Путешествие с семьей "из варяг в греки и обратно". Личный опыт

51596
{$news.name}

Как-то выдались свободные пару недель, и решили мы семьей (я, жена, дочь (14), сын (8)) махнуть в Грецию, помочь им в кризис своими евриками в обмен на наш отдых. Решили ехать дикарями, и были на это свои причины.

Первая и единственная - банальное жлобство. Мы люди небогатые и недалекие. Туры от агентства на нашу семью стоят от 3600 евро в приличный отель (4*, все вкл.), 2600 - в неприличный (3*, без обеда). 

Куда?

Потом уже мы поездили по Греции и лишний раз убедились, что поступили правильно. Мы видели эти отели за 2600 и понимали, почему они дешевы. Чтобы читатель понимал, полуостров Кассандра, а именно туда мы направлялись, разделен дорогой на две части. Ширина той части, которая ближе к морю, примерно 800-1000 м. Так вот, дешевый отель обычно находится от моря через дорогу. Узкая дорога с летящими по ней греками, сербами и немцами. "Ю велкам", как говорится. 

Как-то мы заехали в Сани - это такой дорогой курорт. Вот здесь уже рафинированный отдых, везде шлагбаумы, охрана, стриженые газоны, прекрасные корпуса, свои пляжи и скучающие люди, фотографирующие еду за ужином. Здесь нам понравилось, подавали то-то и то-то, бассейны были тра-та-та, постель меняли столько-то раз в неделю. 

Таким образом, мы решили ехать сами. Визы нам "отгрузило" литовское посольство совершенно задешево, без посредников, спасибо им, конечно, огромное. Через airbnb списались с гречанкой, забронировали апартаменты на вилле (2 комнаты на нашу семью). Гречанка нам сразу понравилась, и потом мы убедились, что не ошиблись в ней. 

На чем?

Хотели сначала полететь лоукостом Ryanair, но билеты оказались чувствительно дорогими - 950 евро + добраться до варшавского аэропорта Модлин. Лоукост, конечно, надо бронировать за полгода, тогда дешево получается, но для нас время - роскошь. 

"А если на машине?" - подумали мы. Проложили по карте маршрут до Кассандры - оказалось 2200 км. 

Не вопрос. Для круиза мы выбрали Toyota Land Cruiser 100, так как в ней был кондиционер, к тому же 4.2 дизель вносил надежду на некоторую экономичность. 

Каким маршрутом?

Тут нам сказали, что коли нам визы выдала Литва, то и въезжать первый раз мы должны в нее. Your division ("Твою дивизию". - Прим.авт.)! Снова проложили маршрут уже через Друскининкай - 2500 км. Ладно, где наша не пропадала. 

Визы наши открывались 23 августа, а вилла арендовалась с 25-го. Чтобы не терять времени, выехать решили 22-го вечером, пройти границу у Друскининкая в 00.00 23 августа и, углубившись на 50 км, заночевать в г. Ляздияе, где "чартернули" гостиницу (отель Zibintas, Nepriklausomybes, 4, LT-67107, Lazdijai, Литва, 35 евро на четверых). 

Привет, Евросоюз!

Границу мы прошли за 15 минут, поставив абсолютный рекорд. Спустя где-то 350 км были в Ляздияе. Наутро сразу отправились в путь, чтобы перекусить в кафе в Августове уже в Польше. 

Августов (Польша)

Дальнобойщики посоветовали нам ехать через Варшаву, по хорошему автобану Е67, дальше по Е75, уверяя, что так будет быстрее, чем пилить через Польшу по второстепенным дорогам. В жизни все оказалось не так просто. Автобан активно ремонтировался, а до него мы долго пылили по польским городам и дорогам с реверсивным движением. Нас строго-настрого предупредили, чтобы мы не превышали скорость даже чуть-чуть. И в результате мы "топтались" 50-70 км/ч, иногда 90. А вся польская братия летела пчелками мимо. Отсюда вывод: в Польше знаки - для нас, для туристов из СНГ.

И еще навигатор. "Через тысячу девятьсот километров выедете на дорогу с круговым движением. Используйте 2-й съезд", - изрек он и пошел спать. Больше мы его не слышали. 

Радует только расход по Польше - 8,5 л/100 км в среднем.

Приятный расход по Польше

Первая ночевка. Польша

Заночевали в Бельско-Бяла - милом южном польском городке. 

Бельско-Бяла нуждается в штукатурке

Долго искали ночлег. Нашли с помощью дружелюбного панства дешевый хостел в центре города, весьма приличный, надо сказать (Hello Hostel, ul. Mickiewicza, 40, http://hellohostel.pl, 160 злотых за ночь на четверых с завтраком (кофе, чай, булочки, масло, джем, сыр)). Лучше всего, конечно, бронировать ночлег заранее, но для этого надо знать, докуда ты доедешь в тот или иной день. 

На следующий день из Бельско-Бяла по Е75 заехали на минутку в Чехию, купили на границе словацкую виньетку (оплату за дороги), затем в Словакию через Жилину, огибая Братиславу, на Будапешт, далее Сегед и на границу с Сербией. 

На границу с Сербией прибываем вечером, проходим за пару минут. Даже удивились, что так быстро. "Чао", - сказал сотрудник. "У следующего окошка остановиться?" - спросил его я на чистом русском языке. Сотрудник вышел из двери и показал рукой в сторону горизонта. "Чао", - сказал нам еще раз. Навстречу из Сербии стоял поток машин в 5 рядов, сирийские беженцы группами о чем-то разговаривали с водителями. В Сербии на границе - бетонный одноэтажный павильон, в торце туалет. "2 евро", - молвила женщина-кассир. "Дети бесплатно?" - сумничал я. "2 евро", - женщина была неумолима. Your division! А куда ты денешься?! 

Вторая ночевка. Словакия

Вечерело. Решили свернуть в Суботицу на ночлег, это 50 км от границы. Встретили населенный пункт Палич, в нем куча вилла/апартаментов. Свернули на первую попавшуюся. Шикарная вилла. 64 евро с завтраком, но оно того стоило. Вилла "Ларус"

Вилла "Ларус" ("Чайка") в Паличе (Сербия)

Разговорились с сербом. Оказывается, это курорт возле озера Палич. На нем даже яхты стоят. Небольшие 22-24-футовые. Парусные. Здесь отдыхают немцы, французы, австрийцы. Мы об этом ничего не знаем. Номера, обслуживание, сама вилла просто шикарные.

Утром 25-го рванули дальше через Сербию. Автобаны в Сербии хорошие, народ едет по принципу "разрешенная скорость + 10 км/ч". На юге уже пошли горы, ремонты дорог, поселки, скорость снизилась. В Сербии дороги оплачиваются проездом через гребенку, где с вас берут 1,5 евро, и таких платных отрезков три. 

Дорога в Сербии

Проехали Белград по транзитной скоростной дороге, которая идет, правда, через город. Высокие серые бетонные мрачные здания оставляют давящее ощущение. Впрочем, на обратном пути, когда мы посмотрели старый город в Белграде, он нас очаровал. 

На юге дорога петляет по ущелью, а над нами строится через ущелье магистраль на бетонных столбах. Через год достроят, надеюсь. 

На границе с Македонией женщина в форме поставила нам штампы на странице с пропиской. В Македонии тоже хорошие автобаны, тоже есть горные участки с туннелями, как и в Сербии, и городишки, и ремонты дорог. 

Туннель

Крепость в Скопье, Македония

Соотечественники не встречаются нам со Словакии, только редкие российские авто и 2-3 фуры. Со всеми перемигиваемся - здороваемся. 

В Македонии самая дешевая солярка - 80 центов, по-моему. Заливаем полный бак (100 л), кушаем. Еду ждем долго. Сказывается сервис южных стран. Везде расплачиваемся кредитной картой. 

Македония - область, недавно ставшая страной. Считают себя наследниками Македонского царства, это не нравится Греции, действительно переемнице Македонии, и Болгарии, которая тоже хочет касаться истории Македонии. В Македонии поэтому всё имени Александра Македонского: аэропорт имени Александра Македонского, автобан имени Александра Македонского. 

Флаг современной Македонии - копия древнего герба

Флаг Македонии - золотая лучистая звезда на красном фоне - прямая копия герба древней Македонии, который использовался на щитах македонского войска.

На месте!

Македонцы нас выпускают из страны быстро, встречают греки. Отштамповали паспорт. "Откуда куда? Часа три еще будешь пилить до Криопиги, - таможенник выходит и как брату задушевно рассказывает мне про отдых на Кассандре: - Ты в следующий раз поезжай в Ханиоти, там лучше и так далее". Все греки, без исключения, общаются с тобой как братья, должностные лица не исключение.

В Греции тоже хорошие дороги, до полуострова Кассандра летим, обходя Салоники, здоровый город. На Кассандре движемся медленнее: сплошь городки, узкая дорога петляет - не разгонишься. Хотя немцы разгоняются. 

В Криопиги приезжаем в 22.00. По легенде, оставленной гречанкой, в темноте найти виллу не удается. Снова выныриваем из джунглей вилл на дорогу, останавливаемся в кафе, просим повара дать телефон и звоним хозяйке виллы. Осчастливливаем повара 1 евро. (К слову, это все наши расходы на связь на две недели за границей.) Через пару минут подъезжает хозяйка: Follow me! Мы за ней едем в виллу. Протискиваемся на их парковку. Греки удивляются большой машине.

Виллой мы остались довольны. 

Вилла "Паллас", Криопиги, Греция

Второй этаж наш: две комнаты, санузел, балкон, терраса. Кедровый лес кругом. До пляжа - метров 60 лесной тропинки под уклон. 

Вид на море с виллы "Криопиги", Греция

Немедленно ночью идем купаться. Вода искрится в темноте. Она теплее воздуха. Выходить не хочется. Организм не понимает, почему надо выходить из воды. Организм чувствует, что жизнь зародилась в воде и только потом вышла на сушу. 

Море у Лутры, Греция

Распорядок дня нашего отдыха выглядел примерно так: утром - пляж после плотного завтрака на вилле, затем обед там же, снова пляж, вечером садимся в Land Cruiser и едем прошвырнуться по окрестным городкам - магазины, гипермаркеты, кафе. Иногда питаемся в кафе, иногда закупаем еду в гипермаркете. 

Насчет питания: заселившись на виллу, обнаруживаем отсутствие электрочайника. Хозяйка виллы Матула уже уехала, оставалась ее мама (86 лет), которая, кроме аборигенского, знала немецкий. "Где чайник?" - спросили мы. "Ни "бе", ни "кукареку", - отвечала мама. Посмотрели в Яндекс-переводчике, как "чайник" по-немецки. "Вассеркессел" оказалось (в дальнейшем это слово у нас стало ругательным). "Вассеркессел где?" - спросили мы. И вот что оказалось. Она тычет в кофеварку. У них нет чайников. Они чай не пьют. В ресторанах, правда, есть чай в пакетиках, но популярностью не пользуется. Все поголовно пьют кофе, с мороженым в основном, глясе. Так что чайник захватите с собой, если вы любитель. 

Должны сказать, что хозяева души в нас не чаяли, держали за близких родственников, угощали чем могли. Под конец предложили еще два дня остаться бесплатно - дай бог им здоровья. Толерантные люди на самом деле эти греки, а мы просто угрюмые. 

Нюхаем цветы для улучшения СО

По Греции мы наколесили 1000 км. Съездили в Пеллу, столицу Македонского царства, в Эдессу на экскурсию. 

Церковь Святой Софии в Эдессе

Бани в Пелле (а может, туалеты)

Нашли сероводородное СПА в Лутре - ездили неделю каждый день по 70 км, то есть 500 км накатали только на процедуры. Потом вечером останавливались в каком-нибудь городке на ужин в кафе - каждый раз в новом. А так как в СПА рекомендовали не смывать сероводород после процедур, то ваш покорный слуга источал на все кафе запах тухлых яиц. 

Заметки автомобилиста

За все время пребывания на Кассандре мы не встретили ни одной машины с белорусскими "номерами". Только россияне и украинцы. 

Греческие знаки дорожного движения не блещут логикой, и вы не напрягайтесь! На выезде, как нас пугали, никто не предъявляет вам записи с камер фотофиксации с тысячеевровыми штрафами. "Чао (почему-то вся Восточная Европа считает, что с белорусами следует говорить по-итальянски)! Вилл си ю эгейн!" 

В городках дороги узкие, густо заставлены так-сяк припаркованными машинами. Иногда две машины не разъезжаются. Я принимаю правее, чтобы уступить дорогу туристскому автобусу, включаю левый поворот, жду. Автобус останавливается как вкопанный. У них мигающий "поворотник" означает "я уже еду". У нас это декларация о намерениях - у них действие. 
Все 7 стран, через которые мы ехали, придерживаются железного правила: на автобанах вторая полоса - только для опережения! Даже летчики с 150 км/ч периодически наносят визиты вежливости в первую полосу. 

VW T2 обогнали с трудом. Навстречу так несся VW T1 синего цвета - не успели "сфоткать"

Вся Европа ездит на каких-то маленьких машинах, похожих одна на другую. Понимаю так, что объединяет их одно - экономичность. Похоже, что принадлежность к какой-либо марке решается на выходе с завода: "Так, значки "Хёндэ" у нас кончились, будем лепить теперь "Опель". Передайте на линию". 

Попутчик на "Трабанте"

Когда возможен обгон, вас обгоняет этакая ватага разноцветных воробушков. Хорошие авто у немцев, австрийцев, у французов иногда. В экономически менее состоятельных странах (Сербия, Болгария, Румыния) распространены пафосные авто. Эти, когда летят во втором ряду, мигают тебе фарами, чтобы не перестраивался для опережения. Щас же! 

В Греции распространены мелкие "экономки", у людей сельхозтруда в почете пикапы с прицепами. Есть внедорожники, но мелкие, типа "Джимми", их мало, и они для гор. Зачем такая дура, как Land Cruiser 100, они понять не могут.

Вот что надо делать с вашими машинами

Домой!

Назад едем, припозднившись, и к вечеру доезжаем только до Белграда. Решаем там ночевать. Белград - очень красивый город, полно туристов, сербский язык похож на русский, но только как если бы вы решили говорить "приколами". Но все (без исключения!) сербы, с которыми мы общались, пытались пыжиться по-английски. Они там хотят, видать, в Евросоюз, английский для серба - это как знак качества. Нашли за 40 евро двухкомнатную квартиру на первом этаже в старом городе. "Сталинка". "Броз-титовка", извиняюсь. Еще раз повторюсь, что бронировать жилье лучше заранее. В Белграде машину можно ставить платно только на три часа. Или на ночь, и в 7 утра убирать. Рядом с апартаментами была стоянка авто. Запросили 15 евро, мы решили оставить машину на улице. Ночью нас атаковали полчища комаров, полночи не спали, убивали. В 7 утра отдали ключи, сели в машину, покатались по Белграду и свалили не выспавшись. На границе с Венгрией машины брали приступами цыгане. Я закрыл двери и окна на секрет. Ломились всем табором - и женщины, и дети. Нагло. 

Решили ехать короткой дорогой через Люблин и на Домачево. 

Навигатор показывал 2200 км, реально же получилось 2360 км. Где-то объезд, где-то пропустили поворот. За день проехали Сербию, Венгрию, Словакию и заехали в Польшу. Заночевали в гостинице "Лесны Двор"

Мотель "Лесны двор"

Шикарная гостиница. 55 евро с завтраком по-польски, на убой. Утром выехали, на границе в Домачево были где-то в 17.00. По "зеленому" коридору. Таможенник цедит сквозь зубы. А вот и просторные белорусские дороги! Лучшая в мире организация движения. Понятные знаки, разметка. Все родное. Здравствуй, Родина!

Белорусские просторы возле Бреста

Land Cruiser 100 показал себя в дороге с лучшей стороны. Не капризничал, раз попросил его заправить, когда мы забыли. Общий пробег составил 6207 км с учетом 1020 км по Греции. Было "выпито" 600 л солярки, 3 л вина и немерено пива. Средний расход топлива - 10 л/100 км. Нормально. Это примерно 600 евро + 706 аренда виллы + 100 евро еще 2 экстра-дня (мы остались) и можно было еще два экстра-дня бесплатно (за хорошее поведение), но мы уже не остались, так как дети должны были пойти в школу хоть когда-нибудь. 1406 евро + плата за дороги где-то 45 евро. Ночлеги, если выбирать подешевле, на четырех человек - это 35 евро/ночь, 140 евро. Итог - 1600 евро. У вас на вашем гибриде получится еще дешевле. Дерзайте.

ABW.BY
Фото автора

Специальное спасибо диску Wheather Report, неумолимо сопровождавшему нас в поездке

Пожалуйста, подождите...