Cтраны Балтии глазами белоруса, или История одного мотопутешествия. Часть 2. Как договариваться с финскими полицейскими

14715 9
Cтраны Балтии глазами белоруса, или История одного мотопутешествия. Часть 2. Как договариваться с финскими полицейскими

Вчера мы опубликовали первую часть большого путешествия Александра Дежкунова по странам Балтии. За плечами Литва, Латвия, Эстония и паром до Хельсинки. Сегодняшний рассказ будет посвящен странам Северной Европы. С их строгими полицейскими, невероятно высокими ценами и скандинавским спокойствием. Поехали!

Финляндия. Первый раз…

Перед посадкой на паром, идущий из Таллина в Хельсинки, разговорился с россиянином, возвращавшимся с семьей из Эстонии на микроавтобусе. Он в общих чертах ввел меня в курс дела касательно парковок, скоростного режима и величины штрафов за игнорирование ПДД в Финляндии. Сообщил, что в Россию по почте приходят "письма счастья", какие там прописаны цифры и на сколько лет лишают визы при неуплате штрафов. В общем, застращал основательно. У меня даже возникли сомнения, стоит ли посещать эти страны. Но прикинув, что без "шенгена" вполне себе можно прожить три года, загрузился на паром и отплыл в Финляндию.

Хельсинки. Дождливо, дорого, спокойно

С момента высадки с парома и до вечера шел дождь. Машин мало, движение спокойное. В центре на проезжей части много брусчатки, что при передвижении на мотоцикле в дождь не особо радует. Первая встреча с паркоматом, первые и последние за поездку оплаченные 4 часа парковки в городе, дальше парковка для мотоциклов была либо бесплатной, либо полагался на "авось". Парковка, как и хостел, оказались не в самом центре, поэтому "всего" 1 евро в час за парковку. Через 2 часа после первой оплаты пришлось идти под дождем и повторять процедуру. Из хостела из-за дождя выходить не хотелось. С учетом того, что предполагалась всего одна ночь в Хельсинки и выезд на следующее утро в Турку, пришлось пойти прогуляться. Дороги ремонтируют вечером и ночью. 

Туристов немного (возможно, из-за погоды). В пасмурный вечер особого великолепия города не рассмотрел. Уже начинает бросаться в глаза наличие велодорожек и велосипедистов. Платная парковка делает свое дело. Заскочил перекусить в "Макдональдс": средняя порция картофеля фри и средний стакан колы - 8 евро. В общем, город как город.

Особенность региона - частое и быстрое изменение погоды. Если при выезде из Хельсинки было ясно и солнечно, то на протяжении пары сотен километров погода менялась раз 5. Самое неприятное - когда в хорошую погоду впереди по курсу небольшая, но темная тучка. Точно знаешь, что под ней выпадают осадки, но так лень останавливаться и одевать дождевик. И едешь в надежде, что не зацепит. Однако, как правило, подъезжаешь к туче, затем проезжаешь под основательным дождем минут 5, и снова ясная погода. Но за эти 5 минут насквозь промокает обувь, и дальше под солнышком едешь, хлюпая водой в мотокроссовках. И сохнут они совсем не так быстро, как намокают, что весьма неприятно. А ехать все время в дождевике тоже неудобно - жарко. Хорошо, когда или постоянно ясно и тепло, или когда все время идет дождь. 

По дороге в Турку погода была переменчивой, по приезде я был очень рад тому, что вроде как погода стабилизировалась, светило яркое солнце.

Турку. Вышибалы в форме полицейских

"Едет карета по улице темной,
В ней два легавых сидят.
Я между ними с руками связными,
В спину два дула глядят…"

Приехал в Турку во второй половине дня. Оставив мотоцикл и вещи, переоделся в "гражданское" и решил пройтись по городу. Неспешно прогуливаюсь, фотографирую, наслаждаюсь теплым вечером, ясной погодой и пением птиц. Жизнь прекрасна. Вдруг сзади по тротуару подъезжает полицейский VW Т5, оттуда выходят два полицейских и направляются в мою сторону. Фактурные такие, лысые ребята, ориентировочно лет 35 и 45. Если бы не полицейская форма, вполне бы сошли за вышибал из какого-нибудь заведения. Но в глазах читался интеллект. Раскланялись. Дальше с одним из них, тем, что помладше и, видимо, чином ниже, происходит диалог. С учетом моего школьного английского, "отточенного" в турецких и египетских отелях, и его примерно такого же, полноценным общением это назвать сложно. Но понимали мы друг друга прекрасно. 

Диалог примерно следующего содержания.

Он: Здравствуйте. Будьте любезны, предъявите ваши документы.

Впадаю в некий ступор и думаю: я не за рулем, какие тут могут быть документы? Начинаю понимать, что он хочет видеть что-то наподобие паспорта. К слову, раньше нигде и никогда на улице у меня документы не проверяли, я привык к тому, что паспорт нужен в банках, при пересечении границ, оформлении различных документов и т.д. Но в его взгляде читалась неприятная настойчивость - он хотел видеть документ.

Я: Паспорта и водительского с собой нет, оставил в мотоэкипировке.

Он: Кто, откуда, куда, что здесь делаете?

Я: Широко известный в довольно узких кругах путешественник, еду на мотоцикле туда-то и оттуда-то, в Турку ночую, завтра утром на пароме еду в Швецию.

Он: Почему вы не взяли паспорт с собой?

Я (немного лукавя): В моей стране не обязательно все время носить с собой паспорт. Здесь я пошел прогуляться и даже не подумал взять его с собой.

Он: Вы сейчас не в своей стране. В Евросоюзе вы обязаны все время иметь паспорт с собой.

Вижу, что все мои пояснения его не очень удовлетворяют. Перебрасывается парой фраз на финском с начальником, обреченно вздыхает (на лице отображается долгая борьба двух диаметрально противоположных решений), оба надевают грубые матерчатые перчатки. Меня мгновенно начинают посещать не самые позитивные мысли. Вряд ли они надели перчатки, чтобы торжественно со мной распрощаться.

Он: Достаньте и передайте мне все вещи, которые у вас есть.

Все, думаю, приехал. Отдаю планшет, телефон, фотоаппарат и бумажник. Начальник достает специальную матерчатую сумочку и пакует туда все мои вещи. Далее очень (!) тщательно обыскивает сверху донизу. Любезно распахивает задние двери "кареты" и приглашает занять места согласно купленным билетам. На этом этапе меня охватывает нешуточное волнение. Ладно с девайсами, но в кошельке карточка и вся наличность. Находясь неизвестно где, перспектива остаться вообще без денег абсолютно не радовала. Очень не хотелось сидеть в переходе с протянутой рукой, собирая деньги на бензин до дома.

Я: Будьте любезны, отдайте бумажник.

Он: Нет, мы не имеем права. Присаживайтесь.

Я: Отдайте бумажник. Там все мои деньги. Мне так будет спокойнее.

Он: Не переживайте, нам не нужны ваши деньги. Присаживайтесь.

Спокойствия мне эта фраза не добавила ни на йоту. Но понимаю, что дальше пререкаться не имеет смысла. Залезаю в фургон, в "vip-зону", только лишь с надеждой на лучшее. Отсек шириной сантиметров 80, пластиковые лавки с двух сторон, на окнах решетки. Большое окно в кабину. По центру "моей" комнатки на потолке глазок видеокамеры с обзором 360 градусов. Перед полицейскими приличного размера монитор, на котором я отображаюсь во всей красе. Также монитор выполняет функции навигатора. Утешает одно - сумка с моим скарбом лежит на панели на видном месте. Минут через 15 прибываем в участок. Здание П-образной формы с въездом во двор. Заводят в "опорку", предлагают присесть на пластиковую скамейку длиной метра 3, предназначенную для "почетных гостей". Комната с тремя рабочими местами - столы, стулья, компьютеры. На стол возле клавиатуры кладут сумку с моими пожитками. С блокнотиком и ручкой подходит ранее общавшийся со мной полицейский: "Продиктуйте мне ваше имя и фамилию".

Я понимаю, что с таким подходом мероприятие затянется, и прошу у него блокнот и ручку. Пишу свои паспортные данные с номером паспорта, датой выдачи и т.д., регистрационный номер мотоцикла и дату выдачи визы. Затем проходит примерно час с какими-то его звонками другим службам, поиском по базам в компьютере и т.д. Мне ничего не остается, как просто это все созерцать. Тем временем через стеклянную входную дверь видно, что во двор заезжает еще одна машина - привозят очередного бедолагу. Но, видимо, сильно уставшего. Полицейский сначала заходит в здание, выкатывает оттуда тележку-платформу, подгоняет ее к задней двери фургона, аккуратно перегружает клиента из фургона на тележку и увозит в помещение. Сервис…

Доблестные полицейские за час не нашли ничего. Абсолютно. В конце концов начали искать хоть какую-то информацию обо мне в социальных сетях и уже было обрадовались, но я их поспешил огорчить - они нашли моего двоюродного брата из Минска, имеющего такие же имя и фамилию. Грустные лица, всё более частые взгляды на часы - время подходило к 7, видимо, у них заканчивалось дежурство. Но и мне было невесело - меня могли оставить на ночь до выяснения, а рано утром отходил мой паром. Вдруг по прошествии полутора часов одному из них пришла гениальная мысль - съездить к месту нахождения паспорта. Возвращают мне все мои вещи (видимо, вызвал уже какое-то доверие), загрузка в "карету", быстро мчим в обратном направлении. Сканируют паспорт, фотографируют мотоцикл. На просьбу сфотографироваться вместе на память отвечают категорическим отказом. Раскланиваются и уезжают. В итоге вечер потерян. Непонятно только одно - по какому признаку у меня решили проверить документы? Обычная одежда - джинсы, майка, кофта, кроссовки. Возможно, внешность необычна для этого региона. Непонятно… Поэтому настоятельный совет всем путешествующим - постоянно носите паспорт с собой. Не каждому будет интересно провести пару часов в "опорке", пусть и финской…

Паром Турку - Стокгольм. Небольшой морской круиз

На выбор было два парома: один выходил вечером и прибывал утром (110 евро), второй выходил утром и прибывал вечером (55 евро). Мой выбор был очевиден. Хотя европейцы другого мнения - спросом пользуется именно ночной паром. Если для большинства европейцев это просто общественный транспорт, то для нас - небольшое морское путешествие. 

Если вы нечасто пользуетесь услугами паромов, то моя рекомендация - плывите днем. Насладитесь красивыми видами. Можно прогуляться в кафе или duty free, можно сидеть на палубе и дышать морским воздухом, можно спать в каюте. В общем, здорово. 

В 55 евро входила смешная доплата 6 евро за двухместную каюту. В каюте туалет, душ, радио, застеленные кровати. Все чисто и аккуратно, сервис на высоте. Так как цена за каюту, то находился в ней один. 

11 часов на пароме пролетели незаметно, вечером я уже выгружался в Стокгольме.

Стокгольм. Красивый город

Возможно, положительное впечатление Стокгольм оставил по причине хорошей погоды. Только на момент выгрузки с парома моросил небольшой дождь. Весь следующий день было тепло и солнечно, что весьма благоприятствовало осмотру города. На улицах много туристов и велосипедистов. Интересная архитектура, много памятников, парков, все очень аккуратно. Цены как везде в Скандинавии: лаваш с кусочками курицы, соусом, пепси и кофе в забегаловке Friday’s - 25 евро. Билет в метро (кстати, весьма необычное) - 5 евро. Все та же ценовая "проблема" парковок. 

Осло. Когда всё очень неспешно

Небольшой и, казалось бы, ничем не примечательный город. Ритм жизни очень размеренный. Никто никуда не торопится. Мало машин, много катеров и яхт. Именно плавсредства отражают уровень благосостояния граждан.

Водители очень медлительны (самое культурное слово, которое можно подобрать), поток за городом тоже едет медленно. И с учетом особенностей движения нужно быть начеку. Собственный пример. Окраина Осло в районе парка Вигеланда. Дорога упирается в небольшое кольцо, с которого пару съездов. Впереди меня одна машина, едем 40 км/ч. Все съезды просматриваются - нигде нет ни одной машины, кроме той, которая впереди. Ни одной даже теоретической помехи. Проанализировав ситуацию, опускаю глаза на навигатор, чтобы сориентироваться. И исподлобья вижу приближающийся задний бампер. Начинаю оттормаживаться, но не хватает буквально полметра. Колесо упирается в бампер. Колесо немного подвернуто, сил удержать мотоцикл не хватает - почти на нулевой скорости кладу мотоцикл на бок. Оказывается, этот "любезный" водитель остановился перед пешеходным переходом, расположенным прямо перед кольцом, чтобы пропустить приближающегося (!) к переходу пешехода, которому нужно было еще топать метров 5 до перехода. Я от возмущения и злости чуть не лопнул. Водитель даже выходить не стал, поехал дальше. Итог временной потери концентрации - пара царапин на пластике и кофре и испорченное настроение. В Норвегии от идущих впереди машин лучше держаться подальше. Местные водители очень любят подтормаживать…

Бонусом в посещении Осло стало море. Как ни парадоксально, но вода в заливе Северного моря была гораздо теплее воды Балтики в Юрмале, расположенной значительно южнее. И если в Юрмале по ощущениям вода была не теплее 15 градусов, то в Осло температура воды была не ниже 20. Провел в воде минут 30-40, выходить совсем не хотелось. Северный курорт…

Осло стал самой дальней точкой путешествия. После него началось мое возвращение. Но что-то пошло не так, мотоцикл отказался везти. О том, как я ремонтировал своего "японца" в полевых условиях, - совсем скоро.

Следите за сайтом!

Александр ДЕЖКУНОВ
Фото автора 
Специально для ABW.BY

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое