев
4

Спасибо за статью.
Она напомнит "озверевшим мещанам", что жизнь не ограничивается кусками штампованного жалеззя.

4

Спасибо за статью.
Она напомнит "озверевшим мещанам", что жизнь не ограничивается кусками штампованного жалеззя.

4

Красивая страна(в Центре Европы) можно влюбиться ,но есть нюансы и жадность некоторых деятелей.

4

Что в Белоруссии красивого чего нету в других странах?

0

на самом деле ничего особо нет. Тут Беларусь мне сильно напоминает Кентукки.

Кому нравятся леса и озера - норм, нехватает только каких-никаких гор.

0

В самих Гольшанах есть ещё великолепный Костел и собор, а рядышком в Борунах - монастырь Базилиан. Места красивые, есть где остановиться и провести пикник. Путешествуйте с удовольствием!

0

и как скрэмблу даются ускорения 90-110 для обгонов? догадываюсь, что долго ехать 110-120 тяжело, но кратковременный набор такой скорости должен быть простым

0

Дзякуй за вершы і вандроўку. Матацыкл - гэта свабода ды воля, бо ён возіць душу, а не цела. Працягвайце абавязкова!

0

Згодны з grmaster. Працягвайце, калi ласка, вельмi цiкава!!

0

Прикольный скрамблер на минималках :)

  • Войти или создать профиль