Путешествие по лучшей дороге Восточной Европы. Часть 1. Единственный в Беларуси бюст Костюшко, "Белая" вежа и граница с Польшей

25058 6
Путешествие по лучшей дороге Восточной Европы. Часть 1. Единственный в Беларуси бюст Костюшко,

Открыв для себя в прошлом сезоне дорогу в объезд Беловежской пущи, в этом году Алексей Хвощинский решил доказать, что для звания лучшей во всей Восточной Европе ей не хватает всего ничего - грамотной «раскрутки». Потому что все остальное – идеальный асфальт, обустроенные места для отдыха, уникальные достопримечательности -  у этой дороги уже есть.

Знакомьтесь, пока в теории: это лучшая в республике дорога. Дорога, которой до сих пор нет на картах. О ней мы уже не раз писали: во-первых, когда ехали домой из экспедиции «Беларускае памежжа», во-вторых, когда на мотоцикле сдавали  норматив на  «Железную задницу». Официально дорога была открыта в ноябре 2011 года. Ее общая протяжённость - около 200 километров. Дорога в объезд Беловежской пущи была построена буквально за полтора года: говорят, по личному распоряжению главы государства. По идее авторов проекта, на этой дороге должны были разместиться различные туристические объекты, что привлекло бы частные инвестиции, и, в конечном счете, повысило бы привлекательность пущи как самостоятельного туристического маршрута. Кроме этого, одной из причин называлось сближение городов Бреста и Гродно – эта дорога должна была соединить областные города новой современной трассой. В общем, построили, освоили, лес местами попилили, а дорога пустует. Туристы не едут, местным она не нужна, из Гродно в Брест люди продолжают ездить через Пружаны-Ружаны-Волковыск. Почему? Нам и самим интересно, поэтому отправляемся в сторону Бреста, где и начинается эта загадочная дорога в никуда.

Самый быстрый и верный способ обнаружить себя у западной границы страны – «встать» на трассу М1. Собственно, с утренней субботней зорькой в компании Mazda6 мы так и сделали. До места назначения не менее 350 км, поэтому есть время и к машине присмотреться, и главную дорогу страны исследовать поближе. Чуть выехав из Минска, понимаю, что «шестерка» нынче «заточена» не только под спорт – седан D-класса из страны Восходящего Солнца теперь стремиться и к комфорту. Дорога М1, кстати, тоже пытается быть комфортной. Пункты сбора оплаты потихоньку сносят, а вместо них - бездушные рамки, фиксирующие оплату в автоматическом режиме. Количество платных участков увеличивается, вся страна покрывается фотофиксаторами, а дороги лучше не становятся…

 

На этом фоне «ветряк», неспешно взмахивающий массивными лопастями над самой трассой, выглядит как иностранный гость. Это там задумываются над тем, как сэкономить природные ресурсы, как уменьшить энергетическую зависимость от других стран, мы же предпочитаем наказывать и «нагибать», ограничивать и запрещать. Думаете, сгущаю краски? А вы попробуйте, к примеру, поставить ветрогенератор на своем участке, а излишки энергии продавать государству. В деле экономии пока можно полагаться лишь на собственные силы. Хотя мотор у Mazda6 и так как будто пьет по капле: за городом на скорости до 100 км/ч просит около 5,5 л на 100 км пути. Здесь, напоминаю, 2,5 литра под капотом, 192 л.с. и 7,8 с до «сотни», если нужно. Поэтому так ехать по М1, понятное дело, сложно – выставляем на круизе 129 км/ч. В таком режиме с двумя пассажирами на борту, включенным ближним светом, мультимедийной системой и климат-контролем получается около 7,5 литров. Хотите верьте, хотите – нет. В конце концов, кому нужно, всегда может взять машину на тест-драйв.

Дорога в объезд Беловежской пущи начинается у погранперехода «Песчатка», однако по пути есть несколько мест, которые грех не посетить. Первый пункт в нашем плане – Жабинковский историко-краеведческий музей в деревне Малые Сехновичи. Что может быть интересного в провинциальном маленьком музее, который когда-то начинался со школьной экспозиции? Хотя бы то, что здесь между 1784 и 1790 годами жил Анджей Тадеуш Бонавентура Костюшко. Кроме того, здесь бережно хранят единственный в стране бюст национальному герою Польши, США, Литвы и Беларуси, почетному гражданину Франции.  Попасть сюда очень просто. С М1 нужно повернуть на Жабинку, проехать городок насквозь, а потом через 4 км по правой стороне увидите специальный знак.

К деревне ведет грунтовка, два километра, бояться ее не нужно. На первой же развилке установлен знак – нам правее. Бюст Костюшко виден издалека – герою войны за независимость Америки, которого до сих пор англичане вспоминают не лучшими словами, сейчас приходится на солнце «серебрянкой» отливать. К сожалению, такая краска пока единственный вариант бюст сохранить.  В прошлом году музей пытался собрать 80 млн на защитное покрытие из меди, но безуспешно. С ценой входного билета в 3850 рублей собрать самим такую сумму просто нереально. А государству за «дожинками» и «чемпионатами по хоккею», по-видимому, некогда.  

Меж тем, сама история появления бюста по-своему уникальна. Создан был в 1932 году известным польским скульптором Бальбиной Видацкой-Свитич, проживающей в то время в Кобрине. Был установлен  на месте памятника в честь первой крупной победы русских войск над Наполеоном. Бронзовый орел в 1920-м бесследно исчез, пьедестал пустовал. Бюст Костюшко простоял до 1951 года, потом оказался в Брестском краеведческом музее, а затем находился в фондах Кобринского музея Суворова. Того самого полководца, который и подавил восстание на наших землях. И только в 1988 году бюст привезли в Сехновичи.

Кем же был Костюшко? Если посмотреть на географию его перемещений, на список дел, то перед нами предстанет идеальный образ человека мира. Главный хранитель музейных фондов Владислав Скабук готов рассказывать о нашем национальном герое часами. Костюшко родился в семье шляхты средней руки, поэтому всего в своей жизни добивался сам. С 1765 по 1769 год учился в созданной Станиславом Понятовским Рыцарской школе в Варшаве — фактически военной академии, где готовили офицеров. Уже тогда за аскетизм, волю к победе и целеустремленность он получил от товарищей прозвище «Швед», потому что напоминал Карла XII. Тадеуш выбрал военно-инженерную специализацию и окончил эту школу в чине капитана, став одним из наиболее уважаемых кадетов.

Не найдя места в войске Речи Посполитой, потому что офицерскую должность на тот момент можно было только купить за большую сумму,  Костюшко еще несколько лет промаялся на родине, но уже в 1776 году выехал в Америку, чтобы в чине полковника сражаться в Войне за независимость североамериканских колоний Великобритании. Известность ему принес вклад его фортификации при обороне Тикондероги и при битве под Саратогой 1777 года. Впоследствии Тадеуш стал главным инженером Северной армии, однако по собственной инициативе перевелся на юг, где позиции революционеров были слабее. В признание его заслуг Конгресс США присвоил ему звание бригадного генерала американской армии и назначил такое жалование, что его хватило Тадеушу до конца пусть и не богатой, но безбедной жизни.  

И вроде пора было бы остановиться, однако Костюшко приложил свою руку и к успеху Тарговицкой конфедерации, и стал одним из главных организаторов национально-освободительного восстания на наших землях… Чтобы не превращать рассказ в лекцию по истории, обходим на счастье три раза дуб, который еще точно видел Костюшко живым. Седлаем Mazda6, заждавшуюся в тени деревьев, и едем дальше по дороге Р7, чтобы через 20 км оказаться в Каменце – еще одном знаковом для белорусов месте. Пока едем, то и дело шутим, что «буслы» нас преследуют всю дорогу…

Здесь расположена знаменитая «вежа», многими ошибочно именуемая «белой». На самом деле, Каменецкая башня впервые была побелена (и совершенно напрасно) лишь в начале 50-х годов прошлого столетия. Точная дата возведения башни неизвестна: исходя из сведений летописей летописи, ее "памуравалi" где-то между 1276 и 1288 гг. Толщина стен этого 30-метрового "столпа" достигает 2,5 м, а внешний диаметр - 13,5 м.

О самой башне очень рекомендую почитать на сайте города Каменец. Вот ссылка. Поверьте, описать историю в общем-то серьезного сооружения с таким юмором, но в тоже время без издевки, мало кому под силу. Оцените отрывок: «Короче, башня отвечала главному своему предназначению — обеспечивала эффективную защиту даже при небольшом гарнизоне. Был также сооружен вaл со рвом и деревянный замок площадью около 1600 кв.м, с тыла всё это прикрывалось речкой Лесной и болотцем. Много злобных недругов желали замутить масакру в нашем городке… Много повидал столп на своем веку…»

А из окон-бойниц башни виднеется еще одно примечательное здание этого городка – Каменецкая гимназия.

Строительные работы по возведению этого здания были закончены 22 июля 1930 года. Первоначально - семилетняя польская школа, которая называлась «повшехна», т. е. «для всех». Первых учеников было 30, из них 18 евреев, 3 поляка и 9 белорусов. Весной 2002 года начались работы по ремонту и реконструкции здания, во время которых под крышей была найдена бутылка с посланием от строителей. Послание пролежало под крышей 72 года: «Мы оставляем нашим потомкам в будущем наши имена и адреса». Кстати, "буслы" нас вновь не покидают...

Долго ли, коротко ли, но пора нам отправляться дальше. По дороге Р102, а затем по Р16 едем в сторону погранперехода «Песчатка». Ориентир для путешественников – деревня Пограничная. Как увидите заправку и необычный знак «Зона адпачынку. Заяц», знайте – вам сюда. Во-первых, потому что это начало лучшей дороги в Беларуси, а во-вторых, здесь прекрасное кафе с правильным персоналом и хорошей кухней. Перед дорогой нужно подкрепиться. Год назад мы познакомились с барменом Олегом, в этот раз нас снова приняли как самых дорогих гостей. За это время в плане сервиса ничего не изменилось – многим барменам из Минска есть чему поучиться у Олега. За прошедшее время поток клиентов увеличился, но не критично. Даже ЧМ по хоккею не особо помог. Поэтому все местные и Олег надеются на то, что обещанный к открытию осенью реконструированный пункт пропуска значительно оживит этот регион. Если пойдут потоки грузовых машин, если легковушек станет больше, район будет зарабатывать на транзите.        

На сим пока прощаемся. В этом месте дорога вокруг Беловежской пущи только начинается, поэтому впереди много неожиданных открытий.  В следующей части расскажем о том, как мы посреди колхозного поля отыскали летающую тарелку, наведались в деревню Рожковка, жителей которых в войну спасло настоящее чудо, а также заедем на хутор к старому знакомому Деду Тарасюку.

Следите за сайтом!

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
Фото Ольги-Анны Канашиц

ABW.BY

Выражаем благодарность компании «Атлант-М Холпи», официальному дилеру Mazda в Беларуси, за предоставленный для поездки автомобиль.

Как это часто бывает на наших дорогах, техника безопасности на строительных работах хромает

В Малых Сехновичах свои "авторитеты". Из машины выходить мы побоялись.

Также в музее с удовольствием покажут и расскажут, чем жили белорусские крестьяне в XVII-XX веках

Флажками обозначены страны, где проживал либо воевал Костюшко. Никакой ошибки не видите?

Американцы даже не смогли выплатить Костюшко всю причитавшуюся сумму, поэтому предложили делать ежемесячные переводы

В булочную, конечно, наши люди, может, на машинах и не ездят, а вот за сеном - пожалуйста 

 

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое