Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Бацька Нёман", M1NSK C4 250. Столбцы - Любча - Гродно - Августовский канал

25288
Вы уже знаете, что Дмитрий Новицкий отправился вниз по течению Немана с палаткой, газовой горелкой и мотоциклом M1NSK C4 250. Сейчас он рассказывает о том, что встретил в своем путешествии до Августовского канала.

Несколькими днями ранее недалеко от Узды я нашел исток Немана, а сейчас - чист, светел и весел - просто еду вниз по течению реки. Асфальтовые дороги не выбираю принципиально - что на них увидишь? Пробираюсь лесными тропами, наслаждаюсь воздухом, тишиной и красотой родного края.

Дозаправку сил сделал в кафе с очень "мотоциклетным" названием "Привал рыцаря" в Столбцах. Обед обошелся в 12 тысяч рублей - около 1 евро! Поэтому покидаю Столбцы в очень добром расположении духа, цитируя Якуба Коласа и "Новую зямлю":

"Вось скончан лес, і Стоўбцы блізка.
Туман на возера лёг нізка..."

"Туман на возера лёг нізка" - в этом и суть мотопутешествий. Главное, как и в любом путешествии, не торопиться: медленно, не спеша катить, разглядывая местность.

Нёманскія краявіды дадут сто очков многим заповедникам и заказникам. Причем всегда вдоль берега вьется дорожка: даже если в атласе ничего нет, можно смело ехать "пры беразе" - хороший вид вам обеспечен. Отключен телефон, компьютер строго дозирован - 2 часа в день на решение рабочих вопросов. Поэтому спокойствие и умиротворение в душе.

"Ціха цячэ ў нас Нёман, ціха і сумна, як час па расстанню... Паволі, ступою, моў, скуты журбою - льецца, як срэбра" (Язэп Лёсік).

Конечно, если сказал "нет" асфальту - будь готов к определенным внедорожным приключениям. Больше всего меня смущают лужи. Штатные асфальтовые шины очень "скользкие" в грязи. То, что они буксуют, еще полбеды - в поперечном направлении зацепа нет вообще, страшно упасть со всеми вещами в грязь. Поэтому еду аккуратно, благо мотоцикл конструктивно очень неплох на бездорожье. Главное - тяговитый мотор. Словно трактор, он тянет на холостых оборотах, позволяя балансировать на грани пробуксовки. Дорожного просвета хватает, мотоцикл узкий, управляется легко. Поэтому в таком путешествии M1NSK C4 250 даст сто очков любой "шестисотке", которую можно купить за те же три тысячи. По лесным дорожкам на С4 передвигаться намного легче. На эндуро было бы еще приятнее, но вопрос "Какой мотоцикл лучше?" лучше не поднимать - увлечемся надолго. И так в редакции скоро драться начнут за тему "Новый M1NSK или подержанный "японец"?".

С такими мыслями двигаюсь вниз по течению Немана. Словно налим в руках, извивается его русло. Стрекочет мотор. Поют птицы. И вспоминается Швеция: природа та же, страна та же, только отношение людей другое. Летом каждый третий автомобиль в Швеции - с прицепом-дачей. Шведы ездят семьями, изучают свою страну. Причем в Европе шведов не встретишь - у них культ изучения именно своей страны. Думаю, немного шведского опыта не помешает перенять и нам.

Вырываясь на заливные луга, на так называемый "поплаў", в очередной раз отмечаю хорошую проходимость мотоцикла. Несколько раз в траве я не замечал внушительные болотца, но спешился с "коня", толкнул, поехал дальше. Средневзвешенная проходимость дорожного мотоцикла на дорожной резине оказалась намного выше, чем у серьезно подготовленного внедорожника. Застрял? Слез, толкнул, поехал дальше. Или лег в траву, на небо посмотрел - в путешествии, как в детстве, времени хватает.

Мотопутешествие - это особое состояние сердца и души. Нас разрывают на части телефоны, компьютеры, работа, семья, друзья, обязанности, обещания - рутинная, обычная жизнь. В медленном трипе ты сосредоточен: есть только запахи, краски - і бацька Нёман. Главное - не спешить. Можно подумать и об историческом моменте. Почему, например, Мицкевич писал, глядя на новогрудские пейзажи: "О Литва, отчизна моя..." И почему по течению Немана так много деревень с названием Литва? Потому что летописная Литва находилась на территории современной Беларуси - это многое объясняет. Подробнее об этом можно прочитать в другом нашем материале.

Я же дальше еду.

"Ой, Нёман, і слава, і песня
Народа майго і зямлі,
Магілаю ворагам цеснай
Не раз твае хвалі былі".

Вдоль реки медленно проходят километры. Спустя какое-то время показываются Щорсы. Здесь заезжаю посмотреть на развалины имения последнего канцлера Великого княжества Литовского графа Иоахима Хрептовича.

Дворцово-парковый ансамбль строили итальянец и француз. Он произвел фурор, о нем говорили в Европе, а сейчас пусто в Щорсах. Осыпается кирпич. Заросли травой немногие уцелевшие здания. Когда-то здесь Адам Мицкевич писал поэму "Гражина", библиотека считалась одной из лучших в Европе, а сейчас никого. За последние 200 лет изменилось слишком много - все изменилось.

Общаясь с местными жителями, которые крутят пальцем у виска, глядя на мое путешествие, я думаю о том, что стране остро не хватает аристократов. Их уничтожили как класс, поэтому сейчас можно начинать с создания бизнес-элиты и интеллигенции на местах. "Селянскому базису" Беларуси остро не хватает аристократичной надстройки.

Объясню проще. В Любче я очень захотел поесть - готовить на горелке было лень. На все поселение - один райповский кафетерий, который, естественно, был закрыт. В любой немецкой деревушке такого размера будет гостиница и ресторан, а у нас - "хлопец, ты что, с Луны свалился?".

Как только в той же Любче возникнет внутренний спрос на ресторан - он там появится.

Для этого нужно просто больше зарабатывать. И уметь отдыхать в нерабочее время.

А пока элементарно поесть негде.

С такими мыслями заезжаю в Любчанский замок. В Любче принял христианство Миндовг, местечко славилось на всю Речь Посполитую любчанским лаком.

Разбиваю свой шатер в чистом поле у стен замка. Хлеб, сала, агуркі - в отсутствие туристической инфраструктуры такой набор.

Я ночую в палатке из личных убеждений: ничто не сравнится с свежестью воздуха и звуками природы. Но если кто-то будет ехать по Беларуси с семьей или просто с пожеланиями комфорта - можно ночевать в агроусадьбах. Интернет и Google вам в помощь. Цены демократичными назвать уже не могу: мне озвучивали 100-120 долларов за аренду домика на ночь. Но любопытство берет верх, и в районе Ивья сворачиваю в "домик лесника", чтобы посмотреть на белорусский агроэкотуризм воочию.

Охотничий комплекс "Николаево" построен Ивьевским лесхозом. Строительство еще продолжается, потому что у отца-основателя Ивана Ивановича Зиновича планов громадье - все только начинается. Цены на проживание одного человека стартуют от 200 тыс. рублей в сутки, весь комплекс на сутки стоит около восьми миллионов - на берег Немана приезжают отдохнуть свадьбы и корпоративы. С Иваном Ивановичем можно было бы продолжать: он и в баню приглашал, и вообще, но я делаю фото на память и вежливо отказываюсь.

Иван Иванович Зинович. Строители у него ходят по струнке, сам человек душевный, без работы не может. Типичный белорус. Жил бы в капиталистической стране, был бы миллионером: дело свое знает, не лентяй.

Далеко я не уехал - жители Ивьевского района порадовали вот таким транспортным средством. Отделка под дерево, климат-контроль, электроприводы всего и вся - правда, только у водителя. Пассажирам в телеге не так комфортно. Обязательно сброшу эту фотографию знакомым в Jaguar Land Rover - пусть порадуются англичане.

"Ад Беліцы да мястэчка Орлі і далей да вусця Шчары Нёман, быццам вужака, круціцца ў бясконцых паваротах..." - писал Уладзіслаў Сыракомля. А я отмечаю, что Неман становится все шире, течение его все сильнее. Теперь это действительно сильная река - не зря еще в начале ХХ века по нему ходили витины, специальные купеческие суда. Если бы не мелиорация, может, и сейчас можно было прокатиться от Столбцов до Гродно водным путем.

В комментариях к первому материалу были пожелания отдыхать все-таки за рубежом, желательно на море. Но я все равно уверен: летам на Беларусі Бог жыве. А на море лучше ездить зимой, когда здесь хоть плачь.

"Быццам помнікі нямыя,
Стынуць з ранку рыбакі..."

Мужчины ловят с моста, говорят, что на червя выловили небольшого сома. Как мне кажется, слегка приукрасили, но чем черт не шутит. Сам я не ловлю, так как удочке предпочитаю книгу. А рыбачить могу либо сетью, либо руками - есть на Немане и такой вид рыбной ловли, под корягами и в норах. Но первый вариант рыбалки запрещен, второй требует времени. Поэтому просто еду.

Попутно замечаю, что почти все места вдоль Немана активно застраиваются усадьбами и коттеджами. Эту стройку ведет лесхоз в деревне Зачепичи. Обещают открыть к ноябрю. Что же, лучше инфраструктура - больше туристов. Я же могу дать совет: кроме частных усадеб изучайте предложения лесхозов - в каждом есть "домик охотника", там зачастую и живописнее, и дешевле.

У местного лесника, кстати, уже 10 лет в личном пользовании мотоцикл "Минск". Пробег 30 тысяч.

- Мотор после капремонта?

- Какое там! "Родной"! Это вам, молодым, что ни дай - все "зарежете". У меня только тросик сломался, коробку один раз перебирал и по мелочи - цепи, колодки. Мотор пока не ремонтировал. А это у тебя тоже "минский"? Дай прокатиться!

Не знаю как на своем, а на мотоцикле для тест-драйва мой собеседник проехал так, словно участвовал в GP. "Ну машина! Как работает - не слышно! И тянет хорошо! Только на песке бросает..." - в общем, мнение примерно как у всех. И всем цена кажется завышенной, все спрашивают о рассрочке. Был бы "дешевый" кредит или рассрочка - брали бы.

Но и концепция старого "Минска" имеет право на жизнь: нет лучшего мотоцикла для поездок за грибами. Во Вьетнаме есть даже фан-клуб наших мотоциклов - и не зря. Для лесного-дачного использования - хороший мотоцикл. И дешевый, и ремонтопригодный. У новых моделей один главный недостаток, по мнению собеседников, - цена.

Долго ли, коротко ли, но я доезжаю до города Мосты, откуда родом наш автор Алексей Хвощинский. Так вышло, что ночью и он приехал в урочище Дубы, возвращаясь из Польши, из экспедиции по приграничью.

Глеб Малофеев тут же делает снимок "на века" - что же, получается неплохо. Я же ему рассказываю о тяготах мотопутешествия, что из-за дефицита места приходится снимать на "мыльницу". Он не понимает. Тогда объясняю так:

- Понимаешь, Глеб, места настолько мало, что вожу с собой "Старого егеря" не 0,5, а 0,25...

Тогда Глеб понимает.

Чудесным образом наши маршруты совпадают - едем дальше вместе под неманскими дубами.

Ну что, вы по-прежнему рассказываете мне про сафари-парки? Давайте я вам лучше расскажу, как вытащить из-под коряги налима голыми руками. Это тяжело, но можно.

Проезжаем знаменитый мост в Мостах.

Добираемся до Гродно. Неман здесь градообразующая река - ни одна свадьба не обходится без прогулки по Неману, ни один турист с фотоаппаратом не проходит мимо. Но после недели на свежем воздухе город кажется бессмысленным и суетливым. Бежать? Зачем? Куда? И почему такой плохой воздух?

На эти вопросы в городе не нахожу ответа, поэтому оперативно едем дальше.

Святск, дворцовый ансамбль Валовича. Построен в 1779 году. "Прыйшоў у заняпад" в 2013-м. Но на самом деле вот-вот начнутся реставрационные работы - памятник барокко работы итальянского архитектора Джузеппе Сакко снова будет радовать глаз.

Прибываем в Сопоцкин - это рай на земле, если судить по виду из окна местного лесничества.

"Чужынай апёкшыся, зведаўшы беды,
Іду я спачыць пад страхою з саломы..."
(Вінцэсь Каратынскі).

В Сопоцкине можно "спачываць", "чужынай апёкшыся", но только большинство предпочитает подрабатывать в Польше.

В Сопоцкине взяли проводника и махнули на Августовский канал. Хорошее место для отдыха: можно и на водном транспорте кататься, и пешком гулять, и на велосипедах ездить. Инфраструктуры, конечно, не хватает, но будут люди - будут и рестораны, и отели.

Об Августовском канале подробно расскажет Алексей Хвощинский. Я же не буду перебегать ему дорогу - порекомендую лишь следить за сайтом.

У меня свои цели и задачи. Последний рывок - и все, заканчивается "наш" Неман. Из-за нюансов оформления мотоцикла я не могу ехать на территорию Литвы и "проводить" реку до Балтики. Дальше - государственная граница и пограничники, от которых бацька Нёман скрывает бочонки с сигаретами, переправляемые местными жителями в Литву. Разворачиваюсь, еду в Минск - и подвожу итоги.

Точные затраты я не считал, но заправил три бака по 120 тысяч рублей. Проехал около тысячи километров. Потратил 9 дней. Затраты на ночевки - ноль. Затраты на питание с учетом деревенских огурцов и других даров природы - от силы 400 тысяч. Итого: максимум 80-90 евро за 9 дней отличного путешествия. Никого агитировать не буду, но наша страна стоит того. Просто нужно правильно выбирать маршрут, избегая толп с сахарной ватой и пивом.

Заканчиваю стихотворением Уладзіслава Сыракомлi "Вандроўкі па маіх былых ваколіцах":

"Вось, нарэшце, і абышоў я, радзіма,
Гарады твае, вёскі з кіем пілігрыма.
Падзямельныя склепы твае, камяніцы,
І каб мне пахваліцца хоць чым было можна,
Ўзяў я памятак колькі ў ранец дарожны:
Частку нёманскай хвалі, камень даўняе вежы...
Ўдоўж і ўшыр абышоўшы усё Прынямонне,
Спачываю пад грушай развесістай сёння..."

Но на этом, ребята, не прощаемся. Еще будут приключения. А пока в ближайших планах - подведение итогов ресурсного теста мотоцикла M1NSK C4 250. За сезон накопилось о чем рассказать.

Следите за сайтом!

Дмитрий НОВИЦКИЙ
Фото автора и Глеба МАЛОФЕЕВА
ABW.BY


Техника в бою

После возвращения в Минск на одометре мотоцикла появилась цифра "6000". В общем-то, достаточно, чтобы говорить о надежности техники. Пока что ни одной поломки не было. Но замечания есть: ресурс цепи кажется недостаточным, штатные шины могли бы быть и лучше и т.д. и т.п. Но об этом поговорим позже.

В процессе эксплуатации нравится расход топлива: 3,5-3,7 л - реальный расход по городу и трассе. Если ехать с полностью выкрученной ручкой "газа" на скорости 120-130 км/ч - расход будет около 5,5-5,7 л. Я заливаю исключительно 95-й бензин, но на деревенских заправках его нет. Поэтому в путешествии ездил на 92-м - слегка падает разгонная динамика.

Итог путешествия: если использовать мотоцикл на природе, нужно менять шины. Штатные слишком асфальтовые и "скользкие", поэтому так и просится что-то фирменное, желательно с "эндуристым" протектором.

Зато двигатель словно создавали для лесных троп: уверенно едет на холостых, позволяя не трогать ручку "газа" даже в самых сложных ситуациях.
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/153466_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...