Используя веб-сайт abw.by, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и Политики конфиденциальности
Отказаться Принять

"Приходите в картинг – и у вас не будет ни денег, ни свободного времени". Директор трассы в Стайках – про автоспорт с малых лет

31247 7

Фото автора

31247 7
Андрей Ахрем

Фото автора

Многие отправляют своих детей заниматься плаванием, борьбой, футболом и другими видами спорта. А если отдать ребенка в автогонки? Когда нужно начинать, сколько это стоит и сможет ли будущий спортсмен в перспективе окупить траты родителей? И что делать взрослому, которому захотелось поучаствовать в чем-то серьезнее Time Attack? Обо всем этом и не только Автобизнес поговорил с профессиональным гонщиком, мастером спорта и директором комплекса РСТЦ ДОСААФ в Прилесье Сергеем Лапицким:

"Начинать нужно с трех лет"

– Прививать интерес к автоспорту следует с ранних лет. Года в три малыша нужно привести на автодром. Еще не усаживать в гоночную машину, а просто дать посмотреть, послушать и затем до пяти лет периодически посещать спортивные мероприятия. Ребенок должен привыкнуть к грохоту моторов, выбрать себе какого-то кумира. Очень полезно смотреть соревнования по картингу – так малыш увидит, что и другие дети этим занимаются. 

В карт ребенка лучше сажать в 5-6 лет, но не ехать сразу. Сначала посидеть, потолкать, завести, привыкнуть к вибрации и шуму непосредственно изнутри. И именно в этом возрасте нужно впервые проехать по гоночной трассе и даже поучаствовать в своих первых соревнованиях. В классе "Малыш" они проводятся как раз с пяти лет. 

Кажется, что пять лет – это слишком рано. Но осознание происходящего к ребятам приходит быстро, под адреналином и чувством скорости они взрослеют на глазах. Автоспорт объединяет, и в нем все, от мала до велика, решают на гоночной трассе одни и те же проблемы: им нужно, чтобы машина хорошо разгонялась, хорошо управлялась, поэтому темы для разговоров одинаковые независимо от возраста. 

Конечно, строгих возрастных рамок нет – никто не запрещает прийти в гонки гораздо позже. Было много случаев, когда спортсмены начинали карьеру в 12-14 лет и добивались хороших результатов.

"Один раз попробовав, уйти сложно"

Многие дети, которых в раннем возрасте усадили в гоночную машину и показали, как это круто, остаются в спорте надолго, а некоторые и на всю жизнь. Ни одного равнодушного здесь нет. Часто это становится семейным спортом, есть много династий. Мой отец, в частности, тоже занимался автоспортом. Сын Сергея Водейко, участвующего в трековых гонках, ходит в секцию картинга.

Один раз попробовав эти ощущения, уйти сложно или вовсе не возможно. В подростковом возрасте у меня был сложный год, когда я попробовал "завязать" со спортом. Но быстро понял, что все теряет смысл и просто невозможно с этим закончить. В какой-то мере гонки – это наркотик.

"Титанические усилия нужны и со стороны родителей"

Для достижения успехов в автоспорте нужны титанические усилия со стороны не только детей, но и родителей. Тренировки проходят и в жару, и в мороз, машины ломаются, требуют обслуживания. Через боль и старания нужно идти к победе. Она не стала даваться легче, а соблазнов вокруг появилось больше. Люди сегодня себя жалеют и часто предпочитают гонкам отдых.

Автоспорт – недешевое удовольствие. Масштабы трат не ограничены. У вас есть свободные деньги и свободное время? Приходите в картинг – не будет ни того, ни другого. Конечно, есть много примеров, когда люди своими усилиями, имея относительно небольшие средства, добивались результатов. Надо стараться и работать над собой.

Усредненной суммы годовых расходов на занятия картингом нет. Масштабы трат зависят от многих факторов: как часто проходят тренировки, кто обслуживает вашу машину, с каким тренером занимаетесь, в каком классе и т.д. Для гонок в чемпионате нужен свой карт, а развитие в этой дисциплине происходит быстро, поэтому раз в год-два его придется менять на новый, если хочется достигать высоких результатов. В "младших" классах нужно около трех тысяч евро на сезон, в категориях посерьезнее – пять тысяч и т.д. 

Если семейный бюджет ограничен, а заниматься хочется, есть картинг-слалом, где максимально быстро нужно проехать трассу из фишек. Им можно заниматься в общей группе, где один карт на пятерых детей. Это довольно дешевая дисциплина, занятия в группе начальной подготовки стоят от 150 рублей в месяц. По слалому проходят соревнования республиканского уровня, а победители за счет автомобильной федерации и других источников финансирования выступают на международном уровне.

Помимо картинга для детей доступен еще и мотокросс. Все работает точно так же: есть и группы начальной подготовки, и спорт высоких достижений. Вложения там примерно такие же, как и в картинге.

"Отдавая детей в спорт, мы оберегаем их от других проблем"

"Отбить" вложенное в автоспорт почти нереально. Особенно если мы говорим о прямом заработке в виде контракта с какой-либо командой, где будут платить зарплату. Хотя такие примеры есть. 

Но не будем забывать о другой стороне медали. Отдавая детей в этот вид спорта, мы оберегаем их от других проблем, с которыми они могут связаться по ходу своей жизни, и это очень важно.

Профессиональные гонщики у нас не востребованы именно как гонщики, зато есть огромный кадровый дефицит инструкторов. Многие люди, покупающие себе автомобили, хотят научиться ими правильно и безопасно управлять. И никто лучше действующего спортсмена не покажет, как правильно вести себя в реальных условиях, когда машину неожиданно понесло, а вокруг темно, скользко и страшно. Поэтому в перспективе на этом можно зарабатывать и возвращать вложенные в подготовку деньги. Но нужно не только быть профессионалом в вождении, но еще и уметь преподавать.

"Автоспорт не травмоопасен"

У многих родителей есть стереотип, что автоспорт жутко травмоопасен. Но все наоборот: автоспорт не травмоопасен. Если с инстинктом самосохранения все плюс-минус в порядке, то травм по ходу тренировок и соревнований мало. Серьезные аварии тоже случаются крайне редко. Конечно, бывает, что карт даже переворачивается, поэтому руку или ключицу сломать можно, но это исключительные ситуации. И по меркам большого спорта это вообще не травмы. В футболе "поломаться" во много раз проще.

"Прийти в гонки можно и в 30 лет"

Конечно, возможны ситуации, когда у кого-то в 30 лет и позже появляется желание гоняться в чем-то серьезнее Time Attack, с обгонами и контактной борьбой. Для начала можно просто арендовать машину у кого-то из действующих спортсменов, разово пробовать участвовать в гонках и понять изнутри, что это такое и какие дает ощущения. Конечно, предварительно понадобится какая-никакая тренировка.

Если говорить о приобретении или постройке собственного автомобиля для трековых гонок, то проще всего начинать с класса "Легенды СССР", то есть с классических "жигулей". На старте потребуется от 1500 до 2500 долларов в зависимости от того, каким ты видишь автомобиль. Это и покупка машины, и доработка ее в соответствии с регламентом, в том числе вварка каркаса безопасности. Участие в одном соревновании с учетом всех расходов обходится примерно в 200-300 долларов. Пытаться посчитать какую-то усредненную сумму годовых расходов – слишком много неизвестных.

Эту серию я придумывал именно для того, чтобы люди могли недорого войти в автоспорт и перейти в более серьезный класс. Но "Легенды СССР" оказались для пилотов настолько интересными, сложными, динамичными и приносящими удовольствие, что многие не видят смысла идти куда-то еще. Сейчас мы работаем над новым классом Super RWD, где будут соревноваться мощные заднеприводные автомобили без каких-либо технических ограничений. Хочется проводить заезды в вечернее время под фонарями для придания дополнительного антуража. Это будет громко, быстро и экстремально. Уверен, что всем должно понравиться. Думаю, многие гонщики из "Легенд" перейдут в этот класс. Задний привод для пилотов намного интереснее переднего.

"Всех слушаете и делаете по-своему"

Чтобы быть спортсменом, им нужно просто быть. Что я в это вкладываю? Надо лишь заниматься: приобретаете машину, ездите на тренировку, включаете голову, всех слушаете и делаете по-своему, отфильтровав советы. Начинаете с малого, постепенно ускоряетесь – и успех придет. 

Среди взрослых гонщиков есть очень разные люди. Одни, даже будучи обеспеченными, обожают самостоятельно крутить гайки и занимаются собственными автомобилями сами. Другие пилоты, наоборот, не любят и не хотят ничего делать руками. Они находят мастера, который занимается обслуживанием, или команду, а сами просто приезжают в день соревнований, надевают шлем, выигрывают и уезжают. 

В плане обслуживания и ремонта гоночных машин есть несколько вариантов, предполагающих наличие как бюджета, так и прямых рук. На территории нашего центра работает секция ДОСААФ. В ней рады видеть всех желающих приобретать, хранить и обслуживать свою технику. Вы можете приехать сюда и под присмотром механиков готовиться к соревнованиям. Многие гоночные машины хранятся у нас – это упрощает логистику. Но некоторые пилоты обслуживают свои автомобили где-то у себя и привозят их на каждый этап на лафете – кому-то так удобнее.

"Нужно двигаться в сторону массового автоспорта"

Мы работаем над тем, чтобы интересно было не только участникам, но и зрителям. На последнем этапе "Горячего льда" провели эксперимент с форматом NASCAR – он хорошо зашел как пилотам, так и зрителям. Я думаю, количество машин в классе "Легенды СССР", несомненно, будет расти, потому что людям он понравился. 

Также работаем над развитием “кольца” и ралли-кросса. Мы опасались, что на маленькой трассе картодрома будет неинтересно, но вышло наоборот. В классических шоссейно-кольцевых гонках машины растягиваются по четырехкилометровому кольцу – там зрелищности не хватает. На картодроме же трасса короткая, а скорости на прямой достигают 140 километров в час, борьба имеет контактный характер. И когда участников много или пускай немного, но они едут плотно – зрителю интересно за этим наблюдать. Поэтому мы продолжаем развивать это направление, и я уверен, что спортсмены подтянутся.

Есть мысли организовать массовые заезды на гражданских машинах без каркаса безопасности. Ведь наличие каркаса было определенным стопором во все времена. Современные автомобили отвечают серьезным требованиям безопасности, и можно ограничить скоростной режим таким образом, что каркас будет не нужен. Мы обсуждаем это в коллективе, но сломать стереотипы людей, которые давно занимаются автоспортом, сложно. 

Но если наблюдать за примерами более успешных в области автоспорта стран, тех же США, то там гоняют на всем, на чем можно гонять, хоть на метле с мотором. Понятно, что все это надо регламентировать и сдерживать, но в сторону массового автоспорта определенно нужно двигаться.

"Чем больше в стране автоспорта, тем безопаснее дороги"

Наш комплекс в первую очередь является социально значимым. Кто-то считает, что сюда приезжает толпа людей просто носиться. Но это не так, ведь известно, что чем больше в стране автоспорта, тем безопаснее там дороги. Людям есть куда приехать, отточить навыки, выплеснуть адреналин, в результате они перестают гонять на дорогах общего пользования. Поэтому в тех странах, где автоспорт развит на высоком уровне, самая низкая смертность в результате ДТП.

Для гонок сегодня есть все: спорткомплекс, трек, трасса и круг людей (механиков, тренеров и других спортсменов). Поэтому приходите в автоспорт, делайте дороги безопаснее и получайте удовольствие. Заодно у вас появится стимул зарабатывать больше.

Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса

Цитировать

Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайт.
7 комментариев
1

...В "младших" классах нужно около трех тысяч евро на сезон, в категориях посерьезнее – пять тысяч и т.д...
Таму аўтаспорт у нас хутчэй мёртвы чым жывы.

1

"Приходите в картинг – и у вас не будет ни денег, ни свободного времени".

это как старая байка -
Как стать миллионером? - Надо быть миллиардером и купить команду Ф1....

2

"Приходите в картинг – и у вас не будет ни денег, ни свободного времени".
Обдерём как липку. Какие законы--Вы в Беларуси (цитата одного инспектора гаи,на ютубе есть видео) !!!

1

Спасибо за статью, интересно!

1

...В "младших" классах нужно около трех тысяч евро на сезон, в категориях посерьезнее – пять тысяч и т.д...
Таму аўтаспорт у нас хутчэй мёртвы чым жывы.

0

Это без учета покупки карта, представляю сколько загородят денег за сам карт с более мение ровной рамой)))

0

У нас только 2 спорта:какей и биятлон. Остальные +- на уровне картинга по финансированию.

0

Я захотел отдать своего ребенка на картинг. Вот только время, дорога и большая цена удовольствия (тысячи долларов!!) направили меня на решение построить карт для сына. Благо имею хороший опыт в постройке самодельной техники. Мне повезло. Я купил готовый по цене запчастей. Не могу нарадоваться. Есть во дворе прекрасное место для гонок. Так что можно купить, сделать карт. Не где кататься? Да загрузили карт в багажник и на природу, где более- менее ровная дорога!! И будет счастье и радость вашим детям!!!!

  • Войти или создать профиль