Cтраны Балтии глазами белоруса, или История одного мотопутешествия. Часть 1. Дорого. Нет, не так - очень дорого!

23706 18
Cтраны Балтии глазами белоруса, или История одного мотопутешествия. Часть 1. Дорого. Нет, не так - очень дорого!

Белорусский мотопутешественник Александр Дежкунов хорошо знаком читателям ABW.BY. В прошлом году он поделился с нами своим отчетом о поездке вокруг Черного моря: 8 стран, 18 дней и 7500 км наедине с мотоциклом заслуживают уважения и даже где-то зависти. Но сегодня мы будем завидовать еще больше. Потому что Александр, как и обещал, отправился в очередное путешествие. На этот раз - по странам Балтии. Сегодня - первая часть его приключений в формате дорожных записок. 

В принципе любителям путешествий нет особой разницы, куда ехать. Если выдается возможность посетить красивые уголки Родины или открыть для себя новые страны - сборы, отъезд, дорога, удовольствие. Другой вопрос, что возможность эта выдается редко по разным причинам. Время, финансы, здоровье и т.д. В этом году я очень хотел посетить большинство стран Западной Европы. Но с учетом огромного количества достопримечательностей по пути и подхода "не просто ехать, но и что-то смотреть" времени на такую поездку требовалось не меньше месяца. Затраты и пробег вырисовывались значительные. Состояние здоровья на момент поездки тоже накладывало определенные ограничения. И какими бы сильными ни были "хочу", пришлось искать вариант попроще.

"Околобалтийский" маршрут был выбран как разумная альтернатива. Без спешки поездка укладывалась в имеющиеся в наличии 3 недели, расстояние по маршруту небольшое. Вернуться домой в случае резкого ухудшения здоровья можно было достаточно быстро. Страны красивые, погода в них в июле не жаркая, что весьма актуально при поездке на мотоцикле. Дороги хорошие и практически все бесплатные. Чего еще желать? В путь!

Виза делалась литовская. В Гомеле в этом году открылся литовский визовый центр, что облегчало задачу - отпадала необходимость два раза посещать Минск. Визу запрашивал однократную на 30 дней. Видимо, по доброте душевной сотрудники литовского консульства выдали многократный "шенген" сроком на 30 дней с трехмесячным "коридором".

Миссия - вырваться в Европу

Родина отпускала неохотно. Погранпереход "Каменный Лог - Мядининкай", довольно жаркий будний день. Подъезжаю к границе, машин 30 впереди. До этого дня я думал, что в "Новой Гуте" (граница с Украиной) работают медленно. Прикинул, что очередь на час максимум, объезжать не стал. Тем более что еще нужно было роуминг включить, документы переложить, сделать несколько телефонных звонков. Минут за 20-30 закончил свои дела. Очередь из легковых машин на прежнем месте, грузовики движутся. Еще минут через 10 подъехали сотрудники ГАИ, предложили объехать очередь и поинтересоваться, может, пограничники пропустят. В большинстве стран это нормальная практика - пропускать мотоциклистов без очереди. Но не у нас. Объехал очередь, стою перед светофором рядом с "коллегой" на мото из Москвы. Он направлялся в Калининград. Решили подъехать вдвоем к пограничнику и поинтересоваться возможностью внеочередного проезда. Ожидаемо (и к радости многих "добрых" соотечественников-автолюбителей) нас завернули. Стали то ли четвертыми, то ли пятыми в очереди - нас пропустила перед собой веселая компания молодежи. Сложилось стойкое ощущение, что на этом погранпереходе не работают вообще. 

Стоя пятыми в очереди, мы въехали в Литву только часа через полтора. Возле будки с паспортным контролем простояли минут 30-40, и все это время не выходил никто. Вообще никто. Суммарно простояли под три часа на границе, находясь практически впереди очереди… На этом погранпереходе просто не работают. В течение этих часов, общаясь с российским коллегой, основной шуткой у нас была зарисовка - при обнаружении какого-либо "косяка" с нашей стороны (просьбы пропустить без очереди, нашей неудачной шутки про скорость и качество работы таможенников и т.д.) у сотрудника таможни поднимается рука, и, направляя указательный перст в сторону въезда со стороны РБ, он уставшим безразличным голосом произносит нам: "В конец очереди!" И при той жаре и нулевой скорости продвижения очереди это был бы приговор…

Дальше до момента возвращения в РБ из Польши через Брест границ не было вообще никаких. Зачастую трудно было определить, ты уже въехал в другую страну или нет. Просто информационный знак - и всё. Отсутствие хоть каких-то границ в Европе еще одна из причин, по которой люди там много путешествуют. Но нам об этом пока остается только мечтать…

Несколько полезных советов в дорогу

Перед кратким описанием посещаемых стран и их приспособленности к путешествиям на своем транспорте - небольшое пояснения к "дешевой альтернативе" отелям, которой я активно пользовался на всем пути.

Хостел - общежитие. Самый дешевый вид проживания. Время заселения/выселения такое же, как и в отелях. Как правило, количество проживающих в одной комнате - от 4 до 16 человек. Бывают исключения в большую сторону. Кровати в основном двухъярусные, реже встречаются обычные, крайне редко - трехъярусные. В комнатах мужчины и женщины чаще проживают отдельно, хотя в наиболее дешевых хостелах проживание совместное. Душ и туалет, как правило, в коридоре, иногда встречаются в комнатах. Довольно часто в хостелах имеется общая кухня, где можно приготовить что-нибудь, сделать себе чай или кофе. Почти везде есть wi-fi. Постельное белье, как правило, включено в оплату, но иногда за него требуется доплата (или можно пользоваться своим). В комнатах имеются запираемые шкафчики для ценных вещей, но нужно иметь свой небольшой навесной замочек. Почти всегда возле кроватей расположены розетки.

До этой поездки я никогда хостелами не пользовался. Но цены на отели в Европе непомерно велики - с точки зрения среднестатистического белоруса и заработной платы в РБ. Поэтому во время этой поездки я жил в хостелах, практически самых дешевых. Но для объективности стоит сказать, что бронировал я их за день до заселения, в разгар туристического сезона и как можно ближе к центру, поэтому не исключено, что в других ситуациях цены на проживание в хостелах в данных городах будут ниже.

И если изначально я довольно скептически относился к подобному типу проживания, то после полученного опыта считаю его самым правильным для путешественника. Хостел не подойдет семьям с маленькими детьми и требовательным в плане комфорта людям. Но если вы турист, весь день на ногах, осматривая достопримечательности, приходите в хостел поздно вечером переночевать и с утра опять убегаете - это оптимальный вариант. Основной контингент - европейская и азиатская молодежь лет 20-25, путешествующая на поездах, автобусах и самолетах, авто- и мотопутешественники различных возрастных категорий и гастарбайтеры (последние встречались несколько раз). Днем в хостелах практически никого не было, все приходили вечером. Ночью почти везде была абсолютная тишина, один раз только какой-то товарищ тренировал мое терпение довольно громким мелодичным храпом. Но с учетом того, что он спал на первом ярусе кровати, а я над ним, то небольшое "землетрясение" с эпицентром на втором этаже быстро исправило ситуацию. Больше никаких негативных моментов проживания замечено не было.

Если вы едете на авто, возьмите с собой как минимум чай/кофе/сахар, чашки, ложки и маленький чайник/кипятильник. В некоторых хостелах, где нет кухни, они пригодятся.

И напоминание по заправкам для автолюбителей: практически на всех заправках за пределами РБ cначала заправляетесь - потом оплачиваете. На заправках Statoil (возможно, и на каких-то других), если бензин сразу не течет, на ЖК-табло заправочной колонки нужно выбрать язык диалога и место оплаты - картой или в магазине. При выборе оплаты в магазине заливаете бензин в бак и идете в магазин оплачивать. Картой или наличными. В Латвии попалась одна полностью автоматическая заправка. Раньше с такими сталкиваться не доводилось. Никакого обслуживающего персонала и "магазина" с оператором нет. Обошел вокруг колонки несколько раз и только затем не без труда скумекал, что придется иметь дело с искусственным интеллектом (борьба намечалась явно неравной). Колонка "ест" купюры евро и карты. Но на классических заправках как-то сподручнее…

Литва. Вильнюс. Цеппелины

Самый дешевый хостел за всю поездку - в Вильнюсе, 8 евро/сутки. Там же самый дешевый полноценный ужин в кафе: суп с лесными грибами, цеппелины с мясом и сок - 10 евро. В принципе самые низкие цены из посещенных стран. Небольшой симпатичный город, где приятно прогуляться вечером как по окраинам, так и в центре.

В хостеле оказался в одной комнате с мотопутешественником из Словакии, который ехал на точно таком же мотоцикле и практически тем же самым маршрутом, только по часовой стрелке вокруг Балтики. В процессе беседы выяснилось, что не только для нас существует проблема виз, - некоторые европейские путешественники хотят посетить Россию, но стоимость и срок изготовления российской визы зачастую становятся преградой. Но что-то подсказывает, что процент таких желающих не слишком высок. 

Латвия. Рига. Родина советских шпрот

Находясь в Риге, отскочил в Юрмалу - увидеть концертный зал "Дзинтари" и искупаться в Балтийском море. По идее курорт, как-никак. Юрмала не впечатлила - обычный курортный городок. "Дзинтари" в жизни в разы скромнее и проще, чем с экрана ТВ. Хотя звезд российской эстрады на афишах предостаточно и концерты проходят довольно часто. Море не впечатлило еще больше. Не знаю, какая температура воды была, но по ощущениям не больше градусов 15. Искупался только потому, что уже приехал. Удовольствия не доставило, чуть не околел. Если выбирать курорт для пляжного отдыха, то точно не Юрмалу. Хотя если вы морж…

Как ни парадоксально, но в Риге нашлась аномально дешевая полноценная охраняемая стоянка за "1,5 еврика в сутки" (цитирую сторожа, говорящего по-русски без акцента). Стоимость проезда в троллейбусе - 2 евро.

Довольно интересно погулять в историческом центре. Главное, чтобы способствовала погода. Очень медленно выезжая из центра под дождем по мокрой и скользкой брусчатке, был слишком сосредоточен на покрытии и не заметил знак "Въезд запрещен" перед каким-то подъездом к правительственному зданию. Выехал прямо на полицейского, который мне любезно сообщил о наличии "кирпича". Уже прикидывал, во сколько обойдется "дерзкое нарушение", но был приятно удивлен - страж порядка просто попросил развернуться и выехать правильным путем. Да, это определенно не Украина…

Эстония. Таллин. Stopp

Эстония встретила прохладным душем в прямом и переносном смысле. Пасмурная погода, периодический дождик, сильный ветер и уже "скандинавская" цена за чашку кофе на первой же попавшейся заправке - 3,3 евро.

Почему-то при въезде в Таллин вспомнился штамп про медлительность эстонцев - информационная табличка STOP, обозначающая место остановки перед светофорами и т.п., у них пишется STOPP. Читаемая сквозь капли дождя, стекающие по стеклу шлема, эта табличка каждый раз почему-то особенно веселила…

Старый город симпатичен и компактен, в принципе и сам Таллин достаточно небольшой. Наиболее "европейская" из прибалтийских столиц как по современным зданиям в центре, так и по уровню цен. Опять же в восприятие города погода внесла свои коррективы. Но, несмотря на дождь, Таллин понравился. Вполне можно было задержаться еще на денек. Но, к сожалению, этого самого денька в наличии нет, нужно ехать дальше. Ведь впереди основная цель маршрута - скандинавские страны. 

Паром Таллин - Хельсинки. "Цигель-цигель, ай-лю-лю, "Михаил Светлов"!"

По Балтийскому морю ходит множество паромов различных судоходных компаний, которые занимаются перевозкой пассажиров, транспорта и грузов. За свою поездку я два раза пользовался их услугами. Цены варьируются в зависимости от сезона, времени рейса, вашего транспорта и т.д. Билет в одну сторону на паром Таллин - Хельсинки на 1 пассажира и мотоцикл стоил 39 евро. Этот паром был немного дешевле, так как выходил в середине дня и шел 4 часа, в то время как на утренние и вечерние паромы, идущие 2 часа, цена была 49-59 евро в зависимости от времени. Оплатить билет можно через сайты компаний, а при погрузке на паром просто предъявить паспорт - вам распечатают посадочный талон (при бронировании каюты - он же ключ-карта от входной двери в каюту) - и добро пожаловать на борт. Все очень четко и быстро. 

Абсолютное большинство перевозимого транспорта - легковые автомобили. На борту всё необходимое: каюты, магазины, бары, рестораны, детские игровые комнаты и т.п. Качки не чувствуется, сложно определить, плывет паром или стоит на месте. Приятно сидеть солнечным днем на палубе, любуясь красивыми видами за чашечкой кофе и отгоняя назойливых чаек. Только перед покупкой билета изучите предложения различных судоходных компаний - цены на билеты могут серьезно различаться.

Скандинавия. "Колькi-колькi?!"

Первое, что приходит на ум после посещения скандинавских стран, - дорого. Нет, даже не так - очень дорого. Уровень цен здесь один из самых высоких в Европе. А для белорусов вообще запредельный. Отправляясь сюда, нужно все время об этом помнить. Достопримечательности опустим, только вскользь заметим, что они в основном находятся в центрах городов. Дальше станет понятно, почему это актуально для автомобилистов.

Цены примерно одинаковы во всех скандинавских странах. Единственная возможность питаться по "земным" ценам - обычные продуктовые магазины. Которые, кстати, в центре города довольно сложно найти. Что больше всего раздражало - питьевая вода 0,5 л по 2-3 евро (даже на заправках) и кофе по 2,5-3,5 евро (в том числе на заправках, в "Макдональдсе" и т.д.). Это из того, что употребляется часто.

Стоимость проживания тоже достаточно высокая. Сутки в хостеле обходятся от 30 евро, в отелях - примерно от 100 евро.

Дальше то, что касается автомобилистов и может перечеркнуть возможное посещение этих стран на авто. Это парковки (произносить с трепетом!). Бесплатных парковок в центрах городов практически нет. И даже близко к центру нет. Чем ближе к центру, тем дороже. Бесплатны многие парковки ночью, например с 9 вечера до 9 утра. Оплатить вы можете, как правило, не более двух часов. Средние расценки - 1-2 евро за час. То есть приехали вы в хостел, который в центре, или из хостела в центр смотреть достопримечательности, и вынуждены каждые 2 часа (а где-то и час) бегать к авто и "кормить" паркомат монетами. Этакая незатейливая будка, в которую вы засыпаете кровно нажитые евро, а в ответ получаете талончик с указанием времени, до которого можете стоять. Талончик кладете на панель под лобовое стекло и уходите спокойно гулять (если сможете, сознавая, что 2 часа парковки стоят 4 евро). Представители контролирующего органа прогуливаются вдоль парковки и изучают наличие и содержание талончиков. Вышло время - штраф, нет талончика - штраф. То есть мало того что ходить 6 раз нужно, чтобы оставить авто на 12 часов, так это еще будет стоить 24 евро. Вот такая простая и незавидная арифметика. Поэтому в столицах скандинавских стран автомобилей не больше, чем у нас в райцентрах. Очень немного. Это не Минск, даже не Гомель по количеству авто. Как сказал мой друг, постоянный читатель АBW, "это не у нас, где можно взять за тысячу видавший многое "Гольф" и ездить, не зная проблем. Там надо платить всегда". Штраф за парковку между тем 60-70 евро. Бензин тоже недешевый - 1,4-1,6 евро. Дороги, правда, отличные.

На дорогах очень много домов на колесах и прицепов-дач. Особенно на участке от Осло до Копенгагена, проходящем вдоль моря. Люди много путешествуют на своих авто. Интересная особенность - свои прицепы-дачи они таскают обычными автомобилями. Это не какие-то там рамные джипы. Больше всего "тягачей" - универсалы D-класса, потом идут седаны D-класса. Затем кроссоверы, автомобили C-класса, минивэны. Тянущий прицеп внедорожник я видел всего раз - это был Land Cruiser Prado. Также разок видел противоположную "аномалию" - приличного размера прицеп-дачу вполне бодро буксировал автомобиль по размерам чуть меньше Toyota Yaris и чуть больше Daewoo Matiz. При этом обычный бортовой прицеп на трассах в Скандинавии я также встретил всего пару раз. И как вполне логичный вывод - приобретая автомобиль с фаркопом из этих стран, можно легко догадаться, какая "бабушка" какой "мешок картошки" возила на своем "Зубренке" с дачи… 

Много машин местных производителей - Saab и Volvo. Много красивых (с точки зрения истинных автолюбителей) машин. Это и раритеты в идеальном состоянии, и огромные американские купе и кабриолеты 70-80-х годов, и просто ухоженные старые машины. Люди, имеющие средний и высокий доход по их меркам и огромный по нашим, не бегут за новым BMW 7-Serie или Audi A8 в салон. Они покупают и содержат не менее дешевые, но более душевные автомобили. И это здорово. Когда опережаешь поток по левой полосе, а за обычным прицепом-дачей, двигающимся попутно в правой полосе, открывается "тягач" - красивейшее купе Cadillac 1970-х годов с водителем преклонного возраста за рулем, неспешно едущим свои 90 км/ч, сбрасываешь скорость, любуешься авто, с улыбкой показываешь водителю большой палец. Он тоже с улыбкой машет в ответ. Исчезает языковой барьер, поднимается настроение. Очень приятно наблюдать на дороге такие машины.

Александр ДЕЖКУНОВ
Специально для ABW.BY
Фото автора и из архива редакции

Уже завтра мы опубликуем продолжение приключений Александра, где он расскажет, как нужно общаться с финской полицией, чтобы не провести пару часов в “опорке”. Следите за сайтом!

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое