Это были не опята. Hyundai Tucson и загадочные бункеры под Лидой

23950

Казалось бы, Беларусь уже изучена вдоль и поперек. Но сталкерский отдел ABW.BY продолжает находить малоизученные заброшенные места. Мы взяли Hyundai Tucson - и в рамках рубрики "Путевой дневник" отправились под Лиду, где глубоко в лесах когда-то был замаскирован сверхсекретный полк ракетных войск стратегического назначения.

Сначала по традиции о машине, а то редактор заругает - у нас же все-таки автомобильный портал. 25.500 долларов - эта минимальная сумма, за которую можно купить новенький Hyundai Tucson европейской сборки. Стоит ли он этих денег? Или обратить внимание на Geely Atlas, который наверняка будет дешевле?

Почему Hyundai Tucson НАДО брать?

Наверное, самая сильная сторона Tucson - внешний вид. Кроссоверы практически уничтожили в странах СНГ сегмент компактвэнов просто потому, что они тоже практичные, но при этом и выглядят круто. А Tucson в этой номинации особенно хорош. Его так хорошо берут просто за красивые глаза - машина солидная и при этом выглядит крупнее, чем есть на самом деле. Пускать пыль в глаза этот "кореец" умеет в отличие от своего страшненького предка.

Tucson производит впечатление, особенно ночью. Он чувствует приближение владельца и включает подсветку дверных ручек еще до того, как ты до них дотронешься. Открываешь дверь - и на асфальт под ноги падает логотип марки. Странно, правда, почему на ручках задних дверей нет кнопок бесключевого доступа, но нужно же было на чем-то экономить?

Зимой к "Тушканчику", как я его с любовью называл, вообще проникаешься невероятной симпатией. Подогревы сидений и руля могут сделать из водителя просто барбекю, так что даже в сильные морозы в машине с первого километра будет тепло. А еще есть подогрев лобового стекла и задних сидений. Очень "зимняя" машина. 

В салоне не только тепло, но и тихо. Даже самый привередливый водитель вряд ли будет жаловаться на шумоизоляцию - она хороша. Пусть синяя подсветка кнопок никуда, увы, не исчезла, но она перестала быть ядовитой. Посадка удобная, диапазон регулировок широчайший. С высокими технологиями все тоже очень хорошо: в топовых комплектациях это просто космолет, а не машина, но об этом уже рассказывал Павел Козловский

Простор, простор и еще раз простор. На запас места для ног и головы никто не будет жаловаться ни сзади, ни спереди. Жаль только, на заднем ряду, кроме подогрева сидений и подлокотника, других "плюшек" нет. Даже USB-порт "корейцы" пожалели вставить, по крайней мере во второй по счету комплектации Elegance порта нет. К чему такая экономия на спичках? 

Спасибо хотя бы за то, что спинки дивана заднего ряда регулируются в очень широком диапазоне. Сзади можно чуть ли не лежать.

И в отличие от того же Atlas здесь есть багажник: 513 л в обычном состоянии и 1503 л в разложенном. Жаль, особо нет петелек и органайзеров. Кресла складываются не совсем в ровный пол, но ступеньки при этом нет.

Если вы любите активно проходить повороты - машина точно для вас. Да, крены присутствуют, да, руль не самый информативный в мире. Но в поворотах "Тушканчик" словно вгрызается в асфальт, меняешь направление чуть ли не взглядом, ничем этого "зверька" с траектории не сбить. А если превысить скорость прохождения поворота, то под сброс "газа" Tucson азартно доворачивает задней осью - и стрелой устремляется на выход из поворота! В глубокий занос с активизированной системой стабилизацией на высокой скорости машина не сваливается даже при самых откровенных провокациях. Очень неплохие настройки шасси с точки зрения управляемости и безопасности. А что в Tucson плохо? 

Почему Hyundai Tucson НЕ НАДО брать?

Есть небольшие вопросы к подвеске. Нет, для европейского автомобиля она просто идеальная: плотная, собранная, даже с плавностью хода все нормально, но… У нас недавно один читатель спросил, какой кроссовер выбрать, если нужно каждый день преодолевать 3 км разбитой грунтовки в одном из поселков под Минском. Так вот, если вам нужно ездить по сильно разбитой дороге каждый день такое расстояние и вы хотите проехать этот отрезок быстро, то надо брать Geely Atlas или какой-нибудь Subaru Forester с бронебойными подвесками. Hyundai Creta, Renault Kaptur или Lada Vesta SW Cross - на крайний случай, хотя эти машины и поменьше.

По ямам с плавными краями все вроде бы неплохо, можно даже пошустрить. На "семнадцатых" колесах (если выбрать больше - будет жестковато на "мелочах") в городе машина вполне справляется с плохим асфальтом, на "лежачих полицейских" можно не сильно притормаживать. Но как только начинается череда глубоких ям с острыми краями или гребенка, сразу скидываешь скорость. Нет, с подвеской не все так страшно. Нормальная подвеска. Но для наших дорог невыдающаяся. Если вы любите быстро ехать по направлениям, сегодня есть варианты поинтереснее.

Мотор - обычный двухлитровый "атмосферник" мощностью 155 л.с. В городе его вполне хватает, можно даже пошустрить. И гидромеханический "автомат" работает вполне адекватно. И то, что это "автомат", а не робот или вариатор, тоже хорошо.  

На трассе при 100 км/ч стрелка тахометра поднимается чуть-чуть выше 2000 об/мин. Поэтому, если "тошнить" 80-90 км/ч (а на гродненской трассе в нынешнем ее ремонтном состоянии быстрее не поедешь), можно даже добиться расхода 6,5 л на "сотню" у полноприводной версии. Если ехать 120-130 км/ч, расход приближается к 8 л. 

Но обгоны мотору даются тяжело. Выжимаешь "газ" в пол, чуть ли дырку в полу ни проделываешь - двигатель ревет, стрелка тахометра взмывает ближе к отсечке, но машина разгоняется, скажем так, не на свою цену "от 25.000 долларов". Нет, если вы не Шумахер, то двигателя будет хватать. Но с учетом стоимости автомобиля хочется иметь под капотом что-то повеселее. Если любите активную езду и часто ездите по трассе, выбирайте турбированный 1,6-литровый мотор. Жаль, с ним доступен только "робот".

Звук аудиосистемы, конечно, полное убожество для такой цены. Если вы меломан и любите качественный звук, с этим что-то придется делать. Придирчивым любителям тыкать пальцем в пластик интерьер вряд ли придется по вкусу - большинство панелей сделано из жестких материалов. На чем-то ведь надо было экономить…

Так брать или не брать?

Tucson однозначно крут. Хорошист практически во всех отношениях. Если вам нужно просто ездить, то нужно брать и не раздумывать. Добротная машина. И красивая.

Но есть несколько ложек дегтя в бочку с медом - это неидеальные для наших дорог подвески на фоне некоторых конкурентов и не самый шустрый для обгонов по трассе мотор. И непонятно, как G4NA себя еще покажет, - к предыдущему мотору G4KD у нас есть вопросы: стучит, цилиндры дерет… Конечно, можно выбрать турбированный 1.6 или дизель, но цена такого Tucson резко возрастает. И звук аудиосистемы паршив, как ты его ни настраивай. Мириться с этими ложками или нет - выбирать вам. 

Путевой лист

(-) Владельцам Tucson в зимний сезон придется выбирать: или часто мыть машину, или часто стирать джинсы. Порог широкий, о него каждый раз вытираешь ноги.

(-) Проехали по парочке безобидных луж, а под капотом все уже в грязи. 

(+) Камера заднего вида "рисует" траекторию, что удобно. Единственное нарекание - в темноте камера передает многовато шумов. 

(-) А вот у Sportage здесь два USB-порта, что удобнее, чем один. И на втором ряду KIA с этим тоже все в порядке. Намек на то, что Tucson в отличие от Sportage - для пенсионеров?

(+) Плевать на синеватую подсветку кнопок, ведь расположены они очень хорошо: на своих местах, все под рукой. И усилия выверены с филигранной точностью. 

(-) Тормозной шланг заднего колеса как-то подозрительно натянулся. Правда, и машина в вывешенном положении.

(+) Я два раза переспрашивал, обрабатывал ли дилер этот Tucson "антикоррозийкой" дополнительно. Говорят, что нет. Да, под днищем есть совсем небольшие бреши, но заводская защита от коррозии внушает доверие.



(-) Дорожный просвет - 182 мм. Это больше, чем у Hyundai Creta, но меньше, чем у Lada Vesta SW Cross. И защиты нет никакой - только беспомощный пластик. Если планируете съезжать с асфальта, обязательно заказывайте "допы" в виде стальной защиты жизненно важных "органов" автомобиля. 

(+) 6-ступенчатый "автомат" обычный гидромеханический - это несомненный плюс. Есть система спуска с горы и возможность принудительно заблокировать муфту.

Мирный гриб

Минойты - небольшая деревенька неподалеку от Лиды. Когда-то здесь располагался 170-й полк 49-й дивизии РВСН, на вооружении которого состояли ракеты с ядерными боеголовками. Всего в 49-й дивизии было 70 установок Р-12 общей мощностью 70 мегатонн. Для сравнения: в 1945 году на японский город Хиросиму американцы сбросили бомбу эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Килотонн, а не мегатонн! Представляете, какая мощь стояла под Лидой? 

Это оружие могло вознести гигантский ядерный гриб над Европой, но дивизия в 1997 году была расформирована, а сегодня частная компания выращивает в бывших бункерах 170-го полка… вешенки. На воротах бывшего командного пункта как раз изображен силуэт гриба. Очень символично.

В состав дивизии на момент ее передислокации в Лиду в 1962 году входили 170-й ракетный полк (Минойты, Гродненской области), 376-й ракетный полк (Гезгалы, Гродненской области), 306-й ракетный полк (Слуцк, Минской области) и 142-й ракетный полк (Новогрудок, Гродненской области) - все с ракетными комплексами Р-12. Позже дивизия была перевооружена РК РСД-10 "Пионер", а затем РТ-2ПМ "Тополь".

Замаскирован полк в Минойтах очень хорошо - из космоса не видно никаких строений! Лишь очертания дороги, которая идет по кругу. Охрана и режим секретности в дивизии были такими, что мышь не проскочит. В газете "Рэспублiка" бывший командир дивизии Анатолий Иванцов делился воспоминаниями: "Мы использовали биологические, радиолучевые, противоперелетные, электрические и противоподкопные системы защиты. Местные, конечно, догадывались, что в Минойтах, Шерешеве, Гезгалах и Ружанах стоят вовсе не базы с горючим и инженерные части. Но рассказать об этом они все равно никому бы не смогли. Над нами даже советским истребителям летать запрещалось (в их картах эта территория была сплошным белым пятном). Все марши и передвижения техники проводились глубокой ночью. В каждом полку как "Отче наш" знали график видео- и радиоразведки НАТО из космоса. Бывали дни, когда солдаты полдня из казарм носа не высовывали и хранили полное молчание в эфире".

Постапокалиптическая картина открывается еще до въезда на КПП. В одном из гаражей для тягачей сегодня работает авторазборка - благодаря ей территория "украшена" остовами кузовов машин. 

Далее - контрольно-пропускной пункт части. То, что база необычная, говорит укрепленная оборонительная позиция на крыше здания с амбразурами для ведения огня. Диверсанты НАТО не проскочат. 

На стене - газета "Правда" за 1990 год. 

Узкая бетонка говорит о том, что мы едем к бывшим хранилищам и пусковым площадкам стратегических ракет. 

А вот и первые сооружения. Гараж тщательно замаскирован, даже ворота окрашены в военный пятнистый цвет.

В лесу - столбы для колючей проволоки. Скорее всего, она была под напряжением. Здесь можно найти ДОТы и остатки окопов. Ядерные ракеты охранять нужно хорошо.

Гараж для спецмашин, обслуживавших комплекс "Пионер". 

Первый замаскированный бункер. А это что разбросано? Очень похоже на бревна, но на самом деле это использованный мицелий - грибница. 

Отдельное спасибо сотрудникам и руководству "Экогрибов". Обычно такие территории, когда их выкупает частник, обносятся забором, сюда просто так туристам не попасть. И гоняют всех собаками и сторожами. Здесь же никаких вообще вопросов. "Журналисты? Из Минска? Катайтесь тут, конечно. Снимайте, что хотите, можете в ангары, если они открыты, заглянуть".

Далее дорога идет по кругу. Что интересно, фотографий этого объекта в интернете не так уж много. Мы думали, что там будет каких-нибудь два-три несчастных бункера, а там вся территория заставлена такими сооружениями!

Очень атмосферное местечко. Едем себе, едем - и натыкаемся на раритетный ЗИЛ. На нем сотрудники предприятия перевозят мицелий.

Повсюду разбросаны какие-то металлические останки былой мощи полка, торчат трубы.

Даже трансформаторная станция тщательно замаскирована.

Иногда встречаются длинные парные ангары с воротами с двух сторон для баллистических ракет. По тревоге их выкатывали на тележках к стартовым площадкам. Установка. Заправка. Наведение. Пуск… На все - 3 часа 15 минут. Это если говорить о РК Р-12, а более поздние ракеты комплексов "Пионер" и "Тополь" готовы взлететь в воздух за минуты. 

Гуляем дальше по некогда секретному объекту и вдруг замечаем странное сооружение, примыкающее к одному из бункеров. Оказалось, что это навесы, когда-то крытые шифером. Они служили укрытиями от спутников - под ними можно было выполнять работы, не боясь быть замеченным.

На старых фотографиях, найденных в Сети, укрытие еще имело шифер. Видимо, кто-то его все-таки "скоммуниздил". 

Все сооружения присыпаны землей в целях маскировки.

Под землей, вероятнее всего, здесь тоже есть ходы. 

Отдельно стоит невысокий капонир с узкими гермодверями. Судя по размерам, здесь хранились боевые заряды ракет. Они были небольшими, но очень разрушительными. 

Сверху на бункере установлена оборонительная точка. 

И это далеко не все. В лесу наверняка есть еще что-то интересное. Бетонные стартовые площадки мы так и не нашли - они заросли травой. Но уже темнело, пора возвращаться домой. Надо же что-то оставить неисследованного для будущих сталкеров.

27 ноября 1996 года в 15 часов 46 минут Республика Беларусь стала безъядерной страной. 49-я ракетная дивизия закончила свою службу и к 1 января 1997 года была полностью расформирована. Ядерный гриб над Европой так и не случился. Зато из ворот ангаров 170-го полка на экспорт уходят другие грибы - безобидные вешенки. 

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора и Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY
                                                                                                                             

Таблица технических данных
Hyundai Tucson 2.0 6АТ 4WD
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый
Число и расположение цилиндров 4, рядное
Рабочий объем, куб.см 1999
Мощность, л.с. при об/мин 155/6200
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 192/4000
ТРАНСМИССИЯ
Привод полный
Тип 6, автоматическая
ПОДВЕСКИ, ТИП
Передняя независимая McPherson
Задняя независимая многорычажная
ДИНАМИКА
Разгон до 100 км/ч, с 11,8
Макс. скорость, км/ч 180
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Расход топлива в загородном цикле, л/100 км 6,7
В городском цикле, л/100 км 11,2
В смешанном цикле, л/100 км 8,3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина/ширина/высота, мм 4475/1850/1655
Колесная база, мм 2670
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Объем багажника, л 513-1503
Емкость топливного бака, л 62
МАССА
Масса снаряженная, кг 1496-1658
Масса полная, кг 2130
Пожалуйста, подождите...