Cтраны Балтии глазами белоруса, или История одного мотопутешествия. Финиш. Ремонт в полевых условиях и такая разная Европа

14254 11
Cтраны Балтии глазами белоруса, или История одного мотопутешествия. Финиш. Ремонт в полевых условиях и такая разная Европа

Самые внимательные читатели помнят, что мотопутешественник Александр Дежкунов уже добрался до Осло. О его похождениях можно почитать здесь и здесь. Справившись с финской полицией, наш герой оказался в Норвегии, где чуть не попал в ДТП. Но и это еще не все: Осло не хотел отпускать Александра - сломался мотоцикл. О ремонте в полевых условиях и долгой дороге домой - в заключительной части дорожных записок.

Если помните, я сокрушался из-за медлительности норвежских водителей. Но вечером случилось второе ЧП. Оставил мотоцикл днем на бесплатной мотоциклетной парковке и пошел гулять по городу. Вечером сажусь на мотоцикл, нажимаю на кнопку стартера - и тишина. Восемь вечера, через часок начнет темнеть, а тут такое. Повторение процедуры с клавишей запуска не дает никаких результатов. Стартер молчит, электрический бензонасос молчит, на экране горит ошибка. От "узкоглазой" техники такой подлости я никак не ожидал. Мысли о том, что нужно брать такси и ехать в хостел, а утром искать мотосервис, сменяются мыслями о возможной стоимости бензонасоса, сожалением о том, что не прихватил с собой в поездку мультиметр и т.д. Решаю поискать причину на месте. Краем глаза замечаю, что не горит индикатор зарядки в прикуривателе. Раскладываю "ремонтный" кофр на парковке и начинаю ковыряться. 

Проверка отдельного предохранителя прикуривателя - перегорел. Видимо, что-то в проводке коротнуло. Предохранители с собой не брал. Зачищаю 5-сантиметровый кусок провода для замены предохранителя с целью проверки цепи зарядки. Неловкое движение - роняю его куда-то в район вентилятора радиатора, куда без снятия пластика не добраться. Чем добавляю себе проблем. Отрезаю кусок провода подлиннее, проверка - проводка прикуривателя целая. Как раз в это время подъезжают 4 мотоциклиста из Германии, интересуются, где можно обменять валюту. Какую валюту, ребята? Тут ехать не на чем. У одного из них находится предохранитель на 20 А вместо требуемых 5. Но выбирать не приходится. Благодарю за презент, ребята едут дальше, а я продолжаю поиски. Прикуриватель уже работает. Проверка всех видимых предохранителей - целые. Проверка аккумулятора лампочкой - функционирует. Подключение бензонасоса проводом напрямую к аккумулятору - жужжит. Значит, дело точно в проводке, предохранителях либо реле. Изучаю мануал по ремонту на английском в планшете (может, еще есть какие предохранители?) - ничего нового не нахожу. Решил почитать русское руководство по эксплуатации уже от безысходности. Руководство уровня "если мотоцикл не заводится - проверьте уровень топлива в баке". 

И случайно натыкаюсь на аналогичное указание "кнопка аварийной остановки двигателя должна находиться в таком-то положении (из двух возможных)". Это такая большая красная кнопка на правом пульте управления, которой в обычной жизни никогда не пользуешься. Дублирует функцию выключения замка зажигания. Сразу же вспомнилась очень смешная (на момент прочтения в Интернете) история одного парня, который из-за этой выключенной кнопки разобрал полмотоцикла и два дня искал причину, по которой мотоцикл не заводится. А всего-навсего кнопка была в выключенном положении. И тут, через три года после прочтения, я наступаю на те же грабли. Теперь было вовсе не смешно. Видимо, кто-то (скорее всего - дети) просто щелкал тумблерами на пульте, пока мотоцикл стоял. Либо я случайно сам задел рукой, когда садился. В общем, одну проблему решил. Осталось извлечь упавший кусок провода. Еще полчаса, снятие и установка пластика "морды", поиск и извлечение провода - можно ехать. Вот такую шутку сыграли отголоски детства, проведенного с "минскими", "ижами" и "явами". Привычку искать поломку "в недрах" техники сложно искоренить. Нет бы начать с самого простого…

Швеция. Гетеборг. Назад в детство

Путь из Осло пролегал на юг вдоль побережья Северного моря. Было два варианта - или ехать сразу в Копенгаген, или заехать на день в Гетеборг. Гетеборг привлекал не достопримечательностями, не кухней и не морем. Парк развлечений - вот конечная цель. Каждый, кто родился в Советском Союзе, меня поймет. Когда посещение какого-нибудь одного аттракциона в детстве было большим праздником, не говоря уже о нескольких. Это была непозволительная роскошь в те времена. Прокатиться на машинках с "троллейбусным" электропитанием было пределом мечтаний. А когда появилась возможность себе всё это позволить, да и еще аттракционы стали совершенно другого уровня… Нет, упустить такую возможность я не мог.

Парк развлечений Лисеберг. Аттракционы на любой вкус. Огромные качели с вращением в трех плоскостях, различные американские горки, имитация свободного падения и многое-многое другое. Некоторые аттракционы очень экстремальные. Парк работает с 11 утра до 11 вечера. Если собираетесь кататься не на двух-трех аттракционах, то имеет смысл купить билет на весь день (что и было сделано). 50 евро - и вы можете кататься целый день на всех аттракционах неограниченное количество раз. Но людей очень много, хотя и будний день. Я зашел в парк часа в четыре, о чем жалею. Нужно было приехать к открытию. И покинул парк в 11. Пробыл до закрытия заведения, так сказать. Посетители - в основном дети 12-15 лет, у 90% - браслет на неограниченное катание. На самые интересные аттракционы большие очереди на 40-60 минут. Причем занять очередь и пойти дальше нельзя - нужно стоять. Очередь организована очень грамотно, не получится пролезть вперед или подойти позже. 

На самых экстремальных американских горках в очереди стояло человек 500. Это примерно час. На остальных было поменьше. Задача минимум - прокатиться на всем хотя бы по разу (большое колесо обозрения в список аттракционов из-за его обыденности даже не включил). Пять часов пролетели на одном дыхании. И, как всегда, не хватило совсем чуть-чуть. Если у вас будет возможность - обязательно посетите. И выделите полный день на парк - море позитива, адреналина и радости вам обеспечено.

Дания. Копенгаген. Мекка скандинавских велосипедистов

Въезду в Данию из Швеции предшествовал платный мост, часть которого проходит над морем и потом переходит в тоннель. Довольно грандиозное строение. Плата за проезд для авто - 40 евро, для мотоциклов - 26. На мосту очень ветрено.

В центре города как-то сложно было найти заправку. Вроде отыскал какую-то малюсенькую Shell с двумя колонками. Вставляю пистолет, нажимаю - ноль реакции. Захожу в магазин, за кассой - девушка-оператор.

- Вы работаете?

- Да, но мне нужны в залог либо ключи от вашего мотоцикла, либо водительское удостоверение.

Это что-то новенькое. Оставил ключи, заправился, расплатился. Больше по пути такого не встречал.

Сам Копенгаген красив. Очень ухожен. Так же как Стокгольм. Эти два города самые идеальные по чистоте и красоте среди посещенных по моему маршруту. Парковки в городе оказались бесплатными для мотоциклов. Правда, поставив мотоцикл на сутки совсем рядом с хостелом, был неприятно удивлен, когда пришлось уезжать: рядом с парковочным местом росла липа - сок потом пришлось оттирать со всего мотоцикла.

После посещения Копенгагена я стал бояться велосипедистов. Их там тысячи. Они везде. Они хозяева дорог. И мыслят как-то так: "Автомобили? Нет, не слышали. Пешеходы? Это еще кто?" Только велосипеды и велосипедисты. Причем велосипеды всех конструкций, цветов и размеров. Велосипедисты всех полов и возрастов. И они уверены, что им ВЕЗДЕ должны уступить дорогу. После Копенгагена при повороте направо я начал смотреть в правое зеркало. Гуляя, часто смотрю на тротуар - не попал ли я ненароком на велосипедную дорожку? Попадешь - переедут и глазом не моргнут. 

Иногда задумавшись и забыв об этой особенности, я вдруг обнаруживал, что зашел за "линию жизни" - полосу, отделяющую тротуар от велодорожки. По спине пробегал холодок, одним прыжком я оказывался на "своей территории". На тротуаре, где могут влачить жалкое существование пешеходы. На велодорожке всё так же, как в других странах на дороге, - друг друга опережают, "подрезают", останавливаются на своих велосипедных светофорах и рвутся вперед на только что загоревшийся зеленый. Своя насыщенная веложизнь. От которой нормальному человеку лучше держаться подальше…

Впечатляет парк такси. Когда в ряд стоят 6 "мерседесов" E-класса, которым максимум пара лет от роду…

На железнодорожном вокзале Копенгагена становится ясно, насколько мы далеки от Европы. Платный туалет в здании вокзала. Проход в заведение закрыт дверками типа применяющихся в метро. Привычной сотрудницы, принимающей деньги и пропускающей внутрь, нет. Но посетить-то заведение хочется. После некоторых наблюдений оказывается, что оплачивать нужно в автоматах, расположенных по сторонам от входа. Принимаются монеты и банковские карты. Вставляете карту, автоматически списывается сумма, вам распечатывается талончик с QR-кодом, который вы подносите под считывающее устройство. Затем дверки распахиваются - вуаля! - вы внутри. Оплата общественного туалета с помощью банковской карты для белоруса пока космос… 

Дорога после Копенгагена проходила через остров Фюн, мимо города Оденсе. К слову, перед въездом на Фюн второй платный мост, правда, уже дешевле. В Оденсе заехал пообедать ранее прихваченными в супермаркете продуктами. Тихий, спокойный, симпатичный городок. Из запомнившегося (раньше, видимо, просто не обращал внимания) - уличный компрессор для подкачки велошин.

Германия. Это уже не Скандинавия

После въезда в Германию пропадает ощущение абсолютной чистоты. Появляется заросшее травой барьерное ограждение на разделительной полосе, не такие ухоженные элементы дороги. То, на что раньше не обращал внимания в Скандинавии по причине нахождения в отличном состоянии, начинает бросаться в глаза в Германии. Как бросается в глаза и абсолютная правильность немецких водителей. Автомагистраль, три полосы в одном направлении. Справа - сплошная линия разметки, потом асфальтированная обочина шириной с обычную полосу движения, потом барьерное ограждение. Весь поток начинает тормозить, три полосы останавливаются, пробка - и хоть бы один человек заехал на обочину. Для российских водителей такое поведение вообще дико, особенно для столичных. Почти то же самое можно сказать и про белорусов. Нарушать в такой ситуации даже как-то стыдно… 

Гамбург. Устрицы

Меньшая ухоженность касается и городов. На фоне "игрушечных" в плане ухоженности Стокгольма и Копенгагена появляются граффити и мусор в Гамбурге. И это нормально - большой портовый город. После скандинавских столиц Гамбург воспринимается простым и естественным. Уютным, что ли. Сами немцы к этому городу как-то по-особенному относятся. С теплотой. И практически все рекомендуют к обязательному посещению именно его, а не, допустим, Берлин или Мюнхен. Видимо, из-за особенной атмосферы города.

В силу удачного расположения на Эльбе, впадающей в Северное море, и наличия огромного порта в Гамбурге постоянно очень большой ассортимент свежей рыбы и морепродуктов. В районе Фишмаркета, знаменитого рыбного рынка, расположены небольшие производственные цеха и ресторанчики различных "рыбных" производителей. Людям, питающим слабость к морепродуктам, лучше сюда не заходить - уйти будет очень сложно. Ассортимент предлагаемых блюд поражает. Цены не низкие, но и не запредельные. В любом случае однозначно стоит посетить при возможности.

На посещение Гамбурга можно смело планировать несколько дней. Город, интересный к осмотру днем и не засыпающий ночью. Спортивные мероприятия, фестивали, концерты. Каждый найдет себе развлечения по вкусу.

Берлин. Город с тяжелой судьбой

После бурного, энергичного и беззаботного Гамбурга Берлин воспринимается совсем другим. В воздухе как будто витает какое-то спокойствие и грусть. В городе много туристов, но их суета, фотоаппараты, бурные обсуждения выглядят здесь инородными. Сам ритм жизни в Берлине как-то замедляется. В городе много достопримечательностей. Но для русского человека обязателен к посещению хотя бы один из памятников советскому солдату. Берлин для нас всегда будет ассоциироваться с Великой Отечественной войной и подвигом, который совершили наши деды. Один из мемориалов расположен в парке Тиргартен на улице 17 июня, недалеко от Бранденбургских ворот. Здесь время как будто останавливается. Фамилии, звания, годы жизни… Ребята, практически дети, погибли в тысячах километров от дома, совсем немного не дожив до Победы. Каждая фамилия - это отдельная судьба. Парни спасали не только свой дом, но и всю Европу. Правда, не каждый турист из этой самой Европы это понимает. Если поедете к памятнику и соберетесь купить цветы - сделайте это заблаговременно. К сожалению, нигде поблизости от мемориала цветочных магазинов обнаружить не удалось…

После посещения мемориала по Берлину ходишь с философскими мыслями. Например, та же Берлинская стена. Когда смотришь на, казалось бы, простую линию из булыжника или плитки, проходящую посреди проезжей части, и понимаешь, сколько человеческих судеб было искалечено бетонной стеной, стоявшей по этой линии не так давно, еще больше уходишь в себя. И как нельзя лучше под такое настроение подходят берлинские парки. Зеленые, красивые, тихие. В них ничто не мешает остаться наедине со своими мыслями.

Если в Берлине будет свободное время - покатайтесь на метро. Очень необычно ехать на метро по наземной эстакаде. Исписанные граффити бетонные стены, буйная растительность, мусор. Глядя на город из окна метро, никогда не скажешь, что находишься в столице мощнейшего европейского государства.

Берлин обязательно стоит посетить. Хотя бы на один день.

Польша. Когда ты пан

Единственные платные дороги по маршруту - автомагистраль от границы с Германией до Варшавы. Удобная и самая простая система оплаты - на въезде берешь талон, проезжаешь через шлагбаум, на выезде предъявляешь талон и платишь (наличные или карточка). Никаких приборов в автомобиль, никакой возможности через пару месяцев получить многотысячные штрафы. Сталкиваясь с простыми системами оплаты, сочувствуешь иностранцам, посещающим Беларусь. Чтобы оплатить проезд по дороге у нас, нужно прилично постараться…

Самые быстрые водители оказались в Польше - в остальных странах меня опережали редко. Притом не прочь с ветерком по Польше прокатиться и литовцы. Самым любимым "болидом" горячих польские водителей почему-то оказывалась Skoda Octavia. Машин на платной дороге от Германии до Варшавы совсем немного. Ситуация меняется на участке от Варшавы до Бреста - полос меньше, машин больше. Много грузовиков. Средняя скорость передвижения значительно падает. 

С посещения первой же заправки и далее везде очень режет слух обращение пан. Каждый раз ощущаешь себя аристократом. Настроение поднимается однозначно.

Варшава. Просто город

Возможно, я уже был насыщен информацией и впечатлениями или просто быстрее хотелось домой. Почему-то Варшава не вызвала каких-то особых эмоций. Аккуратный, симпатичный город. С красивым ухоженным парком. С возможностью для мотоциклистов парковаться бесплатно. Со сталинской высоткой, возвышающейся в центре и так не нравящейся полякам. С недорогим и очень хорошим хостелом. Вполне подходящая для спокойного тура выходного дня.

В сухом остатке

Июль-2015. Поездка заняла 21 день, по суше пройдено 5000 км. Посещено 9 стран, осмотрено 9 столиц. Две паромные переправы, два платных моста, платная дорога, два моря. И впечатления, которые невозможно измерить.

Прибалтика

Довольно удобно посещать на автомобиле. Дороги хорошие. Цены как на еду, так и на проживание и топливо относительно невысокие, можно найти бесплатные парковки. Ехать из Беларуси недалеко, особенно из западных регионов. Самый большой минус - время ожидания на границе. Из трех прибалтийских столиц больше всего понравилась Рига.

Скандинавия

Если очень хочется посмотреть столицы скандинавских стран - лучше забыть об автомобиле. Можно воспользоваться автобусным туром - вас провезут, все покажут и расскажут. Можно доехать до Варшавы или Вильнюса любым видом транспорта и оттуда слетать на самолете в любую из столиц - найти билеты по очень приятным ценам будет несложно. Особенно этот вариант актуален для Осло и Копенгагена. Можно доехать на автомобиле до Таллина, оставить авто и воспользоваться паромом. Судоходные компании предлагают различные варианты однодневных туров в Хельсинки и Стокгольм. Отпадает самый главный вопрос - парковок. 

Но неудобство использования авто касается только столиц. Ситуация кардинально меняется, если вы решите посмотреть всю Скандинавию, посетить малонаселенные уголки, отдохнуть на природе. Дороги хорошие и почти все бесплатные. Палатку можно ставить практически везде, за небольшими исключениями. Природа и свежий воздух располагают к отдыху "дикарем". В такой поездке на машине может отпугнуть только стоимость топлива и продуктов. Остальное - только плюсы.

Германия

Планировать поездку на машине есть смысл в случае продолжительного тура по всей Германии либо по нескольким странам с посещением Германии в том числе. Дороги хорошие и пока бесплатные, стоимость топлива среднеевропейская. Нормальные условия для автомобильного туризма. Но ради одного-двух городов или непродолжительной поездки лучше воспользоваться автобусом или самолетом.

Польша

Находится рядом, стоимость платных автомагистралей невысокая. Цены на топливо, питание, проживание - всё это также располагает к посещению. Если есть свободные выходные, виза и желание выехать на машине за пределы страны - почему бы и нет.

У каждого человека - индивидуальное восприятие посещаемых стран и сугубо личные впечатления от увиденного. Я же постарался отразить свой опыт, который, возможно, кому-то пригодится при планировании поездки по этому маршруту. Хочется пожелать всем любителям путешествий иметь возможность хоть изредка реализовывать свои желания. Всем, кому в удовольствие колесить по неизведанным странам за рулем, - ни гвоздя, ни жезла, ни камер фотофиксации.

P.S. На данный момент на вопрос "Куда лучше съездить на неделю-две на машине?" моим ответом будет "Грузия. Или Румыния. Необычайная душевность и гостеприимство или великолепные серпантины с выбросом адреналина". Но для каждого выбор будет своим. Нужно только пробовать.

Александр ДЕЖКУНОВ
Фото автора
Специально для ABW.BY

 

 

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое