МАЗ-6440RR - первый спортивный "капотник" из Минска. Не только мощный и маневренный, но и эффектно выглядит!

13362 23

Они сделали это! Первый в истории "МАЗ-СПОРТавто" спортивный грузовик капотной компоновки собран и готов к испытаниям. И пусть на "Дакаре" он дебютирует только в 2020 году, в будущее белорусская команда может смотреть с оптимизмом: если заявленные характеристики подтвердятся, на такой машине можно будет смело бросить вызов "мировым грандам"!

Итак, спортивный грузовик капотной компоновки. В ралли-рейдах это самый современный тренд - "капотников" с каждым годом становится все больше: Iveco, Tatra, Renault, Scania, КАМАЗ "Черный рыцарь". И, пожалуй, первым преимущество такой компоновочной схемы доказал голландец Жерар де Рой, выиграв "Дакар-2012" на капотном Iveco PowerStar.

В принципе решение пересесть на "капотник" для Жерара де Роя было вынужденным. На "Шелковом пути - 2009", выступая на "классическом" Iveco Trakker, он получил серьезную травму спины, из-за которой не смог принять участие в "Дакаре-2010" и вынужден был сойти с дистанции после первого этапа на "Дакаре-2011". Проблему решил переход на капотную схему, при которой водительское место находится не над передним мостом, а смещено дальше к центру автомобиля - в этом случае физические нагрузки на гонщиков меньше. В результате Жерар де Рой не только смог продолжить спортивную карьеру, но и выиграл еще немало гонок, в том числе "Дакар-2012", "Дакар-2016" и "Африку-2018".

Естественно, конкуренты не могли не оценить успешность Iveco PowerStar и стали строить аналогичные по компоновке грузовики. Задумались о создании "капотника" и в Минске. Работа над перспективным грузовиком по-настоящему началась уже в прошлом году, но команда держала все под строжайшим секретом.

Только после "серебряного" для белорусов "Дакара-2018" об этом проекте заговорили вслух. И вот под конец года спортивный МАЗ капотной компоновки официально представили! Вывел за заводские ворота новейший грузовик руководитель команды "МАЗ-СПОРТавто" Сергей Вязович.

Новый спортивный грузовик получил имя МАЗ-6440RR. Этот автомобиль является стопроцентно собственной разработкой команды "МАЗ-СПОРТавто". Все расчеты по компоновке и подбор комплектующих произведены конструкторами команды. Воплощением их идей в металле и пластике занимались в различных цехах МАЗа, а окончательная сборка автомобиля традиционно производилась силами ЭЦ-1.

Главная "фишка" МАЗ-6440RR - капотная компоновка со смещением кабины в середину рамы, что, во-первых, должно значительно улучшить комфорт экипажа; во-вторых, позволит разгрузить передний мост и увеличить срок его службы (при компоновке "кабина над двигателем" мост выдерживает не более одной гонки); в-третьих, улучшит развесовку автомобиля, благодаря чему он будет более стабильно вести себя при движении по неровностям, а также лучше переносить прыжки. Благодаря своей компоновке "капотник" может быстрее проходить повороты на скоростных участках, снижается вероятность опрокидывания машины при преодолении песчаных дюн.

Вместо "малой" кабины типа "6418" на перспективном "капотнике" используется "большая" кабина типа "5440" с низкой крышей, имеющая больший внутренний объем и способная обеспечить более комфортные условия для размещения экипажа. Кроме того, ее удалось закрепить ниже относительно рамы, что позволило еще больше снизить центр тяжести и, следовательно, улучшить устойчивость грузовика.

Капот новому грузовику достался (с некоторыми доработками) от экспериментального седельного тягача МАЗ-6440PA, который наделал много шума в 2012 году. Минский "дальнобой" с жилым отсеком стал настоящей сенсацией и вызвал огромный интерес. Но, увы, консервативные нормативы по длине транспортных средств и последовавший экономический кризис фактически закрыли эту тему. Уверены, что судьба спортивного МАЗ-6440RR окажется куда счастливее.

Еще одно важное новшество спортивного "капотника" - сварная рама. В отличие от МАЗ-5309RR, где все кронштейны прикручены к ней болтами, в МАЗ-6440RR большая часть кронштейнов вварена прямо в раму, только некоторые крепятся на болтах для простой и быстрой замены. Такое решение позволило еще немного снизить снаряженную массу по сравнению с существующими грузовиками.

Тем не менее, несмотря на свою принципиальную новизну, МАЗ-6440RR сохранил большинство узлов и деталей, которые используются сегодня на действующих грузовиках. Двигатель на "капотнике" - уже обкатанный Gyrtech/Caterpillar (аналогичный применяемому на МАЗ-5309RR), однако у него несколько иная конфигурация, он смещен к центру машины.

Новый капотный МАЗ получился невысоким и компактным для грузовика. Его длина - 7050 мм, ширина - 2550, высота - 3400, колесная база - 4300 мм. Масса автомобиля (заправленного, с запасными колесами и экипажем) составляет 9600 кг. Грузовик оснащен 6-цилиндровым двигателем Gyrtech G-13 с турбонаддувом мощностью 960 л.с. и крутящим моментом 4500 Нм. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 140 км/ч, чтобы избежать штрафного времени на ралли-рейдах. Топливный бак рассчитан на 1000 л. МАЗ-6440RR соответствует техническим регламентам всех международных гонок.

Сергей Вязович подчеркнул, что новый грузовик спроектирован и собран внутри Минского автозавода. Причем почти все изготовлено на головном предприятии и заводах холдинга "БЕЛАВТОМАЗ". В частности, рама, кабина, платформа, кронштейны, панели и силовые каркасы сделаны в Беларуси. Используются и импортные комплектующие: автоматическая коробка передач Allison 4000-й серии, рессоры Weweler, амортизаторы Reiger, мосты SISU и раздаточная коробка ZF-Steyr.

"Мы постарались создать один из самых красивых спортивных грузовиков в истории. Он не только мощный и маневренный, но и эффектно выглядит. Во время крупных ралли-рейдов внимание ему обеспечено, что в свою очередь позволит еще лучше продвигать бренд МАЗ в мире", - отметил руководитель команды Сергей Вязович.

Весной для капотника начнется серия испытаний в условиях бездорожья. После этого его опробуют на ралли-рейдах, и если он себя проявит - отправят на "Дакар-2020". Кроме того, на капотном автомобиле проверят различные технические ноу-хау. Впоследствии они могут найти применение на спортивных и серийных грузовиках МАЗ.

"Капотник" в первую очередь создан для того, чтобы побеждать. Но мы также будем использовать его для проверки технических новшеств в экстремальных условиях, - пояснил Сергей Вязович. - Сейчас команда "МАЗ-СПОРТавто" входит в число фаворитов международных ралли-рейдов. С появлением "капотника" мы не только сможем повысить наши шансы на успех, но и продемонстрируем конструкторские возможности Минского автозавода".

Напомним: три экипажа команды "МАЗ-СПОРТавто" примут участие в ралли-рейде "Дакар-2019", который пройдет с 6 по 17 января в Перу. Спортивные грузовики сейчас плывут к берегам Южной Америки, гонщики смогут их забрать в первых числах января. В этот раз впервые за долгие годы члены команды встретят Новый год на родине.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото автора, ОАО "МАЗ", "КАМАЗ-мастер", Iveco Team de Rooy

Пожалуйста, подождите...

Самое обсуждаемое