Автопутешествие в Турцию. Часть 10. Прощай, Стамбул!

25560
Автопутешествие в Турцию. Часть 10. Прощай, Стамбул! - Где вы живете? В цыганском гетто, в Таксиме? Вы что, туда даже такси ночью не ездят, – удивляется наш помощник Хурсан, показывая нам дорогу в автосервис.

Тарахтя дизелем, наша Toyota расталкивает бампером соседей по потоку: по-другому в 20-миллионном городе не ездят.

 

Стамбул – это Москва. С точки зрения водителя, Стамбул – это Москва. Примерно то же количество машин, примерно те же пробки. Отличие только в сентябрьской 40-градусной жаре и азиатской манере вождения.

- Берегись таксистов – предупреждает Хурсан.

Если видишь таксиста, который едет по левому ряду, никогда не двигайся с правой стороны. Если таксист увидит клиента на обочине, он даже в зеркало смотреть не будет. Таксистов в Стамбуле много.  В зеркала они не смотрят – правда.

 

Поэтому в Стамбуле все сигналят. Не так, как в Грузии, не так, как в Дели – но любой серьезный маневр нужно продублировать сигналом. Стамбульские водители ездят «по ушам»: раздался сзади звук - значит, кто-то обгоняет.

Езда в стамбульском трафике в 40-градусную жару на машине без кондиционера и гидроусилителя руля – отличная замена знаменитой турецкой бане. Обливаясь потом, мы режем турецкий «трафик-джем», периодически продираясь сквозь торговые ряды.

 

 

Многие второстепенные улицы турецкой столицы напоминают езду по Комаровскому рынку. Справа одежда, слева кроссовки. Или наоборот. Там, за двумя коробками Adidas, поверните, пожалуйста, направо…

- В Турции торгуют все. Торговля в крови у каждого турка, по преданию, пророк Муххамед какое-то время сам торговал. Поэтому торговля считается престижным и почетным занятием. Если ты плохой торговец, ты, в общем-то, и не мужчина… - замечает Хурсан, указывая путь между кофточками и штанами.

Но для меня это главная проблема Турции: нигде нет цен. Чтобы пообедать, сначала нужно узнать цену – и поторговаться, устраивая сцену про первый бал. Другой менталитет. Другие люди.

 

 

Одежда и обувь за окном сменяются лужами масла на асфальте и россыпями автозапчастей: мы прибыли в район ремонта.

- В Стамбуле каждый район специализируется на чем-то одном, – рассказывает Хурсан. – Есть районы, которые занимаются только ресторанами. Есть районы, которые занимаются только одеждой. Теперь мы в районе, который занимается только автосервисом и продажей запчастей.

И здесь отремонтирована  наша Toyota. Выпив несколько рюмок крепкого турецкого чая, едем дальше – с работающим насосом. Чтобы крутить руль, уже можно не выкатывать глаза и не стонать бурлаком на Волге.

 

 

Можно просто смотреть город. Стамбул, как любой большой город, многолик. Он покажет тебе все, что хочешь увидеть. В полдень ударит 20-миллионным молотом, жарой расплавит - ад. Обнимет ночной прохладой и влажными мостовыми ночью, ночь – лучшее время для туристической прогулки по Стамбулу.

Стамбул разный. Для кого-то Стамбул – это Софийский собор, музеи и мечети. Для кого-то - «Гран Базар», где можно купить, наверное, и фотонный ускоритель. Для кого-то Стамбул ограничивается цыганским гетто или автосервисом Toyota.

 

 

 

Стамбул многолик. Но есть одна черта, которая бросается даже с борта Toyota. Не выходя из машины, замечаешь - город без греха. Нет проституток. Нет красных витрин с женским телом с почасовой оплатой. Нет чернокожих, предлагающих гашиш. Нет алкоголя: чтобы найти ресторан с вином, нужно постараться. Нет уличных фриков, хиппи, растаманов. Нет всего того, что есть в любом европейском городе. Стамбул – это Вавилон после Судного дня, очищенный от греха больших городов.

 

- Хурсан, женщин нет, наркотиков нет, алкоголя нет. Чем тогда стамбульцы отвлекаются от невыносимой боли бытия?

- Стамбульцы молятся…

Стамбульцы молятся: во время намаза каждая мечеть полна людьми. У мусульман, в отличие от европейцев, вера есть. При этом технический прогресс совсем не чужд Стамбулу. По  отдельной полосе катит огромный автобус Mercedes-Benz - это «метробусы», которым выделили отдельные дороги. Дешевая и эффективная альтернатива метро.

 

Трамваи точь-в-точь немецкие, глядя на них, в голове звучит «следующая остановка Кройцберг». Стамбул – европейский, развитый город. Без греха.

И без автомобилей в центре. В центр Стамбула на машине проникнуть сложно. Да и незачем: парковка стоит 15 долларов в сутки, найти место тяжело. Поэтому мы бросаем Land Cruiser и идем пешком.

 

 

У нас другой проводник, Эрвин, который живет в ритме большого города. Его два телефона постоянно звонят, (+905 49 721 42 79, если вам понадобится туристическая помощь в Стамбуле), Эрвин решает вопросы. Ритм города московский, чтобы выжить в 20-миллионном муравейнике, нужно с утра до ночи толкаться локтями.

- Водитель автобуса в Стамбуле зарабатывает примерно 600 долларов. Снять трехкомнатную квартиру стоит примерно столько же. Килограмм мяса стоит 20 долларов. Но если ты адекватный – около двух тысяч долларов будешь зарабатывать.

Такая арифметика жизни в Стамбуле. Мясо, кстати, подешевело: 20 долларов считается очень хорошей ценой. 

 

В обрамлении домов сверкает жемчужина Босфора: одна из главных достопримечательностей Стамбула. У нас кофе-пауза с традиционной рюмкой чая.

 

- В день турки выпивают 20-30 рюмок. И обязательно съедают турецкий бублик: говорят, что больше всего турок за границей скучает по чаю и бубликам.

Турков за границей много: в потоке периодически встречаются машины с немецкими номерами. Это приехали на Родину те, для кого Родиной стал Евросоюз.

- На самом деле уезжали и уезжают те, кто не смог реализоваться в Турции. То есть не самые лучшие представители народа. Поэтому о турках дурная слава в Европе.

Вообще, они большие националисты. Им не нужна другая страна. Многие говорят, «если мне порезать руку, из нее потечет красно-белая кровь». В цвет национального флага.

В толпе туристов мы гуляем по центру Стамбула. Стамбул стоит прямого рейса «Минск-Стамбул». Посмотреть Софию, посмотреть Босфор. Зайти в мечеть размером с Октябрьскую площадь. Или – просто ночью погулять. Как выяснилось, это даже в Таксиме безопасно...

Но сегодня мой рейс "Стамбул-Минск". Все. Возвращаюсь на Родину.

 

 

 

Дмитрий НОВИЦКИЙ
Фото автора

 

Автопутешествие в Грузию. Часть 1. Стартуем из Крыма

Автопутешествие в Грузию. Часть 2. Украина-Россия

Автопутешествие в Грузию. Часть 3. Российский Кавказ

Автопутешествие в Грузию. Часть 4. Военно-Грузинская дорога, Тбилиси

Автопутешествие в Грузию. Часть 5. Алазанская долина и город всех влюбленных Сигнаги

Автопутешествие в Грузию. Часть 6. Сванетия, где живут в башнях и можно нарваться на кинжал

Автопутешествие в Грузию. Часть 7. Дороги, люди, автомобили

Автопутешествие в Грузию. Часть 8. Финиш в Батуми – старт в Турцию

Автопутешествие в Турцию. Часть 9. Стамбульские трущобы



Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое