Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

Море, горы и бесконечное солнце. Автомобильное путешествие в Черногорию

21779 75
21779 75

В этом году все едут на Балканы, будто они резиновые! Друзья и знакомые выкладывают в социальных сетях привлекательные фото, интернет-порталы публикуют статьи. Так что я со своим вариантом поездки оказался отнюдь не оригинален, хотя идею вынашивал еще с января.

В моем распоряжении были три сентябрьские недели отпуска (невиданная роскошь!), и я решил позволить себе следующий маршрут: проехать через Польшу, Словакию, Венгрию и Сербию в Черногорию, зависнуть у моря на две недели и через те же страны вернуться домой.  Я не любитель "промахивать" страну транзитом и, если время позволяет, стараюсь в дороге посетить какие-то интересные места.

Начал подготовку еще зимой. В январе, изучая предложения по сдаче жилья, обратил внимание, что цена уменьшается по мере приближения локации к Албании. Оптимальным вариантом становились окрестности приморского города Бара. Здесь и море с пляжами присутствует, и посмотреть есть что. Выбрал частный отель в пригороде в 500 метрах от моря, с бассейном на территории и кучей положительных отзывов. Забронировал. В результате маршрут на карте нарисовался такой:

Наш экипаж состоял из меня и жены, рабочий график дочери с нашим теперь не совпадает. Так как я единственный водитель, решил "не рвать пупок" и разбил маршрут на отрезки длиной около 500 км. Получилось по три ночевки в каждую сторону. В результате такого неторопливого передвижения у нас оставалось не менее половины дня на осмотр каких-нибудь достопримечательностей.

Люблин (Польша), старт

Выехали привычно до рассвета, в два часа ночи субботы. В шесть утра нас встретил Брест, праздновавший свое тысячелетие…

… а еще через час мы стояли в ПП "Домачево" в очереди на пересечение границы с Польшей.

Прохождение за три часа посчитали вполне оперативным и в полдень уже заселились в простенький отель в Люблине. Передохнув, отправились в старый центр, оставив машину в подземном паркинге торгового центра Vivo как раз напротив старого замка. Вполне уютный Люблин произвел приятное впечатление узкими улочками старого города. На нарядной площади по поводу выходного был устроен фудкорт, играла музыка.

Здесь у нас была запланирована небольшая закупка продуктами в дорогу в недорогом польском супермаркете, а также по просьбе дочери заскочили в IKEA за большой и мягкой плюшевой акулой - звездой инстаграма. Она стала нашим третьим членом экипажа, неизменно вызывающим улыбки у пограничников и просто прохожих.

Хунгароринг (Венгрия)

Планируя следующую ночевку, я понимал, что она будет где-то неподалеку от Будапешта. Я мониторил Booking на тему жилья и вдруг сообразил, что можно заехать в место, где проходят гонки Формулы-1, - Хунгароринг. В этом регионе было много интересных предложений, я выбрал небольшую усадьбу в старинном доме, расположенном среди бескрайних виноградников. Поэтому два последних километра к гостинице тут идут по самой настоящей грунтовке, хозяева предупреждают заранее об осторожности и скорости около 20 км/ч.

Мы покинули Люблин около 6 утра, далее у нас было 130 км по Словакии. Я решил не покупать словацкую виньетку для оплаты местных дорог, так как участок платных трасс составляет около 20 км, а объехать его можно практически без потери времени. Венгерскую же виньетку мы приобрели заранее через интернет (очень удобно) сроком на 1 месяц, так как планировали возврат через эту же страну спустя три недели, стоимость - около 17 евро. Мы быстро "промахнули" Словакию, богатую лесистыми холмами и мотоциклистами (иногда ехали будто в кортеже), и оказались на родине токайского вина и гуляша.

Отель Csókás Birtok Panzió, Borászat és Pálinkafőzde (с ходу не запомнишь) произвел прекрасное впечатление: вышитые подушки, резной буфет, часы с амурчиками на каминной полке…

Замечательная трасса Хунгароринг имеет интересную и довольно долгую историю. Первая гонка на ней прошла еще в 1936 году, а в 1986-м после большой реконструкции здесь впервые прошли соревнования Формулы-1 на территории стран соцлагеря. С этого момента трасса постоянно находится в календаре чемпионата мира. К сожалению, мы прибыли в Мекку любителей королевских гонок в воскресенье около 17 часов, так что у нас практически не было шансов попасть на трибуны. Через одни из ворот мы посмотрели на трассу сверху (там проходила закрытая гонка местного мотоклуба Suzuki), сфотографировались у главного входа…

… залили "гоночного" горючего на заправке при трассе…

… и там же купили сувенирную майку на память о сакральном месте.

Белград (Сербия)

После крепкого сна на деревянной резной кровати и завтрака на старинной террасе мы выдвинулись в сторону Белграда. Платная дорога с разрешенной скоростью 130 км/ч и прохождение границы с Сербией за 20 минут позволили уже в полдень заселиться в нашу квартиру. Сербская часть пути также имела платный отрезок стоимостью около 5 евро, оплата на итальянский манер - берешь талончик, около следующего шлагбаума платишь.

Мы читали несколько нелестных отзывов о Белграде - город скучноват и сероват. Не согласны. Несмотря на жару (+38°), он произвел приятное впечатление. Правда, нам пришлось покрутиться, чтобы поставить машину в центре. Практически везде платные парковки оплачиваются СМС-сообщениями на местных операторов, поэтому мы ставились на крытый паркинг (гараж), здесь стандартная почасовая оплата, можно карточкой, из расчета 100 динар (0,8 евро) в час.

В центре города поражают сохраненные следы натовских бомбардировок, которые произошли во время военного конфликта, приведшего к распаду Югославии в конце прошлого века.

Несмотря на прошедшие годы, тема все еще актуальна: в городе вывешены растяжки с патриотическими лозунгами и портретами погибших, установлены памятные доски.

Прямо мимо главного входа в президентский  дворец здесь можно свободно ходить и фотографироваться, люди сидят возле фонтана неподалеку, выгуливают собак и отдыхают.

Собор святого Саввы - один из крупнейших православных соборов в мире и потрясает своим размахом. Сейчас идет внутренняя отделка храма, к осмотру доступны только нижние помещения, раззолоченные и роскошные.

Пешеходная улица Князя Михаила активная, жизнерадостная, полна народом, зависающим в кафе и магазинах.

Улица упирается в Калемегдан - старинную крепость, хорошо реконструированную.

С нее открывается нарядный вид на синий Дунай.

Мы также хотели посетить музей гениального серба Николы Теслы, но в понедельник там выходной.

Городской транспорт Белграда оказался до боли знакомым - троллейбусы производства "Белкоммунмаша" и мазовские автобусы. Обрадовались им как родным.

Бар, Черногория. Приехали

Утро встретило нас в дороге. Наконец-то Черногория, начались живописные горные пейзажи, каменистые склоны, тоннели, дорога пошла петлять, наша скорость порядком замедлилась. Мы также останавливались, чтобы сфотографировать такие непривычные белорусскому глазу ландшафты.

После обеда прибыли в вытянутый вдоль Адриатики Бар.

Наш маленький апарт-отель расположился в одном из пригородов Бара тихой Шушани.

Цена вместе с туристическим сбором (1 евро в сутки с человека) составила 280 евро за 14 дней, вполне разумная, на мой взгляд. За эту сумму мы получили в свое распоряжение что-то вроде маленькой студии с кухней и санузлом, оснащенной кондиционером, спутниковым ТВ (ни разу не включали), холодильником, электроплитой, чайником и прочей кухонной утварью, а также территорией с просторным бассейном, террасой, газоном с гордой пальмой в углу и довольно быстрым интернетом в виде бонуса. К морю вела калитка в углу бассейна. Крутая лестница и наклонная дорожка мимо таких же маленьких отелей выводили метров через 500 к оживленной дороге, променаду и длинному галечному пляжу.

Старый Бар

Шушань сразу понравилась нам, показалась какой-то деревенской и уютной, несмотря на нарядные фасады и активную вечерами набережную. Мы поприветствовали море, отдали должное чистоте воды и красоте береговой линии. Конкретный план на эти две недели в Черногории я не составлял, но заранее в навигаторе наметил много точек для посещения, страна обещала порадовать интересными местами. Решили, как всегда, ориентироваться по погоде, самочувствию и настроению. Далее кратко приведу свои впечатления о тех местах, которые посетили, не углубляясь в историю и полные описания, - в интернете есть огромное количество интересной и профессионально изложенной информации на эту тему.

Утром мы отправились смотреть ближайшую к нам достопримечательность - Старый Бар. Сейчас это музей под открытым небом, он необитаем, и, на наш взгляд, это идет только на пользу сохранности стен. Насчитывающий примерно 2,5 тысячи лет истории город получил свое название от живших здесь древних славян, был частью Византийской империи, Венецианской республики, Османской империи. Часть зданий и старинный акведук были тщательно восстановлены после большого землетрясения 1979 года. Однозначно было интересно полазать по древним руинам. Вход платный, для взрослых - 2 евро.

Морская прогулка

Плавание на небольшом прогулочном судне по маршруту Бар - Сутоморье - Петровац - Будва - Королевский пляж - Бар нам очень понравилось. Услугу предлагают на набережной, стоимость - 12 евро с человека. С учетом остановок в Петроваце на 1 час, в Будве на 3 часа и на Королевском пляже на 1 час прогулка занимает весь день с 8 утра до 6 вечера. Суденышко весело бежит по волнам, есть возможность сделать прекрасные снимки.

Вся прибрежная территория скалистая, есть много бухточек, пещер и островов, рассмотреть которые можно только с воды. И, разумеется, Свети Стефан - эффектный остров-курорт.

В Петроваце и Будве также есть районы "старого города", мощеные старым песчаником. В Будве во время большой прогулки можно полежать на пляже с видом прямо на древнюю башню.

Королевский пляж - удивительное место, попасть сюда можно только по морю. Вода кристально чистая, красивого бирюзового цвета. Да и само плавание нам, сухопутным, показалось интересным и забавным.

Национальный парк "Скадарское озеро", Подгорица, Цетинье и Риека Црноевича - это вариант прогулки также на целый день. Скадарское озеро - огромный водоем, крупнейший на Балканском полуострове, 2/3 его находится в Черногории, 1/3 - в Албании.

Один из красивейших видов открывается неподалеку от городка Вирпазара. Здесь также находится винный магазин, в котором продаются в нескольких вариациях традиционные крепкие и терпкие "Вранац" и "Крстач".

После осмотра части огромного озера мы поехали в столицу Черногории Подгорицу. Интересным местом для осмотра по дороге был водопад, как ни странно, Ниагара. Названный по примеру великого американского собрата, на фото в интернете он производил впечатление. Приехав к необычному горному массиву, водопада, к своему разочарованию, мы не обнаружили.

В засушливый летний сезон река обмелела, мы увидели лишь глубокий каньон, пробитый водой. Как говорят местные, сюда стоит ехать в апреле-мае, когда река, наполненная талыми снегами с гор, разворачивается во всей красе.

Побродили и поехали в город.

Подгорице довольно сильно досталось во время Второй мировой. Город активно бомбили итальянцы, мало что уцелело. После войны его переименовали в Титоград, старое название вернулось только в 1992 году. Мы немного погуляли по старой части города, посетили красивейший огромный храм Воскресения Христова. Здесь как раз проходил обряд венчания, звонили колокола. Внутренняя богатая роспись церкви производит мощное впечатление.

Далее, покинув столицу, выбрались на дорогу к населенному пункту со сложным названием Риека Црноевича. Дорога очень живописна, но довольно сложна и опасна.

Склон горы изрезан серпантинами, внизу прекрасные виды, но увлекаться ими не стоит, так как полотно узкое, без отбойников, при этом две легковушки разъезжаются с трудом. Дорога проходит мимо изумительного места, где река делает резкий поворот.

Именно здесь воинственный авантюрист царских кровей Иван Црноевич (отсюда название) заложил дом правителя государства Зета, прародителя Черногории. Теперь в этой исторической точке гостиница. Сам городок колоритен, в былые времена он был довольно развит, здесь был центр рыбацкого промысла и даже завод по производству жемчуга из рыбьей чешуи.

Сегодня в нем проживает около 50 человек, основу их благосостояния составляют туристы. Можно взять экскурсию по реке и Скадарскому озеру, но цены от 40 евро и выше. Мы воздержались, зато с удовольствием прогулялись по берегам, старым арочным мостам и отправились в Цетинье.

Этот город образовался также благодаря активному Црноевичу. Он остановился здесь в XV веке, бежав от турок. Цетинье долгое время считался главным городом Черногории, в конце XIX века он даже официально был провозглашен столицей. Сегодня это довольно тихий город, имеющий статус культурной столицы. Самой знаковой его достопримечательностью является монастырь Рождества Богородицы, довольно известный в этих краях.

Котор

После пары дней пляжного отдыха нам вновь захотелось движения. На этот раз мы выбрали, без преувеличения, жемчужину Черногории Котор. Из Бара туда ведет магистраль, но стоит учитывать, что проходит она сквозь все городки побережья, скорость передвижения вряд ли превысит 50-60 км/ч. Мы оставили машину на платной стоянке возле старого города. Эта часть хорошо сохранилась до наших дней, мы прошли внутрь и попали... в Италию? На самом деле это действительно так, основали старый Котор римляне, назывался он раньше Акрувиум. Затем после четырех веков правления Венецианской республики его переименовали в Каттаро, и лишь во времена Югославии он стал Котором.

Перед воротами старого города можно взять бесплатную карту. Мы прогулялись по нескольким площадям, архитектура которых живо напомнила Венецию. Также Котор называют городом кошек, здесь их действительно великое множество, к туристам они относятся равнодушно и слегка презрительно.

Ну а нам интересно взглянуть на залив сверху, из крепости Святого Ивана. За 8 евро у нас появилась прекрасная возможность вскарабкаться по жаре вверх на 1400 ступеней. Сильно не советую соваться сюда в босоножках на каблуке, вьетнамках и прочей неудобной и скользкой обуви.

Обязательно возьмите с собой воду. Подъем достаточно тяжелый, а бутылка воды, стоящая внизу 1 евро, у крепости продается за 5. Примерно посредине пути находится часовня Спасения Богородицы, многие дальше не идут.

Весь путь занимает примерно час. Наградой взмокшим путникам служат изумительные виды на город и весь Боко-Которский залив.

По дороге из Котора назад можно остановиться на обзорной площадке напротив острова Свети Стефан и осмотреть его также с суши.

Трекинг на Румию

Планируя в Минске наш отдых, я решил сделать небольшой поход в горы. Наметил вершину Боботов Кук. Прихватили снаряжение для трекинга, но, поездив по здешним дорогам, я понял, что вершина расположена слишком далеко, с местным ритмом движения минимум 4 часа в одну сторону. Решили поискать что-нибудь поближе. Ответ оказался совсем рядом, он буквально был виден из нашего окна - местная гора Румия. План составился быстро: едем на машине до монастыря Сергия Радонежского, а оттуда уже есть отмеченная тропа на вершину, подъем длиной около 2 км.

Рано утром, экипировавшись соответственно, выдвинулись в путь. Дорога до монастыря, всего около 20 км, та еще - гравийка, петляющая по склону. Сюда советуют соваться на хороших внедорожниках, желательно в сухой сезон. Впрочем, KIA Rio довольно спокойно ее преодолел.

Тропа обозначена бело-красными точками по камням вдоль всего маршрута. Судя по отзывам в интернете, подъем у неподготовленных людей вроде нас занимает около двух часов. Мы зашли за три. Не гнались за результатом, шли в свое удовольствие, часто отдыхали, фотографировали. Пришлось делать это на телефон, так как здесь вышел первый "косяк" - я забыл в отеле фотоаппарат, пришлось довольствоваться такими снимками.

Дорога идет постоянно вверх по большим камням и щебню, под хорошим уклоном. Палки обязательны! Дополнительная точка опоры всегда пригодится. По пути к нам присоединилась собака, явно местный гид.

Уже выйдя к седлу, мы просто обалдели от открывшихся внизу видов: слева от вершины раскинулся наш Бар, к горизонту уходила синяя дымка моря.

Справа - гигантский водный массив Скадарского озера, вдалеке виднеется албанский город Шкодер.

Сделав последний рывок, мы взобрались на вершину к главной интересной точке - храму Святой Троицы.

Воздвигнут он на месте старого храма, разрушенного еще турками. В 2005 году каркас целиком отлили из металла и водрузили на гору с помощью вертолета. С тех пор верующие совершают крестный ход и приносят с собой по камню, их так и называют - камни покаяния. Камней накопилось много, церковь обложена со всех сторон.

После перекуса (хвостатый гид получил свой гонорар холодным мясом) начали спуск. Пару раз поскользнулись на массе поехавшего под ногой щебня, отделались синяками. Закончилась вода - полутора литров на двоих оказалось маловато, это была наша вторая ошибка. Хорошо, что ниже дорога идет уже в пролеске, в теньке, у тропинки в изобилии растет ежевика - подкрепились ею.

Рискнули постучаться в монастырь, попросить воды. Матушка Феодора не только дала напиться, но и рассказала, что этот монастырь был построен в 2009 году специально для путников, идущих крестным ходом на Румию (в переводе с арабского "румия" - христианка). Ежегодно на праздник Святой Живоначальной Троицы, в середине июня, здесь проходит крестный ход. Все монахини - русские из Перми, живут здесь с момента основания монастыря. Отдохнув, мы попытались предложить для прихода деньги, но нас попросили лишь рассказать о монастыре и священной горе. С удовольствием выполняю просьбу матушки Феодоры. Если кто захочет сюда подняться - заходите обязательно в монастырь, тут рады путникам.

Шкодер

Первоначально я не планировал заезжать в Албанию, но выдался дождливый денек, и, как это часто бывает в горах, буквально в 50 км стояла абсолютно солнечная погода именно на территории Албании. Ну а раз так, то едем к соседям! Шкодер расположен в основании Скадарского озера, он и дал ему название.

Самой главной достопримечательностью является крепость Розафа. Она построена на высоком холме и возвышается над городом. По дороге к крепости можно посмотреть Свинцовую мечеть. Название дал необычный способ укладки камней при строительстве - их крепили между собой раскаленным свинцом. Не самое "здоровое" решение, поэтому мечеть теперь закрыта.

Билеты в крепость Розафа стоят около 2 евро, она очень древняя, первые постройки датируются еще III веком нашей эры. Названа по имени жены одного из строителей, которая, по легенде, дала себя замуровать заживо в стене, - только так боги давали добро на постройку. Виды со стен изумительные. Сама крепость полуразрушена, хотя ее пытаются потихоньку реставрировать.

Спустившись в город, мы пережили "дорожный шок". Во всем городе нет светофоров! В результате трафик напоминает броуновское движение. Снующие во всех направлениях велосипедисты, скутеры и "бессмертные" пешеходы. Выезжающие на "встречку", разворачивающиеся поперек дороги автомобили. Парковка в два-три ряда. Впрочем, довольно быстро начинаешь улавливать в этом подобие системы. Главное условие - предварительно посигналить! Неважно, что ты будешь делать потом, - требуется привлечь внимание. Я читал, что в этом уникальном городе даже проводили референдум на предмет установки светофоров, но население высказалось категорически против.

Как и многие путешественники, мы отметили количество "мерседесов" на дорогах, только на них ездят реальные орлы-албанцы.

В старом центре можно посмотреть несколько мечетей и церквей. Здесь, как и в Черногории, спокойно соседствуют храмы трех конфессий.

Купить местного вина, поклониться памятнику великой албанке - Нобелевскому лауреату матери Терезе.

В местных кафе подают очень крепкий кофе со стаканом ледяной воды. Если останутся леки, потратьте их на фантастически вкусные персики.

Есть еще одна достопримечательность Шкодера - мост Меси. Засушливое лето не оставило от реки Кир ничего, кроме каменного русла, но по весне здесь настоящий  горный поток.

Пещера Липска

Просматривая намеченные к посещению точки Черногории, я отказался от поездки в монастырь Острог. Слишком популярное, натоптанное место, множество туристов и верующих. Хотелось чего-то другого. В горы мы поднимались, по воде плавали, вот под землю еще не спускались, а тут как раз недалеко пещера Липска. Она расположена вблизи города Цетинье. На сайте информация, что экскурсии проводят каждые два часа, стоимость 10 евро с человека. Едем! Чтобы точно попасть в группу, приехали к 10 утра.

"Паровозик из Ромашково" подвез нас ко входу в пещеру. Народу было еще немного. Температура внутри пещеры стабильно держится в районе 12 градусов, надели прихваченные куртки. Внутри все замечательно оборудовано для туристов. Сделаны бетонные дорожки, великолепная подсветка позволяет сделать эффектные фото.

Девушка-гид вела рассказ на английском интересно и доступно. Так как группа получилась небольшая, мне разрешили фотографировать всласть, и я пустил в дело штатив. Экскурсия шла полтора часа вместо часа, гид была явно увлечена предметом экскурсии, живо и забавно рассказывала обо всех красотах пещеры, ее истории и своей работе.

Ульцинь

Это городок на самом юге Черногории. От Бара он находится в каких-нибудь 30 км. Типичное курортное место, но пляжи здесь особенные. Пожалуй, это единственное в стране место с длинными и просторными (19 км) песчаными пляжами. Здесь не нужны тапочки для плавания. Для отдыхающих - мелкий и чистый песок непривычного серого цвета и пологий вход в воду, до буйков практически идешь пешком.

Вволю накупавшись в идеально чистом и теплом море, решили заскочить и в сам городок. В отличие от остальной страны население здесь преимущественно мусульманское. Ульцинь напоминает небольшие турецкие городки.

Встречающиеся в центре надписи "Сервантес" на домах и кафе нас озадачили.

Оказывается, по легенде, когда Османская империя в 1571 году захватила город, одним из пленников был Мигель де Сервантес, великий автор "Дон Кихота". Скорее всего, это лишь миф, так как в автобиографии Сервантеса в качестве места пленения указан Алжир, но жители Ульциня взяли его на вооружение. Мы прекрасно отдохнули, это был наш предпоследний день в этой чудесной стране.

Сербия. В гости к Кустурице

Быстро истекли две недели отдыха в Черногории, и мы засобирались в обратный путь.

Я запланировал пару интересных остановок. Думая, где остановиться в Сербии, я вспомнил о деревне Дрвенград, построенной сербским режиссером Эмиром Кустурицей, - возле нее нашелся хороший вариант ночевки.

Первым интересным местом на обратном пути еще в Черногории стал знаменитый мост Джурджевича.

Это изящная арочная конструкция, которая соединяет два берега каньона реки Тары. Остановились полюбоваться этим инженерным творением. Для любителей экстрима есть зиплайн, на котором по тросу можно перелететь на противоположный берег, ну а мы проехали по старинке автомобилем.

К полудню прибыли к городку Мокра Гора. Именно в его в окрестностях проходили съемки известного фильма "Жизнь как чудо", сегодня тут можно совершить небольшое путешествие по старинной узкоколейке Шарганска осьмица.

Для туристов доступно 13,5 км живописной горной дороги, проходящей через два десятка тоннелей и несколько станций с такими знакомыми любителям творчества Кустурицы названиями.

Билет на поезд стоит около 10 евро на человека, поездка занимает 2,5 часа.

Нас, конечно, больше всего интересовала станция Голубичи.

Именно здесь обитал главный герой картины Лука, и тут по-прежнему все выглядит в точности как в фильме. К нашему счастью, китайские туристы, которые составляли абсолютное большинство пассажиров, вообще не интересовались этой темой, можно было спокойно сделать фото.

А мы, заглянув еще и в Дрвенград, прогулялись по улочкам, носящим знаменитые имена.

И поехали навстречу сербскому колориту в семейный отель на ночевку.

Будапешт

Выехали рано утром, дорога не предвещала сложностей, 500 из 600 км проходят по платным автобанам. Но начальный участок из оставшихся 100 км был самым сложными за всю поездку.

Поднявшись вверх, попали в дождевую тучу, и нам "повезло" поймать сразу три фактора риска: серпантин, ливень и туман. Действуя вместе, они устроили настоящий ад. Видимость - метр за капотом, скользко, узко, резкие повороты. Края дороги не видно, ехали 20 км/ч. Включил все освещение, благо нет никого. Населенные пункты здесь редкие, едва заметные в этом молоке. Весьма эффектно "выступила" фура. Встретился с ней в центре 180-градусного поворота на серпантине. Чтобы вписаться в "шпильку", дальнобойщик вышел на встречную полосу, прямо мне в лоб. Спасли минимальные скорости. Остановились. Чтобы пропустить большой грузовик, пришлось аккуратно откатываться назад в туман. Этот участок (30 км) мы ехали час. Когда пошел спуск и мы выбрались из тучи, накрывшей гору, - испытал небывалое облегчение. Дальнейшая дорога показалась легкой и спокойной, даже три часа на венгерской границе не вывели из себя.

Ближе к вечеру заселились в уютные апартаменты в Будапеште и отправились смотреть роскошную подсветку в центре по берегам Дуная.

Весь следующий день осматривали основные достопримечательности Буды и Пешты: здания королевского дворца и парламента, Рыбацкий бастион, церковь Святого Матьяша и базилику Святого Иштвана, старинный фуникулер. Город необычайно красивый и интересный, дня было, безусловно, мало. Машину оставляли в подземном гараже "Европарка", именно здесь оплата картой, нет "заморочек" с СМС.

Возвращались опять через Люблин. Так как дата выпадала на годовщину свадьбы и день рождения жены, сняли номер в романтичном отеле под названием "Лавандовый дворик".

После хорошего шопинга отпраздновали в тихом особняке за семейным ужином с шампанским. Вечером следующего дня уже часа в четыре были дома, делились впечатлениями о поездке в компании любимых дочери и кошки.

Дороги

Дороги в Черногории считаются одними из самых сложных в Европе. Здесь масса серпантинов и тоннелей. Наиболее простыми для водителя являются трассы с обозначением "М". Но и тут ваша средняя скорость передвижения будет не выше 60-70 км/ч.

На "регионалках" стоит рассчитывать лишь на 30-40 км/ч. Практически везде асфальт. Мне встретился лишь один участок гравейки, но полотно хорошего качества, без ям и трещин. Региональные дороги могут быть очень узкими, на одну машину, с карманами для разъездов.

Такой порядок движения требует полной концентрации и внимательности. Ночью, думаю, сюда лучше не соваться. Полиция встречается редко, в основном на выезде из населенных пунктов. "Ловят" на нарушение правил обгона и скорость. Штрафы от 40 евро и выше, оплата через банк, нас Бог миловал.

Сам автопарк Черногории состоит в основном из 5-15-летних дизельных "европейцев". В регионах довольно много машин марок "Юго" и "Застава" - наследие социалистической Югославии.

Довольно часто встречаются Renault 4 - их в свое время тоже здесь выпускали.

В горных селениях много "Лада-Нива". Новых машин очень мало, изредка встречаются европейские "бюджетники" Fiat Tipo, Dacia Logan и Duster. Столица автобизнеса - город Цетинье. Здесь мы видели целые россыпи автостоянок с машинами на продажу. Ценник за 10-летний дизельный Golf - 7000-8000 евро, Punto можно купить от 4000. Машины в основном из Италии.

В Сербии идет активное строительство платных магистралей. Качество трасс отличное, стоимость от Белграда до границы с Венгрией - 5,5 евро. Остальные дороги тоже вполне приличные.

По Венгрии мы ездили в основном по платным магистралям. Оплата виньеткой. Дороги отличные.

В Словакии наш путь пролегал мимо платных дорог, составлял всего 130 км, качество дорог хорошее, может, чуть хуже новых польских.

Польша - прогресс здесь налицо. Мало того что строятся новые автобаны, так и остальные дороги активно реконструируются. Укладывается свежее полотно, причем качество такое, что машина идет идеально ровно, без раскачки и волн. И это на региональных трассах. После них наша М1 с постоянной тряской и единственной оборудованной стоянкой на 300 км до Минска вызывает некоторое раздражение, про "Белтроля" вообще промолчу.

О нашей машине

Для "Рикса" это было первое действительно дальнее путешествие. Мы проехали 5000 км через шесть стран. Для удобства был установлен автобокс на крышу, в него мы сложили вещи для трекинга, пару складных стульев, пенные коврики .Как ни странно, бокс еще помогал в жару, "забирая" на себя солнце, - так салон меньше нагревается. Багажник машины - для личных вещей и сумки-холодильника. В такой походной конфигурации расход топлива, по данным бортового компьютера, составил 6,3 л на "сотню". Сам автомобиль проехал все путешествие "без сучка без задоринки". Поведение KIA Rio X-Line и на трассе, и на серпантинах стабильное и очень уверенное, без нареканий. Подвеска достаточно мягкая и в то же время энергоемкая, никакой раскачки и "пробоев". Автомобилем я доволен, думаю, что мы с ним еще попутешествуем. Планов - громадье!

Сколько стоило

Вид расходов Сумма в евро Примечание
Бензин 340 расстояние - 5012 км
Проживание 490  
Оплата дорог 42  
Парковки 15  
Билеты на осмотр достопримечательностей 72 2 человека
Питание 370 2 человека, 21 день
ИТОГО: 1329  


Впечатления и рекомендации

Что я бы рекомендовал взять с собой с целью экономии и удобства? Пригодились тапочки для плавания (на большинстве пляжей сложный каменистый вход в воду), пенные коврики (вполне комфортно лежать на гальке, стоимость лежаков - от 2,5 до 100 евро в высокий сезон на Королевском пляже), летняя спортивная обувь на нескользкой подошве для посещения достопримечательностей. В сентябре температура днем на солнце доходила до 40 градусов, так что мы активно пользовались головными уборами и солнцезащитными средствами. Если планируете в горы, обязательно берите серьезную обувь и палки для трекинга.

Прилично сэкономить без ущерба для качества отдыха можно, если снять апартаменты с кухней. В местных супермаркетах помимо привычного разнообразия продуктов есть уже готовые блюда, в том числе национальной кухни, их упакуют еще теплыми в термопосуду, останется только выложить на тарелку. На местном рынке изобилие местных деликатесов, сыров, выпечки, фруктов и овощей прекрасного качества, там также можно купить свежевыловленную рыбу и морепродукты, их по желанию почистят и приготовят на гриле. Цена дорадо в таком варианте - 8 евро за килограмм.

Фрукты-овощи дешевые, цены в супермаркете показались на порядок ниже наших. Стоимость ужина в местном кафе/ресторане - около 10-20 евро на человека, завтраки - от 3 евро.

Жители Сербии и Черногории часто неплохо говорят по-русски, молодежь свободно общается по-английски. Они показались нам легкими, открытыми, в общей своей массе более религиозными и семейными людьми. На дороге черногорцы резвы и немного бесшабашны в своем скоростном диапазоне до 70 км/ч, при этом на трассе с разрешенными 100 км/ч будут "тянуться" в этом же привычном ритме. Наблюдал на дороге спорные ситуации, однако водители реагировали вполне снисходительно, ни разу не дошло до выяснения отношений, криков и т.д. Очередной раз убедились в дружелюбии и расположении к жителям нашей страны (белорусские автомобильные "номера" в Черногории знают). Во всех курортных городах также много российских туристов.

В общем и целом отдохнуть в Черногории можно как дорого, так и бюджетно. При этом всем без исключения туристам эта прекрасная страна щедро отдает самые главные свои сокровища - чудесное море, яркое солнце, роскошные горы.

Для любителей интересных мест, активного отдыха и автомобильных приключений Черногория просто клад. В будущем я планирую проехать и по другим странам так понравившегося нам Балканского полуострова. Начинаю планировать новые путешествия и желаю всем ровных дорог!

Сергей БЕГАНСКИЙ
Фото автора
Специально для Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
75 комментариев
1

Ура..., наконец-то интересный рассказ,. Сергей, спасибо Вам за интересную статью, очень интересно было прочитать. Ну и с годовщиной свадьбы Вас...

1

Чуток не успел отправить видео. Попробую прилепить сюда ссылку. Кому интересно - приятного просмотра.https://youtu.be/MWn6M25zhtY

1

Ура..., наконец-то интересный рассказ,. Сергей, спасибо Вам за интересную статью, очень интересно было прочитать. Ну и с годовщиной свадьбы Вас...

1

Спасибо большое за пожелания!)

1

1. До Бара спокойно можно доехать с одной ночевкой. Выезжать надо в 20-21 часов в ночь, Польша пуста, цепляемся за местного с рацией и быстро пролетаем. В 9.00 Словакия. До вечера спокойно до Белграда и спать. На завтра после обеда, к вечеру в Баре) Как вариант, возвращаться домой через Боснию, тоже очень живописная дорога)
2. Не объедешь платный словацкий отрезок/автобан за то же время по бесплатному с деревнями. Никак.
3. Почитал, как сам опять съездил))
4. За сьцяг отдельное спасибо)))

1

Спасибо за комментарий. Повторюсь, я не ставил задачи быстро доехать. Здесь скорее уместно - интересно.) Дороги Словакии, тут каждый решает сам. Мне потеря получаса не влияла на график, если ехать с одной ночёвкой, то конечно платки удобнее.
Ровных дорог.

1

Согласен)
Взаимно!

1

Серёга....классно расписал все....на пару тройку субботних статей раскинуть можно было да же.....ЧТИВО выходного дня!

1

Спасибо! Я как раз благодарен редакции, что не разбивали на куски отчёт. Ничего не порезали, все смотрится цельно, как и задумывалось. Жаль конечно, что к коментам нынче фото не прилепить, я бы тут развернулся!) Места красивейшие!

1

Дааа... красота то какая.... лепотаа...
Природа там шикарнейшая, конечно.

1

Художнику виднее))))....

1

Отлично! Спасибо! Всегда читаю Ваши рассказы с удовольствием. За бчб отдельный респект!

1

Виды супер, за наш исторический флаг отдельный респект!

1

Виды - это заслуга матушки природы! Здесь есть, что посмотреть. Страна очень красивая! Спасибо!

1

Присоединяюсь к предыдущим комментариям: отличный рассказ, полный и интересный. Сам 3 года подряд с семьей езжу в те края. Думали поехать куда-нить в другое место, но, нет, тянет снова в Черногорию. Наверно, влюбились в нее)). Даст бог- и в следующем году поедем.

1

Спасибо. Черногория очень понравилась. Красивейшая природа, отличные люди. Путешествуйте с удовольствием!

1

Супер. Отличный рассказ, шикарные места, красивейшие фото. Мы с супругой тоже мечтаем о подобном путешествии, но никак не решимся... Ну, может в следующем году...)

1

Смелее!) Главное начать!) Только автопутешествие позволяет рассмотреть страну подробно, а самостоятельная поездка позволит распланировать свое время так как вам этого захочется. Путешествуйте с удовольствием!

1

Цвет у машины красивый.
Всё время, передвигаясь по городу, при встрече синеньких козявок, пытаюсь рассмотреть (не скромно, наверное, да) водителя, ожидая увидеть знакомое лицо)))
Путешествие и изложение - как всегда, Сергей. Очень ВЫСОКО!
За национальный флаг тоже спасибо!

1

Я обитаю в районе метро "Спортивная". Тут меня проще всего и встретить.) Останавливайте, подходите, буду рад пообщаться.

5

На форуме читаю про флаг, думаю - что за флаг? Где он там, но нашёл. Так лучше бы в центре своего города повесили, а не за 1.5тыс. км. Ну реально, зачем он там две минуты фотосессии стоял? Ответ очевиден, чтобы местным европейцам "погреть душу". А завтра, получив вдохновение Великого Белора, в очередной статье про Росс авто, они будут поливать грязью своих, практически, соотечественников.
Цены на порядок ниже? За бесценок отдают? Ну было бы в 2-3 раза меньше, а то на порядок - в 10 раз... Как они этого добились?
Хорошая статья, все красиво. Пух прав, на 2-3 части можно было поделить.

1

Вот не нравится мне, что заметки о путешествиях публикуются именно в выходные, когда времени на чтение попросту нет. А к понедельнику тема уже остывает. Удалось только прокрутить. Тем не менее узрел пару неточностей. Но о них - в понедельник ;))

1

Спасибо дружище! Заинтригован.)

1

Сергей, спасибо! как всегда интересно) Ну и с годовщиной вас)

1

Очень интересно, спасибо, приятно было прочитать — и слог хорош и сама история путешествия!
У меня младшему и двух нет, поэтому пока не решаюсь на такой формат поездки, как ваш, но это реально здорово!
Удачи!

1

Наше первое с малой путешествие было в 2000 году, ей было полтора годика. Машина была - дизельная Фиеста 91 года, трехдверка. Сзади малой сделали будуар) с горшком. И так прокатились впервые к моим дедам в Карпаты. Понятное дело, что путешествие с маленьким ребенком сложнее, но ничего невозможного нет. Удачи!

1

2008 и тоже 1.5 года)))) Только ехали по автобану через Загреб. Дальше, но, спокойней))

1

Езжайте, страшного ничего нет. Достаточно одного нормального шофера)) Ну, а на месте затянет, сам пять раз там был))

1

Спасибо за статью! От себя добавлю, что подъем в Которе на крепость приятнее и легче с обратной стороны, там пешеходная тропа в виде серпантина без ступеней. Есть места для фото, даже домик местных, которые там держат хозяйство и не прочь угостить разными напитками. Вход в крепость получается бесплатно. А спуск уже можно по лестнице. От Которая до Негуши суперский серпантин 25 шпилек для любителей авто экстима. Ну и полиция остановила 2 раза за 1 день, проверка документов, смотрели в т.ч. отметку в паспорте о прибытии, т.к. время свободного нахождения в стране ограничено.

1

С отметкой в паспорте интересная ситуация. Мы когда заезжали из Сербии в Черногорию на границе пограничник нам никаких штампов не поставил. Хозяин отеля сказал, что тогда, в принципе, нам туристический сбор можно не платить. Дескать на выезде скажете, что вы здесь сутки. Но мы предпочли оплатить и это пригодилось, так как при поездке в Албанию паспорта нам проштамповали. Что касаемо серпантинов и красот, тут их так много, что всего не охватить. Серпантин этот хорошо снят у Птушкина с дрона, виды великолепные!

0

Кстати, да. Ленятся иногда штамповать. А страшилки о неимении бумаг о турсборе на выезде тоже слышал. В действительности, имел их один раз и никому они были не нужны пять раз)

0

Те страшилки, что я слышал, связаны были с аэропортом. Нас на границе на выезде спросили, но не проверяли, поверили на слово.)))

0

А как попасть к обратной стороне?
25 шпилек- нормальная дорога)) красиво, но, не экстрим)) Дорога на горе, у Сверзно, со стороны моря, уже да, стремно)
Полицаи- душки. Тоже берут, наши люди....

0

Можно в приложении maps.me посмотреть, там дорожка обозначена. Если кратко, то при движении по дороге из Будвы проходите мимо за крепость (она справа по ходу), сразу за стеной канал. Переходите его и направо вдоль канала. Там уже не потеряетесь

0

Спасибо. Там не ходил. Канал помню)

0

Почему нельзя прикрепить фото??//

0

Спасибо, очень интересно , читала как рассказ;) тоже планирую летом ехать в Албанию на машине .

0

Спасибо и вам. Албания - круто!

0

Спасибо за интересный рассказ. В который раз собираюсь туда же,но Италия не отпускает.

0

Италия замечательная страна! Так до южной части и не добрался. Все в планах. В мире так много интересного, хочется повидать все! Стараюсь не повторяться. Ровных дорог!

0

Спасибо за рассказ. Он сделал этот пасмурный день. Осталось уговорить жену, я и дети готовы, хоть сейчас, а жена не хочет так далеко на машине. Хотя уже несколько раз были в Поморском воеводстве Польши, 900 км в день совсем не проблема.
По поводу машины, такую же приобрёл коллега по работе, сидели, крутили, нажимали кнопочки. Нормальная машина, всё на месте, но после трёх сезонов на Ксара Пикассо маленькая совсем. Не мой формат.

0

Всегда говорил и буду говорить дальше:" Путешествовать можно на любой машине". У каждого свои потребности, соответственно свой выбор. Трехградье приворожило? Понимаю. Красивые места.
Путешествуйте с удовольствием!

0

Сергей, а с какой навигацией по Европе катаетесь?

0

У меня уже старенький навигатор Престижо с лицензионным Навителом и телефон с Мапс.ми. С Мапской удобно прорабатывать маршрут, карта по Европе более подробная. Как правило, точно определившись по Мапс, переношу точки в Навител. Зачем? Тут такой момент. 90% маршрута телефон водит довольно уверенно, но как только начинаются, горы, плотная застройка, развязки он "притормаживает". Навигатору практически пофиг. В Люблине телефон не смог ни разу! правильно провести меня по городу. Как заколдованный.))) В тоже время по Будапешту - без проблем. Короче пока не готов отказаться от обычного навигатора.

0

по европе лучше всех работает IGO. Немцы хвалили том-том. Мапс мне нравится в ориентировке на местности. Довольно подробные карты,если надо наити какие либо обьекты и нет точного адреса. Навител реально тупит.

0

Если задать точку по координатам, то Навител приведет, хотя у Мапс.ми карты подробнее. Подумываю прикупить Гармин, но пока все работает, менять не буду.

2

Які выдатны расповед! Дзякуй вялікі!
Заўсёды вызываюць павагу людзі, якія самастойна плануюць і выконваюць запланаванае.
ПС
Асобны дзякуй за сцяг. Чарговы раз заўважаю, які ён выдатны!
На мой погляд, з ім атрымалася самая гарманічная фота.

0

Сергей, а критиковать можно? :))

0

Знакомые все лица!))) Конечно. Давай конструктив. Я не прочь что то улучшить.

1

Как бы это правильно сказать. Побуду, пожалуй, тут белой вороной.
Да не то чтобы тут критика какая-то, но мне показалось, что за три недели поездки КПД мог быть больше. Просто, наблюдая за вашей компанией, мне подумалось, что вы могли бы увидеть больше. Тем более вы путешествуете без ребенка! Три недели – это очень много, но за это время вы не видели ни Албании, ни Сербии. Да, вы то и то посмотрели в Черногории, но, за некоторым исключением, все это может позволить себе любой «пакетник», как мне кажется. А все, что вы увидели по пути туда и обратно, банально увязывается с транзитными ночевками, как бы ты ни говорил, что не любишь «промахивать» страну транзитом.
Все это мое занудство ни в коей мере не относится к качеству материала, просто мне показалось, что тремя неделями вы распорядились достаточно растратно для автопутешественников, а потенциал автомобиля недостаточно использован. Но это, скорее, вопрос к моим завышенным ожиданиям, когда я в самом начале прочитал, что у вас поездка аж на три недели.

0

Смысл понятен.) Причем я его поддерживаю полностью! Но! Я не один, и желания жены я увязываю со своими. А у нее есть желание полежать на пляже, позагорать и посидеть в кафе. Мы привыкли уважать желания друг друга. Как то так.

0

Да и спать еще надо))))

3

Этих путешествующих удивило количество растяжек о павших героях.МРАК

2

Снос крестов в куропатах вас не удивил?

0

Огромное Спасибо за статью!!!Вы супер!Прекрасно отдохнули.Словно снова сам побывал в Черногории.Продолжайте в том же духе!И обязательно делитесь с нами своими новыми репортажами!!!

1

Давно не писал на руинах форума, но тут повод, поэтому многабукаф.
Сергей, спасибо и за статью, и за видео и за канал. Подписался. Давно предлагал Вам канал свой замутить, если помните.
И не только я.
Был в Черногории три года назад, только на самолёте, супружка моя была немножко беременна, поэтому долгую дорогу решили исключить. Думал, что многое там посмотрел за две недели, страна-то маленькая, но после Вашего видео понимаю, что надо ещё несколько рейсов сделать. Малой подрос, жоночка просится ( она там ваще тащилась как ёжик от " потрогала облака ", " ой, устрицы на пирсе повесились", "земляника заповедниковая" и прочих ништяков ), сам ностальгнул при просмотре- буду думать.
Видео залипательное, приторчал. Четыре сигареты просто стлело, забывал затягиваться.
Короч, как обычно, всё понравилось, а кое-что загуглил. Тока мелкую машинку наподобие смарта так и не нашёл что за она.
Рискуете на этом "портале?" обрести популярность покруче местных топовых авторов. Комментарии говорят.
Не понятно только почему экстримом пренебрегаете. Тот же зип- лайн над каньоном Торы возле известного моста -весьма доставил мне лично. Парасейлинг тамошний ( а туда многие только за ним и едут, второй раз когда прыгал приехали одинокий поляк и мадьяр с русской подругой именно за этим ) ,рафтинг по той же Торе, флайборд и прочие гидроциклы с дайвингами впечатлили меня лично не менее Дурмитора, Скадарского озера и даже Острога.
Вина там весьма недурственные, ну а "никшичко тамно" прям удивило. Даже злоупотреблял. Не Redrum конечно, и даже не рядом, но таки весьма.
Второй вопрос за скромность. Котов на фотках больше чем автора. Шутка.
Супруга умница, нет вопросов . )))
Даже в купальниках не стремается.
Ну и на счёт флага у церкви не понял прикола и почему многие в комментариях так этому радуются. Я что-то пропустил?
Ещё раз спасибо, жму руку.

0

Спасибо за отзыв! Что касаемо экстрима - тут жена маленько побаивается.) Я ее подбивал с парашютом прыгнуть, так и не уговорил. Сейчас попробовала с маской понырять, вроде дело пошло. Но рафтинг вряд-ли прокатит.) Я все пытаюсь на мотик посадить, боится его до чертиков.)

0

Моя тоже целый день в бассейне с маской тренировалась прежде чем в море лицо опустить стоя на четвереньках. Зато потом восторгов было о рыбках и сейчас уже два погружения с аквалангом в активе.
И мотоцикла боялась как демона вначале, приучил с квадрика, он устойчивый и не страшный, как оказалось. Гоняла по барханам - тока верблюды с бедуинами успевали в панике в песок зарыться. )))
Извините, отвлёкся.
Я за Ваш канал хотел ещё добавить.
Естественно, не нравоучения для, а токмо дела ради. Просто скромное мнение со стороны.
Название, кмк, надо более актуальное, чтобы в поиске у людей выскакивало при наборе ключевых слов.
Вы, конечно, человек широко известный в нашем узком кругу, но аудитория интересующихся автопутешествиями шире читателей автобизнеса.
И Ваш опыт очень многим бы пригодился при выборе и составлении маршрута.
И, как выше в комментариях заметили за навигацию, интересное и полезное видео можно снять о том как Вы планируете поездку. От мапсов с винетками до отелей с билетами. И прочие лайфхаки.
Повторю, просто мнение со стороны, если вдруг Вам интересно развить канал.
С уважением, Дмитрий.

0

Спасибо Дима. С видео пока все слабенько. Малая разгромила все очень аргументировано.)) Затянуто, нужны в озвучке комментарии, фотки оттуда надо убирать, делать только видеоряд, ну и ещё кучу всего приятного.)))) Короче, есть над чем подумать. Нужна камера, хороший комп для обработки, не мешает какие курсы пройти. Интерес то есть, нужны бабки и время, которых , как обычно не хватает.) Буду думать.

0

Правильно говорит дочь. Фотки надо будет отдельным блоком.
Упор на видео. Народ нынче клиповое мышление имеет. Короткие видосы - самая тема.
Удачи вам с супругой в новых путешествиях. Теперь знаю где посмотреть .

0

Если Сергей не будет против,то про флаг попробую обьяснить я. Знаете ,Дмитрий,этот флаг-та часть нашей истории,которой мы можем гордится как народ,как нация. И это то,что у нас отняли обманом 25 лет назад даже не спросив. А нынешный-это то,что вызывает некое чувство стыда. Как то так.

1

Думаете прям так просто?
Хм, я думал там смысл какой-то есть везти исторический флаг за границу и фоткать его на фоне чего-то там. ((
Сергей вроде на змагара не похож, чтобы такой херней маяться. Ну, это его дело. Имеет право.
А по поводу нынешнего флага и стыда за него- так не забывайте, что очень многие Вас не поймут.
Уже два поколения сменилось под этим флагом, присягали, побеждали под ним на соревнованиях и т.п. и считают его родным и мирным. А тряпку, под которой паны с князьками
столетия назад их предков гнали как скотов на гибель презрительно называют "сало с прослойкой".
И я их в чём-то понимаю.
Ну как бы Вы отреагировали например на американца, фотографирующего флаг КША ( любой из шести) на фоне любой нашей церкви ?
Я бы и не подумал что он типа патриот, скорее шизик.

0

Это кому как. Для кого тряпка,а для кого символ свободы и национальной идентичности. Для меня ,к примеру,больше гордости от побед моих предков под БЧБ под Грюнвальдом или Оршей или в Могилевском восстании,чем позор хокейной сборной на последнем ЧМ.

0

А конкретно кто из Ваших предков участвовал в этих сражениях?
В смысле хоть одно имя конкретного человека, участвовавшего в этих битвах и являющегося предком именно и конкретно для Вас назвать можете?
Или Вам просто так сказали ?
Проще говоря, Андрей, Вы, как и наш друг Шмель путаете историю страны с историей территории.
А флаг- символ страны. Всего лишь. Причём официальный. Всего лишь.

1

Свою колесницу небесного цвета, за границей тоже паркуете на тротуаре? Или там штрафы большие, и вы соблюдаете пдд?

0

Прочитал, все интересно. Не понимаю ... зачем лишнее на крыше для вас 2-их, расход +0.5 на сотню и лишний гул от поперечин.

0

В автобоксе лежали два стула складных, пользовались на стоянках для перекуса, две хороших " пенки ", сумка с трекинговой снарягой. На обратном пути прикупил стол и еще несколько туристических вещей в польском декатлоне ( по просьбе ). В багажнике ехали : чемодан, сумка с вещами, рюкзак с набором вещей для отелей, холодильник. Кроме того в багажнике еще лежит сумка органайзер с автомобильными прибамбасами. Место оставалось лишь на пакеты с продуктами, да ноут. В салоне я не люблю хлама. Ну и разделение: спустились с трекинга, покидали грязные шмотки в бокс, одели чистое и поехали. Удобно.

0

Назвался груздем - полезай в кузов. Я к тому, что наступил понедельник ))
Не нравится мне Сергей, что вы на ABW решили ставку делать. Здешний формат предполагает скомканность, что по сути выливается в банальное перечисление посещённых мест. Впрочем, сужу я об этом с точки зрения человека, который любит подробности. А таковых слишком мало.
Согласен я с мнением выше, что для пары недель в стране увидели вы слишком мало. Я даже боюсь, что фактор "оседлости" в ближайшее время может стать для вас доминирующим. Не так и много в наших рядах настоящих путешественников. Поэтому не хотелось бы, чтобы те немногие постепенно трансформировались в отдыхающих.
Что меня зацепило в отчёте? Безусловно, Риека Црноевича. Не то, чтобы я про неё не знал. Но именно сейчас я осознал, что это то место, ради которого стоит навестить Черногорию ещё раз.
Теперь по поводу проанонсированных ранее неточностей.
1. Белградская крепость не носит название Калемегдан. Калемегдан - это парк рядом с крепостью.
2. Мечети не являются храмами.
Удачи. Жду новых историй. Надеюсь, что они не за горами.

0

Спасибо дружище. Уточнения приняты. Что касается площадки, давно я уже тут обитаю.))) Сроднился с ней. Согласен, что можно сделать лучше. Онлайнер запустил вон конкурс об отпусках. Жаль тут конкурс отошёл в мир иной.) На мой взгляд - зря. Планы на будущее безусловно присутствуют, ещё не все дороги прокатаны.) Не осяду на одном месте.))) Ровных дорог!

0

флаг явно был лишним. Если ехал отдыхать, то к чему тут политика...

  • Войти или создать профиль