Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Да что вы творите! Белорусы почти "свои", имейте совесть обдирать любителей истории!" Узбекистан. Путешествие на мотоцикле по Азии

17505

Неделя пролетела незаметно, и мы снова в неторопливой, знойной и гостеприимной Азии. Наш путешественник Александр Дежкунов прощается с Казахстаном и направляется в Узбекистан. А там - опасные арыки, вкуснющие дыни, ароматный плов, россыпь достопримечательностей за немалые деньги и отсутствие хорошего топлива. Айда с нами!

Первую часть рассказа о путешествии можно прочитать здесь.

… После 1000-километрового перегона от Аральска и прогулки по Туркестану к погранпереходу между Шымкентом и Ташкентом я подъезжаю около 23 часов довольно уставшим. Предварительная заправка до полного бака перед границей (в Узбекистане бензин уже дороже, с его наличием имеются проблемы), вбитые в навигатор координаты хостела в Ташкенте и оптимистичные 40 км до пункта назначения. Подкатываю в темноте к погранпереходу в ожидании скорого отдыха - и перед воротами встречаю какой-то Вегас. Все освещено, постоянный интенсивный поток людей в обе стороны, подъезжающие к пункту пропуска автомобили, высаживающие и забирающие пассажиров, менялы денег. Жизнь кипит.

Как только останавливаюсь в конце очереди (машин немного, может, десятка два), сразу же подскакивает женщина с предложением купить/продать нужную валюту. Прикидываю, что даже на границе нужны деньги на мелкие расходы, меняю 20$ на узбекские сумы и, не пересчитывая, кладу пачку в карман. В ожидании проходит наверное с полчаса - очередь авто не движется от слова "совсем". За воротами курсирует пограничник, периодически принимая от желающих проехать быстрее россиян "денежное вознаграждение". Хоть бы за ворота попасть, может, там веселее будет. Подхожу к "бизнесмену в погонах" с вопросом о времени ожидания и слышу такое приятное в этот полночный час: "Ты на мотоцикле, подъезжай, заедешь следующим". Попадаю за ворота, и вроде бы вот оно, счастье… Но нет. Еще полчаса между воротами и шлагбаумом. Стою, скучаю, а рядом по коридору в двух направлениях непрекращающимся сплошным потоком, словно массовая эвакуация, идут люди с сумками, коврами, мебелью и другой самой разнообразной ручной кладью. И это в полночь!

Резонный вопрос пограничнику о происходящем - ответ: "Здесь всегда так. Люди покупают в соседней стране товары, вещи, продукты. Что-то дешевле у нас, что-то у них. Например, недавно через наш пропускной пункт за сутки прошло 40 тысяч человек". 

Паспортный контроль много времени не занял, несмотря на приличную очередь. На выезде из казахстанского пункта с позволения таможенников по технологической "луже" со средством для дезинфекции объезжаю большую очередь автомобилей - и снова очередное получасовое ожидание, хотя стою первым. Здесь же в небольшой будке перед шлагбаумом можно оформить узбекскую страховку на транспортное средство. Рассчитываюсь со страхователем ранее обменянными деньгами - и вспоминаю поговорки "Плох тот местный, который не обманул туриста" и "Считайте деньги, не отходя от кассы": при обмене "недодали" около 7$ в эквиваленте. Что же, отнесемся философски. Наконец покидаю казахский пункт пропуска и попадаю на узбекский. 

Ба! Теперь причина такого медленного продвижения понятна. Досмотр автомобиля здесь означает именно досмотр. Передо мной к таможенникам подъезжает грузопассажирская "буханка" на российских "номерах", открывается грузовой отсек - все забито под завязку туристическим скарбом. Явно не одну неделю путешествовать мужик собрался. Таможенник: "Доставайте вещи, складывайте рядом с авто (стоят длинные столы), заполняйте декларацию (желательно перечислить все ценные вещи) и затем ставьте вещи на ленту сканера (там же под навесом, примерно как в аэропортах)". Водитель: "Какие вещи доставать?" Таможенник: "Все". Округлившиеся глаза водителя нужно было видеть. Некоторые сумки просят открыть и достать вещи. Затем собака обнюхивает сумки, после чего их прогоняют через сканер. В салон стоявшего рядом пустого универсала запускают эту же собак, она обнюхивает все. Не знаю, насколько застрял водитель "буханки"… В моем случае дело ограничилось отстегнутыми, снятыми и открытыми кофрами и сумкой, обнюханными собакой и пропущенными через сканер, и снятым сиденьем с осмотром подседельной ниши.

Итого все этапы прохождения границы с учетом проезда вне очереди заняли около трех часов. Если едете на авто, можно смело отводить на мероприятие часов 12. 

Въехал в Узбекистан - и прямиком в хостел отсыпаться. Весь следующий день предстояло посвятить осмотру столицы

Как оказалось утром, на велосипедах путешествовали японцы

Первым делом - обмен денег для мелких расходов. Менял как в банке - выдают серьезного вида "квитанцию", - так и на рынке. 

Курсы разнятся, но незначительно. Поражают пачки местных банкнот, используемые при ежедневных расчетах в магазинах, на рынках и т.д. В обращении - купюры номиналом от 100 сум (встречаются часто) до 50.000 сум (крайне редки). В основном используются купюры 500 и 1000 сум. Власти не спешат выводить из оборота купюры с практически ничего не стоящим номиналом. Поэтому не стоит удивляться, что для переноски перетянутых резинками пачек с купюрами может использоваться пакет или сумка. При курсе на момент поездки около 7800 сум за доллар можно представить, какое количество "бумаги" используется при расчетах.

Фото из интернета использованы для иллюстрации

Узбекистан в целом и Ташкент особенно в прямом смысле являются наглядным примером поддержки отечественного производителя. На первый взгляд кажется, что попал в царство различных моделей GM. Засилье Daewoo, Chevrolet и Ravon преимущественно светлых цветов поражает. Они везде.

Тем, кто интересуется техникой, можно заглянуть в музей паровозов.

Проезжая по городу, можно увидеть советские постройки, красивые современные здания и архитектурные памятники.

Или как рабочие устраивают стирку на свежем воздухе в центре города.

Если позволяет время, посетите рынок. Большой выбор различных фруктов, овощей, орехов местного производства.

Здесь же можно перекусить в какой-нибудь забегаловке или купить горячую лепешку (хлеб) прямо из тандыра - несмотря на самый простой состав, это довольно вкусно.

Впрочем, проблем с питанием не должно быть и во время прогулок по городу.

На столах стоит уксус, которым местные активно пользуются в качестве приправы к фастфуду

Обязательно попробуйте узбекский плов. Только следует учесть, что готовят его в больших казанах к определенному времени, чаще утром. Запланировав это мероприятие на вечер, я объехал несколько основных крупных точек общепита и везде слышал: "Закончился". К счастью, повезло в одном из ресторанов. Конечно, не так душевно, как в простых местах, где собираются обычные люди, тем не менее вкусно.

На следующий день - переезд в Самарканд. После Казахстана непривычно видеть растущие вдоль дорог деревья и всякую зелень.

За городом встречается уже гораздо больше старых машин, особенно советского производства.

Вдоль дороги повсеместно продают арбузы и дыни.

Остановился возле одной из точек хотя бы узнать цены - дыню с собой брать не очень удобно. Но один из троих молодых продавцов сразу же предложил попробовать, параллельно разглядывая мотоцикл. В итоге "проба" различных сортов затянулась минут на 10 и переросла в обычное поедание дыни, пока ребята фотографировались с мотоциклом.

Встретилась по пути интересная железобетонная конструкция, видимо, предназначенная для транспортировки воды в целях орошения полей.

Подошел рассмотреть - функционирует!

Вскоре пришлось столкнуться с одной из острейших автомобильных проблем Узбекистана - дефицитом не то что 95-го, но даже 92-го бензина на заправках. Найти его на АЗС, особенно в глубинке, - удача. А тем временем количество топлива в баке уменьшалось. Заезжаю на первую по пути заправку - только 80-й. На следующую - такой же результат. Третья тоже не стала откровением. Только безальтернативное низкооктановое топливо. Как следствие, на АЗС совсем нет автомобилей. Делать нечего - заливаю то, что имеется.

В таких условиях вполне логичными выглядят очереди на заправках газовых.

Обед на трассе - с комфортом.

Можно опробовать и местный транспорт.

Самарканд определенно порадует любителей истории и памятников архитектуры. При наличии свободного времени на осмотр города с многовековой историей можно смело выделять несколько дней. Посещение этих самых памятников архитектуры, коих в городе более десятка, платное. Стоимость дифференцируется в зависимости от гражданства: для "своих", для граждан СНГ и для иностранных граждан. Обращение к кассиру: "Да что вы творите! Белорусы почти "свои", имейте совесть обдирать любителей истории!" - результата не возымело. Пришлось оплачивать по среднему ценнику для граждан СНГ - 25.000 сум за билет (для "своих" раз в 10 дешевле). Притом практически для всех объектов сумма одинаковая. Любить историю в Самарканде иностранцам не так и дешево.

Мавзолей Гур-Эмир. Здесь находится гробница Тамерлана

Возле площади Регистан

Площадь Регистан

Мечеть Биби-Ханум

Обсерватория Улугбека. У правителя было не самое затратное и довольно полезное увлечение - астрономия

Ансамбль Шахи-Зинда

Керамическая глазурь XIV века впечатляет

При езде по улицам несколько напрягает наличие непривычных открытых каналов системы водоотведения, расположенных вдоль проезжей части, - арыков. При случайном съезде за пределы полосы (особенно это касается двухколесной техники) последствия будут не из приятных.

В Самарканде приключилась поломка, внесшая коррективы в ритм езды до самого окончания путешествия. Во время одной из остановок снизу мотоцикла что-то полилось, на что обратил внимание проходивший рядом местный житель. Закипела охлаждающая жидкость. Диагностика подручными средствами показала, что не функционирует вентилятор охлаждения радиатора. Найти вентилятор маловероятно, притом что при движении на трассе (да и при любом непрерывном движении на скорости не менее 40-45 км/ч) потока воздуха хватало для нормального охлаждения. А вот в городах со светофорами и пробками уже было сложнее: минут 10 движения - и столько же остывать. Благо расширительный бачок в этой модели мотоцикла находится на видном месте перед глазами водителя, что позволяет контролировать начало момента закипания и своевременно или увеличивать скорость, или останавливаться.  

В Самарканде приятно удивил забронированный для ночлега хостел. При стандартном начальном ценнике он порадовал кристальной чистотой. И, что не менее приятно, пустотой.

Утро субботы. Старт по асфальту отвратительного качества в направлении Душанбе, чтобы успеть пройти границу и приехать в столицу Таджикистана до конца рабочего дня для оформления необходимых документов. О самой понравившейся за всю поездку стране - в следующей части повествования.

Александр ДЕЖКУНОВ
Фото автора
Специально для ABW.BY

Более 77.000 предложений о продаже новых и подержанных авто в нашей базе объявлений.

Цитировать
0 комментариев
  • Войти или создать профиль