"В 10 утра у фрау преклонного возраста уже стоит бокал пива". Мотопутешествие к самой западной точке Европы. Финал

13022 18
13022 18

Каждую субботу этого марта мы делились новой частью рассказа Александра Дежкунова о поездке к самой западной точке континента мысу Рока. Пришла пора сделать это последний раз - сегодня в финальной части мотопутешественник рассказывает о педантичных швейцарцах, странном Лихтенштейне и пенных традициях Баварии.

Швейцария

После въезда на территорию Швейцарии - повышенная концентрация на дорожной обстановке: знаках, разметке, скоростном режиме. В странах Западной Европы штрафы за нарушение ПДД в принципе немалые, но при ознакомлении с суммами в Швейцарии нет-нет да и пробежит мыслишка: а стоит ли вообще туда ехать? Любое нарушение будет очень чувствительным для кошелька.

Система оплаты дорог в Швейцарии "виньеточная". С одной стороны удобно - заплатил один раз и дальше не тратишь время в пунктах оплаты, с другой - система не подразумевает дифференциации виньетки в зависимости от срока действия, что для  автолюбителей, проезжающих страну транзитом, отнюдь не дешево. Виньетка только одна - на 14 месяцев, ее стоимость для легковых автомобилей и мотоциклов составляет 40 швейцарских франков (по курсу - около 38 евро).

Однако объективности ради надо сказать, что для автовладельцев в стране с самым высоким номинальным богатством взрослого населения это, можно сказать, практически бесплатно. Поэтому для начала - на АЗС за виньеткой.

Стоимость топлива "средняя по больнице" для всего региона - около 1,5-1,7 евро за литр бензина.

Практически сразу после въезда в страну начинаются Альпы. Чтобы насладиться видами гор в полной мере, направляюсь на север, в небольшой населенный пункт Вассен, от которого на запад проходит живописная 50-километровая дорога №11 (Innertkirchen - Wassen).

После Вассена виды становятся настолько "идеально красивыми", что кажутся неестественными. Да, это именно та Швейцария, которую мы привыкли видеть в рекламных буклетах и на коробках шоколадных конфет. Пейзажи просто шикарные.

На перевале Зустен, являющемся наивысшей точкой дороги (2224 м), даже в июле можно найти снег. Желающих насладиться красотами хватает.

Спуск с перевала - и просто невозможно не остановиться, чтобы выпить чашечку кофе с шоколадом, вдыхая свежий горный воздух и любуясь видами швейцарских Альп. А где-то ниже по склону изредка позванивает в тишине колокольчик пасущейся коровы. Время, замри…

Секрет красоты ровных альпийских лугов не давал покоя. Не инновационные же агрономические технологии, в самом деле. Разгадку подсказал придорожный эпизод. Оказывается, ничего сложного - главное, чтобы траву не вытаптывали животные, для которых эта самая трава предназначается. Не коров доставляют к корму, а корм к коровам. Больше трудозатрат, но, судя по качеству швейцарской молочки, оно того стоит.

После Иннерткирхена направляюсь в Цюрих. Швейцарские озера заслуживают отдельного упоминания. На мой взгляд, это наилучший и при этом один из самых бюджетных вариантов отдыха в Швейцарии - остановиться на недельку в Альпах на берегу одного из многочисленных озер (не важно, будет это арендуемый домик в деревне, автодом или палатка) и наслаждаться красивой природой и традициями сельской местности.

Цюрих встретил приличным количеством транспорта на въезде. В городе можно увидеть авто- и мототехнику совершенно разных возрастов и ценовых сегментов. Никто по этому поводу не заморачивается.

Довольно симпатичный и спокойный центр. Туристов мало, жизнь в городе течет размеренно и неторопливо. Вокруг атмосфера непоколебимой стабильности.

Неспешно направляюсь в сторону одноименного озера, на берегу которого расположен Цюрих. С целью "заморить червячка" по пути захожу в супермаркет сети Lidl (аналог нашего "Евроопта"). Ценники на обычные продукты питания - на уровне соседних стран, "потребительская корзина" на фото - в районе 9 евро. Однако на полках хватает "настоящих швейцарских сыров" и т.д., прайсы на которые гуманными никак не назовешь. Но если питаться без аристократических замашек, то этот пункт бюджета поездки по Швейцарии неприятно удивить не должен.

Рядом с озером наткнулся на какое-то культурно-спортивное мероприятие. Дети на небольшой площади под музыку по очереди демонстрировали различные номера на роликах, а родители выступали в качестве зрителей. В Европе нравится эта атмосфера расслабленности, она чувствуется в подобных моментах. Детишки катаются в свое удовольствие - заметно, что нет напряжения от соревновательной составляющей. Люди умеют наслаждаться жизнью. Понятно, что уровень благосостояния населения решает, но все же. Плюс организовать подобное мероприятие в городе можно с минимумом бюрократических проволочек. Основное - не нарушать закон, а дальше разрешено все, что не запрещено.

А вот и приличных размеров Цюрихское озеро. Можно прокатиться на теплоходе по одному из нескольких экскурсионных маршрутов. А можно просто птичек покормить.

Если цены на продукты питания сходны с таковыми в соседних государствах, то стоимость жилья соответствует общепринятому мнению о дороговизне страны. Забронировал самый дешевый хостел ближе к окраине города - 40 евро (да и то повезло - за такую цену был только один вариант), все остальное существенно дороже.

Любопытный момент произошел после заселения. Хостел со стороны входа имеет с расположенным рядом жилым домом общую площадку-проезд, визуально никак не разделенную. Паркую мотоцикл на краю площадки возле подпорной стенки таким образом, чтобы доставлять минимум неудобств проезжающим к обоим зданиям автомобилям. Заселился, принял горизонтальное положение и почти заснул, как подходит сотрудница хостела: "Мотоцикл мешает соседям, перепаркуйте, пожалуйста". Смесь недоумения и нежелания покидать постель, но что делать.

Как оказалось, переднее колесо мотоцикла находилось на части площадки, относящейся к соседнему дому. При этом мотоцикл вообще никому не мешал, вопрос был исключительно делом принципа ("ставьте на своей части"). Ну а определить территориальное разграничение площадки я должен был по различающейся растительности за подпорной стенкой. Откатил мотоцикл всего на метр в сторону хостела - соседей это полностью устроило. Видимо, это было проявление швейцарской педантичности.

Лихтенштейн

Переночевав, можно выдвигаться в сторону Мюнхена. По пути решаю "заскочить" в еще одно небольшое государство, расположенное на границе между Швейцарией и Австрией. Виды по дороге в сравнении с предыдущим днем уже не такие впечатляющие. Сотня километров - указатель поворота с трассы на Вадуц. Сворачиваю, проезжаю метров сто-двести, переезжаю мостик через реку Райн - и я в Лихтенштейне.

Фактически вся страна - это улица длиной километров 20, расположенная вдоль швейцарской трассы Е43. Благодаря (или вопреки) чему эта небольшая территория с населением под 40 тысяч человек на протяжении длительного времени остается независимым государством - загадка. Мое посещение княжества по времени совпало с проведением в Вадуце фестиваля уличной еды. Даже точнее, учитывая раннее время приезда, с подготовкой к нему. Об этом я узнал от полицейского, дежурившего на въезде в городок и разворачивающего автомобили (центр закрыли для движения транспорта на время проведения фестиваля). Для меня сотрудник органов любезно сделал исключение и пропустил дальше (до начала феста оставалось часа три, я же озвучил намерение по-быстрому все глянуть и покинуть княжество часа через полтора-два).

Общие впечатления от непродолжительной прогулки - очень аккуратно, чисто, красиво.

Даже знак нулевого километра зачем-то установили.

Понравилось решение санитарного вопроса на время проведения массового мероприятия. Туалеты вместе с умывальниками представлены не переносными пластиковыми кабинками, а размещены в специально оборудованном прицепе. Подача воды - через подключенный шланг, отвод стоков - в расположенный рядом колодец городской канализации. Просто и эффективно.

Пары часов вполне хватило для осмотра крохотной столицы (население менее 6 тысяч человек) карликового государства. Дальше - в Мюнхен.

Германия

Бавария встретила не самой лучшей погодой - моросящий дождь от границы до самого Мюнхена. Культурную программу, как и большинство любителей авто- и мототехники в административном центре Баварии, начинаю с посещения музея BMW.

Экспозиция понравится не только фанатам марки. Можно увидеть и довольно возрастные автомобили.

И такие знакомые белорусским автолюбителям модели.

Куда же без спорта и буквы "М"!

Для мотоциклистов - свой уголок.

Ну а те, кто с замасленными руками немало времени провел в подкапотном пространстве или за переборкой демонтированного двигателя, не столько восхитятся конструктивными решениями технологичных и передовых для своего времени моторов, сколько чистотой и видом агрегатов. Крутить бы гайки только на экземплярах, находящихся в подобном состоянии!

Отдельная часть экспозиции - современные технологии. Концепты, электромобили, новые материалы, переработка отходов и применение их в автомобилестроении. Достаточно познавательно, информативно и будет интересно даже детям - например, сравнить вес карбона, алюминия и стали или потрогать материал обивки сидений, произведенный из использованных пластиковых бутылок.

Закончив с темой автомобильной, решил уделить немного внимания спортивной составляющей - глянуть на необычный дизайн футбольного стадиона мюнхенской "Баварии". "Альянц Арена" смотрится действительно эффектно.

Крутиться на мотоцикле по городу под дождем больше не хотелось, поэтому - в хостел. Цены в городе вполне гуманные, 16-18 евро сутки. Поставив мотоцикл рядом со входом, обратил внимание на расценки подземного паркинга на противоположной стороне улицы. Парковка автомобилей в крупных европейских городах удовольствие совсем недешевое. В конкретном случае стоимость за сутки для авто составляла 25 евро, дороже проживания в хостеле.

По совету администратора зашел в довольно колоритное местечко. Особо интересен тот факт, что за одним столом размещаются совершенно незнакомые люди и сразу же начинают общаться так, будто знают друг друга не один десяток лет. Обстановка очень шумная, душевная и располагающая. Подсевшая ко мне компания сразу же взялась рекомендовать блюда и, естественно, баварское пенное, изготавливаемое в данном заведении по какой-то старинной технологии. Опрометчиво брошенное мной "спасибо, но я не пью пиво" на несколько секунд вызвало во взглядах окружающих некоторое осуждение и полное непонимание (со смыслом "либо хворый, либо подлюка"), но общение быстро вернулось в прежнее добродушное русло. Немецкая кухня, как обычно, мясная и очень сытная.

Отлично проведя время и основательно подкрепившись, можно немного пройтись по центру города. Свежесть после дождя, небольшое количество людей, симпатичная архитектура. Отличный мюнхенский вечер.

Переночевав, отправляюсь во вчерашнее заведение, чтобы отведать белых колбасок (weißwurst) со сладкой горчицей, которые употребляют на завтрак и готовят лишь в первой половине дня, и только что испеченных кренделей с солью (brezel). В пустом зале едва открывшегося ресторана всего несколько человек. И занимательная картина - у фрау преклонного возраста, еще только изучающей меню, на столе уже бокал пива. И это в 10 утра. Сильны традиции в Баварии…

Чехия

После завтрака - выезд в направлении Праги. Чехия встречает более низкими по сравнению с Германией ценами на бензин и приятным бонусом - освобождением мотоциклов от оплаты дорог (покупка виньетки не требуется).

Приезд в столицу ознаменовался сразу же перечеркнутыми планами на вечер. Мотоцикл, заглушенный возле хостела, перестал заводиться. Стартер просто не крутил, притом никаких симптомов "умирания" аккумулятора до этого не было. Вечер пятницы, завтра выходной, магазины и СТО не факт что открыты, а на работе нужно быть утром в понедельник. Пришлось отложить осмотр Праги на будущее и заниматься проблемой.

Нашел адрес какого-то аккумуляторного магазина, созвонился - вроде работают в субботу до обеда, аккумулятор есть в наличии. Решаю утром попробовать "прикурить" (возможно, аккумулятор просто сел) и ехать на мото за новым в магазин. Тем же вечером прогулялся на близлежащую АЗС за пусковыми проводами.

С утра - целая череда безуспешных попыток завести с "толкача", "прикурить" от проезжающих автомобилей сначала своими проводами, которые оказались полным "шлаком", затем нормальными проводами из очередного остановленного авто (мотоцикл завелся, но работал с перебоями и глох после отсоединения проводов). Видимо, аккумулятор "умер" полностью.

До закрытия магазина всего час, на метро не успеваю - вызываю Uber и еду на другой конец города. Дорога в Skoda Fabia с возрастным водителем, покинувшим лет 20 назад Украину и с сильным акцентом, но все еще говорящим по-русски, проходит за диалогом. Основная суть ответов на мои вопросы - в Чехии "что тогда было все хорошо, что сейчас". 24 км поездки обходятся в 14 евро в пересчете на европейские деньги (валюта в Чехии - кроны). Успеваю в магазин за минут 20 до закрытия. Покупка и заправка гелевого аккумулятора, обратная дорога к хостелу на метро.

Установка нового аккумулятора, поворот ключа (волнительный момент) - мотоцикл завелся. Ликование. Вновь в седле и далее на Варшаву.

Адаптация к привычной жизни началась еще до въезда в РБ. Уже в Польше постепенно начал вводить в рацион продукты, позволяющие быстрее отвыкнуть от европейских "разносолов".

Погранпереход в Бресте, наша сторона. Стою перед табличкой с надписью "Стоп" (табличка, естественно, на русском). Вижу в зеркала, что сзади медленно движется автомобиль и явно не намеревается останавливаться, проезжая мимо меня. Из будки выскакивает пограничник и активной жестикуляцией тормозит авто. Так же очень быстро и эмоционально начинает рассказывать водителю, что тот не выполняет требования знаков, как он не прав и т.д.

По взгляду водителя понятно, что он не осознает смысла монолога пограничника. Смотрю на машину - немецкие "номера". Обращаюсь к пограничнику, кивая в сторону авто: "Товарищ - интурист, не понимает". И тут пограничник озвучивает все то же самое, вновь на русском, но только в 2 раза медленнее. Улыбаюсь. Родненькие, я дома.

Хотя нет, еще несколько часов подряд усиливает осознание возвращения на Родину своими неровностями "автомагистраль" М10 Гомель - Кобрин. За три недели совершенно забыл, что движение по дорогам общего пользования может вызывать такие вибрации и удары. "Одной рукой рулю, второй - слезы радости вытираю". Воскресенье. 22 часа. Гомель. Финиш. Путешествие окончено, через 8 часов подъем на работу и вновь привычная жизнь...

Что в итоге?

13 стран, 21 день, 10.700 км. Основной вопрос касательно путешествий на запад от РБ - стоимость всего удовольствия, поэтому давайте считать.

Примерная грубая калькуляция бюджетной поездки на личном транспорте следующая: бензин (средняя цена 1,3-1,4 евро за литр, расход 5,3 л/100 км) - 800 евро; платные дороги - около 200-300 евро; проживание (при средней стоимости за сутки в хостеле 20-25 евро) - 500 евро; питание (обед с ужином) - 600 евро. То есть минимум 2000-2200 евро без учета различных билетов на мероприятия, экскурсии и т.д.

Несомненно, мотоцикл - самое бюджетное и удобное средство для самостоятельных путешествий по Европе. Парковки почти везде бесплатные, достаточно просто найти свободное место, можно объезжать пробки, затраты на топливо, как правило, ниже (хотя автомобиль на газу или дизельная малолитражка могут быть в этом плане дешевле), стоимость оплаты дорог меньше.

Если хочется увидеть столицы Европы, то разумным вариантом видятся автобусные экскурсии, передвижение между городами на рейсовых автобусах или перелет на лоукостах. Если же упор делается на природные достопримечательности и заезжать в крупные города не планируется, помимо поездки на личном авто аренда автодома также вполне вариант.

В любом случае, чтобы получить удовольствие от продолжительного путешествия по Европе, нужно быть заранее морально готовым расстаться с приличной суммой. И если вы сознательно все взвесили - смело отправляйтесь в путь. Всем, кто жаждет новых открытий, - иметь возможность и удачи в реализации задуманного. Все получится!

Задумались о путешествии на мотоцикле? Ищите двухколесного друга в нашей базе объявлений!

Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/214469_1_350.jpg?v=1585326434
Пожалуйста, подождите...