Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Лейтенант не стал разыгрывать комедию и вернул документы, параллельно бубня: "Да как вас тогда штрафовать-то?" Кыргызстан. Путешествие на мотоцикле по Средней Азии

14975

Александр Дежкунов и его верный "железный конь" уже близки к концу своего увлекательного путешествия. Вместе с автором мы побывали в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, а сегодня держим путь в Кыргызстан. 

Раннее холодное сентябрьское высокогорное таджикское утро. Подавив парой таблеток симптомы мучившей всю ночь горной болезни в виде головной боли, вскоре после выезда из гостевого дома в поселке на берегу озера Каракуль подъезжаю к таджикскому пограничному пункту пропуска. Неприглядный вагончик, дымок из трубы, сонный пограничник. Трафик и днем здесь никакой, а утром и подавно. Ни души! Возвращаю разрешение на временный ввоз, получаю штамп в паспорт и "счастливого пути". Никакого досмотра. Таджикский и киргизский пункты пропуска расположены достаточно далеко друг от друга - около 20 км гравийки плохого качества. Местами очень плохого. Спуск с перевала Кызыл-Арт, далее вдоль широкого русла горной реки.

Киргизский пункт пропуска выглядит намного приличнее, но точно так же желающие пересечь границу отсутствуют. Документы оформили быстро и без досмотра. Из сборов - экологический в размере 500 сом (1$ - это примерно 70 сом). Обязательного страхования ответственности владельцев ТС в стране нет.

Выезжаю из пункта пропуска - под колесами сразу же появляется достаточно неплохого качества асфальт, постепенно становящийся вообще отличным. Понимаю, что за несколько дней отвык от хороших дорог.

Начинают встречаться юрты.

Еду в каком-то очень "ровном" состоянии. Особого интереса окружающие виды почему-то не вызывают. Осознаю, что эмоций нет, потому что все они остались в Таджикистане, на Памирском тракте. Наступает некий порог наполнения впечатлениями от дороги и видов, после которого ощущаешь себя сторонним равнодушным наблюдателем. Все-таки Среднюю Азию лучше потреблять ограниченными "дозами".

В ближайшем к границе крупном поселке заезжаю на АЗС. Почти весь запас местных денег отдал на экологический сбор, но это не проблема - взяли доллары. Правда, по несколько завышенному курсу. 

В Кыргызстане хватает высоких перевалов, но на основных трассах они имеют отличное асфальтобетонное покрытие.

Перевал Талдык. Высота 3615 метров

Сменяются виды, встречаются довольно необычные цвета горных пород.

Кыргызстан - страна скотоводов. Особенно это заметно на юге. Такое ощущение, что коренные жители искренне считают истинным предназначением дорог именно перегон скота. Притом маршрут стада может составлять и десятки километров по шоссе. Животные к машинам привыкли и не сильно их боятся.

Очевидную опасность для мотоциклистов несут следы жизнедеятельности животных на асфальте. Их много. С учетом большого количества поворотов в горной местности при наклоне мотоцикла велика вероятность поскользнутся и лечь на бок. Необходимо быть внимательным к покрытию.

Впервые столкнулся с монетизацией услуг местным населением. Верхом на лошади ехала пара пацанов лет 10. На просьбу сфотографироваться молниеносно и единодушно ответили: "Давай тенге!" Небольшая лекция о недопустимости измерения всего деньгами возымела действие - животное бесплатно предоставили для "кавалерийского" фото. В качестве благодарности и укрепления идеи "добро обернется добром" - 100 сом ребятам "на мороженое".

Зелени вокруг постепенно становится все больше.

Второй раз за всю поездку повторяется неприятный инцидент. Первый раз в Узбекистане, проезжая вдоль остановочного пункта, заметил на крыше павильона двоих мальцов лет 7-8. И в тот момент, когда поравнялся с павильоном, в мою сторону полетел камень. Весьма неожиданно, так как до этого с таким видом "развлечения" детворы я не сталкивался. Находясь в процессе осмысления произошедшего, в задумчивости проехал с километр, лень было возвращаться. И вот в Кыргызстане то же самое. Правда, в этот раз на остановке стояло человек 7-8, пацаны и девчонки лет 14-15. Заметил боковым зрением замах одного из них примерно метров за 30. В данном случае это было, видимо, не столько развлечение, сколько парень хотел показать себя перед сверстниками. Стрелком он оказался таким же посредственным, как и его "коллеги" из Узбекистана (камень пролетел далеко), но в этот раз возмущение взяло верх.

"Ну, гаденыш, в таком возрасте пора и головой думать. Нужно отучать". Резко оттормаживаюсь, разворачиваюсь и еду к остановке. "Ворошиловский стрелок", видя это и, видимо, понимая, что за преступлением может последовать наказание, с места включил "пятую" и стремительно ушел огородами. Акт возмездия не состоялся.

Справедливости ради стоит сказать, что эти два случая - неприятные исключения на уровне погрешности из общего приятного "правила". Почти все встреченные дети (и мальчики, и девочки, и совсем маленькие, и постарше) очень доброжелательны и искренне рады проезжающему мимо мотоциклисту - улыбаются и машут. Особенно это касается Узбекистана и Таджикистана. Те, кто постарше и посмелее, подходят к центру проезжей части и вытягивают в сторону руку, чтобы проезжающий байкер на ходу "дал пять". Думаю, что не ошибусь, если скажу, что количество встреченных за поездку машущих детишек будет четырехзначным числом. Особенно комично выглядит, когда, проходя мимо остановившегося мотоцикла, дети машут и радостно кричат: Hello! (Видимо, европейские туристы встречаются чаще.) А на услышанное в ответ "привет" застывают на пару секунд, а затем продолжают разговор хоть и не на отличном, но русском языке. 

Заезжаю в Ош - второй по величине город в Кыргызстане.

Сразу же бросается в глаза интенсивное и непредсказуемое движение. Ездят отвратительно: "шашки", отсутствие световых сигналов перед маневрированием. За городом обстановка на дорогах лучше, но не намного. Скорее всего, это обусловлено спецификой самих киргизов как народа. После Таджикистана о всеобъемлющем и искреннем гостеприимстве можно забыть. В атмосфере при общении уже ощущается: "Мы здесь хозяева (главные), вы - гости (ступенькой ниже), у нас здесь своя жизнь, вас видеть мы не особо рады, поэтому only business (купить, продать и т.д.) - и поезжайте дальше куда ехали". 

Определенное упрямство и завышенное чувство собственной важности киргизов отражаются и на манере езды. Загородная трасса, по одной полосе в каждом направлении. Местный житель едет, вплотную прижавшись влево к сплошной линии разметки. Догоняешь, упираешься в него. В мотоцикле всегда горит ближний, к тому же примерно на высоте зеркал заднего вида - его практически невозможно не заметить. Казалось бы, прими правее, мотоциклист опередит тебя слева без нарушения и выезда на встречную (ширины проезжей части достаточно), как это происходит во многих странах. Никто никому не мешает. Но нет, у абсолютного большинства местных водителей "религия не позволяет" кого-то куда-то пропустить. Так и едут, упертые. 

Купив SIM-карту в Оше и получив от одного из проезжающих водителей какое-то абсолютно неуместное замечание насчет места парковки, продолжаю свой путь в сторону Бишкека по довольно живописной дороге с покрытием отличного качества, идущей вдоль реки Нарын и огибающей Токтогульское водохранилище. Ночлег решено искать ближе к закату в каком-нибудь населенном пункте.

По пути встречается участок платной дороги. При виде мотоцикла оператор в замешательстве размышляет, стоит ли брать плату с подобного вида транспорта. Сначала махнул: "Проезжай, оплаты не надо". Но через секунду передумал и взял как с легковой (к слову, в следующем пункте на этой же трассе плату после такой же заминки не брали). 

Смеркалось. Не доезжая до Токтогульского водохранилища, решаю остановиться на ночь в городе Каракуль. Но сначала - ужин.

Основательно подкрепившись, еду на поиски гостиницы. Заезжаю в одну - свободных мест нет. Заезжаю во вторую (из двух в городе) - тот же результат. Какая-то китайская делегация заняла все номера. Искать место для палатки уже поздно, к тому же на улице довольно свежо. Пытаю хозяйку гостиницы, где можно переночевать. Та разводит руками: "У нас в половине здания ремонт, номеров мало и заняты под завязку. Только если диванчик строителей…" Да хоть чей, тетя! Показывайте! Абы не под открытым небом. Диванчик оказался почти царскими покоями. Ценник - "сколько считаете нужным".

Под лучами восходящего солнца выезжаю в сторону столицы.

День определенно оказался наполнен событиями. В 9 утра огибаю Токтогульское водохранилище, и недалеко от Токтогула впервые за все путешествие меня останавливает сотрудник ДПС. На треноге установлена камера, справа и слева на обочинах несколько автомобилей, их водители ожидают своей очереди на общение с инспектором. Остановивший инспектор проходит половину пути в мою сторону, потом, видимо, замечает иностранные номерные знаки и машет "Проезжай".

Движение на трассе довольно интенсивное, встречных машин хватает, некоторые моргают ближним светом. Проходит не более 30 минут - очередной экипаж, камера на треноге, взмах жезлом. Останавливаюсь. Капитан представляется, просит предъявить документы, сообщает о нарушении скоростного режима (ехал 80 км/ч вместо 60) и передает документы напарнику в машину для оформления протокола. Вообще ничего не комментирую, молча наблюдаю за происходящим. Капитан начинает диалог: откуда, куда, сколько дней, как там у вас и т.д. Видя, что я не интересуюсь вопросом штрафа, сам переходит к ключевому моменту:

- Оплачивать будете на месте или через суд?

- Что оплачивать?

- Как что? Нарушение, превышение скорости.

- А где можно посмотреть момент фиксации нарушения?

- Вот же, - подводит к треноге и показывает монитор "Визира". - Вот вы, вот ваша скорость.

- А с чего вы решили, что это я?

- Ну как же?! - он уже заводится. - Вот! Это фото мотоцикла. Не смотрите, что картинка такая маленькая. На ноутбуке или компьютере она будет увеличена, и будет отчетливо виден ваш "номер"!

- Как же вы увидите "номер", если он сзади?

Далее следует фраза капитана, повергшая меня в ступор:

- А что, у вас спереди нет номерного знака?!

Это было сказано с таким искренним и неподдельным удивлением, что перед моим взором начали попеременно проноситься картинки поступления этого капитана в театральное без экзаменов, затем окончание с отличием и аплодисменты самых искушенных зрителей по всему миру. Станиславский, несомненно, сказал бы: "Верю!" Пропал талант…

- Вообще-то нет… А у ваших мотоциклистов есть?

- Да, у наших есть! - капитан вошел в роль и решил блефовать до конца.

- Ну что же, заеду в столицу - обращу внимание. Очень любопытно, никогда такого не встречал. А штраф на месте оплачивать не буду, можете передавать дело в суд. Только какое изображение вы прикрепите, если нет номерного знака на фото?

Из машины выглядывает напарник, заполнявший протокол, и обращается к капитану: "Не, у наших тоже нет, ты, видимо, перепутал".

Затем минутная аудиенция двух блюстителей закона в машине, выходит капитан и протягивает документы: "Начитанный, да? В качестве исключения возвращаем!" Возвращаюсь к мотоциклу с документами и, видя искреннее огорчение несостоявшегося актера, решаю скрасить его утро белорусской шоколадкой. Ведь упущенная прибыль не повод для грусти. 

Видимо, одному утру было суждено вместить все эпизоды общения с ДПС. Спустя 10 минут очередной взмах жезла, очередная регистрация незначительного превышения. Да сколько же вас на таком коротком участке? Правда, на этот раз диалог прошел быстрее. Дабы сэкономить бланки протоколов, я сразу же спросил, есть ли фото номерного знака. Молодой старший лейтенант не стал разыгрывать комедию и вернул документы, параллельно бубня: "Да как вас тогда штрафовать-то?" Побеседовали минут 10 за жизнь и распрощались. 

Возле юрт продают молочную продукцию собственного изготовления.

Подъем на очередной перевал, протяженный, темный, душный и загазованный тоннель с разбитым покрытием и спуск с перевала на противоположной стороне.

Оптимистичное "Добро пожаловать в Бишкек" на вывеске в моем случае оказалось иронией.

Только-только въехал в город, не переключившись на городские условия движения и местный стиль вождения, расслабленно еду по загруженной главной улице. Проезжаю на полном ходу на зеленый сигнал светофора очередной перекресток и вижу прямо перед собой поворачивающий налево со "встречки" автомобиль. Начинаю экстренно оттормаживаться с 60 км/ч - и заканчиваю на скорости около 15 км/ч о заднее крыло "Фольксвагена".

Руки-ноги целы, небольшие ссадины. На свое возмущение: "Что за беспредел, ты куда ехал?" в ответ слышу: "Я ехал на зеленую стрелку, ты меня не пропустил и виноват в ДТП, возмещай мне ущерб". Немного войдя в ступор от такой наглости, говорю: "Вызывай ДПС". Он в ответ: "Вызывай сам". По стечению обстоятельств мимо проезжал на автомобиле местный байкер. Остановился, вызвал органы, дал свою визитку на случай любых вопросов и сказал, что сам сейчас спешит, но сбросил информацию об инциденте в бишкекскую группу байкеров. 

Следует отдать должное мотобратии, их оперативности и поддержке: минут через 10 уже несколько человек вводили меня в курс особенностей местного законодательства и предлагали всяческую помощь. Чем больше я вникал в суть местных процедур при ДТП, тем мрачнее становились перспективы. 

Порядок разбора (естественно, примерный, так как это Азия, где слово "порядок" в полном его значении применять неуместно, тем более в Бишкеке) ДТП в стране следующий. Приезжающие на оформление сотрудники ДПС сразу же обязывают обоих участников уплатить по 5000 сом. Затем транспортные средства, скорее всего, будут определены на штрафстоянку на время до двух недель, пока определяют виновного. Потерпевшей стороне возвращают эти 5000 сом, а с виновника они взыскиваются в казну. Затем, видимо, в судебном порядке, так как страхования ответственности владельцев ТС в стране нет, определяется сумма ущерба и соответственно выплаты потерпевшему. Вся эта канитель может тянуться неопределенное время. Поэтому первый же вопрос подъехавших местных байкеров: "Ты когда планируешь дальше? Есть пару недель времени погостить, пока мотоцикл будет на штрафстоянке?" 

Вы что, какие пару недель?! Вообще-то по плану было утром выдвинуться дальше. В моем случае ситуацию усугубляло еще и то, что видеорегистраторов у обоих не было, как не было и камер на перекрестке. Соответственно только мои и его слова. Без возможности доподлинно определить цвет сигнала светофора, вероятнее всего, светила бы "обоюдка" - так можно "снять" по 5000 сом с обоих, да и местные блюстители порядка вполне могли бы начать тянуть деньги из "спешащего туриста". 

Поэтому вариант был только один - договариваться с таксистом. А это оказалось очень непростой задачей. Его безапелляционное: "Это не моя машина, я работаю на хозяина. Денег у меня нет, оплачивать ремонт этой машины, не говоря уже про твой мотоцикл, мне нечем. Ты виноват, поэтому возмещай мне ущерб, и только тогда разъедемся" не менялось ни при каких наших с ребятами аргументах. Видимо, он понял, что в сложившихся обстоятельствах "головняка" с местными "административными процедурами" для меня на порядок больше, и выжимал из ситуации максимум. 

Что же, ничего не поделаешь, пошли считать его ущерб. Выпрямить и покрасить крыло, купить б/у правый задний фонарь, подклеить/подкрасить бампер и вернуть его на место поначалу было оценено таксистом примерно в 120$. Ребята, знакомые с расценками, оглашают вердикт в районе 80-90$. Мое последнее предложение - 70$, что примерно как раз те самые 5000 сом, которые пришлось бы уплатить инспектору. После минутного сомнения таксиста все пожимают друг другу руки и разъезжаются. В этой ситуации неторопливость ДПС оказалась на руку - процесс разбирательства занял у нас минут 40, а инспекторы за это время так и не появились. В противном случае платить пришлось бы и им. 

К заранее планируемой в Бишкеке замене масла добавились работы по приведению в более-менее нормальное состояние нарушенных и сломанных при ДТП пластиковых элементов обвеса и бокового кофра. Полдня прошло в ковырянии с мотоциклом возле мотомагазина одного из парней, до которого доехали после аварии. Вечерело, уже и с местом ночевки пора определяться. Все дороги вели в местный мотоклуб, на территории которого имеется хостел. "Мото Перцы" встретили очень радушно. Интересно было за ужином пообщаться с ними о Средней Азии в целом и Кыргызстане в частности: особенности страны, уклад жизни, подходы к решению вопросов. Совершенно другой мир, где наличие законов фактически обессмысливается многогранностью "подходов" к их исполнению. Но абсолютное большинство населения такое положение дел устраивает - местные готовы закрывать глаза на неудобства от неработающих законов, получая взамен большую степень свободы. Азия…

После ДТП настроение было не самым лучшим, отведенные на осмотр города полдня были потрачены на приведение мотоцикла в порядок. И хотя по плану было выдвинуться утром в сторону озера Иссык-Куль, покидать столицу на негативной ноте не хотелось. Переношу выезд на один день - можно и по городу прокатиться, и на авторынок заскочить за отсутствующими креплениями пластика, попутно ознакомившись с разнообразием и стоимостью продающихся в стране автомобилей, и на предстоящем вечернем мероприятии в "Мото Перцах" присутствовать.

Сам город не отличается какими-то интересными постройками или колоритом. А вот количество праворульных автомобилей сразу же бросается в глаза. Навскидку - добрая половина машин с рулем "из бардачка".

Вечером в "Мото Перцах" - финальная часть конкурса "Мото Леди". Девушки на протяжении нескольких недель соревновались, проходя различные этапы с начислением баллов за испытания (теоретическая часть, вождение, фотоконкурс) в борьбе за главный приз - мотоцикл. Организация мероприятия - на уровне, весело и душевно.

Хочется поблагодарить всех бишкекских байкеров за теплый прием и оказанную помощь: спасибо, мужики!

День задержки в столице Кыргызстана вносит коррективы в планы - из маршрута исключается Иссык-Куль. По-хорошему на озеро необходимо выделить минимум несколько дней, чтобы объехать его вокруг, искупаться и без спешки отдохнуть. В этом путешествии лимит времени на осмотр природных красот исчерпан - впереди дорога домой. Откладываю озеро до следующего приезда и выдвигаюсь в сторону Алматы.

Граница между Кыргызстаном и Казахстаном совсем рядом с Бишкеком. Прохождение много времени не заняло. Из особенностей - досмотр средней тщательности в обоих пунктах пропуска со снятием и открыванием кофров и последующим их обнюхиванием собакой в поиске наркотических веществ. Полчаса на все процедуры, и под колесами спустя 10 дней вновь казахстанский асфальт. 

Алматы - очень аккуратный, красивый и современный город. Чем-то напоминает Минск. Приятно просто прогуляться.

На следующий день - выезд в сторону Астаны с планируемой ночевкой в городе Балхаш, расположенном на берегу одноименного озера. Первые 200 км дороги, мягко говоря, "не фонтан". Асфальтобетонное покрытие сплошь с дефектами - трещины, небольшие ямы, волны, латки. На автомобиле предельная разумная скорость с жалостью к технике на этом участке будет 70-80 км/ч. На мотоцикле же решил ехать по принципу "больше скорость - меньше ям". В итоге через полтора часа такого режима передняя часть облицовки с ветровым стеклом начала жить отдельной от остального мотоцикла жизнью. Окончательно выкрутились болты крепления, видимо, ослабленные таджикскими гравийками и киргизским ДТП.

Останавливаюсь на АЗС в сторонке, неспешно протягиваю ослабленные крепления. Подъезжает минивэн с прицепом, паркуется рядом. Глава семейства, мужчина лет 50 (как оказалось позже - тренер по картингу), предлагает помощь в ремонте. Да какой тут ремонт, больше остановка для разминки конечностей. Разговорились. Семья едет в гости к дочери, тесть везет зятю в прицепе подарок "хэнд мейд" - здоровенную штуковину, представляющую собой ящик из нержавейки размером примерно 1,5х0,7х0,7 м с окошком, валом внутри и электродвигателем со звездочками и цепью, приводящей вал в движение, снаружи. Мой явно недоумевающий взгляд требовал пояснения. Оказалось, что конструкция предназначена… для запекания барана целиком. Масштабно! В процессе разговора в моих руках как-то незаметно оказываются чай, бутерброд и яблоко. Восточное гостеприимство проявляется даже в таких моментах. 

Ближе к Балхашу дорога вполне терпимая.

Озеро, во всяком случае вид на него из города, не впечатлило абсолютно.

Перед ночевкой в придорожном мотеле заезжаю в ничем не примечательное придорожное кафе. И очередной раз радует кухня Средней Азии - в какой мере неприглядны интерьеры заведений, в такой же вкусны блюда.

Следующие пару дней запомнились холодом. Утро, выезд из Балхаша. Температура вроде не такая и низкая - около 7 градусов, но ветер ледяной. Продувает до костей. Ответ на загадку про "100 одежек…" перестал быть однозначным. Надеты все теплые вещи: флисовая кофта, ветровка, мотокуртка, дождевик, - но результат не радует. Несколько часов в таких условиях - и чайник чая в очередном кафе больше служит для отогрева рук.

Астана, центр, заселение в хостел. При заселении узнаю, что владелец - байкер. Приятные бонусы для путешественника на двух колесах - скидка и подземный паркинг.

За день промерз так, что под горячим душем провел минут 40, пока согрелся. Во время прогулки по городу очень не хватало шапки. Вечером так же холодно, как и утром.

Столица Казахстана вызывает двойственные ощущения. С одной стороны "дорого-богато", с другой - закопанные "в поле" миллиарды на постройку города "с нуля" по прихоти всего одного человека кажутся не более чем дорогостоящими декорациями. Да еще строить город в таких климатических условиях… У каждого несменяемого правителя постсоветских стран свои увлечения.

Утро. Околонулевая температура. Из хостела выходить совершенно не хочется. Согревают только мысли о том, что к концу дня "зона холода" должна закончиться. После Астаны ничем не примечательная отличная автомагистраль. Перед границей с Россией достаточно протяженный участок ремонта дороги с объездами по разбитым грунтовкам. Само прохождение границы заняло часа полтора.

Россия. Привычные глазу виды и ощущение, что уже почти дома, хотя впереди еще 2000 км. Оттенки листвы сообщают о том, что за время трехнедельного отсутствия наступила осень.

Российский отрезок пути ничем особенным не отметился. Из интересного - на участке между Пермью и Казанью решил разнообразить маршрут и после Игры поехал не по федеральной М7, а по неизвестной мне дороге Е22 через Кильмезь, показанной на гугл-картах вполне приличным шоссе. После загруженной машинами М7 эта дорога оказалась практически пустынной. Асфальт средненького качества, местами с трещинами и латками, безлюдность... 200 км в таком режиме - как будто попадаешь в другую реальность. Российская глубинка. Изюминкой "шоссе" стал "живописный" 20-километровый участок перед рекой Вяткой. Никак не ожидаешь от направлений, обозначенных на картах "дорогой", подобных предупреждений. Хорошо хоть возвращаться не пришлось!

Гомельская область. Последний за поездку стаканчик кофе на АЗС в Довске.

23 дня, 12.300 км - и очередное путешествие позади. Море впечатлений и эмоций. Средняя Азия - удивительный "другой" мир, со своей философией, колоритом и иным взглядом на привычные нам вещи. Интересный и притягательный настолько, что при возможности хочется сюда вернуться. 

Александр ДЕЖКУНОВ
Фото автора
Специально для ABW.BY

Более 77.000 предложений о продаже новых и подержанных авто в нашей базе объявлений.

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль