Бацька Нёман, M1NSK C4 250 і 5 тысяч кіламетраў

24634
Бацька Нёман, M1NSK C4 250 і 5 тысяч кіламетраў
"Не сядзіцца ў хаце рэдактару ўжо немаладому, клiча яго рэчка, цягне матацыкл з дому…" - с этими словами Дмитрий Новицкий навьючил редакционный M1NSK C4 250 поклажей и двинулся вдоль русла Немана.

Сборы были недолгими: опыт велопоходов есть, основные принципы те же. Поэтому палатка, спальник, газовая горелка, чайник - все, к экспедиции готов! Мотоцикл? Мотоцикл, как всегда, не готовили: в редакции он эксплуатируется в максимально жестких условиях, без тепла и смазки. Шутка, конечно, но за мотоциклом действительно никто особо не смотрит. Ездит себе и ездит - так с начала сезона и наездил 5 тысяч км. Юбилей! Поломок за эти километры не было: буксовавшее ранее сцепление "вылечили" регулировкой. Впрочем, о технике подробнее поговорим во второй части путешествия, а пока расскажем о целях и задачах экспедиции. В планах - найти исток реки Неман и пройти от него до Гродно. Завожу мотор - стартую.

"У балоце Нёман шукаць" - так говорят на Узденщине, когда ставят перед человеком непосильную задачу. Смысл поговорки стал понятен после первого часа езды по району: бывшее болото испещрено каналами и канавами, поэтому без помощи Интернета найти исток Немана не представляется возможным. Но мне свежий ветер и запахи природы только в помощь: долго ли, коротко ли, но приезжаю к деревне Верх-Неман. Тут установлен памятный знак - здесь начинается река.

- Сынок, ты правільна прыехаў! Адсюль і пачынаецца Нёман. З маленькай крынічкі адразу ў два бакі цякуць дзве рэчкі - Лоша і Нёман, дакладней Неманец. І камень у лесе з шыльдай ляжыць. Але дакладнае месцазнаходжанне крынічкі ты не знойдзеш. Я сам у дзяцінстве шукаў, ды не знайшоў. Чорт яго ведае, дзе тая крыніца, балота ж паўсюль…

Сверяюсь с Интернетом: все верно, отсюда начинаются Неманец и Лоша. Всего час езды на мотоцикле от Минска - и ты в священном для многих белорусов месте. Подробнее о реке можно почитать в Википедии, я же скажу пару слов о названии: вероятнее всего, название происходит от жмудского naminis - "домашний, наша река".

В 30-градусную жару даже на мотоцикле жарко ехать: припекает в голову, душно в мотокуртке. Поэтому я ненадолго "лягу-прылягу ля гасцінца старога". Полежал, подумал - и дальше двинул под тарахтение 250-кубового мотора.

В направлении, куда течет вода, направо или налево, не разбирался - тут не мотоцикл, а пеший поход нужен. Если кто захочет, милости прошу. А я всех приглашаю в путешествия по родной стране. Я, например, не понимаю летний отдых на морях. Куда? Зачем? Как говорили предки, "чым за морам віно піць - лепей з Нёмана вадзіцу". Зимой наша страна превращается в унылый сумрачный ад, но летом… Я не могу вам описать полет души, когда, вдыхая аромат полей, летишь на мотоцикле по неманской долине. Память услужливо подсказывает, что здесь родина Кондрата Крапивы, а глаза наслаждаются пейзажем - поэта здесь найти в себе легко.

"Краю мой родны - які ты прыгожы!" Правда, все больше похож на разложившуюся на касты Индию: разница в жизни в Минске и деревнях уже слишком заметна. Остановился спросить дорогу у двух пастухов, охлаждающихся квасом у дороги, завязался разговор.

Зарплата по местным меркам неплохая - три миллиона, пасут коров, живут в таком прицепе-"даче". "Народ, беларускi народ…"

"Лапоча" минский мотоцикл, дальше еду. И снова удивляюсь отсутствию местного туризма. Странно, почему люди не ездят по своей стране: бюджет моей поездки на неделю хорошо если достигнет миллиона рублей. В сравнении с другими видами отдыха - бесплатно, при этом эмоции через край.

Больше всего эмоций доставляют шины мотоцикла. Мы уже писали о том, что установленные на заводе китайские - очень жесткие. На сухом асфальте работают приемлемо, но вот на песке… На песке начинается аттракцион: на момент написания строк я ни разу не упал, но был к этому очень близок. Каждый песчаный участок - как ралли "Дакар". Поэтому любителям мотопутешествий рекомендую менять заводскую резину на что-то более "эндуристое" и породистое, чтобы сэкономить на гипсе.

Многочисленные достопримечательности проезжаю мимо. И хотел бы заехать в дом "электрического человека" Якова Наркевича-Иодко, о котором писала Елена Шемет, но времени нет.

Под вечер приезжаю в Столбцы, которые за последние 200 лет ничуть не изменились.

"Мястэчка падалося маленькім, пабітым на дробныя абгароджаныя агароды, цёмным і ціхім, нейкім надзвычай нізкім, драўляным, здавалася, намнога меншым за Вілейку і нават за Радашковічы. "Стоўбцы! - падумаў малады мужчына. - Вось вы якія, Стоўбцы! Не дзіўна, што вас ніхто не ведае, у каго я толькі пра вас не пытаўся" - так описал эти места Генрых Далідовіч.

И более точного описания для города не найти.

Чтобы залечь на дно, не нужно ехать в Брюгге. В Столбцах я проведу отличный уик-энд без компьютера, без телефона, но с речкой и "вандроўкамі па маіх былых ваколіцах".

Как-то так исторически сложилось, что Неман стал колыбелью для белорусской литературы: пожалуй, более "литературную" реку сложно отыскать. Пока нормальные хлопцы занимаются жнівом, я объезжаю памятные культурные места.

Деревня Жуков Борок - всем туристам на заметку. Ее рисовал Наполеон Орда, и не зря. Жуков Борок - родина философа Саламона Маймона, который критиковал Канта и дружил с Гете. Адам Плуг, Вінцэсь Каратынскі, Уладзіслаў Сыракомля тоже вдохновлялись местными красотами.

Но жукоборских ребят история занимает гораздо меньше, чем новая модель минского мотоцикла.

- Дай проехать!

- Только не падать! И на песке аккуратно…

Проехали, протестировали, вердикт:

- "Ява" и рядом не стояла! Разгоняется - класс! А сколько стоит? Три? А кредит, рассрочка есть? Если есть - я бы взял.

Я бы тоже взял, но для деревенской эксплуатации нужно менять резину. Едет мотоцикл по бездорожью хорошо. Мотор ведет происхождение от эндуро, поэтому тянет на холостых как зверь: чух-чух, помаленьку, на второй, потихоньку - и вытягивает отовсюду. Еще бы "зубастую" резину - цены бы не было мотоциклу.

Но и так все хорошо. Трудно описать красоту поймы Немана - вы просто поезжайте насладиться. Кстати, возвращаясь к Сыракомлi: именно Сыракомля является автором стихотворения, с которого написали песню "Когда я на почте служил ямщиком". Историю о замерзшей девушке Уладзіслаў Сыракомля услышал в корчме в Жуковом Борке - и превратил ее в стихотворение. Чуть позже стихотворение стало российским.

Богата наша земля талантами - чтобы в этом убедиться, еду ў госці да дзядзькі Якуба, в один из музеев Якуба Коласа.

Там меня радушно встречает его внук Юрий. Улыбается, сыплет цитатами.

"І дзе на свеце ёсць такая,
Як Нёман, рэчанька другая?
Тут хвалі светлы, срэбралітны,
А беражкі, - ну, аксамітны,
На дне пясочак жоўты, чысты,
Вадою згладжаны, зярністы.
У воду войдзеш - шчасце раю,
Я шчасця большага не знаю…"
(Якуб Колас, "Новая зямля")

Из интересных вещей в музее - колыбель. Как уверяют, именно в ней "калыхалі" Якуба Коласа. Это интересные ощущения, словно ходишь по книге. В школе читал "Новую зямлю" - и вдруг очутился в ней. Видишь все своими глазами.

Аншлага в музее нет: все белорусы, видимо, в очереди за абрикосами в Крыму.

Вот такую конструкцию из творога сооружали наши бабушки на Пасху.

Музеи музеями, а двухколесный "дрыкгант" под названием M1NSK C4 250 не остановить: катаюсь берегами "нашей" реки, прячась от жары в тени дубов.

Пустынной "коста браву" Немана я бы не назвал: туристов много, кричат с лодок, машут руками с берегов. Предлагают поменять лодку на мотоцикл.

На уговоры не поддаюсь, пробираюсь лесными дорожками. И вдруг натолкнулся на детский лагерь - в походе дети. Ох, завидую я им. Костер, сгущенка, суп… Это все - заслуга турбазы "Высокий Берег".

Пора и мне уходить в леса, благо впереди краешек Налибокской пущи - там и одичаю.

Но это только начало похода и начало Немана. А я еду до Гродно - надеюсь, будет о чем рассказать.

Следите за сайтом - и перечитывайте Якуба Коласа и Уладзіслава Сыракомлю.

Дмитрий НОВИЦКИЙ
Фото автора
ABW.BY


Редакция выражает признательность компании "Минск-Мото" за предоставленный для тест-драйва мотоцикл
Цитировать
ABW.BY https://www.abw.by/photos/news/153438_1_350.jpg?v=0
Пожалуйста, подождите...